19.03.2007

Мир дворцам

Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия

информация:

Дом №3. Северный фасад
Дом №3. Северный фасадоткрыть большое изображение

Это проект поселения, состоящего из четырех частных домов по 2000 квадратных метров каждый. Масштаб одного такого здания совместим с барским домом дворянской усадьбы периода между «указом о вольности дворянской» и началом русского капитализма, уничтожившего этот образ жизни. Однако усадебный дом классицизма был безусловным центром ансамбля, иными словами, он был один. Современная практика требует, чтобы домов, даже больших, было несколько – они получают общий забор, охрану, коммуникации, и строительство становится окупаемым. При этом возникает специфическая архитектурная задача объединить четыре здания, смысл каждого из которых по определению – быть абсолютным лидером ансамбля. Она сродни известному анекдоту про то, что если художникам приказать: «по порядку рассчитайсь», то получится так – «первый, первый, первый…».

Илья Уткин видит свою задачу в том, чтобы помирить четырех «горделивых эгоистов», и даже называет главную улицу поселения «аллеей Согласия», специально подчеркивая, что это относится прежде всего к архитектуре, построенной не на контрасте, а на примирении форм. Дома здесь – как братья, похожие, но немного разные индивидуумы. 

Генетическое сходство достигается одинаковой композиционной схемой: условно говоря, у каждого из братьев «по две руки, по две ноги». Общим предком надо признать «палладианский» симметричный прямоугольный объем с ризалитом центрального портика из русской (или английской) усадьбы. Признак молодости – длинный крытый бассейн, порождение современных требований комфорта, асимметрично примыкающий с противоположной стороны. «Братья» развернуты на своих участках под разными углами, кратными 90 градусам, что намекает на разные психотипы: двое консерваторов выходят на главную аллею с центрированными дворцовыми фасадами и при фронтонах, двое других эксцентричнее, они встали торцами, повернув свои серьезные лица к ограде, где их будут видеть только домочадцы. На торцах тоже есть портики, но фронтон заменен скатом вальмовой кровли, как будто он наклонился назад, и колонны держат только минимальный карниз. Дома чередуются в шахматном порядке, так, что сначала слева мы видим консерватора, справа эксцентрика, а потом наоборот.

Все портики разные – целый куст вариаций, есть палладианские «в духе Кваренги», рядом  балконы на рустованных опорах с вазонами, которые с оговорками можно представить в особняке эклектики, и даже колонны, встроенные в витраж двухсветного окна, один из приемов неоклассики начала XX века. Цитаты, однако же, не буквальные, а скорее типологические. Они объединены общими пропорциями, размерами, модулем и авторским стилем. Самые заметные черты которого здесь – глубокие выносы колонн и столбов, образующие просторные террасы, редкая в наше время любовь к скульптуре и подчеркнутый лаконизм гладких стен там, где нет портиков.

Еще одна авторская черта – прямо-таки классицистическое внимание к природе, которая здесь выступает единственным окружением и контекстом. Главная аллея идет с востока, где расположен въезд, почти точно на запад – там на возвышении будет круглая беседка-«миловида», чтобы любоваться закатами. Соответственно, у променада будет своя южная, освещенная солнцем, и затененная северная сторона. Что повлияло на парадные фасады, решенные в некотором смысле «от противного»: замшелые квадры «дикого» руста справа будут освещаться солнцем, а круглый ордер, одновременно более пышный и «правильный», достался северным портикам, как будто бы компенсируя своим коринфским цветением теневое положение – или же в расчете на более тонкое восприятие без резких перепадов светотени.

Поселок будет расположен в излучине небольшой речки на холме, поддержанном увитой растениями опорной стенкой. Авторское название – «Акрополь», возможно, происходит из сочетания этой стенки, во много раз уменьшенной стены греческой храмовой горы, и перекличек асимметричных домов с объемной композицией знаменитого Эрехтейона. Или, как добавляет архитектор, из ассоциаций с греческим полисом, где, за высокой стеной, отгородившись от внешнего мира, «все равны» и рожается свое внутреннее согласие и братство. С другой стороны, хорошо известно, что палладианство, подарив человеческим дворцам заимствованные у языческих богов портики, превратило их из замка в полухрам. Ансамбль нескольких храмов – это Акрополь, так что название найдено точно. В любом случае надо признать, что среди современных дворцовых поселений это редкий пример «задумавшегося»: о своих исторических корнях, пластических прототипах и об отношениях домов между собой.

Генплан
Генпланоткрыть большое изображение
Дом №1. Южный фасад, выходящий на главную аллею
Дом №1. Южный фасад, выходящий на главную аллеюоткрыть большое изображение
Дом №3. Южный фасад, выходящий на главную аллею
Дом №3. Южный фасад, выходящий на главную аллеюоткрыть большое изображение
Дом №4. Северный фасад, выходящий на главную аллею
Дом №4. Северный фасад, выходящий на главную аллею
Дом №2. Северный фасад, выходящий на главную аллею
Дом №2. Северный фасад, выходящий на главную аллеюоткрыть большое изображение
Дом №2. Южный фасад
Дом №2. Южный фасадоткрыть большое изображение
Дом №1. Северный фасад
Дом №1. Северный фасадоткрыть большое изображение
Дом №2. Восточный фасад
Дом №2. Восточный фасадоткрыть большое изображение
Дом №4. Западный фасад
Дом №4. Западный фасадоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Иван Кожин
  • Василий Крапивин
  • Андрей Романов
  • Олег Мединский
  • Арсений Леонович
  • Илья Машков
  • Александр Бровкин
  • Антон Надточий
  • Никита Токарев
  • Левон Айрапетов
  • Юлия Тряскина
  • Наталия Зайченко
  • Олег Карлсон
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Селивохин
  • Рустам Керимов
  • Марк Сафронов
  • Владимир Биндеман
  • Игорь Шварцман
  • Роман Леонидов
  • Александр Попов
  • Станислав Белых
  • Антон Барклянский
  • Михаил Канунников
  • Юлий Борисов
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Чобан
  • Никита Явейн
  • Карен Сапричян
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Сергей Сенкевич
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Ладыгин
  • Евгений Герасимов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Труханов
  • Александр Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Константин Ходнев
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Ковалёв
  • Даниил Лоренц
  • Наталия Шилова
  • Сергей Кузнецов
  • Юрий Сафронов
  • Дмитрий Васильев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Николай Миловидов
  • Александр Скокан
  • Алексей Курков
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Бондаренко
  • Илья Уткин
  • Анатолий Столярчук
  • Валерия Преображенская
  • Олег Шапиро
  • Андрей Асадов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
другие статьи