Участок, на котором расположено реконструируемое здание кинотеатра «Мир», находится между проспектом Красной Армии, Овражным переулком, улицей Митькина и улицей Карла Маркса, прямо напротив Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, имеющей статус памятника архитектуры. Справочный материал, содержащийся в «Исходных данных для разработки проекта реконструкции здания кинотеатра «Мир», страшно читать: там везде сплошные запреты – нельзя нарушать характерную среду ансамбля Лавры, нельзя превышать допускаемую в пределах квартала высотную отметку (от отметки земли до отметки конька кровли здания должно быть не больше 10 метров – по специальному согласованию, не больше 12 метров), нельзя сооружать высокие ограды; нельзя допускать «резко диссонансного» архитектурного решения по силуэтам, объемам, строительным материалам и цвету. Казалось бы, архитектору здесь особо не развернуться. А Илья Уткин смог.
Облик существующего здания 1970-х Илья Уткин полностью видоизменил, умудрившись соблюсти все требования по сохранению целостности ансамбля Лавры. Удивительно, но при этом фасады в его проекте не получились серыми и монотонными – их архитектура напоминает старые гостиные дворы.
Спроектированное Ильей Уткиным здание имеет три этажа. Каждый из четырех его фасадов как бы «сложен» из одного модуля. Модуль этот образован стоящими на рустованном постаменте тосканскими пилястрами, между которыми на первом этаже – арка, на втором – три окна с максимально упрощенными наличниками, на третьем – три окна без наличников. В основном все арки застеклены, только две из них являются проходными – одна ведет во двор здания, через другую можно пройти сквозь все здание и выйти к Овражному переулку. Обращенные к Лавре и к улице Митькина фасады отличаются от остальных фасадов только наличием обходной галереи на первом этаже. Все очень нейтрально, но ни в коем случае не скучно. По стилистике это чем-то похоже на русский провинциальный классицизм.
Илья Уткин также сделал в этом проекте предложение по улучшению инфраструктуры района. На участке, где сейчас стоит кинотеатр «Мир», наблюдается сильный перепад рельефа – от улицы Карла Маркса до улицы Митькина, куда выходят торцевые фасады здания Ильи Уткина, рельеф понижается более чем на десять метров, – соответственно, проспект Красной Армии на определенном промежутке проходит по мосту. Точнее, по эстакаде с мрачноватым переходом типа московских пешеходных переходов под оживленными трассами. Темноватый туннельчик служит для того, что переходить от Лавры на другую сторону улицы, к часовне XVII века над бывшим источником Сергия, к автостоянкам и ресторанам. С обеих сторон от туннеля – торговля измайлово-арбатского (кто помнит) типа, тетушки на лотках предлагают туристам платки и матрешек. Илья Уткин предложил привести в порядок этот переход и площади перед ним. По сторонам от моста он предложил устроить две широкие лестницы с эскалаторами, по которым можно будет от Главной площади перед Лаврой спуститься к упомянутой туристической площади.
Теперь о функциональной составляющей проекта. По периметру здания размещаются квартиры 11 типов. Вход в эти квартиры осуществляется через галереи, опоясывающие фасады двора. Сам двор визуально разделен на две части проходящим поперек него объемом, вмещающим общественную зону (кафе и прочее). На уровне первого этажа в этом объеме имеется проход, обеспечивающий сообщение между двумя частями внутреннего двора, одна их которых перекрыта кровлей, а другая нет. Дворовые фасады оформлены также лаконично и строго, как фасады наружные: все в аркадах, украшенных тосканскими полуколоннами, а по центру перекрытой кровлей части двора Илья Уткин поставил скульптуру, которая воспринимается как пространственная доминанта всего двора.
Помню, в одном разговоре со мной, Илья Уткин произнес примерно следующую фразу: «Я считаю, если сволочь ломает старые дома, то я их заново выстрою». Глядя на современные проекты Ильи Уткина, я понимаю, что эту фразу вполне можно считать его творческим кредо. Все, что он сейчас делает – это в каком-то смысле дань архитектуре предшествующих эпох, попытка выразить ностальгию по ушедшему в прошлое времени, тоску по сооружениям, которых больше нет. Мне самому свойственны подобные переживания, поэтому архитектура Ильи Уткина меня как-то очень трогает, берет за живое. В этом смысле проект реконструкции старого кинотеатра «Мир» можно, пожалуй, считать апофеозом позднего, постперестроечного творчества Ильи Уткина, ведь именно в проектах реставраций и реконструкций проявляется отношение архитектора к наследию, а у Ильи Уткина оно самое уважительное – и здесь это его отношение нашло наиболее полное выражение.