Город у большой воды

Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

06 Апреля 2020
mainImg

Проект:

ЖК «Зурбаган», Воронеж
Россия, Воронеж, ул. Добролюбова

Авторский коллектив:
С. Никешкин, Ю. Назаров, И. Бараксанов, Б. Валиев, А. Хоролец, А. Чулкова, Я. Самохвалов, Т. Лоцман, Л. Роженцова, Е. Мозалевская, К. Кузнецов, И. Леквеишвили

2020
Большой жилой комплекс с гриновским романтическим названием «Зурбаган» планируется построить на краю Воронежа, на левом берегу одноименной реки, которая здесь разливается водохранилищем. Исторический центр города – на другом берегу, правом, левый берег промышленный и панельный, но запланированный к развитию участок находится севернее ядра старых промзон. К северу от него – песчаная коса, где планируется построить детский яхт-клуб; у косы, опыть же к северу, за заливом, растет типовой массив ЖК «Лазурный», огромный и скучно-панельный. Собственно территория ЖК «Зурбаган» занимает около 20 га и группируется по дуге залива, длина которой – примерно километр. Вдоль воды, на расстоянии 150–200 м от берега проходит улица Добролюбова, сейчас застроенная домами частного сектора. Сам песчаный берег довольно дик, зарос деревьями и изъезжен колеями от машин рыбаков. Район носит название Колдуновка, или Отрожка – по имени слободы, известной с XVII века.
author photo

Сергей Никешкин, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план»:

«Сегодня это, мягко говоря, не самый престижный район города, но он обладает огромным потенциалом. – Прилегающие к реке территории в перспективе подлежат реконструкции и развитию, а благоустройство прибрежного участка призвано запустить этот процесс, создать здесь новую точку притяжения. Мы постарались по максимуму сохранить существующее озеленение, организовав на набережной зеленые «островки» с деревьями. В результате получится благоустроенный озелененный склон, который свяжет эту территорию с существующими общественными пространствами и объектами инфраструктуры».

Силуэт комплекса, предложенного компанией «Крупный план», в отличие от строящегося по соседству микрорайона – совершенно не типовой. Он напоминает Нью-Йорк или Чикаго, хотя больше всего Дубаи, но делает это контурно и небуквально, – скорее обращается к образу башен у воды как к чему-то хрестоматийному. Намечает узнаваевые архетипы, не указывая на них слишком акцентно: вот ар-декошная чигакская пара, вот модернистская пластина с крупными темными пятнами – она уже заставляет подумать о, скажем, Роттердаме. Вот вереница разновысотных и разнотоновых секций, трактованных как слипишеся башни, а вот башни, заточенные скатными кровлями как гигантские карандаши, и вот опять – три «райтовских» небоскреба-параллелепипеда, но стройных и черных, а вот зеркальная пара двух треугольных домов-«парусов».
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Каждая тема окрашивает свою часть комплекса эмоционально и ассоциативно, задавая смену впечатлений и идей, но обобщенно, то есть не так, как Лас-Вегас, а как набор знаков, заставляющих сопоставить увиденное с чем-то знакомым – получается своего рода азбука градостроительных образов, данная нам в ощущениях.

Ассоциативно заточенные башни выстроены вдоль берега, кварталы пониже ростом сгруппированы дальше, за улицей Добролюбова «на материке», они – дальние планы развития. «Центральные кварталы жилой застройки за счет рельефа территории принципиально разделены на два уровня: верхний, выходящий на набережную, и нижний, примыкающий к улице Добролюбова», – уточняет Сергей Никешкин.
Макет. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Все дома установлены на стилобатах, которые объединяют их в группы. Используя перепад высот перед рекой – он здесь составляет порякда 10 метров, – архитекторы «Крупного плана» организуют стилобаты вдоль берега так, что с внешней стороны они погружены в склон, и здесь основное подземное пространство занято парковками, а внутренний контур, обращенный к воде, отдан общественным и коммерческим пространствам – кафе, магазинам и прочим арендным площадям, которые образуют вдоль воды бульвар, насыщенный городскими функциями.

На кровлях стилобатов запланированы приватные дворы жителей, причем войти в них со стороны улицы Добролюбова можно с уровня земли, а пройдя вперед, мы окажемся на один этаж выше набережной.
  • zooming
    1 / 3
    Разрез 1-1, корпуса 1 и 2. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    2 / 3
    Разрез 2-2, корпуса 1 и 2. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    3 / 3
    План паркинга на отм. 0.000. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план

Поскольку фронт застройки не сплошной, со стороны города к нему ведут проезды, предусмотрена и улица перед домами, но пешеходные пространства просторны и позволяют расставить перед витринами достаточно зонтиков и столиков кафе.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Остается место для деревьев и газонов, а мощение решено таким образом, что в основном оно городское и выходит к воде камненным срезом, как венецианские набережные, то есть достаточно высоко – но во многих местах прерывается, круглящимся контуром окружая островки более естественной природы: для песчаных пляжей, которых здесь несколько, и для групп существующих деревьев, которые архитекторы предлагают сохранить при строительстве.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

С набережной получается то же самое, что и с силуэтом домов – типологически многосоставная структура; у нее нет одного лица, напротив, гуляя, можно будет оказаться то на одном уровне, то на другом, то наблюдать реку с каменного возвышения, то оказаться на зеленом берегу под ветлой или выйти босиком к кромке воды на песок.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

В глубоких изгибах каменной части мощения устроены переходы от «верхней» набережной к «нижней», иногда их ступени превращаются в амфитеатр, обращенный к реке и на запад, так что можно будет любоваться закатами. К слову сказать, и речную панораму, и ее романтическую «закатную» ориентацию территории авторы всячески учитывают, раскрывают к реке побольше окон, и даже врисовывают в стекла вечерних домов, помимо внутреннего квартирного света внешний, оранжевого солнца, что создает очень обаятельную подсветку.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2019
© Крупный план

Другие скамейки волнистого края набережной, напротив, смотрят на городской бульвар перед домами. В результате извилистая, а не прямая линия каменной набережной не просто позволяет интегрировать в нее природные элементы, но и помогает чередовать впечатления.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Итак, взаимодествие с водой здесь – не только созерцательное; можно подойти поближе, причем тоже разными способами, не только выйти на пляж. В центральной части задуман городской спуск с лестницами по краям, дальше – пара выступающих вперед пирсов. Запланирована пристань. Но кроме того авторы предложили вымощенное деревом полукольцо для прогулок прямо над водой.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2019
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Возвращаясь к предложенной авторами «Крупного плана» архитектуре домов – она задумана современной и разнообразной, причем в понятие «современность» в данном случае входит не только лаконизм прямых линий и пресловутое отсутствие стилизации, но и элементы более актуального подхода, учитывающего стремление человека к узнаваемости ракурсов, насыщенности фактур, комфорту для глаза. А значит: светлые и темные объемы чередуются, часто попарно, хотя и не всегда. Для облицовки объемов, которые откликаются «консервативными» скатными силуэтами на свое центральное местоположение в составе комплекса, архитекторы предложили разнотоновый кирпич, для домов по краям территории – фиброцемент, что наложило на вереницу образов еще один сюжет: различия центра и периферии.
Фасады. Вид с набережной. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Фасады же составлены из тонких простенков с чередующимся ритмом, поддержанных компоновкой решеток для кондицинеров, лоджии углублены, хотя иногда появляются выдвинутые вперед на полтора метра стеклянные эркеры. Высоту окон зрительно увеличивают темные вставки – получается регурярная, хотя слегка «колышащаяся» сетка, где-то разреженная, где-то усиленная на углах, дома по-современному полупрозрачные, но без поднадоевших вертикальных пар окон: решетка повсюду соответствует поэтажному членению.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Все это гипер-маштабное разнообразие ориентировано на силуэт комплекса с реки – со стороны исторического Воронежа он должен смотреться выразительно, прежде всего не монотонно, на что работает и разная частота пауз между объемами, и чередующиеся контурные сюжеты. Панорама разворачивает перед глазами смотрящего некий рассказ, череду историй, открытых для считывания издали, в ландшафте. Так и хочется добавить: в отличие от соседних панельных районов, как старых, так и новых.
Панорама с противиположного берега водохранилища. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Квартирографию комплекса мы пока можем рассматривать лишь на нескольких примерах из центральной части – двухсекционных домов, снаружи трактованных как пары башен со скатным завершением.

Первые этажи поделены между общественными пространствами для жильцов дома, коммерческой арендой, и жилыми квартирами, а технические этажи совмещают инженерные площади с размещенными по контуру кладовыми для жильцов, реализуя одно из прогрессивных веяний нашего времени. Типы кватрир варьируются от студий до трехкомнатных, причем большинство планировок предусматривают кухню-гостиную, но для традиционалистов есть и разделенный вариант. Намечены варианты со свободной планировкой. Во многих квартирах, начиная от двухкомнатных, предусмотрено по два санузла.
  • zooming
    1 / 8
    Корпус 2. Планы 20 и 21 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    2 / 8
    Корпус 2. Планы 2-12 и 18 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    3 / 8
    Корпус 2. План технического этажа и план 1 жилого этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    4 / 8
    Корпус 1. Планы 20 и 21 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    5 / 8
    Корпус 1. Планы 16-17 и 18-19 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    6 / 8
    Корпус 1. Планы 11-13 и 14-15 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    7 / 8
    Корпус 1. План 2-7 и 8-10 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    8 / 8
    Корпус 1. План технического этажа и план 1 жилого этажа. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план

Словом, это масштабная концепция застройки и реорганизации района на краю интенсивно развивающегося Воронежа. Решенная в русле современных тенденций внимания к благоустройству общественных простанств, и нарисованная с интересом как к деталям, так и к распределению масс при дальней точке зрения. Над водой воронежского водохранилища, которое называют морем, эти новые дома и впрямь приобретают романтические черты города башен и парусов: как будто некий всемирный театр образов «города у воды» застыл в ожидании воплощения.

Проект:

ЖК «Зурбаган», Воронеж
Россия, Воронеж, ул. Добролюбова

Авторский коллектив:
С. Никешкин, Ю. Назаров, И. Бараксанов, Б. Валиев, А. Хоролец, А. Чулкова, Я. Самохвалов, Т. Лоцман, Л. Роженцова, Е. Мозалевская, К. Кузнецов, И. Леквеишвили

2020

06 Апреля 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.

Сейчас на главной

Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Высотные фантазии
Публикуем проекты победителей и финалистов очередного конкурса eVolo Skyscraper Competition: уже в 15-й раз участники поражают наше воображение невероятными проектами небоскребов.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Пресса: Московская династия: Ассы
История семьи архитектора, художника, основателя Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса похожа на захватывающий роман. Евгения Гершкович поговорила с Евгением Викторовичем и его сыном Кириллом о судьбе их дедов и прадедов и о том, как их династия выстроилась в уже три поколения архитекторов.