05.08.2013
беседовала: Алла Павликова

Компиляция и современное прочтение контекста

Илья Уткин, один из трех победителей конкурса «Царев сад», рассказывает о своем проекте и о конкурсе.

информация:

Архи.ру:
– Илья Валентинович, что Вы думаете о прошедшем конкурсе и его результатах?

Илья Уткин:
– Я не понимаю результатов этого конкурса и не понимаю, для чего он вообще проводился. Соглашаясь принять в нем участие, я предполагал, что заказчик в итоге не захочет ничего кардинально менять в существующем проекте. Его по большому счету все устраивало – устраивали объемы и габариты здания, количество квадратных метров, а архитектура на этом фоне не имела особого значения. Получить новое и понятное архитектурное и градостроительное решение хотела архитектурная общественность, историки, эксперты. Они хотели видеть в этом месте другую архитектуру. Видимо, поэтому конкурс и состоялся. Но его результаты с тремя победителями ничего проекту не дадут. На самом деле, это абсолютная глупость.

Что касается лично меня, то все знают направление моей архитектуры. Если меня приглашают поучаствовать в том или ином конкурсе, значит, организаторам и заказчикам интересно узнать, что я могу сказать на заданную тему, значит, они хотят услышать, что думает об этом Уткин. И в данном случае я просто высказал свое мнение.

– Какое Вы предложили решение для данного участка?

– Подробно изучив ситуацию, я предложил композицию, которая, на мой взгляд, является наиболее контекстуальной и сохраняет исторически сложившийся образ места. Новый комплекс должен стать завершающим элементом в общей композиции, сформировать окончательный облик квартальной застройки Кокоревского подворья, от которого сегодня мало что сохранилось. Это место имеет сложную историю, здания в разные периоды времени менялись, несколько раз перестраивались, многое было разрушено и утрачено, возникали произвольные и неуместные надстройки. Я попытался собрать и восстановить по крупицам морфологию этого участка, найти основу композиции и завершить ее мощным, праздничным и выразительным «ударом». Симметричное решение здесь кажется мне самым уместным, оно отвечает на все поставленные задачи.

Проект «Студии Уткина». Общий вид
Проект «Студии Уткина». Общий видоткрыть большое изображение
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.открыть большое изображение

В основе решения лежит традиционная схема дорогой гостиницы начала прошлого века. Это протяжённый корпус с центральным входом, акцентированным симметричными фасадами боковых крыльев. Перед главным фасадом расположен длинный двор, фланкированный трёхэтажными постройками. Со стороны Софийской набережной я предложил восстановить историческую периметральную застройку, а дворовые пространства решил соединить парадными проходами через двусветные арочные проёмы.
Проект «Студии Уткина». Общий вид
Проект «Студии Уткина». Общий видоткрыть большое изображение
Проект «Студии Уткина». Объемно-пространственное решение
Проект «Студии Уткина». Объемно-пространственное решениеоткрыть большое изображение

Можно спорить об архитектуре комплекса. Кто-то говорит, что мой проект больше похож на вокзал или аэропорт. По-моему, это далеко не так. Любая архитектурная деталь может быть пересмотрена, сдвинута влево или вправо – это не главное. Самое важное – найти правильное объемно-пространственное и композиционное решение. И как раз в этом заключается суть моего проекта.

– Какой стилистике Вы отдали предпочтение в формировании внешнего облика здания?

– Предложенный мной стиль в решении фасадов можно назвать эклектикой. Это современный стиль, который использует все архитектурные приемы, существующие на белом свете. Это свободное композиционное проектирование с использованием исключительно натуральных материалов. Тектоника существующих на участке зданий задает ритм нового строительства. Это и арочные пролеты, и использование для отделки фасадов кирпича, камня, керамики и металла. Все детали проекта продиктованы окружением.
Победитель конкурса «Царев сад». Проект «Студии Уткина»
Победитель конкурса «Царев сад». Проект «Студии Уткина»открыть большое изображение
Проект «Студии Уткина». Композиционное решение. Вид сверху
Проект «Студии Уткина». Композиционное решение. Вид сверхуоткрыть большое изображение

Кроме того, образ архитектуры определила близость к Кремлевской площади, собору Василия Блаженного и историческому музею. В своем проекте я учитывал архитектурные традиции конца XIX века. Это своего рода компиляция, современное прочтение контекста.

Одним из условий конкурса было сохранение и улучшение видов из апартаментов на Кремлевский ансамбль. Увидеть собор Василия Блаженного из окна каждой квартиры можно только используя классическую эркерную схему фасадов или протяжённые окна. В основе нашего предложения лежит треугольный эркер, выдающийся на полтора метра от плоскости стены.
Проект «Студии Уткина». Генплан
Проект «Студии Уткина». Генпланоткрыть большое изображение

Все основные отметки существующего проекта, разработанного Вячеславом Осиповым, в моем предложении сохранены, потому что они были добыты кровью в течение трехлетней работы мастерской.
Фрагмент фасада с треугольными эркерами. Проект «Студии Уткина»
Фрагмент фасада с треугольными эркерами. Проект «Студии Уткина»открыть большое изображение
Главный фасад. Проект «Студии Уткина»
Главный фасад. Проект «Студии Уткина»открыть большое изображение
Проект «Студии Уткина». Фасад со стороны Кремля
Проект «Студии Уткина». Фасад со стороны Кремляоткрыть большое изображение

– Планируете ли Вы участвовать в развитии проекта на предложенных условиях?

– Я пока не в курсе всех тонкостей предполагаемой реализации проекта, я только краем уха слышал о результатах конкурса и даже боюсь предположить, как дальше будет развиваться этот проект. С заказчиком на данную тему я тоже пока не общался.

Но вся эта ситуация называется «лебедь, рак и щука». И как мы все помним, героям этой басни так и не удалось сдвинуть воз с места. Любая проектная деятельность всегда очень централизована, она должна подчиняться единому мозговому центру. Должен быть кто-то, кто несет ответственность за судьбу строящегося здания, кто-то, кто способен принимать правильные решения. Когда же границы ответственности размыты, а решения принимаются разными людьми, получается, что никто за конечный результат не отвечает. Эта система абсолютной безответственности. И если быть откровенным, то что-то доказывать и тянуть на себя лямку в такой ситуации мне бы не хотелось.
Проект «Студии Уткина». Фасад / Разрез
Проект «Студии Уткина». Фасад / Разрезоткрыть большое изображение
Конкурсный проект «Студии Уткина». Вид со стороны Москвы-реки
Конкурсный проект «Студии Уткина». Вид со стороны Москвы-рекиоткрыть большое изображение
беседовала: Алла Павликова

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Скуратов
  • Олег Шапиро
  • Никита Бирюков
  • Анатолий Столярчук
  • Наталия Шилова
  • Сергей Переслегин
  • Дмитрий Васильев
  • Валерия Преображенская
  • Олег Карлсон
  • Олег Мединский
  • Георгий Трофимов
  • Юлий Борисов
  • Роман Леонидов
  • Петр Фонфара
  • Вера Бутко
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Антон Надточий
  • Николай Миловидов
  • Константин Ходнев
  • Левон Айрапетов
  • Павел Андреев
  • Екатерина Грень
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Асадов
  • Андрей Романов
  • Полина Воеводина
  • Александр Скокан
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Александр Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Иванов
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Лукомский
  • Валерий Лукомский
  • Магда Кмита
  • Илья Машков
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Кузнецова
  • Лукаш Качмарчик
  • Николай Переслегин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей  Орешкин
  • Александр Бровкин
  • Евгений Герасимов
  • Александр Попов
  • Магда Чихонь
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Явейн
  • Шимон Матковски
  • Илья Уткин
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»
  • Музей русского импрессионизма
  • Реконструкция пешеходного моста в Московском зоопарк
  • Благоустройство набережной в квартале «Ривер Парк»
  • Проект «Физкультура»
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи