История Гостиного двора, расположенного на площади Ленина в Серпухове (до революции – Торговая площадь) сложна, запутана, и полна драматических событий, как, впрочем, история любого памятника архитектуры в нашей стране. Возведен этот Гостиный двор был в середине XIX века по проекту архитектора Д. Ф. Борисова. Здание было выполнено в духе позднего неоклассицизма, его облик отличался монументальностью и строгостью. В 1910 году серпуховской Гостиный двор был реконструирован архитектором Аппельротом, при этом его внешний вид изменился до неузнаваемости – неоклассические фасады сменились фасадами в стиле «русской кирпичной неоготики». Столь радикальная перестройка Гостиного двора была обусловлена необходимостью расширения площадей, ну, и, разумеется, вкусы заказчика сыграли здесь немаловажную роль. К тому же, судя по всему, сам Аппельрот хотел, чтобы новая архитектура Гостиного двора эстетически перекликалась с архитектурой стоявшей напротив кирпичной церкви Александра Невского 1854 года. Почему я говорю о церкви Александра Невского в прошедшем времени? Ее снесли в 1920-е годы. Сам Гостиный двор в советское время неоднократно перестраивался и, как отметил сам Илья Уткин в пояснительной записке к своему проекту, «варварски ремонтировался». Таким образом, Гостиный двор в теперешнем своем виде лишь бледная тень оригинала 1910ого – утеряны многие архитектурные детали фасада, разрушены подлинные стены. Да и окружающая площадь за двести двадцать лет (она проектировалась еще в 1783 году) утратила свое былое функциональное назначение – раньше там находились торговые ряды, а сегодня она представляет собой скорее парк с круговой развязкой автотранспорта (в послевоенные годы по периметру площади было организовано круговое транспортное движение).
В той же пояснительной записке к проекту Илья Уткин пишет: «Сейчас снос архитектуры, имеющей историческую ценность – преступление… Сохранение исторического наследия – насущная необходимость сегодняшнего дня». Эта фраза очень точно характеризует его подход к архитектуре вообще. Все его творчество последних лет, как мне кажется, нацелено на то, чтобы воскресить в памяти людей образы утраченного, побудить их к размышлениям о ценности архитектурного памятника. Вообще, в моем представлении, архитектура Ильи Уткина – это воспоминание. В ней есть что-то от сна. Она холодная, довольно мрачная, в ней ощущается какая-то отстраненность и меланхолия. И вместе с тем она на удивление трогательна и благородна. Илья Уткин своего рода рыцарь современной отечественной архитектуры.
Кажется, он единственный архитектор, который ставит задачу сохранения наследия выше личных амбиций. Ведь в его проекте реконструкции Гостиного двора в Серпухове не содержится практически никакого авторского высказывания. В нем нет ни единого намека на самовыражение. Это пример аутентичного восстановления памятника по оригинальным чертежам и старым фотографиям – за основу в данном случае брался неоготический проект Аппельрота 1910 года, поскольку большинство материалов по неоклассическому проекту Борисова 1845 года утеряно.
Правда, в своем проекте Илья Уткин предлагает на фундаменте разрушенной церкви Александра Невского построить новую часовню вместо того, чтобы проводить научную реставрацию упомянутого памятника. Но это связано с тем, что для осуществления грамотной научной реставрации церкви Александра Невского не хватает материалов – в архивах автору удалось обнаружить только «несколько мутных фотографий».
Илья Уткин также предполагает реконструировать благоустройство самой площади Ленина, а именно, сделать ее более привлекательной для отдыха жителей и туристов путем размещения в ее центральной части объектов культурного и развлекательно-туристического характера, вывести транзитный транспорт с площади. Что касается последнего пункта, то в качестве одного из решений этой проблемы автор видит строительство подземной автостоянки на 630 машиномест под площадью.
Под той же площадью Илья Уткин спроектировал многофункциональный комплекс – попасть туда можно будет через прямоугольное заглубление перед историческим фасадом Гостиного двора, в которое с отметки площади спускается парадная лестница.
Илья Уткин вернул былой облик фасадам Гостиного двора, вместе с тем полностью переделав существующие планировки этого здания и увеличив его площадь, – одним словом, угодил и историкам, и заказчикам. Кто в наше время еще так умеет?
Мне кажется, было бы здорово, если бы Илье Уткину доверили реконструировать памятники в центре Москвы, при его-то чутком отношении к наследию. И жаль, что ему не доверили этого раньше – уверен, будь он во главе этого процесса, мы бы не потеряли так много.
PS. Из пояснительной записки:
«По решению Советов депутатов г. Серпухова храм Александра Невского необходимо восстановить.
И в наше проектное предложение входит план восстановления церкви, разрушенной в двадцатых годах. Но на самом деле это решение требует серьёзного анализа. Во-первых для научной реставрации нет необходимых материалов. В архивах можно найти только несколько мутных фотографий. И постройка новодела не будет иметь никакой исторической ценности. Во-вторых – композиционно место для храма не совсем удачное. И в третьих – нужен ли вообще торгово-развлекательному центру города храм-новодел, когда вокруг столько подлинных церквей нуждающихся во внимании и реставрации. Я считаю, что можно построить часовню над фундаментом разрушенного храма». Илья Уткин