English version

Кадашёвский опыт

У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.

mainImg
Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Студия проектов
Проект:
ЖК «Меценат» в Кадашах
Россия, Москва, 2-й Кадашёвский переулок, 3; Большая Ордынка, 8, 14, 16; Кадашёвский тупик, 3, 2

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Михаил Чирков, Дарья Николаева, Валерий Финогенов

2011 / 2015 — 2019

Инвестор: ТОРГПРОДУКТСЕРВИС
Заказчик: Москапстрой-ТН
Проект ЖК «Меценат» обладает непростой и во многом уникальной историей. Идея построить нечто внушительное на месте советской консервной фабрики к востоку от знаменитой церкви Воскресения в Кадашах существовала давно, в 2000-е годы точно. Комплекс назывался «Пять столиц». В 2009 начался снос заводских корпусов – и тогда проект встретил ожесточенное сопротивление общественности, как церковного прихода во главе с деканом факультета церковных искусств Свято-Тихоновского университета, настоятелем храма Александром Салтыковым, так и привлеченного ими движения Архнадзор. Лучше всего проблему описал Александр Можаев. Кажется, никто так и не видел собственно проекта, но визуализация его объемов, пяти-шестиэтажной высоты (справедливости ради – вовсе не тридцати пяти), тесно обступающих шедевр архитектуры конца XVII века, бесспорную звезду Замоскворечья, обошла множество изданий. Сама по себе ситуация не нова, но удивительно то, что в 2010 году мэр Москвы, тогда еще Юрий Лужков, отменил проект «Пяти столиц». В конце апреля того же года градсовет обсуждал уже новое предложение, не выходящее за рамки так называемой регенерации, восстановления городской ткани без существенных превышений и изменений. Высотность изменилась с 5-6 этажей до 2-3, общая площадь уменьшилась примерно втрое. В 2013 году стало известно, что над проектом работает Илья Уткин, которого вначале, в 2011, заказчики позвали «на фасады», но позднее все же передали архитектору проект целиком.
cic =

Илья Уткин, автор проекта:

По инициативе Департамента культурного наследия и лично Алексея Емельянова НПО-38 НИиПИ Генплана под руководством Елены Соловьевой был разработан подробный градостроительный регламент территории, все ограничения детализировали на основе визуально-ландшафтного анализа, стремясь не подвергнуть риску ни один из ценных видов на памятники. В том, что проект удалось сделать деликатным по отношению к городу, большая заслуга ДКН. Представители Архнадзора тоже участвовали – приходили в мастерскую, сверяли чертежи и макеты, убеждались, что все точки просматриваются и виды сохранены. Впрочем все 8 лет проектирования и последующей реализации все равно превратились в историю постоянной борьбы за сохранение параметров проекта, выстраданных и утвержденных в 2011 году.

Итоговый проект был поддержан градозащитниками, а в 2015 прошел рабочее рассмотрение главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

В этой истории всё удивительно: и отмена проекта мэром, и последующее согласие – одни, получается, понимают ужас масштабной застройки рядом с памятником, хотя недавно вроде бы не; другие согласны – что-то построить все же нужно, тем более что на момент скандала часть квартир в дорогом комплексе в центре Москвы была уже продана (нельзя сказать, что все проблемы были сразу исчерпаны, о. Александр Салтыков продолжил бороться со строительством как таковым, но между тем некое согласие установилось; см интервью Ильи Уткина). Разрешение ситуации казалось образцовым, почти идеальным, всегда бы так. С тех пор случилось много перемен, надежд и разочарований, можно сказать, что охрана памятников в Москве пережила за прошедшие 10 лет очередной непростой этап своей жизни, с началом, серединой и концом. А комплекс, который вызвал в свое время столько разговоров, закончили строить как раз в этом году – сейчас убирают территорию, щедро украшая ее разнообразными растениями. Мы побывали в Кадашах вместе с автором проекта Ильей Уткиным, убежденным сторонником традиционной архитектуры, «бумажным» архитектором и человеком, который получил приз венецианской биеннале за серию фотографий руин. И посмотрели, что получилось в итоге.

На территорию мы попадаем с севера, из 2-го Кадашевского переулка; или с запада, из 1-го, через Кадашевский тупик – новый ЖК обходит церковь Воскресения в Кадашах углом, вторя своей главной улице: примерно посередине она поворачивает под прямым углом, и перед главным сохраненным и отреставрированным памятником, палатами Оленевых, сохранившими своды XVIII и XVII веков, образуется небольшая площадь.
  • zooming
    1 / 7
    Москва. Кадашевская слобода, XXI в. ЖК «Меценат» в Кадашах
    Акварель Марии Уткиной
  • zooming
    2 / 7
    Генплан. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 7
    Макет. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 7
    Исторический план на начало XX века. Существующее положение. Проектное предложение. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 7
    Проект реставрации. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 7
    3D вид. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 7
    3D вид. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина

Жилые дома выстроены под прямым углом к главной улице, между ними – небольшие ответвления, часть корпусов можно обойти вокруг, структура плана ясная, но бродить здесь можно достаточно долго. Потому что главное достоинство городского пространства, образовавшегося внутри нового ЖК – это, конечно, виды: на церковь Воскресения и на Кремль с Иваном Великим. Они присутствуют не всегда, скорее внезапно раскрываются в перспективе: постоянно мы находимся в некоей достаточно цельной и спокойной городской среде, но вдруг видим в створе домов нечто яркое, – что составляет очень московский эффект восприятия пространства; здесь памятники архитектуры нередко возникают неожиданно, без пространственной подготовки и пафоса, и случайность кулис, через которые мы смотрим в том или ином случае – часть игры.
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    2 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    3 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Перед автором, Ильей Уткиным, стояло множество задач: сохранить и частично восстановить еще не разрушенные в момент спора старые постройки; подобрать масштаб, подходящий месту и не выходящий за рамки регенерации; найти подходящую стилистику, поддающуюся логичному обоснованию; и, наконец, найти основания для целостности нового фрагмента среды, – участка со сложным контуром и несколькими историческими вкраплениями. И хотя при работе в исторической среде основное внимание всегда достается сохраненным памятникам, визуальная цельность и эмоциональные качества архитектуры, возникающей вновь, важны и играют вовсе не только фоновую роль.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В данном случае выбрана стилистика, обусловленная исторически: в конце XIX века на территории находились корпуса колбасной фабрики Григорьева (именно их сменил советский завод экспериментальных консервов) – кирпичные, невысокие, с характерной для промышленного историзма несложной орнаментикой бегунка, зубчиков и поясов квадратных нишек-ширинок.
  • zooming
    1 / 5
    Фабрика Григорьева. Вид от въездных ворот, 1910
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    2 / 5
    Фрагмент исторической кирпичной кладки, использованной как мотив для орнамента в новом проекте; 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    3 / 5
    Участок застройки Кадашевской слободы. Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    4 / 5
    Фабрика Григорьева. Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина
  • zooming
    5 / 5
    Существующее положение, 2013
    Предоставлено Студией Уткина

«Территории вокруг храма представляли собой деревенско-производственный слободской район: здесь и свиней резали, и колбасу варили, – рассказывал Илья Уткин в 2013 году, мотивируя свое решение остановиться на купеческо-промышленной архитектуре, в противовес выдвигавшемуся тогда другому проекту, состоявшему из домов с колоннами. – Рядом с колбасной фабрикой ее владелец Григорьев построил большой усадебный дом, в Кадашевский переулок выходил колбасный магазин. Рабочие завода жили в мансардах многочисленных и очень плотно построенных заводских корпусов. У этого места особый дух».

Некоторые корпуса фабрики были поставлены так близко друг к другу, что в советское время их объединили одной кровлей, – так возник конгломерат разновременных построек, повторить который, даже при желании, в наше время было невозможно хотя бы из-за нормативов: расстояния между домами должно хватать для пожарной машины. Но на изображениях фабрики видно, что часть ее корпусов слева при входе со 2-го Кадашевского переулка были расставлены в ряд параллельно переулку – то есть примерно так же, как сейчас корпуса жилого комплекса.
Фабрика Григорьева. Въезд на фабрику
Предоставлено Студией Уткина

Итак, базовый образ определила промышленная архитектура XIX века, но полного сходства с фабричными корпусами нет и не могло быть – все же деловую офисную функцию отменил еще Юрий Лужков в 2010, сейчас ЖК – клубный дом в центре Москвы и не может позволить себе выглядеть полностью как фабрика. Поэтому к старопромышленной стилистике присоединилась «купеческая», для Замоскворечья также обусловленная исторически. Так появились металлические балконы, напоминающие чугунные, XIX века. Вентоборудование собрано в подобие труб, что на вальмовых четырехскатных кровлях выглядит традиционно и неплохо коррелирует с мансадами, чей абрис также заимствован из заводских строений – хотя мансарды считают не вполне московским элементом, временами они встречались, и здесь как раз тот случай.
Фабрика Григорьева. Вид из двора на ворота
Предоставлено Студией Уткина
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Архитектура новых жилых домов между тем выглядит более строго и аккуратно, чем обычно у промышленных зданий рубежа веков: впечатление во многом определяет темно-коричневый кирпич, похожий на облицовочную плитку модерна и столь же аккуратный, его поддерживают широкие лучковые сандрики из фибробетона, похожего на белый камень, встроенные в гладкие межэтажные фризы – всё это тяготеет скорее к началу XX, чем к концу XIX века, а обрамляющие входы строгие светлые вертикали отсылают наблюдателя еще дальше, куда-то к 1930-м годам. В целом получается что-то среднее между промышленной архитектурой и особняком модерна, помнящим, однако, о площади Августа в Риме. От прома кирпич и собранная композиция часто поставленных корпусов, от особняка изящный изгиб сандриков и «чугунные» балконы, от площади Августа общая подтянутость, неожиданная для купеческой Москвы, но уместная в современном жилом комплексе. В конце концов современность строения тоже необходимо подчеркнуть, чтобы не быть перепутанным с подделкой, об этом нас просит и Венецианская хартия, – новый объем должен быть отличим на взгляд от исторического.
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Здесь различие замечательным образом соблюдено. Начать надо с источника вдохновения, единственного сохранившегося заводского корпуса, он отчасти сохранен, отчасти восстановлен. Кирпич традиционный, красный – в отличие от коричневого в новых домах. Согласно современному принципу работы с наследием прома, фасады вычищены и покрыты гидрофобным составом, так что мы можем не только любоваться фактурой, но и наблюдать разнообразные нестыковки, делающие это здание, когда-то простое и прагматичное, живым памятником своего времени. Корпус также жилой, одно из его отличий – местами в верхних этажах присутствуют двухуровневые квартиры, включающие мансарды.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Фабричное здание вытянуто вдоль внутренней улицы за воротами по 2-му Кадашевскому переулку, а сами ворота полностью восстановлены и отмечают комплекс на линии переулка, подчеркивая в то же время его принадлежность старой Москве с ее воротами перед каждым владением. Восстановлен и фасад колбасного магазина фабрики Григорьева – сейчас это единственное место, где новая архитектура стыкуется со старой непосредственно, новое темно-кирпичное здание несет старый фасад. В отличие от внутреннего корпуса, чей кирпич очищен согласно тенденциям «лофтовой» архитектуры, ворота и фасад, выходящие на улицу, оставлены по-московски окрашенными. Решение надо признать верным, так как если уж сохранять облик переулка – то сохранять со всеми традициями; слишком уж очевиден был бы здесь очищенный кирпич.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самое древнее здание, с самыми глубокими «корнями» – откопано от культурного слоя, вокруг него образовались узнаваемые приямки, недвусмысленно указывающие на историческую ценность. Дом отличается и цветом – бело-розовым, усадебным, – и рельефной нерегулярностью кирпичной кладки, что помогает подчеркнуть старину многократно перестроенных стен. Оно станет городским особняком.
ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Другая история связана с еще одной постройкой, выпадающей из общего колорита – ампирно-желтый объем расположен приблизительно на месте дома дьякона, на линии Кадашевского тупика между двумя новыми корпусами. Дом был снесен летом 2010 года, что вызвало немало протестов со стороны прихода, но в статусе памятника ему отказали минимум дважды, а на момент проектирования и строительства дом принадлежал заказчику, владельцу территории. Словом, дом дьякона, бывший купеческий, снесли, а нынешний отличающийся по цвету корпус ЖК служит напоминанием о нем, и в то же время удачно разрежает застройку, создавая впечатление разновременности, но не придуманной архитектором, а мотивированной историей места.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах
    Фотография © Илья Уткин
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Меценат» в Кадашах / архитектор Илья Уткин
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще одна микроистория: в заводском корпусе к северо-востоку от церкви возрожденным приходом была устроена часовня; корпус в процессе строительства ЖК снесли, но заказчики поставили на этом месте новую часовню, тоже по проекту Ильи Уткина, в простых классицизирующих формах, нацеленных на то, чтобы не спорить с архитектурой Воскресенского храма.
Проект часовни на территории храма Воскресения Христова в Кадашах. ЖК «Мененат» в Кадашах
© Студия Уткина

Надо сказать, что исторические и мемориальные вкрапления идут жилому комплексу на пользу: их присутствие ощутимо смягчает образ и работает на его эмоциональную насыщенность, не давая застройке превратиться в слишком новое чужеродное пятно. Эти элементы с их мотивированной непредсказуемостью, неподчинением общему ритму, с которым они лишь перекликаются – я бы сказала, в строй встают, но в позе «вольно» – подчеркивают столь необходимый здесь эффект, если не древлемосковской застройки, то в целом старого города. Пусть в его довольно-таки новом воплощении. Но это воплощение, вкупе со всей его непростой историей, по-прежнему кажется позитивным опытом. На сайте ЖК мелькают фрагменты французского сада типа версальского, по газонам активно развозят рассаду, улицы вымощены камнем, тихи и спокойны – было бы хорошо, если комплекс был, несмотря на дороговизну его недвижимости, открыт для города, но это, надо думать зависит как от заказчиков, так и от городской администрации.
  • zooming
    1 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    2 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    3 / 18
    ЖК «Меценат» в Кадашах, визуализация
    © Студия Уткина
  • zooming
    4 / 18
    Развертка по 2-му Кадашевскому переулку. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    5 / 18
    Административный корпус, дом №1. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    6 / 18
    Дом дьякона, дом №2. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    7 / 18
    Дом №4.ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    8 / 18
    Дом №5. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    9 / 18
    Дом №6. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    10 / 18
    Дом №7. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    11 / 18
    Дом №8. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    12 / 18
    Дом №3. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    13 / 18
    Дом №3. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    14 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    15 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    16 / 18
    Материал отделки фасадов. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    17 / 18
    Развертка 1-1. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина
  • zooming
    18 / 18
    Развертка по Кадашевскому тупику. ЖК «Меценат» в Кадашах
    © Студия Уткина

Если же говорить об архитектуре – то это, безусловно, опыт настоящей регенерации – жанра, о котором когда-то много говорили, но примеры которого оказывались какими-то не вполне подобающими. Здесь, благодаря участию Ильи Уткина с его любовью к старому городу, а отчасти, конечно же, и благодаря длинной истории протестов, результат получился подходящим к своему официальному определению – что для центра Москвы ох как немало. 

Поставщики, технологии

Архитектор:
Илья Уткин
Мастерская:
Студия Уткина http://www.ilyautkin.ru
Студия проектов
Проект:
ЖК «Меценат» в Кадашах
Россия, Москва, 2-й Кадашёвский переулок, 3; Большая Ордынка, 8, 14, 16; Кадашёвский тупик, 3, 2

Авторский коллектив:
Илья Уткин, Михаил Чирков, Дарья Николаева, Валерий Финогенов

2011 / 2015 — 2019

Инвестор: ТОРГПРОДУКТСЕРВИС
Заказчик: Москапстрой-ТН

26 Декабря 2019

Студия Уткина: другие проекты
Прозрачный Монье
Работая над проектом комьюнити-центра для клубного дома «Чистые Пруды», архитекторы бюро APREL предложили сохранить, очистить и реставрировать стены конца XIX – начала XX века, подойдя в то же время к реконструкции творчески: степень открытости-закрытости помещений градуировано варьируется вправо и влево от детской площадки.
Сохраняя историю Чистых прудов
Как сделать клубный дом комфортным, отвечающим требованиям дорогого современного жилья в центре города, сохранив максимум от подлинного здания 1915 года? Илья Уткин вместе с компанией Sminex решили этот ребус для Потаповского переулка, 5 – изучаем, как именно.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Дворцовый сценарий
Этот проект – не новый, ему уже больше двух лет, но он мало известен. А ведь если бы ему удалось реализоваться, то в Москве появился бы целый квартал, похожий на дом в Лёвшинском переулке, который теперь так любят показывать туристам…
Центр Перми
Здание пермской городской администрации в проекте Ильи Уткина переросло в комплекс городского центра, объединив три темы: административное здание, офисные башни и новую транспортную развязку – в единый ансамбль, решенный в духе очень строгого варианта ар-деко.
Гостиный двор у Лавры
В проекте реконструкции грубоватого модернистского здания кинотеатра «Мир», построенного в 1970-е гг. прямо напротив Троице-Сергиевой лавры, Илья Уткин пошел по пути восстановления городской среды. Здание полностью преобразуется и становится похожим на среднерусские торговые ряды. И хотя «реконструируемое здание» здесь изменяется совершенно, у проекта иная цель – образно говоря, он мог бы превратить центральную часть города Загорска обратно в Сергиев Посад, если бы был реализован.
Фасад без фасада
Продолжая изучать парадоксы классики Ильи Уткина, Анатолий Белов нашел в проекте виллы вблизи дачи Академии наук в Звенигороде «фасад без фасада»
Вилла Калипсо
«Вилла Калипсо», спроектированная Ильей Уткиным для «коллекции Пирогова» - редкий в наши дни архитектурный проект с литературным подтекстом. Вероятно, на сегодняшний день он может быть понят как квинтэссенция авторских опытов по созданию собственного архитектурного диалекта, предназначенного больших загородных вилл-дворцов
Мир дворцам
Проект поселка из четырех домов-дворцов стремится языком классических форм выразить идею архитектурного братства и согласия
Похожие статьи
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Сейчас на главной
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.