Проект одной из крупнейших школ в стране разработан архитектурным бюро ASADOV совместно с компанией «Академпроект», которая выступила в роли генпроетировщика.
К проектированию школы команда Асадовых подключилась не сразу. Проект же имел долгую и непростую историю развития. Необходимость строительства новой школы в Троицке назрела давно. В городе более 60 тысяч жителей, а школ всего восемь. Уже в начале 2000-х все они были переполнены. Ситуация усугубилась после присоединения Троицка к Москве в 2012. Не раз поднимался вопрос о введении второй смены. Проблему пытались решить за счет расширения существующих учебных заведений, возведения на их территории новых корпусов и пристроек – что, однако, не помогло радикально изменить ситуацию. Очевидно, что при постоянном приросте населения и активной застройке новым жильем дефицит учебных мест в городе будет только увеличиваться.
На таком фоне в 2017 году возникло предложение построить одну, но очень вместительную школу. Идея казалась бы спасительной, если бы не участок, выделенный городом под строительство – в Троицком лесу, который занимает всю восточную сторону города. Согласно генеральному плану часть леса, порядка 15 га, планируется отдать под строительство дорог, школы со стадионом и детского сада. Конфликт был предсказуем: жители поднялись на защиту зеленой территории.
Открыть школу для учеников планировалось уже в этом году. Но процесс затянулся. Публичные слушания, протесты экологов и поиск альтернативных площадок результатов не дали. Оказалось, что других земельных ресурсов у города нет, а школу строить все-таки нужно. Как раз на этом этапе коллеги из компании «Академпроект» пригласили к участию архитекторов АБ ASADOV и предложили им решить головоломку: природная территория, недовольство жителей, колоссальная вместимость запланированного школьного здания и строжайшие ограничения со стороны нормативной базы, поскольку школа государственная, и спецтехусловия маловероятны.
Андрей Асадов
«Перед нами стояла сложнейшая задача. Но, приняв как данность размеры школы и смирившись с ее местоположением, мы сделали все возможное, чтобы максимально бережно и корректно расположить объем на участке, с уважением к природе и к окружению».
Троицкий лес занимает всю территорию между Октябрьским проспектом, Ботаковским полем и деревней Пучково. Участок, выделенный под строительство школы, площадью около 5 га, расположен в лесном массиве в конце Октябрьского проспекта. Это практически центр города с плотной жилой застройкой. В этой части лесопарка нет сосен и вековых деревьев, что также сыграло в пользу выбора места. С одной стороны участок ограничен асфальтированной пешеходной дорожкой и оврагом, с другой – гаражами, на месте которых пройдет подъездная дорога к комплексу от Октябрьского проспекта.
План здания – результат долгой и кропотливой работы с целым рядом ограничений, которые предъявляются к образовательным учреждениям. Форма «звездочки», как определяют ее сами авторы проекта, с общественным ядром и расходящимися от него лучами учебных корпусов, позволила не только вписаться в строгие ограничения, но и удобно расположить внутри все функции.
«Несмотря на размеры – общая площадь составляет более 30 тысяч м² – мы постарались создать пространства, сомасштабные детям, – рассказал Андрей Асадов. – Для этого мы разделили объем школы на несколько отдельных блоков и при этом сформировали камерные, полузамкнутые дворики с видом на парк».
Получилась довольно распластанная, дисперсная композиция: четыре крыла учебных корпусов, между ними пять небольших зеленых дворов. Каждый смотрит в свою сторону и визуально изолирован от остальной части школы. Высота здания – три этажа. Четвертый возникает только из-за перепада рельефа. Разделив здание на части, авторы добились раздельного восприятия: с любой точки мы будем видеть только малую часть целого.
Центральный вход в здание устроен на стыке младшей и старшей школ. При этом, благодаря перепаду рельефа в один этаж, входные группы с вестибюлем и гардеробом у них расположены на разных уровнях: у малышей – на нижнем, у старшеклассников – на верхнем.
Крылья учебных корпусов имеют разную длину, но авторы приложили максимум усилий к тому, чтобы пространство внутри них не воспринималось как кабинетно-коридорное. Прежде всего это достигнуто за счет витражей, обеспечивающих как естественное освещение, так и слитность интерьера с внешним миром. В некоторых случаях витражи занимают значительную часть стены, они также возникают в торцах лучей. Так лес становится частью школы, проникая внутрь образно и эмоционально.
Идея единения с окружением достигает апогея в зоне многосветного атриума, где пересекаются все школьные корпуса. Атриум, ради соблюдения пожарных норм, окружен витражами. Этажи объединяет широкая лестница, частично превращенная в амфитеатр. Естественный свет проникает сюда сквозь стеклянную стену напротив амфитеатра. Сидя на его ступенях, ученики, словно на гигантском экране, будут видеть меняющиеся по сезону картины леса.
В школе на улице Советской в городе Домодедово, спроектированной бюро ASADOV совместно с компанией Академпроект и открывшейся прошлой осенью, в сентябре 2019, архитекторам уже удалось реализовать атриум с амфитеатром, несмотря на строгое ограничение площадей. Домодедовская школа – совсем небольшая, на 275 учеников, и амфитеатр оказался там самым востребованным и популярным местом. Так что в новом проекте, чьи площади, напротив, очень велики, атриуму уделили особенное внимание – он стал главным коммуникационным ядром здания.
В блоке начальной школы планируется разместить 32 класса по 25 человек в каждом. Основной блок рассчитан на 1300 школьников. Все классные комнаты как в начальной, так и в основной школах расположены вдоль восточного и южного фасадов, чтобы обеспечить хорошее естественное освещение. Северную сторону занимает общественный блок. В нем разместились два спортивных и два актовых зала (на 475 и на 775 зрителей) – отдельно для малышей и старшеклассников, а также столовая, библиотека и 25-метровый бассейн. Во внеурочное время он будет открыт не только для школьников, но для всех желающих. Для этого со стороны Октябрьского проспекта предусмотрен автономный вход.
Между начальной школой и спортивным ядром устроен стеклянный переход – это решение позволит малышам значительно сократить путь в общественную часть здания. Для того, чтобы первоклассникам не приходилось подниматься по лестницам, все необходимые для них помещения размещены на первом этаже – от учебных кабинетов и игровых комнат до спортзала и медпункта.
Андрей Асадов рассказал, что, среди прочего, команду вдохновили проекты двух московских школ – в Летово и в Хорошево-Мневниках («Хорошкола»). В обеих продемонстрированы новаторские подходы к формированию образовательной среды. В обеих реализована идея трансформируемого пространства. В Троицкой школе архитекторы также заложили возможность трансформации: большой зрительный зал и атриум расположены таким образом, чтобы их можно было легко объединить в одно гигантское общественное пространство за счет устройства раздвижных стен. Но пока это предложение существует как идея, поскольку школа в Троицке – это городской заказ с ограниченным бюджетом.
На этапе проектирования архитекторы тесно взаимодействовали с педагогами будущей школы и ее директором, – такая практика, широко распространенная в европейских странах, у нас пока встречается нечасто. Особенно если речь идет о муниципальном строительстве. В итоге в школе появились такие необычные опции, как IT-полигон для занятий робототехникой, современное музейное пространство, оранжерея на кровле для выращивания овощей и даже собственная обсерватория для наблюдения за небесными телами.
На фасадах преобладает терракотовый оттенок, который хорошо вписывается в природное окружение. Стекло облегчает образ, работая на проницаемость, а оживляют объем солнечно-желтые и белые вставки на фасадах и разноразмерные окна.
Помимо двориков, образованных крыльями корпусов, на территории школы появится большой стадион с футбольным полем и беговыми дорожками, игровые и спортивные площадки с разделением по возрастам учеников. Предполагаются волейбольная и баскетбольная площадки, столы для настольного тенниса.
Весной текущего года проект получил положительное заключение экспертизы, и теперь переходит в рабочую фазу. Ввести школу в эксплуатацию планируется уже через два года.
Школа в Троицке станет одной из самых крупных в стране. Две школы с сопоставимой вместимостью – более 2000 учеников, работают, одна в Некрасовке, другая на территории района «Зиларт» в Москве. Школы с количеством учащихся более 1,5 тысяч, открыты, в частности, в Коммунарке, Внуковском и Красногорске. Похоже на новый тренд, который, с одной стороны, экономит территориальные ресурсы, с другой – фактически отменяет принцип шаговой доступности. Ведь чем больше вместимость, тем меньше школ. А значит, ученики из отдаленных районов будут вынуждены ехать на занятия на транспорте. В том же Троицке из ЖК «Изумрудный» или микрорайона Солнечный, где своей школы нет, в новый образовательный комплекс придется добираться больше 30-40 минут пешком. Впрочем это вопрос решений, предшествующих составлению ТЗ, тех параметров, которые архитекторам, как правило, достаются уже в предопределенном виде.
Что же касается архитектурной части проекта, то здесь авторы, действительно, сделали все возможное, чтобы создать по-настоящему современную образовательную среду, компенсировав, насколько это возможно, жителям утрату части леса. Существующие деревья в проекте сохранены не только во внутренних двориках школы, но даже в районе стадиона. Оставлена на месте лыжня, которой так дорожат горожане. Кроме того, архитекторы надеются, что мощная инфраструктура школы – бассейн, библиотека, хореографические и гимнастические залы, лаборатории, кружковые и творческие мастерские – будет доступна всем жителям. И школа не превратится в анклав за высоким забором, а напротив, станет новым культурным и образовательным центром Троицка.
Дальше – только вопрос качества реализации и ее соответствия проекту. Архитекторы намерены сохранить за собой право авторского надзора.