English version

Кадашёвский опыт

У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Студия проектов
Проект:
ЖК «Меценат» в Кадашах
Россия, Москва, 2-й Кадашёвский переулок, 3; Большая Ордынка, 8, 14, 16; Кадашёвский тупик, 3, 2

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Михаил Чирков, Дарья Николаева, Валерий Финогенов

2011 / 2015 — 2019

Инвестор: ТОРГПРОДУКТСЕРВИС
Заказчик: Москапстрой-ТН
Компaния:
Schiedel
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Проект ЖК «Меценат» обладает непростой и во многом уникальной историей. Идея построить нечто внушительное на месте советской консервной фабрики к востоку от знаменитой церкви Воскресения в Кадашах существовала давно, в 2000-е годы точно. Комплекс назывался «Пять столиц». В 2009 начался снос заводских корпусов – и тогда проект встретил ожесточенное сопротивление общественности, как церковного прихода во главе с деканом факультета церковных искусств Свято-Тихоновского университета, настоятелем храма Александром Салтыковым, так и привлеченного ими движения Архнадзор. Лучше всего проблему описал Александр Можаев. Кажется, никто так и не видел собственно проекта, но визуализация его объемов, пяти-шестиэтажной высоты (справедливости ради – вовсе не тридцати пяти), тесно обступающих шедевр архитектуры конца XVII века, бесспорную звезду Замоскворечья, обошла множество изданий. Сама по себе ситуация не нова, но удивительно то, что в 2010 году мэр Москвы, тогда еще Юрий Лужков, отменил проект «Пяти столиц». В конце апреля того же года градсовет обсуждал уже новое предложение, не выходящее за рамки так называемой регенерации, восстановления городской ткани без существенных превышений и изменений. Высотность изменилась с 5-6 этажей до 2-3, общая площадь уменьшилась примерно втрое. В 2013 году стало известно, что над проектом работает Илья Уткин, которого вначале, в 2011, заказчики позвали «на фасады», но позднее все же передали архитектору проект целиком.
author photo

Илья Уткин, автор проекта:

По инициативе Департамента культурного наследия и лично Алексея Емельянова НПО-38 НИиПИ Генплана под руководством Елены Соловьевой был разработан подробный градостроительный регламент территории, все ограничения детализировали на основе визуально-ландшафтного анализа, стремясь не подвергнуть риску ни один из ценных видов на памятники. В том, что проект удалось сделать деликатным по отношению к городу, большая заслуга ДКН. Представители Архнадзора тоже участвовали – приходили в мастерскую, сверяли чертежи и макеты, убеждались, что все точки просматриваются и виды сохранены. Впрочем все 8 лет проектирования и последующей реализации все равно превратились в историю постоянной борьбы за сохранение параметров проекта, выстраданных и утвержденных в 2011 году.

Итоговый проект был поддержан градозащитниками, а в 2015 прошел рабочее рассмотрение главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

В этой истории всё удивительно: и отмена проекта мэром, и последующее согласие – одни, получается, понимают ужас масштабной застройки рядом с памятником, хотя недавно вроде бы не; другие согласны – что-то построить все же нужно, тем более что на момент скандала часть квартир в дорогом комплексе в центре Москвы была уже продана (нельзя сказать, что все проблемы были сразу исчерпаны, о. Александр Салтыков продолжил бороться со строительством как таковым, но между тем некое согласие установилось; см интервью Ильи Уткина). Разрешение ситуации казалось образцовым, почти идеальным, всегда бы так. С тех пор случилось много перемен, надежд и разочарований, можно сказать, что охрана памятников в Москве пережила за прошедшие 10 лет очередной непростой этап своей жизни, с началом, серединой и концом. А комплекс, который вызвал в свое время столько разговоров, закончили строить как раз в этом году – сейчас убирают территорию, щедро украшая ее разнообразными растениями. Мы побывали в Кадашах вместе с автором проекта Ильей Уткиным, убежденным сторонником традиционной архитектуры, «бумажным» архитектором и человеком, который получил приз венецианской биеннале за серию фотографий руин. И посмотрели, что получилось в итоге.

На территорию мы попадаем с севера, из 2-го Кадашевского переулка; или с запада, из 1-го, через Кадашевский тупик – новый ЖК обходит церковь Воскресения в Кадашах углом, вторя своей главной улице: примерно посередине она поворачивает под прямым углом, и перед главным сохраненным и отреставрированным памятником, палатами Оленевых, сохранившими своды XVIII и XVII веков, образуется небольшая площадь.
  • zooming
    1 / 7
    Москва. Кадашевская слобода, XXI в. ЖК «Меценат» в Кадашах
    Акварель Марии Уткиной
  • zooming
    2 / 7
    Генплан. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 7
    Макет. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 7
    Исторический план на начало XX века. Существующее положение. Проектное предложение. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 7
    Проект реставрации. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 7
    3D вид. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 7
    3D вид. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина

Жилые дома выстроены под прямым углом к главной улице, между ними – небольшие ответвления, часть корпусов можно обойти вокруг, структура плана ясная, но бродить здесь можно достаточно долго. Потому что главное достоинство городского пространства, образовавшегося внутри нового ЖК – это, конечно, виды: на церковь Воскресения и на Кремль с Иваном Великим. Они присутствуют не всегда, скорее внезапно раскрываются в перспективе: постоянно мы находимся в некоей достаточно цельной и спокойной городской среде, но вдруг видим в створе домов нечто яркое, – что составляет очень московский эффект восприятия пространства; здесь памятники архитектуры нередко возникают неожиданно, без пространственной подготовки и пафоса, и случайность кулис, через которые мы смотрим в том или ином случае – часть игры.
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    2 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    3 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Перед автором, Ильей Уткиным, стояло множество задач: сохранить и частично восстановить еще не разрушенные в момент спора старые постройки; подобрать масштаб, подходящий месту и не выходящий за рамки регенерации; найти подходящую стилистику, поддающуюся логичному обоснованию; и, наконец, найти основания для целостности нового фрагмента среды, – участка со сложным контуром и несколькими историческими вкраплениями. И хотя при работе в исторической среде основное внимание всегда достается сохраненным памятникам, визуальная цельность и эмоциональные качества архитектуры, возникающей вновь, важны и играют вовсе не только фоновую роль.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В данном случае выбрана стилистика, обусловленная исторически: в конце XIX века на территории находились корпуса колбасной фабрики Григорьева (именно их сменил советский завод экспериментальных консервов) – кирпичные, невысокие, с характерной для промышленного историзма несложной орнаментикой бегунка, зубчиков и поясов квадратных нишек-ширинок.
  • zooming
    1 / 5
    Фабрика Григорьева. Вид от въездных ворот, 1910
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    2 / 5
    Фрагмент исторической кирпичной кладки, использованной как мотив для орнамента в новом проекте; 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    3 / 5
    Участок застройки Кадашевской слободы. Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    4 / 5
    Фабрика Григорьева. Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    5 / 5
    Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина

«Территории вокруг храма представляли собой деревенско-производственный слободской район: здесь и свиней резали, и колбасу варили, – рассказывал Илья Уткин в 2013 году, мотивируя свое решение остановиться на купеческо-промышленной архитектуре, в противовес выдвигавшемуся тогда другому проекту, состоявшему из домов с колоннами. – Рядом с колбасной фабрикой ее владелец Григорьев построил большой усадебный дом, в Кадашевский переулок выходил колбасный магазин. Рабочие завода жили в мансардах многочисленных и очень плотно построенных заводских корпусов. У этого места особый дух».

Некоторые корпуса фабрики были поставлены так близко друг к другу, что в советское время их объединили одной кровлей, – так возник конгломерат разновременных построек, повторить который, даже при желании, в наше время было невозможно хотя бы из-за нормативов: расстояния между домами должно хватать для пожарной машины. Но на изображениях фабрики видно, что часть ее корпусов слева при входе со 2-го Кадашевского переулка были расставлены в ряд параллельно переулку – то есть примерно так же, как сейчас корпуса жилого комплекса.
Фабрика Григорьева. Въезд на фабрику
Предоставлено Студией Уткина

Итак, базовый образ определила промышленная архитектура XIX века, но полного сходства с фабричными корпусами нет и не могло быть – все же деловую офисную функцию отменил еще Юрий Лужков в 2010, сейчас ЖК – клубный дом в центре Москвы и не может позволить себе выглядеть полностью как фабрика. Поэтому к старопромышленной стилистике присоединилась «купеческая», для Замоскворечья также обусловленная исторически. Так появились металлические балконы, напоминающие чугунные, XIX века. Вентоборудование собрано в подобие труб, что на вальмовых четырехскатных кровлях выглядит традиционно и неплохо коррелирует с мансадами, чей абрис также заимствован из заводских строений – хотя мансарды считают не вполне московским элементом, временами они встречались, и здесь как раз тот случай.
Фабрика Григорьева. Вид из двора на ворота
Предоставлено Студией Уткина
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архитектура новых жилых домов между тем выглядит более строго и аккуратно, чем обычно у промышленных зданий рубежа веков: впечатление во многом определяет темно-коричневый кирпич, похожий на облицовочную плитку модерна и столь же аккуратный, его поддерживают широкие лучковые сандрики из фибробетона, похожего на белый камень, встроенные в гладкие межэтажные фризы – всё это тяготеет скорее к началу XX, чем к концу XIX века, а обрамляющие входы строгие светлые вертикали отсылают наблюдателя еще дальше, куда-то к 1930-м годам. В целом получается что-то среднее между промышленной архитектурой и особняком модерна, помнящим, однако, о площади Августа в Риме. От прома кирпич и собранная композиция часто поставленных корпусов, от особняка изящный изгиб сандриков и «чугунные» балконы, от площади Августа общая подтянутость, неожиданная для купеческой Москвы, но уместная в современном жилом комплексе. В конце концов современность строения тоже необходимо подчеркнуть, чтобы не быть перепутанным с подделкой, об этом нас просит и Венецианская хартия, – новый объем должен быть отличим на взгляд от исторического.
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Здесь различие замечательным образом соблюдено. Начать надо с источника вдохновения, единственного сохранившегося заводского корпуса, он отчасти сохранен, отчасти восстановлен. Кирпич традиционный, красный – в отличие от коричневого в новых домах. Согласно современному принципу работы с наследием прома, фасады вычищены и покрыты гидрофобным составом, так что мы можем не только любоваться фактурой, но и наблюдать разнообразные нестыковки, делающие это здание, когда-то простое и прагматичное, живым памятником своего времени. Корпус также жилой, одно из его отличий – местами в верхних этажах присутствуют двухуровневые квартиры, включающие мансарды.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Фабричное здание вытянуто вдоль внутренней улицы за воротами по 2-му Кадашевскому переулку, а сами ворота полностью восстановлены и отмечают комплекс на линии переулка, подчеркивая в то же время его принадлежность старой Москве с ее воротами перед каждым владением. Восстановлен и фасад колбасного магазина фабрики Григорьева – сейчас это единственное место, где новая архитектура стыкуется со старой непосредственно, новое темно-кирпичное здание несет старый фасад. В отличие от внутреннего корпуса, чей кирпич очищен согласно тенденциям «лофтовой» архитектуры, ворота и фасад, выходящие на улицу, оставлены по-московски окрашенными. Решение надо признать верным, так как если уж сохранять облик переулка – то сохранять со всеми традициями; слишком уж очевиден был бы здесь очищенный кирпич.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самое древнее здание, с самыми глубокими «корнями» – откопано от культурного слоя, вокруг него образовались узнаваемые приямки, недвусмысленно указывающие на историческую ценность. Дом отличается и цветом – бело-розовым, усадебным, – и рельефной нерегулярностью кирпичной кладки, что помогает подчеркнуть старину многократно перестроенных стен. Оно станет городским особняком.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другая история связана с еще одной постройкой, выпадающей из общего колорита – ампирно-желтый объем расположен приблизительно на месте дома дьякона, на линии Кадашевского тупика между двумя новыми корпусами. Дом был снесен летом 2010 года, что вызвало немало протестов со стороны прихода, но в статусе памятника ему отказали минимум дважды, а на момент проектирования и строительства дом принадлежал заказчику, владельцу территории. Словом, дом дьякона, бывший купеческий, снесли, а нынешний отличающийся по цвету корпус ЖК служит напоминанием о нем, и в то же время удачно разрежает застройку, создавая впечатление разновременности, но не придуманной архитектором, а мотивированной историей места.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одна микроистория: в заводском корпусе к северо-востоку от церкви возрожденным приходом была устроена часовня; корпус в процессе строительства ЖК снесли, но заказчики поставили на этом месте новую часовню, тоже по проекту Ильи Уткина, в простых классицизирующих формах, нацеленных на то, чтобы не спорить с архитектурой Воскресенского храма.
Проект часовни на территории храма Воскресения Христова в Кадашах. ЖК «Мененат» в Кадашах
© Студия Уткина

Надо сказать, что исторические и мемориальные вкрапления идут жилому комплексу на пользу: их присутствие ощутимо смягчает образ и работает на его эмоциональную насыщенность, не давая застройке превратиться в слишком новое чужеродное пятно. Эти элементы с их мотивированной непредсказуемостью, неподчинением общему ритму, с которым они лишь перекликаются – я бы сказала, в строй встают, но в позе «вольно» – подчеркивают столь необходимый здесь эффект, если не древлемосковской застройки, то в целом старого города. Пусть в его довольно-таки новом воплощении. Но это воплощение, вкупе со всей его непростой историей, по-прежнему кажется позитивным опытом. На сайте ЖК мелькают фрагменты французского сада типа версальского, по газонам активно развозят рассаду, улицы вымощены камнем, тихи и спокойны – было бы хорошо, если комплекс был, несмотря на дороговизну его недвижимости, открыт для города, но это, надо думать зависит как от заказчиков, так и от городской администрации.
  • zooming
    1 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 18
    Развертка по 2-му Кадашевскому переулку. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 18
    Административный корпус, дом №1. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 18
    Дом дьякона, дом №2. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 18
    Дом №4.ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    8 / 18
    Дом №5. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    9 / 18
    Дом №6. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    10 / 18
    Дом №7. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    11 / 18
    Дом №8. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    12 / 18
    Дом №3. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    13 / 18
    Дом №3. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    14 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    15 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    16 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    17 / 18
    Развертка 1-1. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    18 / 18
    Развертка по Кадашевскому тупику. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина

Если же говорить об архитектуре – то это, безусловно, опыт настоящей регенерации – жанра, о котором когда-то много говорили, но примеры которого оказывались какими-то не вполне подобающими. Здесь, благодаря участию Ильи Уткина с его любовью к старому городу, а отчасти, конечно же, и благодаря длинной истории протестов, результат получился подходящим к своему официальному определению – что для центра Москвы ох как немало. 

Поставщики, технологии

Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Студия проектов
Проект:
ЖК «Меценат» в Кадашах
Россия, Москва, 2-й Кадашёвский переулок, 3; Большая Ордынка, 8, 14, 16; Кадашёвский тупик, 3, 2

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Михаил Чирков, Дарья Николаева, Валерий Финогенов

2011 / 2015 — 2019

Инвестор: ТОРГПРОДУКТСЕРВИС
Заказчик: Москапстрой-ТН

26 Декабря 2019

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Студия Уткина: другие проекты
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Технологии и материалы
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.