Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Адрес:
Россия,Москва.Яузская улица, 11/6к4
Архитектор:
Сергей Чобан
Игорь Членов
Мастерская:
СПИЧ
Авторский коллектив:
Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская, Сергей
Попов (архитектурное бюро СПИЧ)
Фотосъемка архитектурных элементов исторического корпуса: Дмитрий Чистопрудов
Адаптация цветотехнического решения: Владимир Донсков («АКМА»)
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
В начале XIX века усадьба Ивана Родионовича Баташева, владельца чугунопавильных заводов в Выксе, была самым роскошным дворцом в Заяузье, с видовыми площадками и с тонкими, нестрандартными рельефами на грани раннего и зрелого классицизма. Авторство неизвестно, но дворец приписывают то Василию Баженову, то Шарлю да Вальи (без особенных оснований), то его ученику Родиону Казакову (что уже более вероятно). За работами наблюдал Михаил Кисельников, выпускник и пансионер Академии Художеств, по одним сведениям крепостной Баташевых, по другим купеческий сын; ему же, как считается, принадлежат рельефы фасадов (о рельефах см., например, здесь).
Дворец хорошо сохранился, хотя в 1812 году горел. В 1870-е годы усадьбу Баташева продали городу и реконструировали для Яузской больницы; в начале XX века появилось несколько корпусов в духе неоампира серебряного века, автор одного из них – Илларион Иванов-Шиц. В советское время больницу переименовали в Медсантруд, в 1920-е она принадлежала ГПУ, затем медицинским институтам. Сейчас больница названа в честь одного из профессоров, который работал в ней в 1930-е годы, Ипполита Васильевича Давыдковского, патологоанатома, во время войны – организатора системы полевой хирургии.
Иными словами, и больница более чем известна, специализируется на хирургии и неврологии, и дворец – известнейший памятник московского классицизма. Его реставрация началась в 2019 году, вместе с комплексной реконструкцией больницы, и рассматриваемый корпус №4 – часть реконструкции. Шестиэтажное здание построено в 1972 году по типовому проекту серии 2МГ-05-5, на восточной границе территории больницы, вдоль Землянского переулка. Лаконичный панельный корпус белого цвета, функциональная постройка на бывшей дворцовой территории.
Корпус 4, вид до реконструкции. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского
Фотография: СПИЧ
Корпус 4, вид до реконструкции. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского
Фотография: СПИЧ
Реконструкция таких зданий в Москве как правило состоит, помимо инженерных и интерьерных работ, в утеплении фасадов, которые покрывают, поверх минеральной ваты, штукатуркой, керамогранитом или, в самом лучшем случае, алюминиевыми кассетами.
Архитекторы СПИЧ предложили вариант более сложный, откликающийся на соседство знаменитого дворца. В рамках благотворительного проекта они бесплатно разработали для больницы проект реконструкции фасадов, основанный на идее, реализованной Сергеем Чобаном 10-15 лет назад в Петербурге, в бизнес-центрах «Лангензипен», «Бенуа» и «Временах года», – стеклянные кассеты с фотографиями исторического декора, нанесенными на стекло с внутренней стороны кассеты.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Главный вход в 4 корпус расположен с внутренней стороны, с территории больницы. Здесь по сторонам входной группы, к которой ведет пологий пандус, авторы поместили два уникальных отпечатка – увеличенные фотографии рельефов с главной лестницы баташевского дворца, переоформленной после пожара 1812 года под наблюдением Жилярди: «Прощание с воином» и «Возвращение Одиссея».
Прощание с воином (возможная альтернативная интерпретация – знамение Энею оставить Трою. См. дисс. С.М. Царевой). Рельеф парадной лестницы дома Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского
Эти рельефы несколько более поздние, чем фасадный декор главного дома, они относятся к периоду послепожарного ампира. Именно поэтому моделировка, тонкая и детализированная включая лица и костюмы, легко выдержала увеличение. Подлинные рельефы на лестнице меньше размером, удалены от зрителя и рассчитаны на разглядывание снизу. В напечатанном рисунке они увеличены, хотя и остаются чуть меньше человеческого роста, и максимально приближены: все, кто пройдет мимо на пути ко входу, могут разглядеть детали и даже масштабно сопоставить себя этими фигурами.
Любопытна иллюзия объема: контрастная светотень фотографий подчеркивает рельеф, и в какой-то момент кажется, что фигуры лишь помещены под стекло, как на музейной витрине; но с другой стороны они – рисунок на стекле, и немного напоминают голограмму.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Возвращение Одиссея, фрагмент шелкографии. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография: Архи.ру
Все остальные рельефы, воспроизведенные на стеклянных панелях – декоративные и относятся к внешнему убранству дворца, по всей видимости выполненному пансионером Академии Михаилом Кисельниковым до пожара. Историки отмечают оригинальность этих деталей, вероятно, вдохновленных итальянским опытом крепостного. Действительно, выражения лиц маскаронов – совершенно нетиповые и могут напомнить гримасу на колокольне Santa Maria Formosa в Венеции; не менее интересны композиции с тритонами, трезубцами и «собакой» по центру – из состава лепных украшений главного фасада дворца Баташева.
Дворец Ивана Баташева. Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Детали фасада здания начала XIX века
Плюс розетки, декоративные балюстрады и консоли с богатым лиственным рисунком. Все эти элементы стали основой для декора, нанесенного па стеклянные панели, все они гипертрофированы – сильно увеличены в масштабе, и, в основном, потеряли свои места в рамках логики фасада здания классицизма и получили новые.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Общая логика размещения элементов – декоративная, сродни ковру. Хотя классическая основа в ней также есть: белый параллелепипед с окнами получил вертикали и горизонтали, верх и низ, аттик с розетками и цокольный ярус с консолями. Горизонтали балюстрад прорезают вертикали «пилястр», на всю высоту, они начинаются с консолей и завершаются «капителями»– львами. Для дельфинов с главного, обращенного к переулку, фасада дворца нашлось место на уличном фасаде корпуса.
Шаг увеличения тоже различен: миниатюрные розетки, размещенные в исходном рельефе под окнами, и фрагмент волнистого паттерна увеличены очень сильно, перевернуты относительно их базовой горизонтальной позиции и служат декором «пилястр». Но намеренного «жонглирования» элементами, фрагментирования, игры здесь нет – скорее мотивы, обоснованные соседством классицистического дворца, складываются в некий новый крупный узор со своей внутренней логикой.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Узор этот похож на гризайль, утопленную в имитирующем травертин золотисто-бежевом тоне, апеллирующем в большей степени к камню классической архитектуры в широком смысле, чем к желтой краске фасадов классицизма. Новый фасад – не попытка превратить корпус 1972 года в подобие дворцового флигеля, он скорее становится неким напоминанием о памятнике, гигантской гравюрой на его тему, подобной оформлению выставки. Попыткой актуализировать ценные рельефы, обратить на них внимание прохожего или пациента. И, конечно же, украсить, насытить фактурой и эмоциями как собственно дом, так и окружение.
Фотографии фасадных рельефов красивы сами по себе, особенно в косом свете и в увеличении. Скульптурная поверхность, задуманная автором, в реальном рельефе сочетается с неровностями, потеками краски, городской копотью – эти два рисунка, задуманный и реальный, накладываются друг на друга и в таком сочетании наделены особенной привлекательностью. Их хочется фотографировать, рассматривать, увеличивать. Любоваться. В сущности это и предлагают нам авторы проекта фасадов корпуса 4 – любоваться рельефами в увеличении, просто проходя мимо. Удивляться, увидев за зарослями американских кленов огромную консоль, то ли рельефную, то ли «нарисованную», но похожую на часть какого-то паркового грота из Италии, где стажировался крепостной архитектор Кисельников.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография: Архи.ру
У стеклянных кассет есть еще одна особенность: кроме того, что рисунок развит, сложен и точен, – стеклянная поверхность отражает окружение. На изъятые из контекста и увеличенные картинки накладываются тени, отражения соседних зданий, к примеру дворцовых флигелей или церкви Симеона Столпника, и контуры деревьев, – что еще раз усложняет и обогащает рисунок при его непосредственном восприятии.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография: Архи.ру
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Фотография: Архи.ру
Конечно, реконструкция фасада ограничена в возможностях и в данном случае стеклянные кассеты помогли лишь немного «собрать» объем здания и недвусмысленно погрузить его в орнаментику. Окна сохранили свои небольшие размеры и узнаваемые пропорции, хотя откосы придали им глубину.
Городская клиническая больница №23 им. И.В. Давыдовского. Реконструкция корпуса 4
Однако не стоит забывать, что, в сущности, речь шла об утеплении фасадов – а получился новый опыт работы с рельефами, которые, будучи превращены в графику, сохранили и часть признаков скульптуры, поскольку под определенным углом зрения иллюзия объема напоминает о себе. С одной стороны, повтор и тиражирование очевидны, с другой стороны, копирования нет, поскольку мотивы перенесены на иной материал и поняты как часть другой системы, где они заняли другие места. Скорее уж это коллаж с увеличением, сродни подходу коллекционера, рассматривающего интересные ему детали под лупой – и предлагающего прохожему заняться тем же самым.