09.09.2013
беседовала: Алла Павликова

Кадаши: продолжение истории

Интервью с Ильей Уткиным, автором проекта застройки Кадашевской слободы.

информация:


Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»открыть большое изображение
Архи.ру:
– Проект застройки Кадашевской слободы известен долгую и скандальную историю противостояния общественности с застройщиком. Будет ли разрешён этот конфликт? Расскажите о своём проекте и о том, как все начиналось.

Илья Уткин:
– В этом месте в советское время находились заводы, производящие пищевую продукцию, здесь же располагался древесностружечный цех и другие производства. Вся территория вокруг храма Воскресения представляла собой сплошную зону предприятий и складских помещений. Еще раньше, до революции, в этом месте работала колбасная фабрика Григорьева, состоявшая из кирпичных корпусов с выразительной фабричной архитектурой, полуарками, орнаментами и карнизами.
Историческая фотография Кадашевской слободы. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Историческая фотография Кадашевской слободы. Фотография предоставлена «Студией Уткина»открыть большое изображение
Исторические фотографии. Материалы предоставлены «Студией Уткина»
Исторические фотографии. Материалы предоставлены «Студией Уткина»открыть большое изображение

В постперестроечные годы вся эта территория была предназначена под жилую застройку. Был разработан проект «Пять столиц», шестиэтажный офисно-жилой комплекс, который окружил бы своим массивом храмовый ансамбль с трех сторон. В 2009 году этот проект был утвержден. Под застройку уже начали очищать территорию. Но в этот момент приход храма и лично отец Александр Салтыков заинтересовались проектом, а, увидев его, решили биться насмерть, но не допустить строительства. Они не хотели, чтобы их храм обступили огромные корпуса элитного жилья. Себе на помощь активисты призвали общественность и «Архнадзор». Выяснилось, что, несмотря на то, что у застройщика уже имелось государственное разрешение на строительство, не все согласования были пройдены, не была проведена экспертиза. Активисты встали стеной на защиту Кадашей, они буквально жили на руинах, рискуя жизнью, не подпускали к площадке экскаваторы. После того как все это получило широкую огласку, стройку остановили.

По-моему, это был первый случай, когда благодаря общественности строительство было заморожено.

Заказчик решил переделать проект, сменил проектировщика, было сделано несколько вариантов, но и они не устраивали город и общественность.

– А что конкретно не устраивало общественность? Какие основные претензии они высказывали к проекту?

– Понимаете, исторически здесь на небольшом участке располагался приходской храм, а чуть в стороне дом дьякона, по поводу которого в недавнее время разгорелись самые жаркие имущественные споры.

Территории вокруг храма представляли собой деревенско-производственный слободской район: здесь и свиней резали, и колбасу варили. Рядом с колбасной фабрикой ее владелец Григорьев построил большой усадебный дом, в Кадашевский переулок выходил колбасный магазин. Рабочие завода жили в мансардах многочисленных и очень плотно построенных заводских корпусов. У этого места особый дух. А авторы нового проекта несколько уменьшили масштаб застройки в сравнении с предыдущим предложением, изменили архитектуру, но в целом сделали что-то вроде Рублевки – очень плотная застройка, дорогие «рублевские» усадебные дома с колоннами, которые совершенно не коррелируются с контекстом Кадашей и территорией храма.
Существующее положение. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Существующее положение. Фотография предоставлена «Студией Уткина»открыть большое изображение
Участок застройки Кадашевской слободы. Существующее положение. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Участок застройки Кадашевской слободы. Существующее положение. Фотография предоставлена «Студией Уткина»открыть большое изображение
Фабрика Григорьева. Существующее положение. фотография предоставлена «Студией Уткина»
Фабрика Григорьева. Существующее положение. фотография предоставлена «Студией Уткина»открыть большое изображение
Фрагмент исторической кирпичной кладки, использованной как мотив для орнамента в новом проекте. Фотография предоставлена «Студией Уткина»
Фрагмент исторической кирпичной кладки, использованной как мотив для орнамента в новом проекте. Фотография предоставлена «Студией Уткина»открыть большое изображение

– Как получилось, что Вы стали заниматься разработкой проекта застройки Кадашей?

– Разработкой градостроительных регламентов для данного участка занимались НПО-38 НИиПИ Генплана под руководством Елены Соловьевой. Именно она и предложила заказчику обратиться ко мне за помощью. Это было в 2011 году. Поначалу заказчик просил меня переработать только фасады зданий существующего проекта. Но я глубоко убежден, что так делать нельзя. Новый проектировщик должен разрабатывать проект от начала и до конца. На том мы и сошлись, и я приступил к разработке новой концепции.

– У Вас была очень непростая задача. Что Вы предложили?

– В этой ситуации я предложил концепцию, опирающуюся на историю. Я посчитал, что в таком месте может появиться только малоэтажная застройка со своими улочками, со своей городской средой. Основная застройка – это блокированные жилые дома, таунхаусы.

Для одной семьи предназначен один трехэтажный блок с подвальным этажом и гаражом.

Что касается стилевого решения, то я подумал, что это должен быть кирпично-фабричный стиль конца XIX – начала XX веков, близкий к тому, в котором была построена фабрика Григорьева. В своем решении я обратился к традиционной архитектуре с карнизами, цоколем, металлическими балконами, которые выполняют одновременно роль козырька над входом в подъезд. В качестве основного отделочного материала предлагается использовать кирпич. Мотивы орнамента заимствованы у колбасной фабрики. Все кровли – скатные, металлические. Единственное отступление – это трубы над кровлями, в которые спрятаны кондиционеры и вентиляционная система.
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»открыть большое изображение
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»открыть большое изображение
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»открыть большое изображение

И направление этих домов, и расстояние между ними, и высотные характеристики не превышают исторически существовавшие. Опасения нет, что подземная часть  нового строительства повлияет на исторические фундаменты окружающих зданий. По разрезу видно, что подземная часть гаража находится в отметках существующих подвалов.
Жилой комплекс «Кадаши». Генплан. «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». Генплан. «Студия Уткина»открыть большое изображение

– Что из исторической застройки сохранилось на участке до сегодняшнего дня?

– До наших дней сохранилось немного: одна стена колбасного цеха, фрагмент входных ворот и остатки колбасного магазина. Все остальное было разрушено еще в советское время. Фабричные корпуса просто срослись – их перекрыли единой кровлей, потому что они стояли довольно близко друг к другу. Все было много раз разрушено и перестроено.
Исторический план на начало XX века. Существующее положение. Проектное предложение. «Студия Уткина»
Исторический план на начало XX века. Существующее положение. Проектное предложение. «Студия Уткина»открыть большое изображение

– Ваш проект предполагает реставрацию уцелевших фрагментов исторической застройки?

– Если бы мы делали реставрацию, то должны были бы в точности воспроизвести фабричные постройки. Но сегодня это сделать невозможно. В новом проекте нельзя воссоздать лабиринты узких проходов между корпусами времен XIX века. По нынешним нормам расстояние между домами не может быть равно шести метрам, минимум – десять или двенадцать метров, чтобы элементарно обеспечить проезд пожарной машине.

Что же до уцелевших фрагментов застройки, то нами сделан очень подробный проект реставрации входной части, полностью воссоздаются ворота. Реставрироваться будет уличный фасад магазина и стена колбасной фабрики. Я намеренно сделал плоские кровли на боковых объемах бывшей фабрики Григорьева, чтобы акцентировать эту стену. Над ней будет воссоздана мансардная кровля. А два объема, которые фланкируют стену с двух сторон, накрыты плоскими крышами, чтобы демонстративно провести границу между исторической застройкой и новой.
Проект реставрации. «Студия Уткина»
Проект реставрации. «Студия Уткина»открыть большое изображение

– Как протестующие восприняли Ваше проектное предложение?

– «Архнадзор» и городские власти долго изучали мой проект, проводили ландшафтно-визуальный анализ и экспертизу, тщательно проверяли, чтобы с городских улиц не было видно новых построек, чтобы они не загораживали купола храма, чтобы были соблюдены все регламенты. В результате мой проект устроил всех экспертов. Я показывал свое предложение и отцу Александру, который тоже благосклонно отнесся к моему творчеству. Правда, он сразу сказал, что будет выступать против какого-либо строительства в этом месте. Это его принципиальная позиция, которую я понимаю. Но я должен был выполнять заказ, и я постарался сделать это как можно деликатнее. Надо сказать, что в этом меня поддержал и город, и представители «Архнадзора». Но волнения вокруг проекта так и не стихли. Через некоторое время было решено поручить разработку проекта еще одному молодому архитектору, который создал очередной альтернативный вариант, предполагающий восстановление исторической среды не на конец XIX века, как в моем проекте, а на его начало. Однако и этот вариант не получил развития.
Жилой комплекс «Кадаши». Развертка. «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». Развертка. «Студия Уткина»открыть большое изображение
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»открыть большое изображение
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»открыть большое изображение
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»открыть большое изображение

– Как дальше развивался Ваш проект? С какими проблемами Вы столкнулись?

– История не заканчивается и сегодня, как будто это проклятое место.

В настоящее время, хотя уже утверждены регламенты застройки и сделан проект, который проходит экспертизу, заказчик и застройщик никак не могут получить разрешительные документы, активисты продолжают бастовать, устраивают общественные обсуждения, выдвигают альтернативные проекты, поднимают общественность на борьбу. Но самое главное, что наш проект всё больше и больше обрастает домыслами и слухами.

При этом территория находится в частной собственности и сейчас представляет собой заброшенную помойку в центре Москвы, поросшую травой и мхом. Едва ли это нужно оставлять так, как есть…
 
беседовала: Алла Павликова
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»открыть большое изображение
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Романов
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Ладыгин
  • Магда Кмита
  • Юлий Борисов
  • Петр Фонфара
  • Михаил Канунников
  • Антон Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Арсений Леонович
  • Екатерина Грень
  • Иван Кожин
  • Александра Кузьмина
  • Павел Андреев
  • Алексей Курков
  • Алексей Гинзбург
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Скуратов
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Уткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Сенкевич
  • Шимон Матковски
  • Дмитрий Ликин
  • Валерий Лукомский
  • Магда Чихонь
  • Никита Явейн
  • Сергей Труханов
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей  Орешкин
  • Валерия Преображенская
  • Александр Попов
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Асадов
  • Сергей Переслегин
  • Даниил Лоренц
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Чобан
  • Олег Карлсон
  • Олег Мединский
  • Антон Бондаренко
  • Олег Шапиро
  • Дмитрий Селивохин
  • Илья Машков
  • Евгений Герасимов
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Антон Надточий
  • Лукаш Качмарчик
  • Николай Переслегин
  • Вера Бутко
  • Никита Токарев
  • Левон Айрапетов
  • Всеволод Медведев
  • Игорь Шварцман
  • Антон Барклянский
  • Наталья Сидорова
  • Николай Миловидов
  • Зураб Басария
  • Андрей Гнездилов
  • Наталия Шилова
  • Никита Бирюков
  • Карен Сапричян
  • Александр Скокан
  • Станислав Белых

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи