English version

Компиляция и современное прочтение контекста

Илья Уткин, один из трех победителей конкурса «Царев сад», рассказывает о своем проекте и о конкурсе.

Алла Павликова

Беседовала:
Алла Павликова

05 Августа 2013
mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Проект-победитель конкурса «Царев сад». «Студия Уткина»
Россия, Москва, Софийская набережная

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Иван Уткин

2013 — 2013

ООО «МАО-СРЕДА»
0 Архи.ру:
– Илья Валентинович, что Вы думаете о прошедшем конкурсе и его результатах?

Илья Уткин:
– Я не понимаю результатов этого конкурса и не понимаю, для чего он вообще проводился. Соглашаясь принять в нем участие, я предполагал, что заказчик в итоге не захочет ничего кардинально менять в существующем проекте. Его по большому счету все устраивало – устраивали объемы и габариты здания, количество квадратных метров, а архитектура на этом фоне не имела особого значения. Получить новое и понятное архитектурное и градостроительное решение хотела архитектурная общественность, историки, эксперты. Они хотели видеть в этом месте другую архитектуру. Видимо, поэтому конкурс и состоялся. Но его результаты с тремя победителями ничего проекту не дадут. На самом деле, это абсолютная глупость.

Что касается лично меня, то все знают направление моей архитектуры. Если меня приглашают поучаствовать в том или ином конкурсе, значит, организаторам и заказчикам интересно узнать, что я могу сказать на заданную тему, значит, они хотят услышать, что думает об этом Уткин. И в данном случае я просто высказал свое мнение.

– Какое Вы предложили решение для данного участка?

– Подробно изучив ситуацию, я предложил композицию, которая, на мой взгляд, является наиболее контекстуальной и сохраняет исторически сложившийся образ места. Новый комплекс должен стать завершающим элементом в общей композиции, сформировать окончательный облик квартальной застройки Кокоревского подворья, от которого сегодня мало что сохранилось. Это место имеет сложную историю, здания в разные периоды времени менялись, несколько раз перестраивались, многое было разрушено и утрачено, возникали произвольные и неуместные надстройки. Я попытался собрать и восстановить по крупицам морфологию этого участка, найти основу композиции и завершить ее мощным, праздничным и выразительным «ударом». Симметричное решение здесь кажется мне самым уместным, оно отвечает на все поставленные задачи.
Гостиничный комплекс «Царев сад». Победитель конкурса. «Студия Уткина». Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
© Илья Уткин
Проект «Студии Уткина». Общий вид

В основе решения лежит традиционная схема дорогой гостиницы начала прошлого века. Это протяжённый корпус с центральным входом, акцентированным симметричными фасадами боковых крыльев. Перед главным фасадом расположен длинный двор, фланкированный трёхэтажными постройками. Со стороны Софийской набережной я предложил восстановить историческую периметральную застройку, а дворовые пространства решил соединить парадными проходами через двусветные арочные проёмы.
Гостиничный комплекс «Царев сад». Проект «Студии Уткина». Общий вид
© Илья Уткин
Проект «Студии Уткина». Объемно-пространственное решение

Можно спорить об архитектуре комплекса. Кто-то говорит, что мой проект больше похож на вокзал или аэропорт. По-моему, это далеко не так. Любая архитектурная деталь может быть пересмотрена, сдвинута влево или вправо – это не главное. Самое важное – найти правильное объемно-пространственное и композиционное решение. И как раз в этом заключается суть моего проекта.

– Какой стилистике Вы отдали предпочтение в формировании внешнего облика здания?

– Предложенный мной стиль в решении фасадов можно назвать эклектикой. Это современный стиль, который использует все архитектурные приемы, существующие на белом свете. Это свободное композиционное проектирование с использованием исключительно натуральных материалов. Тектоника существующих на участке зданий задает ритм нового строительства. Это и арочные пролеты, и использование для отделки фасадов кирпича, камня, керамики и металла. Все детали проекта продиктованы окружением.
Победитель конкурса «Царев сад». Проект «Студии Уткина»
Проект «Студии Уткина». Композиционное решение. Вид сверху

Кроме того, образ архитектуры определила близость к Кремлевской площади, собору Василия Блаженного и историческому музею. В своем проекте я учитывал архитектурные традиции конца XIX века. Это своего рода компиляция, современное прочтение контекста.

Одним из условий конкурса было сохранение и улучшение видов из апартаментов на Кремлевский ансамбль. Увидеть собор Василия Блаженного из окна каждой квартиры можно только используя классическую эркерную схему фасадов или протяжённые окна. В основе нашего предложения лежит треугольный эркер, выдающийся на полтора метра от плоскости стены.
Проект «Студии Уткина». Генплан

Все основные отметки существующего проекта, разработанного Вячеславом Осиповым, в моем предложении сохранены, потому что они были добыты кровью в течение трехлетней работы мастерской.
Фрагмент фасада с треугольными эркерами. Проект «Студии Уткина»
Главный фасад. Проект «Студии Уткина»
Проект «Студии Уткина». Фасад со стороны Кремля

– Планируете ли Вы участвовать в развитии проекта на предложенных условиях?

– Я пока не в курсе всех тонкостей предполагаемой реализации проекта, я только краем уха слышал о результатах конкурса и даже боюсь предположить, как дальше будет развиваться этот проект. С заказчиком на данную тему я тоже пока не общался.

Но вся эта ситуация называется «лебедь, рак и щука». И как мы все помним, героям этой басни так и не удалось сдвинуть воз с места. Любая проектная деятельность всегда очень централизована, она должна подчиняться единому мозговому центру. Должен быть кто-то, кто несет ответственность за судьбу строящегося здания, кто-то, кто способен принимать правильные решения. Когда же границы ответственности размыты, а решения принимаются разными людьми, получается, что никто за конечный результат не отвечает. Эта система абсолютной безответственности. И если быть откровенным, то что-то доказывать и тянуть на себя лямку в такой ситуации мне бы не хотелось.
Проект «Студии Уткина». Фасад / Разрез
Конкурсный проект «Студии Уткина». Вид со стороны Москвы-реки
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Проект:
Проект-победитель конкурса «Царев сад». «Студия Уткина»
Россия, Москва, Софийская набережная

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Иван Уткин

2013 — 2013

ООО «МАО-СРЕДА»

05 Августа 2013

Алла Павликова

Беседовала:

Алла Павликова
Пресса: Стройка напротив гостиницы «Балчуг»: как реализуется...
Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной, 36/10 стал предметом архитектурного конкурса в 2013 году. С такой инициативой выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, учитывая, что здание планировалось строить прямо напротив Кремля. Конкурс стал попыткой найти компромисс между интересами инвесторов, города и профессиональным мнением архитекторов.
Верховые сады
29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.
Летучий голландец
Интервью с Сергеем Скуратовым, участником конкурса «Царев сад»: о проекте, итогах конкурса и перспективах российской архитектуры.
Пресса: Краткий разбор полета над «Царевым садом»
Архитектор Михаил Белов – о том, почему результаты московского конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» «чрезвычайно позитивны».
Пресса: Возле Кремля вырастет "Царев сад"
В Москве подвели итоги архитектурного конкурса на разработку фасада многофункционального гостиничного комплекта "Царев сад". Этот комплекс разместится в самом центре столицы, – на Софийской набережной, – и, помимо гостиничных апартаментов, будет включать спа- и фитнес-центры, торговые пункты и подземный паркинг. "МК" выяснил, какое здание в ближайшие годы станет непосредственным соседом ансамбля Московского Кремля.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.