26.06.2008

Симметрия без симметрии

Изучая парадоксы творчества Ильи Уткина, Анатолий Белов обнаружил в проекте виллы «Горки-2» симметрию без симметрии

информация:

открыть большое изображение

Первое, о чем спрашиваешь себя, глядя на проект виллы «Горки-2» Ильи Уткина: а что это, собственно за стиль? Вроде классика, но если приглядеться, вроде как и не совсем. Да, главный и дворовый фасады здания украшены портиками, да, дом опоясан карнизом. Но оба портика при этом не увенчаны ни фронтоном, ни аттиком, а кроме карниза и колонн никаких элементов декора в экстерьере больше не сыскать. Более того, план нарочито асимметричный, а портики мало того, что лишены полагающейся им по канону «шапки», так они еще и сдвинуты на углы здания вместо того, чтобы располагаться по центру фасадов.

Относительно асимметричности плана, правда, можно и посомневаться, что это, мол, перечеркивает всю классичность. Сделал же Андрей Воронихин Горный институт асимметричным в плане, и ничего. Все равно публика признала в этом классику. Но вот момент со смещенными вбок портиками выглядит как-то чересчур провокационно – аналогов такому решению в классике, по-моему, нет  это уже – скорее что-то из Леона Криера.

Однако если взглянуть на форму и размеры участка, а также на решение его благоустройства, все в момент проясняется. То, что сперва казалось странным и немножко неуместным, предстает в совершенно ином свете. Участок имеет форму сильно вытянутого прямоугольника, соотношения сторон которого навскидку один к трем. То есть по пропорциям это примерно как замочная скважина. Уместить на такой узкой территории классическую виллу, да еще так, чтобы ее массив не забивал пространство, чтобы это пространство дышало – задача не из легких. И Илья Уткин мастерски с ней справился.

Все дело в том, что при подъезде к участку из-за пропилей, образованных гаражом и постом охраны, мы не видим ничего, кроме портика главного фасада – флигель с бассейном остается вне нашего поля зрения. Таким образом, упомянутые пропилеи выполняют роль эдакой фотодиафрагмы, искусственно зауживающей угол зрения смотрящего на дом, рамки, отсекающей все лишнее. Выходит, ось симметрии все-таки есть, пускай она и является чисто визуальной. Она идет от въездных ворот, через блок, вмещающий входную и общественную зоны и в плане оформленный по типу амфипростильного храма, до гостевого домика в дальнем конце участка. Спору нет, план главного здания далек от академизма. Но это была та жертва, которую архитектор вынужден был заплатить за то, чтобы дом не перегородил участок, как стена. Благодаря же необычайно умелой организации пространства участка, общую асимметрию плана удалось как-то оттенить.

Вообще же, если смотреть в целом, в проекте «Горки-2» все подчинено этой визуальной оси – портики в том числе. Собственно, Илья Уткин мог их и вовсе не делать, или разместить их по центру фасадов, но тогда оказалась бы сбита симметрия пространства, особняк, возможно, получился бы сам по себе более цельный композиционно, но при этом он не имел бы такой парадный, презентабельный вид. Так что классичность данного проекта не в декоре, и не в планировке, а, как ни удивительно, в намеченной архитектором траектории движения по участку. И такое может быть.

А рассуждать непосредственно о качестве самих фасадов, по-моему, здесь бессмысленно, ведь они играют второстепенную роль. В принципе, по многим показателям они вполне удачные: пропорции аккуратные, материалы подобраны со вкусом – тонкий розовато-коричневый, почти римский, кирпич (в реальности это скорее всего будет кирпичная плитка) вполне гармонично сочетается с бежевым, очевидно, из гипса, декором. Довольно остроумно решен парадный вход: из-за того, что центральные колонны портика круглые, а те, что по бокам, квадратные, при взгляде на проекцию главного фасада кажется, будто портик обрамлен антами. В этом есть даже намек на оригинальность: разве кто-нибудь до Ильи Уткина делал фальш-анты?

Проект «Горки-2» любопытен в первую очередь следующим: при том, что как таковых признаков классичности в нем по минимуму, по ощущению он самая что ни на есть настоящая классика. Вот этот парадокс и цепляет. Классика без классики, симметрия без симметрии. Как такое может быть? Как архитектор этого добился? Но это уже вопросы не ко мне, а к автору проекта.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлия Тряскина
  • Никита Явейн
  • Наталья Сидорова
  • Шимон Матковски
  • Александр Бровкин
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Иванов
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Надточий
  • Дмитрий Васильев
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталия Шилова
  • Арсений Леонович
  • Карен Сапричян
  • Илья Машков
  • Александр Асадов
  • Валерий Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Всеволод Медведев
  • Олег Мединский
  • Константин Ходнев
  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Валерия Преображенская
  • Никита Бирюков
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Сергей Переслегин
  • Вера Бутко
  • Антон Яр-Скрябин
  • Магда Чихонь
  • Андрей Романов
  • Александр Скокан
  • Сергей  Орешкин
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Труханов
  • Левон Айрапетов
  • Антон Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Сергей Чобан
  • Михаил Канунников
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Грень
  • Полина Воеводина
  • Иван Кожин
  • Евгений Герасимов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Игорь Шварцман
  • Георгий Трофимов
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Переслегин
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Владимир Биндеман
  • Олег Карлсон
  • Юлий Борисов
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Кузнецов
  • Магда Кмита
  • Никита Токарев
  • Павел Андреев
  • Владимир Плоткин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи