05.08.2013
беседовала: Алла Павликова

Компиляция и современное прочтение контекста

Илья Уткин, один из трех победителей конкурса «Царев сад», рассказывает о своем проекте и о конкурсе.

информация:

Архи.ру:
– Илья Валентинович, что Вы думаете о прошедшем конкурсе и его результатах?

Илья Уткин:
– Я не понимаю результатов этого конкурса и не понимаю, для чего он вообще проводился. Соглашаясь принять в нем участие, я предполагал, что заказчик в итоге не захочет ничего кардинально менять в существующем проекте. Его по большому счету все устраивало – устраивали объемы и габариты здания, количество квадратных метров, а архитектура на этом фоне не имела особого значения. Получить новое и понятное архитектурное и градостроительное решение хотела архитектурная общественность, историки, эксперты. Они хотели видеть в этом месте другую архитектуру. Видимо, поэтому конкурс и состоялся. Но его результаты с тремя победителями ничего проекту не дадут. На самом деле, это абсолютная глупость.

Что касается лично меня, то все знают направление моей архитектуры. Если меня приглашают поучаствовать в том или ином конкурсе, значит, организаторам и заказчикам интересно узнать, что я могу сказать на заданную тему, значит, они хотят услышать, что думает об этом Уткин. И в данном случае я просто высказал свое мнение.

– Какое Вы предложили решение для данного участка?

– Подробно изучив ситуацию, я предложил композицию, которая, на мой взгляд, является наиболее контекстуальной и сохраняет исторически сложившийся образ места. Новый комплекс должен стать завершающим элементом в общей композиции, сформировать окончательный облик квартальной застройки Кокоревского подворья, от которого сегодня мало что сохранилось. Это место имеет сложную историю, здания в разные периоды времени менялись, несколько раз перестраивались, многое было разрушено и утрачено, возникали произвольные и неуместные надстройки. Я попытался собрать и восстановить по крупицам морфологию этого участка, найти основу композиции и завершить ее мощным, праздничным и выразительным «ударом». Симметричное решение здесь кажется мне самым уместным, оно отвечает на все поставленные задачи.

Проект «Студии Уткина». Общий вид
Проект «Студии Уткина». Общий видоткрыть большое изображение
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.открыть большое изображение

В основе решения лежит традиционная схема дорогой гостиницы начала прошлого века. Это протяжённый корпус с центральным входом, акцентированным симметричными фасадами боковых крыльев. Перед главным фасадом расположен длинный двор, фланкированный трёхэтажными постройками. Со стороны Софийской набережной я предложил восстановить историческую периметральную застройку, а дворовые пространства решил соединить парадными проходами через двусветные арочные проёмы.
Проект «Студии Уткина». Общий вид
Проект «Студии Уткина». Общий видоткрыть большое изображение
Проект «Студии Уткина». Объемно-пространственное решение
Проект «Студии Уткина». Объемно-пространственное решениеоткрыть большое изображение

Можно спорить об архитектуре комплекса. Кто-то говорит, что мой проект больше похож на вокзал или аэропорт. По-моему, это далеко не так. Любая архитектурная деталь может быть пересмотрена, сдвинута влево или вправо – это не главное. Самое важное – найти правильное объемно-пространственное и композиционное решение. И как раз в этом заключается суть моего проекта.

– Какой стилистике Вы отдали предпочтение в формировании внешнего облика здания?

– Предложенный мной стиль в решении фасадов можно назвать эклектикой. Это современный стиль, который использует все архитектурные приемы, существующие на белом свете. Это свободное композиционное проектирование с использованием исключительно натуральных материалов. Тектоника существующих на участке зданий задает ритм нового строительства. Это и арочные пролеты, и использование для отделки фасадов кирпича, камня, керамики и металла. Все детали проекта продиктованы окружением.
Победитель конкурса «Царев сад». Проект «Студии Уткина»
Победитель конкурса «Царев сад». Проект «Студии Уткина»открыть большое изображение
Проект «Студии Уткина». Композиционное решение. Вид сверху
Проект «Студии Уткина». Композиционное решение. Вид сверхуоткрыть большое изображение

Кроме того, образ архитектуры определила близость к Кремлевской площади, собору Василия Блаженного и историческому музею. В своем проекте я учитывал архитектурные традиции конца XIX века. Это своего рода компиляция, современное прочтение контекста.

Одним из условий конкурса было сохранение и улучшение видов из апартаментов на Кремлевский ансамбль. Увидеть собор Василия Блаженного из окна каждой квартиры можно только используя классическую эркерную схему фасадов или протяжённые окна. В основе нашего предложения лежит треугольный эркер, выдающийся на полтора метра от плоскости стены.
Проект «Студии Уткина». Генплан
Проект «Студии Уткина». Генпланоткрыть большое изображение

Все основные отметки существующего проекта, разработанного Вячеславом Осиповым, в моем предложении сохранены, потому что они были добыты кровью в течение трехлетней работы мастерской.
Фрагмент фасада с треугольными эркерами. Проект «Студии Уткина»
Фрагмент фасада с треугольными эркерами. Проект «Студии Уткина»открыть большое изображение
Главный фасад. Проект «Студии Уткина»
Главный фасад. Проект «Студии Уткина»открыть большое изображение
Проект «Студии Уткина». Фасад со стороны Кремля
Проект «Студии Уткина». Фасад со стороны Кремляоткрыть большое изображение

– Планируете ли Вы участвовать в развитии проекта на предложенных условиях?

– Я пока не в курсе всех тонкостей предполагаемой реализации проекта, я только краем уха слышал о результатах конкурса и даже боюсь предположить, как дальше будет развиваться этот проект. С заказчиком на данную тему я тоже пока не общался.

Но вся эта ситуация называется «лебедь, рак и щука». И как мы все помним, героям этой басни так и не удалось сдвинуть воз с места. Любая проектная деятельность всегда очень централизована, она должна подчиняться единому мозговому центру. Должен быть кто-то, кто несет ответственность за судьбу строящегося здания, кто-то, кто способен принимать правильные решения. Когда же границы ответственности размыты, а решения принимаются разными людьми, получается, что никто за конечный результат не отвечает. Эта система абсолютной безответственности. И если быть откровенным, то что-то доказывать и тянуть на себя лямку в такой ситуации мне бы не хотелось.
Проект «Студии Уткина». Фасад / Разрез
Проект «Студии Уткина». Фасад / Разрезоткрыть большое изображение
Конкурсный проект «Студии Уткина». Вид со стороны Москвы-реки
Конкурсный проект «Студии Уткина». Вид со стороны Москвы-рекиоткрыть большое изображение
беседовала: Алла Павликова

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Екатерина Грень
  • Левон Айрапетов
  • Александр Скокан
  • Никита Бирюков
  • Магда Чихонь
  • Сергей  Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Александр Асадов
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Антон Яр-Скрябин
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Гнездилов
  • Юлия Тряскина
  • Магда Кмита
  • Арсений Леонович
  • Андрей Романов
  • Александра Кузьмина
  • Алексей Иванов
  • Анатолий Столярчук
  • Павел Андреев
  • Петр Фонфара
  • Дмитрий Васильев
  • Георгий Трофимов
  • Алексей Гинзбург
  • Наталия Шилова
  • Александр Бровкин
  • Владимир Биндеман
  • Александр Попов
  • Сергей Труханов
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Шапиро
  • Роман Леонидов
  • Олег Карлсон
  • Владимир Ковалёв
  • Валерия Преображенская
  • Полина Воеводина
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Чобан
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Ликин
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Илья Машков
  • Олег Мединский
  • Илья Уткин
  • Антон Надточий
  • Станислав Белых
  • Юлий Борисов
  • Никита Токарев
  • Никита Явейн
  • Николай Переслегин
  • Зураб Басария
  • Иван Кожин
  • Андрей Асадов
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Сергей Переслегин
  • Шимон Матковски
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Скуратов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи