English version

Кадашёвский опыт

У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Студия проектов
Проект:
ЖК «Меценат» в Кадашах
Россия, Москва, 2-й Кадашёвский переулок, 3; Большая Ордынка, 8, 14, 16; Кадашёвский тупик, 3, 2

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Михаил Чирков, Дарья Николаева, Валерий Финогенов

2011 / 2015 — 2019

Инвестор: ТОРГПРОДУКТСЕРВИС
Заказчик: Москапстрой-ТН
Проект ЖК «Меценат» обладает непростой и во многом уникальной историей. Идея построить нечто внушительное на месте советской консервной фабрики к востоку от знаменитой церкви Воскресения в Кадашах существовала давно, в 2000-е годы точно. Комплекс назывался «Пять столиц». В 2009 начался снос заводских корпусов – и тогда проект встретил ожесточенное сопротивление общественности, как церковного прихода во главе с деканом факультета церковных искусств Свято-Тихоновского университета, настоятелем храма Александром Салтыковым, так и привлеченного ими движения Архнадзор. Лучше всего проблему описал Александр Можаев. Кажется, никто так и не видел собственно проекта, но визуализация его объемов, пяти-шестиэтажной высоты (справедливости ради – вовсе не тридцати пяти), тесно обступающих шедевр архитектуры конца XVII века, бесспорную звезду Замоскворечья, обошла множество изданий. Сама по себе ситуация не нова, но удивительно то, что в 2010 году мэр Москвы, тогда еще Юрий Лужков, отменил проект «Пяти столиц». В конце апреля того же года градсовет обсуждал уже новое предложение, не выходящее за рамки так называемой регенерации, восстановления городской ткани без существенных превышений и изменений. Высотность изменилась с 5-6 этажей до 2-3, общая площадь уменьшилась примерно втрое. В 2013 году стало известно, что над проектом работает Илья Уткин, которого вначале, в 2011, заказчики позвали «на фасады», но позднее все же передали архитектору проект целиком.
cic =

Илья Уткин, автор проекта:

По инициативе Департамента культурного наследия и лично Алексея Емельянова НПО-38 НИиПИ Генплана под руководством Елены Соловьевой был разработан подробный градостроительный регламент территории, все ограничения детализировали на основе визуально-ландшафтного анализа, стремясь не подвергнуть риску ни один из ценных видов на памятники. В том, что проект удалось сделать деликатным по отношению к городу, большая заслуга ДКН. Представители Архнадзора тоже участвовали – приходили в мастерскую, сверяли чертежи и макеты, убеждались, что все точки просматриваются и виды сохранены. Впрочем все 8 лет проектирования и последующей реализации все равно превратились в историю постоянной борьбы за сохранение параметров проекта, выстраданных и утвержденных в 2011 году.

Итоговый проект был поддержан градозащитниками, а в 2015 прошел рабочее рассмотрение главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

В этой истории всё удивительно: и отмена проекта мэром, и последующее согласие – одни, получается, понимают ужас масштабной застройки рядом с памятником, хотя недавно вроде бы не; другие согласны – что-то построить все же нужно, тем более что на момент скандала часть квартир в дорогом комплексе в центре Москвы была уже продана (нельзя сказать, что все проблемы были сразу исчерпаны, о. Александр Салтыков продолжил бороться со строительством как таковым, но между тем некое согласие установилось; см интервью Ильи Уткина). Разрешение ситуации казалось образцовым, почти идеальным, всегда бы так. С тех пор случилось много перемен, надежд и разочарований, можно сказать, что охрана памятников в Москве пережила за прошедшие 10 лет очередной непростой этап своей жизни, с началом, серединой и концом. А комплекс, который вызвал в свое время столько разговоров, закончили строить как раз в этом году – сейчас убирают территорию, щедро украшая ее разнообразными растениями. Мы побывали в Кадашах вместе с автором проекта Ильей Уткиным, убежденным сторонником традиционной архитектуры, «бумажным» архитектором и человеком, который получил приз венецианской биеннале за серию фотографий руин. И посмотрели, что получилось в итоге.

На территорию мы попадаем с севера, из 2-го Кадашевского переулка; или с запада, из 1-го, через Кадашевский тупик – новый ЖК обходит церковь Воскресения в Кадашах углом, вторя своей главной улице: примерно посередине она поворачивает под прямым углом, и перед главным сохраненным и отреставрированным памятником, палатами Оленевых, сохранившими своды XVIII и XVII веков, образуется небольшая площадь.
  • zooming
    1 / 7
    Москва. Кадашевская слобода, XXI в. ЖК «Меценат» в Кадашах
    Акварель Марии Уткиной
  • zooming
    2 / 7
    Генплан. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 7
    Макет. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 7
    Исторический план на начало XX века. Существующее положение. Проектное предложение. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 7
    Проект реставрации. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 7
    3D вид. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 7
    3D вид. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина

Жилые дома выстроены под прямым углом к главной улице, между ними – небольшие ответвления, часть корпусов можно обойти вокруг, структура плана ясная, но бродить здесь можно достаточно долго. Потому что главное достоинство городского пространства, образовавшегося внутри нового ЖК – это, конечно, виды: на церковь Воскресения и на Кремль с Иваном Великим. Они присутствуют не всегда, скорее внезапно раскрываются в перспективе: постоянно мы находимся в некоей достаточно цельной и спокойной городской среде, но вдруг видим в створе домов нечто яркое, – что составляет очень московский эффект восприятия пространства; здесь памятники архитектуры нередко возникают неожиданно, без пространственной подготовки и пафоса, и случайность кулис, через которые мы смотрим в том или ином случае – часть игры.
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    2 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    3 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Перед автором, Ильей Уткиным, стояло множество задач: сохранить и частично восстановить еще не разрушенные в момент спора старые постройки; подобрать масштаб, подходящий месту и не выходящий за рамки регенерации; найти подходящую стилистику, поддающуюся логичному обоснованию; и, наконец, найти основания для целостности нового фрагмента среды, – участка со сложным контуром и несколькими историческими вкраплениями. И хотя при работе в исторической среде основное внимание всегда достается сохраненным памятникам, визуальная цельность и эмоциональные качества архитектуры, возникающей вновь, важны и играют вовсе не только фоновую роль.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В данном случае выбрана стилистика, обусловленная исторически: в конце XIX века на территории находились корпуса колбасной фабрики Григорьева (именно их сменил советский завод экспериментальных консервов) – кирпичные, невысокие, с характерной для промышленного историзма несложной орнаментикой бегунка, зубчиков и поясов квадратных нишек-ширинок.
  • zooming
    1 / 5
    Фабрика Григорьева. Вид от въездных ворот, 1910
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    2 / 5
    Фрагмент исторической кирпичной кладки, использованной как мотив для орнамента в новом проекте; 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    3 / 5
    Участок застройки Кадашевской слободы. Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    4 / 5
    Фабрика Григорьева. Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    5 / 5
    Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина

«Территории вокруг храма представляли собой деревенско-производственный слободской район: здесь и свиней резали, и колбасу варили, – рассказывал Илья Уткин в 2013 году, мотивируя свое решение остановиться на купеческо-промышленной архитектуре, в противовес выдвигавшемуся тогда другому проекту, состоявшему из домов с колоннами. – Рядом с колбасной фабрикой ее владелец Григорьев построил большой усадебный дом, в Кадашевский переулок выходил колбасный магазин. Рабочие завода жили в мансардах многочисленных и очень плотно построенных заводских корпусов. У этого места особый дух».

Некоторые корпуса фабрики были поставлены так близко друг к другу, что в советское время их объединили одной кровлей, – так возник конгломерат разновременных построек, повторить который, даже при желании, в наше время было невозможно хотя бы из-за нормативов: расстояния между домами должно хватать для пожарной машины. Но на изображениях фабрики видно, что часть ее корпусов слева при входе со 2-го Кадашевского переулка были расставлены в ряд параллельно переулку – то есть примерно так же, как сейчас корпуса жилого комплекса.
Фабрика Григорьева. Въезд на фабрику
Предоставлено Студией Уткина

Итак, базовый образ определила промышленная архитектура XIX века, но полного сходства с фабричными корпусами нет и не могло быть – все же деловую офисную функцию отменил еще Юрий Лужков в 2010, сейчас ЖК – клубный дом в центре Москвы и не может позволить себе выглядеть полностью как фабрика. Поэтому к старопромышленной стилистике присоединилась «купеческая», для Замоскворечья также обусловленная исторически. Так появились металлические балконы, напоминающие чугунные, XIX века. Вентоборудование собрано в подобие труб, что на вальмовых четырехскатных кровлях выглядит традиционно и неплохо коррелирует с мансадами, чей абрис также заимствован из заводских строений – хотя мансарды считают не вполне московским элементом, временами они встречались, и здесь как раз тот случай.
Фабрика Григорьева. Вид из двора на ворота
Предоставлено Студией Уткина
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архитектура новых жилых домов между тем выглядит более строго и аккуратно, чем обычно у промышленных зданий рубежа веков: впечатление во многом определяет темно-коричневый кирпич, похожий на облицовочную плитку модерна и столь же аккуратный, его поддерживают широкие лучковые сандрики из фибробетона, похожего на белый камень, встроенные в гладкие межэтажные фризы – всё это тяготеет скорее к началу XX, чем к концу XIX века, а обрамляющие входы строгие светлые вертикали отсылают наблюдателя еще дальше, куда-то к 1930-м годам. В целом получается что-то среднее между промышленной архитектурой и особняком модерна, помнящим, однако, о площади Августа в Риме. От прома кирпич и собранная композиция часто поставленных корпусов, от особняка изящный изгиб сандриков и «чугунные» балконы, от площади Августа общая подтянутость, неожиданная для купеческой Москвы, но уместная в современном жилом комплексе. В конце концов современность строения тоже необходимо подчеркнуть, чтобы не быть перепутанным с подделкой, об этом нас просит и Венецианская хартия, – новый объем должен быть отличим на взгляд от исторического.
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Здесь различие замечательным образом соблюдено. Начать надо с источника вдохновения, единственного сохранившегося заводского корпуса, он отчасти сохранен, отчасти восстановлен. Кирпич традиционный, красный – в отличие от коричневого в новых домах. Согласно современному принципу работы с наследием прома, фасады вычищены и покрыты гидрофобным составом, так что мы можем не только любоваться фактурой, но и наблюдать разнообразные нестыковки, делающие это здание, когда-то простое и прагматичное, живым памятником своего времени. Корпус также жилой, одно из его отличий – местами в верхних этажах присутствуют двухуровневые квартиры, включающие мансарды.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Фабричное здание вытянуто вдоль внутренней улицы за воротами по 2-му Кадашевскому переулку, а сами ворота полностью восстановлены и отмечают комплекс на линии переулка, подчеркивая в то же время его принадлежность старой Москве с ее воротами перед каждым владением. Восстановлен и фасад колбасного магазина фабрики Григорьева – сейчас это единственное место, где новая архитектура стыкуется со старой непосредственно, новое темно-кирпичное здание несет старый фасад. В отличие от внутреннего корпуса, чей кирпич очищен согласно тенденциям «лофтовой» архитектуры, ворота и фасад, выходящие на улицу, оставлены по-московски окрашенными. Решение надо признать верным, так как если уж сохранять облик переулка – то сохранять со всеми традициями; слишком уж очевиден был бы здесь очищенный кирпич.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самое древнее здание, с самыми глубокими «корнями» – откопано от культурного слоя, вокруг него образовались узнаваемые приямки, недвусмысленно указывающие на историческую ценность. Дом отличается и цветом – бело-розовым, усадебным, – и рельефной нерегулярностью кирпичной кладки, что помогает подчеркнуть старину многократно перестроенных стен. Оно станет городским особняком.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другая история связана с еще одной постройкой, выпадающей из общего колорита – ампирно-желтый объем расположен приблизительно на месте дома дьякона, на линии Кадашевского тупика между двумя новыми корпусами. Дом был снесен летом 2010 года, что вызвало немало протестов со стороны прихода, но в статусе памятника ему отказали минимум дважды, а на момент проектирования и строительства дом принадлежал заказчику, владельцу территории. Словом, дом дьякона, бывший купеческий, снесли, а нынешний отличающийся по цвету корпус ЖК служит напоминанием о нем, и в то же время удачно разрежает застройку, создавая впечатление разновременности, но не придуманной архитектором, а мотивированной историей места.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одна микроистория: в заводском корпусе к северо-востоку от церкви возрожденным приходом была устроена часовня; корпус в процессе строительства ЖК снесли, но заказчики поставили на этом месте новую часовню, тоже по проекту Ильи Уткина, в простых классицизирующих формах, нацеленных на то, чтобы не спорить с архитектурой Воскресенского храма.
Проект часовни на территории храма Воскресения Христова в Кадашах. ЖК «Мененат» в Кадашах
© Студия Уткина

Надо сказать, что исторические и мемориальные вкрапления идут жилому комплексу на пользу: их присутствие ощутимо смягчает образ и работает на его эмоциональную насыщенность, не давая застройке превратиться в слишком новое чужеродное пятно. Эти элементы с их мотивированной непредсказуемостью, неподчинением общему ритму, с которым они лишь перекликаются – я бы сказала, в строй встают, но в позе «вольно» – подчеркивают столь необходимый здесь эффект, если не древлемосковской застройки, то в целом старого города. Пусть в его довольно-таки новом воплощении. Но это воплощение, вкупе со всей его непростой историей, по-прежнему кажется позитивным опытом. На сайте ЖК мелькают фрагменты французского сада типа версальского, по газонам активно развозят рассаду, улицы вымощены камнем, тихи и спокойны – было бы хорошо, если комплекс был, несмотря на дороговизну его недвижимости, открыт для города, но это, надо думать зависит как от заказчиков, так и от городской администрации.
  • zooming
    1 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 18
    Развертка по 2-му Кадашевскому переулку. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 18
    Административный корпус, дом №1. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 18
    Дом дьякона, дом №2. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 18
    Дом №4.ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    8 / 18
    Дом №5. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    9 / 18
    Дом №6. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    10 / 18
    Дом №7. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    11 / 18
    Дом №8. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    12 / 18
    Дом №3. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    13 / 18
    Дом №3. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    14 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    15 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    16 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    17 / 18
    Развертка 1-1. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    18 / 18
    Развертка по Кадашевскому тупику. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина

Если же говорить об архитектуре – то это, безусловно, опыт настоящей регенерации – жанра, о котором когда-то много говорили, но примеры которого оказывались какими-то не вполне подобающими. Здесь, благодаря участию Ильи Уткина с его любовью к старому городу, а отчасти, конечно же, и благодаря длинной истории протестов, результат получился подходящим к своему официальному определению – что для центра Москвы ох как немало. 

Поставщики, технологии

Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Студия проектов
Проект:
ЖК «Меценат» в Кадашах
Россия, Москва, 2-й Кадашёвский переулок, 3; Большая Ордынка, 8, 14, 16; Кадашёвский тупик, 3, 2

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Михаил Чирков, Дарья Николаева, Валерий Финогенов

2011 / 2015 — 2019

Инвестор: ТОРГПРОДУКТСЕРВИС
Заказчик: Москапстрой-ТН

26 Декабря 2019

Студия Уткина: другие проекты
Прозрачный Монье
Работая над проектом комьюнити-центра для клубного дома «Чистые Пруды», архитекторы бюро APREL предложили сохранить, очистить и реставрировать стены конца XIX – начала XX века, подойдя в то же время к реконструкции творчески: степень открытости-закрытости помещений градуировано варьируется вправо и влево от детской площадки.
Сохраняя историю Чистых прудов
Как сделать клубный дом комфортным, отвечающим требованиям дорогого современного жилья в центре города, сохранив максимум от подлинного здания 1915 года? Илья Уткин вместе с компанией Sminex решили этот ребус для Потаповского переулка, 5 – изучаем, как именно.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.