09.09.2013
беседовала: Алла Павликова

Кадаши: продолжение истории

Интервью с Ильей Уткиным, автором проекта застройки Кадашевской слободы.

информация:


Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»
Архи.ру:
– Проект застройки Кадашевской слободы известен долгую и скандальную историю противостояния общественности с застройщиком. Будет ли разрешён этот конфликт? Расскажите о своём проекте и о том, как все начиналось.

Илья Уткин:
– В этом месте в советское время находились заводы, производящие пищевую продукцию, здесь же располагался древесностружечный цех и другие производства. Вся территория вокруг храма Воскресения представляла собой сплошную зону предприятий и складских помещений. Еще раньше, до революции, в этом месте работала колбасная фабрика Григорьева, состоявшая из кирпичных корпусов с выразительной фабричной архитектурой, полуарками, орнаментами и карнизами.
Историческая фотография Кадашевской слободы. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Историческая фотография Кадашевской слободы. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Исторические фотографии. Материалы предоставлены «Студией Уткина»
Исторические фотографии. Материалы предоставлены «Студией Уткина»

В постперестроечные годы вся эта территория была предназначена под жилую застройку. Был разработан проект «Пять столиц», шестиэтажный офисно-жилой комплекс, который окружил бы своим массивом храмовый ансамбль с трех сторон. В 2009 году этот проект был утвержден. Под застройку уже начали очищать территорию. Но в этот момент приход храма и лично отец Александр Салтыков заинтересовались проектом, а, увидев его, решили биться насмерть, но не допустить строительства. Они не хотели, чтобы их храм обступили огромные корпуса элитного жилья. Себе на помощь активисты призвали общественность и «Архнадзор». Выяснилось, что, несмотря на то, что у застройщика уже имелось государственное разрешение на строительство, не все согласования были пройдены, не была проведена экспертиза. Активисты встали стеной на защиту Кадашей, они буквально жили на руинах, рискуя жизнью, не подпускали к площадке экскаваторы. После того как все это получило широкую огласку, стройку остановили.

По-моему, это был первый случай, когда благодаря общественности строительство было заморожено.

Заказчик решил переделать проект, сменил проектировщика, было сделано несколько вариантов, но и они не устраивали город и общественность.

– А что конкретно не устраивало общественность? Какие основные претензии они высказывали к проекту?

– Понимаете, исторически здесь на небольшом участке располагался приходской храм, а чуть в стороне дом дьякона, по поводу которого в недавнее время разгорелись самые жаркие имущественные споры.

Территории вокруг храма представляли собой деревенско-производственный слободской район: здесь и свиней резали, и колбасу варили. Рядом с колбасной фабрикой ее владелец Григорьев построил большой усадебный дом, в Кадашевский переулок выходил колбасный магазин. Рабочие завода жили в мансардах многочисленных и очень плотно построенных заводских корпусов. У этого места особый дух. А авторы нового проекта несколько уменьшили масштаб застройки в сравнении с предыдущим предложением, изменили архитектуру, но в целом сделали что-то вроде Рублевки – очень плотная застройка, дорогие «рублевские» усадебные дома с колоннами, которые совершенно не коррелируются с контекстом Кадашей и территорией храма.
Существующее положение. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Существующее положение. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Участок застройки Кадашевской слободы. Существующее положение. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Участок застройки Кадашевской слободы. Существующее положение. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Фабрика Григорьева. Существующее положение. фотография предоставлена «Студией Уткина»
Фабрика Григорьева. Существующее положение. фотография предоставлена «Студией Уткина»
Фрагмент исторической кирпичной кладки, использованной как мотив для орнамента в новом проекте. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Фрагмент исторической кирпичной кладки, использованной как мотив для орнамента в новом проекте. Фотография предоставлена «Студией Уткина»

– Как получилось, что Вы стали заниматься разработкой проекта застройки Кадашей?

– Разработкой градостроительных регламентов для данного участка занимались НПО-38 НИиПИ Генплана под руководством Елены Соловьевой. Именно она и предложила заказчику обратиться ко мне за помощью. Это было в 2011 году. Поначалу заказчик просил меня переработать только фасады зданий существующего проекта. Но я глубоко убежден, что так делать нельзя. Новый проектировщик должен разрабатывать проект от начала и до конца. На том мы и сошлись, и я приступил к разработке новой концепции.

– У Вас была очень непростая задача. Что Вы предложили?

– В этой ситуации я предложил концепцию, опирающуюся на историю. Я посчитал, что в таком месте может появиться только малоэтажная застройка со своими улочками, со своей городской средой. Основная застройка – это блокированные жилые дома, таунхаусы.

Для одной семьи предназначен один трехэтажный блок с подвальным этажом и гаражом.

Что касается стилевого решения, то я подумал, что это должен быть кирпично-фабричный стиль конца XIX – начала XX веков, близкий к тому, в котором была построена фабрика Григорьева. В своем решении я обратился к традиционной архитектуре с карнизами, цоколем, металлическими балконами, которые выполняют одновременно роль козырька над входом в подъезд. В качестве основного отделочного материала предлагается использовать кирпич. Мотивы орнамента заимствованы у колбасной фабрики. Все кровли – скатные, металлические. Единственное отступление – это трубы над кровлями, в которые спрятаны кондиционеры и вентиляционная система.
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»

И направление этих домов, и расстояние между ними, и высотные характеристики не превышают исторически существовавшие. Опасения нет, что подземная часть  нового строительства повлияет на исторические фундаменты окружающих зданий. По разрезу видно, что подземная часть гаража находится в отметках существующих подвалов.
Жилой комплекс «Кадаши». Генплан. «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». Генплан. «Студия Уткина»

– Что из исторической застройки сохранилось на участке до сегодняшнего дня?

– До наших дней сохранилось немного: одна стена колбасного цеха, фрагмент входных ворот и остатки колбасного магазина. Все остальное было разрушено еще в советское время. Фабричные корпуса просто срослись – их перекрыли единой кровлей, потому что они стояли довольно близко друг к другу. Все было много раз разрушено и перестроено.
Исторический план на начало XX века. Существующее положение. Проектное предложение. «Студия Уткина»
Исторический план на начало XX века. Существующее положение. Проектное предложение. «Студия Уткина»

– Ваш проект предполагает реставрацию уцелевших фрагментов исторической застройки?

– Если бы мы делали реставрацию, то должны были бы в точности воспроизвести фабричные постройки. Но сегодня это сделать невозможно. В новом проекте нельзя воссоздать лабиринты узких проходов между корпусами времен XIX века. По нынешним нормам расстояние между домами не может быть равно шести метрам, минимум – десять или двенадцать метров, чтобы элементарно обеспечить проезд пожарной машине.

Что же до уцелевших фрагментов застройки, то нами сделан очень подробный проект реставрации входной части, полностью воссоздаются ворота. Реставрироваться будет уличный фасад магазина и стена колбасной фабрики. Я намеренно сделал плоские кровли на боковых объемах бывшей фабрики Григорьева, чтобы акцентировать эту стену. Над ней будет воссоздана мансардная кровля. А два объема, которые фланкируют стену с двух сторон, накрыты плоскими крышами, чтобы демонстративно провести границу между исторической застройкой и новой.
Проект реставрации. «Студия Уткина»
Проект реставрации. «Студия Уткина»

– Как протестующие восприняли Ваше проектное предложение?

– «Архнадзор» и городские власти долго изучали мой проект, проводили ландшафтно-визуальный анализ и экспертизу, тщательно проверяли, чтобы с городских улиц не было видно новых построек, чтобы они не загораживали купола храма, чтобы были соблюдены все регламенты. В результате мой проект устроил всех экспертов. Я показывал свое предложение и отцу Александру, который тоже благосклонно отнесся к моему творчеству. Правда, он сразу сказал, что будет выступать против какого-либо строительства в этом месте. Это его принципиальная позиция, которую я понимаю. Но я должен был выполнять заказ, и я постарался сделать это как можно деликатнее. Надо сказать, что в этом меня поддержал и город, и представители «Архнадзора». Но волнения вокруг проекта так и не стихли. Через некоторое время было решено поручить разработку проекта еще одному молодому архитектору, который создал очередной альтернативный вариант, предполагающий восстановление исторической среды не на конец XIX века, как в моем проекте, а на его начало. Однако и этот вариант не получил развития.
Жилой комплекс «Кадаши». Развертка. «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». Развертка. «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»

– Как дальше развивался Ваш проект? С какими проблемами Вы столкнулись?

– История не заканчивается и сегодня, как будто это проклятое место.

В настоящее время, хотя уже утверждены регламенты застройки и сделан проект, который проходит экспертизу, заказчик и застройщик никак не могут получить разрешительные документы, активисты продолжают бастовать, устраивают общественные обсуждения, выдвигают альтернативные проекты, поднимают общественность на борьбу. Но самое главное, что наш проект всё больше и больше обрастает домыслами и слухами.

При этом территория находится в частной собственности и сейчас представляет собой заброшенную помойку в центре Москвы, поросшую травой и мхом. Едва ли это нужно оставлять так, как есть…
 
беседовала: Алла Павликова
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Чобан
  • Левон Айрапетов
  • Олег Карлсон
  • Екатерина Грень
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Ликин
  • Роман Леонидов
  • Олег Мединский
  • Иван Кожин
  • Павел Андреев
  • Александр Асадов
  • Марк Сафронов
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Зураб Басария
  • Николай Миловидов
  • Вера Бутко
  • Антон Бондаренко
  • Антон Надточий
  • Василий Крапивин
  • Станислав Белых
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Илья Уткин
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Игорь Шварцман
  • Иван Рубежанский
  • Евгений Герасимов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Никита Токарев
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Труханов
  • Александр Бровкин
  • Алексей Гинзбург
  • Наталия Шилова
  • Никита Бирюков
  • Никита Явейн
  • Сергей Скуратов
  • Юлия Тряскина
  • Арсений Леонович
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Александр Скокан
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Машков
  • Юрий Сафронов
  • Андрей Асадов
  • Рустам Керимов
  • Тотан Кузембаев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка
  • Театр «Практика»
  • Микродом
  • Благоустройство парка Зеленая Роща
  • Центр документального кино

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи