English version

Кадашёвский опыт

У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Студия проектов
Проект:
ЖК «Меценат» в Кадашах
Россия, Москва, 2-й Кадашёвский переулок, 3; Большая Ордынка, 8, 14, 16; Кадашёвский тупик, 3, 2

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Михаил Чирков, Дарья Николаева, Валерий Финогенов

2011 / 2015 — 2019

Инвестор: ТОРГПРОДУКТСЕРВИС
Заказчик: Москапстрой-ТН
0 Проект ЖК «Меценат» обладает непростой и во многом уникальной историей. Идея построить нечто внушительное на месте советской консервной фабрики к востоку от знаменитой церкви Воскресения в Кадашах существовала давно, в 2000-е годы точно. Комплекс назывался «Пять столиц». В 2009 начался снос заводских корпусов – и тогда проект встретил ожесточенное сопротивление общественности, как церковного прихода во главе с деканом факультета церковных искусств Свято-Тихоновского университета, настоятелем храма Александром Салтыковым, так и привлеченного ими движения Архнадзор. Лучше всего проблему описал Александр Можаев. Кажется, никто так и не видел собственно проекта, но визуализация его объемов, пяти-шестиэтажной высоты (справедливости ради – вовсе не тридцати пяти), тесно обступающих шедевр архитектуры конца XVII века, бесспорную звезду Замоскворечья, обошла множество изданий. Сама по себе ситуация не нова, но удивительно то, что в 2010 году мэр Москвы, тогда еще Юрий Лужков, отменил проект «Пяти столиц». В конце апреля того же года градсовет обсуждал уже новое предложение, не выходящее за рамки так называемой регенерации, восстановления городской ткани без существенных превышений и изменений. Высотность изменилась с 5-6 этажей до 2-3, общая площадь уменьшилась примерно втрое. В 2013 году стало известно, что над проектом работает Илья Уткин, которого вначале, в 2011, заказчики позвали «на фасады», но позднее все же передали архитектору проект целиком.

Илья Уткин, автор проекта:

По инициативе Департамента культурного наследия и лично Алексея Емельянова НПО-38 НИиПИ Генплана под руководством Елены Соловьевой был разработан подробный градостроительный регламент территории, все ограничения детализировали на основе визуально-ландшафтного анализа, стремясь не подвергнуть риску ни один из ценных видов на памятники. В том, что проект удалось сделать деликатным по отношению к городу, большая заслуга ДКН. Представители Архнадзора тоже участвовали – приходили в мастерскую, сверяли чертежи и макеты, убеждались, что все точки просматриваются и виды сохранены. Впрочем все 8 лет проектирования и последующей реализации все равно превратились в историю постоянной борьбы за сохранение параметров проекта, выстраданных и утвержденных в 2011 году.

Итоговый проект был поддержан градозащитниками, а в 2015 прошел рабочее рассмотрение главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

В этой истории всё удивительно: и отмена проекта мэром, и последующее согласие – одни, получается, понимают ужас масштабной застройки рядом с памятником, хотя недавно вроде бы не; другие согласны – что-то построить все же нужно, тем более что на момент скандала часть квартир в дорогом комплексе в центре Москвы была уже продана (нельзя сказать, что все проблемы были сразу исчерпаны, о. Александр Салтыков продолжил бороться со строительством как таковым, но между тем некое согласие установилось; см интервью Ильи Уткина). Разрешение ситуации казалось образцовым, почти идеальным, всегда бы так. С тех пор случилось много перемен, надежд и разочарований, можно сказать, что охрана памятников в Москве пережила за прошедшие 10 лет очередной непростой этап своей жизни, с началом, серединой и концом. А комплекс, который вызвал в свое время столько разговоров, закончили строить как раз в этом году – сейчас убирают территорию, щедро украшая ее разнообразными растениями. Мы побывали в Кадашах вместе с автором проекта Ильей Уткиным, убежденным сторонником традиционной архитектуры, «бумажным» архитектором и человеком, который получил приз венецианской биеннале за серию фотографий руин. И посмотрели, что получилось в итоге.

На территорию мы попадаем с севера, из 2-го Кадашевского переулка; или с запада, из 1-го, через Кадашевский тупик – новый ЖК обходит церковь Воскресения в Кадашах углом, вторя своей главной улице: примерно посередине она поворачивает под прямым углом, и перед главным сохраненным и отреставрированным памятником, палатами Оленевых, сохранившими своды XVIII и XVII веков, образуется небольшая площадь.
  • zooming
    1 / 7
    Москва. Кадашевская слобода, XXI в. ЖК «Меценат» в Кадашах
    Акварель Марии Уткиной
  • zooming
    2 / 7
    Генплан. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 7
    Макет. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 7
    Исторический план на начало XX века. Существующее положение. Проектное предложение. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 7
    Проект реставрации. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 7
    3D вид. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 7
    3D вид. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина

Жилые дома выстроены под прямым углом к главной улице, между ними – небольшие ответвления, часть корпусов можно обойти вокруг, структура плана ясная, но бродить здесь можно достаточно долго. Потому что главное достоинство городского пространства, образовавшегося внутри нового ЖК – это, конечно, виды: на церковь Воскресения и на Кремль с Иваном Великим. Они присутствуют не всегда, скорее внезапно раскрываются в перспективе: постоянно мы находимся в некоей достаточно цельной и спокойной городской среде, но вдруг видим в створе домов нечто яркое, – что составляет очень московский эффект восприятия пространства; здесь памятники архитектуры нередко возникают неожиданно, без пространственной подготовки и пафоса, и случайность кулис, через которые мы смотрим в том или ином случае – часть игры.
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    2 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    3 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Перед автором, Ильей Уткиным, стояло множество задач: сохранить и частично восстановить еще не разрушенные в момент спора старые постройки; подобрать масштаб, подходящий месту и не выходящий за рамки регенерации; найти подходящую стилистику, поддающуюся логичному обоснованию; и, наконец, найти основания для целостности нового фрагмента среды, – участка со сложным контуром и несколькими историческими вкраплениями. И хотя при работе в исторической среде основное внимание всегда достается сохраненным памятникам, визуальная цельность и эмоциональные качества архитектуры, возникающей вновь, важны и играют вовсе не только фоновую роль.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В данном случае выбрана стилистика, обусловленная исторически: в конце XIX века на территории находились корпуса колбасной фабрики Григорьева (именно их сменил советский завод экспериментальных консервов) – кирпичные, невысокие, с характерной для промышленного историзма несложной орнаментикой бегунка, зубчиков и поясов квадратных нишек-ширинок.
  • zooming
    1 / 5
    Фабрика Григорьева. Вид от въездных ворот, 1910
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    2 / 5
    Фрагмент исторической кирпичной кладки, использованной как мотив для орнамента в новом проекте; 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    3 / 5
    Участок застройки Кадашевской слободы. Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    4 / 5
    Фабрика Григорьева. Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    5 / 5
    Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина

«Территории вокруг храма представляли собой деревенско-производственный слободской район: здесь и свиней резали, и колбасу варили, – рассказывал Илья Уткин в 2013 году, мотивируя свое решение остановиться на купеческо-промышленной архитектуре, в противовес выдвигавшемуся тогда другому проекту, состоявшему из домов с колоннами. – Рядом с колбасной фабрикой ее владелец Григорьев построил большой усадебный дом, в Кадашевский переулок выходил колбасный магазин. Рабочие завода жили в мансардах многочисленных и очень плотно построенных заводских корпусов. У этого места особый дух».

Некоторые корпуса фабрики были поставлены так близко друг к другу, что в советское время их объединили одной кровлей, – так возник конгломерат разновременных построек, повторить который, даже при желании, в наше время было невозможно хотя бы из-за нормативов: расстояния между домами должно хватать для пожарной машины. Но на изображениях фабрики видно, что часть ее корпусов слева при входе со 2-го Кадашевского переулка были расставлены в ряд параллельно переулку – то есть примерно так же, как сейчас корпуса жилого комплекса.
Фабрика Григорьева. Въезд на фабрику
Предоставлено Студией Уткина

Итак, базовый образ определила промышленная архитектура XIX века, но полного сходства с фабричными корпусами нет и не могло быть – все же деловую офисную функцию отменил еще Юрий Лужков в 2010, сейчас ЖК – клубный дом в центре Москвы и не может позволить себе выглядеть полностью как фабрика. Поэтому к старопромышленной стилистике присоединилась «купеческая», для Замоскворечья также обусловленная исторически. Так появились металлические балконы, напоминающие чугунные, XIX века. Вентоборудование собрано в подобие труб, что на вальмовых четырехскатных кровлях выглядит традиционно и неплохо коррелирует с мансадами, чей абрис также заимствован из заводских строений – хотя мансарды считают не вполне московским элементом, временами они встречались, и здесь как раз тот случай.
Фабрика Григорьева. Вид из двора на ворота
Предоставлено Студией Уткина
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архитектура новых жилых домов между тем выглядит более строго и аккуратно, чем обычно у промышленных зданий рубежа веков: впечатление во многом определяет темно-коричневый кирпич, похожий на облицовочную плитку модерна и столь же аккуратный, его поддерживают широкие лучковые сандрики из фибробетона, похожего на белый камень, встроенные в гладкие межэтажные фризы – всё это тяготеет скорее к началу XX, чем к концу XIX века, а обрамляющие входы строгие светлые вертикали отсылают наблюдателя еще дальше, куда-то к 1930-м годам. В целом получается что-то среднее между промышленной архитектурой и особняком модерна, помнящим, однако, о площади Августа в Риме. От прома кирпич и собранная композиция часто поставленных корпусов, от особняка изящный изгиб сандриков и «чугунные» балконы, от площади Августа общая подтянутость, неожиданная для купеческой Москвы, но уместная в современном жилом комплексе. В конце концов современность строения тоже необходимо подчеркнуть, чтобы не быть перепутанным с подделкой, об этом нас просит и Венецианская хартия, – новый объем должен быть отличим на взгляд от исторического.
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Здесь различие замечательным образом соблюдено. Начать надо с источника вдохновения, единственного сохранившегося заводского корпуса, он отчасти сохранен, отчасти восстановлен. Кирпич традиционный, красный – в отличие от коричневого в новых домах. Согласно современному принципу работы с наследием прома, фасады вычищены и покрыты гидрофобным составом, так что мы можем не только любоваться фактурой, но и наблюдать разнообразные нестыковки, делающие это здание, когда-то простое и прагматичное, живым памятником своего времени. Корпус также жилой, одно из его отличий – местами в верхних этажах присутствуют двухуровневые квартиры, включающие мансарды.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Фабричное здание вытянуто вдоль внутренней улицы за воротами по 2-му Кадашевскому переулку, а сами ворота полностью восстановлены и отмечают комплекс на линии переулка, подчеркивая в то же время его принадлежность старой Москве с ее воротами перед каждым владением. Восстановлен и фасад колбасного магазина фабрики Григорьева – сейчас это единственное место, где новая архитектура стыкуется со старой непосредственно, новое темно-кирпичное здание несет старый фасад. В отличие от внутреннего корпуса, чей кирпич очищен согласно тенденциям «лофтовой» архитектуры, ворота и фасад, выходящие на улицу, оставлены по-московски окрашенными. Решение надо признать верным, так как если уж сохранять облик переулка – то сохранять со всеми традициями; слишком уж очевиден был бы здесь очищенный кирпич.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самое древнее здание, с самыми глубокими «корнями» – откопано от культурного слоя, вокруг него образовались узнаваемые приямки, недвусмысленно указывающие на историческую ценность. Дом отличается и цветом – бело-розовым, усадебным, – и рельефной нерегулярностью кирпичной кладки, что помогает подчеркнуть старину многократно перестроенных стен. Оно станет городским особняком.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другая история связана с еще одной постройкой, выпадающей из общего колорита – ампирно-желтый объем расположен приблизительно на месте дома дьякона, на линии Кадашевского тупика между двумя новыми корпусами. Дом был снесен летом 2010 года, что вызвало немало протестов со стороны прихода, но в статусе памятника ему отказали минимум дважды, а на момент проектирования и строительства дом принадлежал заказчику, владельцу территории. Словом, дом дьякона, бывший купеческий, снесли, а нынешний отличающийся по цвету корпус ЖК служит напоминанием о нем, и в то же время удачно разрежает застройку, создавая впечатление разновременности, но не придуманной архитектором, а мотивированной историей места.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одна микроистория: в заводском корпусе к северо-востоку от церкви возрожденным приходом была устроена часовня; корпус в процессе строительства ЖК снесли, но заказчики поставили на этом месте новую часовню, тоже по проекту Ильи Уткина, в простых классицизирующих формах, нацеленных на то, чтобы не спорить с архитектурой Воскресенского храма.
Проект часовни на территории храма Воскресения Христова в Кадашах. ЖК «Мененат» в Кадашах
© Студия Уткина

Надо сказать, что исторические и мемориальные вкрапления идут жилому комплексу на пользу: их присутствие ощутимо смягчает образ и работает на его эмоциональную насыщенность, не давая застройке превратиться в слишком новое чужеродное пятно. Эти элементы с их мотивированной непредсказуемостью, неподчинением общему ритму, с которым они лишь перекликаются – я бы сказала, в строй встают, но в позе «вольно» – подчеркивают столь необходимый здесь эффект, если не древлемосковской застройки, то в целом старого города. Пусть в его довольно-таки новом воплощении. Но это воплощение, вкупе со всей его непростой историей, по-прежнему кажется позитивным опытом. На сайте ЖК мелькают фрагменты французского сада типа версальского, по газонам активно развозят рассаду, улицы вымощены камнем, тихи и спокойны – было бы хорошо, если комплекс был, несмотря на дороговизну его недвижимости, открыт для города, но это, надо думать зависит как от заказчиков, так и от городской администрации.
  • zooming
    1 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 18
    Развертка по 2-му Кадашевскому переулку. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 18
    Административный корпус, дом №1. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 18
    Дом дьякона, дом №2. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 18
    Дом №4.ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    8 / 18
    Дом №5. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    9 / 18
    Дом №6. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    10 / 18
    Дом №7. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    11 / 18
    Дом №8. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    12 / 18
    Дом №3. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    13 / 18
    Дом №3. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    14 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    15 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    16 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    17 / 18
    Развертка 1-1. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    18 / 18
    Развертка по Кадашевскому тупику. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина

Если же говорить об архитектуре – то это, безусловно, опыт настоящей регенерации – жанра, о котором когда-то много говорили, но примеры которого оказывались какими-то не вполне подобающими. Здесь, благодаря участию Ильи Уткина с его любовью к старому городу, а отчасти, конечно же, и благодаря длинной истории протестов, результат получился подходящим к своему официальному определению – что для центра Москвы ох как немало. 

Поставщики, технологии

Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Студия проектов
Проект:
ЖК «Меценат» в Кадашах
Россия, Москва, 2-й Кадашёвский переулок, 3; Большая Ордынка, 8, 14, 16; Кадашёвский тупик, 3, 2

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Михаил Чирков, Дарья Николаева, Валерий Финогенов

2011 / 2015 — 2019

Инвестор: ТОРГПРОДУКТСЕРВИС
Заказчик: Москапстрой-ТН

26 Декабря 2019

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Студия Уткина: другие проекты
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.
Эхо будущих поколений
Новый корпус «Эхо», только что открывшийся на территории кампуса Делфтского технического университета, генерирует дополнительную энергию как в буквальном, так и в переносном смысле — и электрическую, и творческую
Дуализм на фасаде
В Лозанне музеи фотографии и дизайна переехали в одно новое здание на двоих. Его архитекторы – португальцы Aires Mateus.
Деревянные новации
Консорциум во главе с BIG победил в конкурсе на проект нового пирса аэропорта Цюриха. Большую часть сооружения выстроят из дерева.
По волнам Желтой реки
Здание Большого театра Чжэнчжоу объединяет в себе сразу четыре вместительных зала, предоставляя идеальные площадки для любой формы современного исполнительского искусства.
Инновации продолжаются
На месте выставочного комплекса Экспо-2015 в Милане строится район MIND. Одной из ключевых его точек станет Центр инноваций по проекту бюро OBR.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Дом для школы
При проектировании школы во французской деревушке бюро HEMAA и Hesters-Oyon использовали в качестве прототипа традиционный для Бретани и Нормандии тип длинного сельского дома.
Чувство ритма
Новое здание Института Леонардо да Винчи в парижском деловом квартале Дефанс по проекту бюро LAN.
Своевольные стены
XRANGE Architects использовали сложный природный и социальный контекст участка на побережье Тайваня как основу для экспрессивного проекта бутик-отеля.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Технологии и материалы
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Сейчас на главной
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Несколько штрихов
Зона отдыха на берегу озера Тургояк создана малыми средствами, что не отменяет эффект преображения: насыпь, амфитеатр и несколько шезлонгов превратили бывший недострой в востребованную локацию.
Изобретая восток
Чтобы погрузить гостей ресторана Saiko в атмосферу азиатской роскоши, команда IZI Design самостоятельно спроектировала все элементы дизайна – от созданного вручную рельефа скалы на стенах до напечатанных с помощью 3D-принтера подставок для палочек.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.