22.12.2008

В поисках утраченного времени

Проект реконструкции Гостиного двора в Серпухове Ильи Уткина.

информация:

Макет
Макетоткрыть большое изображение

История Гостиного двора, расположенного на площади Ленина в Серпухове (до революции – Торговая площадь) сложна, запутана, и полна драматических событий, как, впрочем, история любого памятника архитектуры в нашей стране. Возведен этот Гостиный двор был в середине XIX века по проекту архитектора Д. Ф. Борисова. Здание было выполнено в духе позднего неоклассицизма, его облик отличался монументальностью и строгостью. В 1910 году серпуховской Гостиный двор был реконструирован архитектором Аппельротом, при этом его внешний вид изменился до неузнаваемости – неоклассические фасады сменились фасадами в стиле «русской кирпичной неоготики». Столь радикальная перестройка Гостиного двора была обусловлена необходимостью расширения площадей, ну, и, разумеется, вкусы заказчика сыграли здесь немаловажную роль. К тому же, судя по всему, сам Аппельрот хотел, чтобы новая архитектура Гостиного двора эстетически перекликалась с архитектурой стоявшей напротив кирпичной церкви Александра Невского 1854 года. Почему я говорю о церкви Александра Невского в прошедшем времени? Ее снесли в 1920-е годы. Сам Гостиный двор в советское время неоднократно перестраивался и, как отметил сам Илья Уткин в пояснительной записке к своему проекту, «варварски ремонтировался». Таким образом, Гостиный двор в теперешнем своем виде лишь бледная тень оригинала 1910ого – утеряны многие архитектурные детали фасада, разрушены подлинные стены. Да и окружающая площадь за двести двадцать лет (она проектировалась еще в 1783 году) утратила свое былое функциональное назначение – раньше там находились торговые ряды, а сегодня она представляет собой скорее парк с круговой развязкой автотранспорта (в послевоенные годы по периметру площади было организовано круговое транспортное движение).

В той же пояснительной записке к проекту Илья Уткин пишет: «Сейчас снос архитектуры, имеющей историческую ценность – преступление… Сохранение исторического наследия – насущная необходимость сегодняшнего дня». Эта фраза очень точно характеризует его подход к архитектуре вообще. Все его творчество последних лет, как мне кажется, нацелено на то, чтобы воскресить в памяти людей образы утраченного, побудить их к размышлениям о ценности архитектурного памятника. Вообще, в моем представлении, архитектура Ильи Уткина – это воспоминание. В ней есть что-то от сна. Она холодная, довольно мрачная, в ней ощущается какая-то отстраненность и меланхолия. И вместе с тем она на удивление трогательна и благородна. Илья Уткин своего рода рыцарь современной отечественной архитектуры.

Кажется, он единственный архитектор, который ставит задачу сохранения наследия выше личных амбиций. Ведь в его проекте реконструкции Гостиного двора в Серпухове не содержится практически никакого авторского высказывания. В нем нет ни единого намека на самовыражение. Это пример аутентичного восстановления памятника по оригинальным чертежам и старым фотографиям – за основу в данном случае брался неоготический проект Аппельрота 1910 года, поскольку большинство материалов по неоклассическому проекту Борисова 1845 года утеряно.

Правда, в своем проекте Илья Уткин предлагает на фундаменте разрушенной церкви Александра Невского построить новую часовню вместо того, чтобы проводить научную реставрацию упомянутого памятника. Но это связано с тем, что для осуществления грамотной научной реставрации церкви Александра Невского не хватает материалов – в архивах автору удалось обнаружить только «несколько мутных фотографий».

Илья Уткин также предполагает реконструировать благоустройство самой площади Ленина, а именно, сделать ее более привлекательной для отдыха жителей и туристов путем размещения в ее центральной части объектов культурного и развлекательно-туристического характера, вывести транзитный транспорт с площади. Что касается последнего пункта, то в качестве одного из решений этой проблемы автор видит строительство подземной автостоянки на 630 машиномест под площадью.

Под той же площадью Илья Уткин спроектировал многофункциональный комплекс – попасть туда можно будет через прямоугольное заглубление перед историческим фасадом Гостиного двора, в которое с отметки площади спускается парадная лестница.

Илья Уткин вернул былой облик фасадам Гостиного двора, вместе с тем полностью переделав существующие планировки этого здания и увеличив его площадь, – одним словом, угодил и историкам, и заказчикам. Кто в наше время еще так умеет?

Мне кажется, было бы здорово, если бы Илье Уткину доверили реконструировать памятники в центре Москвы, при его-то чутком отношении к наследию. И жаль, что ему не доверили этого раньше – уверен, будь он во главе этого процесса, мы бы не потеряли так много.

PS. Из пояснительной записки:
«По решению Советов депутатов г. Серпухова храм Александра Невского необходимо восстановить.
И в наше проектное предложение входит план восстановления церкви, разрушенной в двадцатых годах. Но на самом деле это решение требует серьёзного анализа. Во-первых для научной реставрации нет необходимых материалов. В архивах можно найти только несколько мутных фотографий. И постройка новодела  не будет иметь никакой исторической ценности. Во-вторых – композиционно место для храма не совсем удачное. И в третьих – нужен ли вообще торгово-развлекательному центру города храм-новодел, когда вокруг столько подлинных церквей нуждающихся во внимании и реставрации. Я считаю, что можно построить часовню над фундаментом разрушенного храма». Илья Уткин

Макет
Макетоткрыть большое изображение
Панорама
Панорамаоткрыть большое изображение
Разрез 2-2
Разрез 2-2открыть большое изображение
Разрез
Разрезоткрыть большое изображение
10-1 и первый этаж
10-1 и первый этажоткрыть большое изображение
Генплан существующей площади
Генплан существующей площадиоткрыть большое изображение
Фрагмент плана Серпухова 1826 г.
Фрагмент плана Серпухова 1826 г.открыть большое изображение
Старая фотография площади
Старая фотография площадиоткрыть большое изображение
Церковь Александра Невского
Церковь Александра Невского открыть большое изображение
Фасад архтектора Аппельрота
Фасад архтектора Аппельрота открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Анатолий Столярчук
  • Олег Шапиро
  • Игорь Шварцман
  • Сергей  Орешкин
  • Всеволод Медведев
  • Юлий Борисов
  • Олег Карлсон
  • Магда Кмита
  • Антон Лукомский
  • Наталия Шилова
  • Николай Миловидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Дмитрий Ликин
  • Петр Фонфара
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталья Сидорова
  • Вера Бутко
  • Никита Токарев
  • Александр Асадов
  • Александр Бровкин
  • Илья Уткин
  • Александра Кузьмина
  • Никита Бирюков
  • Александр Попов
  • Константин Ходнев
  • Лукаш Качмарчик
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Гнездилов
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Левон Айрапетов
  • Никита Явейн
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Даниил Лоренц
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Александр Скокан
  • Владимир Ковалёв
  • Юлия Тряскина
  • Магда Чихонь
  • Полина Воеводина
  • Арсений Леонович
  • Шимон Матковски
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Романов
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Иванов
  • Иван Кожин
  • Алексей Гинзбург
  • Екатерина Грень
  • Николай Переслегин
  • Сергей Труханов
  • Олег Мединский
  • Карен Сапричян
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Переслегин
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Зураб Басария
  • Георгий Трофимов
  • Роман Леонидов
  • Тотан Кузембаев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи