English version

Город у большой воды

Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.

mainImg
Мастерская:
KPLN http://www.kpln.ru/
Проект:
ЖК «Зурбаган», Воронеж
Россия, Воронеж, ул. Добролюбова

Авторский коллектив:
С. Никешкин, Ю. Назаров, И. Бараксанов, Б. Валиев, А. Хоролец, А. Чулкова, Я. Самохвалов, Т. Лоцман, Л. Роженцова, Е. Мозалевская, К. Кузнецов, И. Леквеишвили

2018 — 2020
Большой жилой комплекс с гриновским романтическим названием «Зурбаган» планируется построить на краю Воронежа, на левом берегу одноименной реки, которая здесь разливается водохранилищем. Исторический центр города – на другом берегу, правом, левый берег промышленный и панельный, но запланированный к развитию участок находится севернее ядра старых промзон. К северу от него – песчаная коса, где планируется построить детский яхт-клуб; у косы, опыть же к северу, за заливом, растет типовой массив ЖК «Лазурный», огромный и скучно-панельный. Собственно территория ЖК «Зурбаган» занимает около 20 га и группируется по дуге залива, длина которой – примерно километр. Вдоль воды, на расстоянии 150–200 м от берега проходит улица Добролюбова, сейчас застроенная домами частного сектора. Сам песчаный берег довольно дик, зарос деревьями и изъезжен колеями от машин рыбаков. Район носит название Колдуновка, или Отрожка – по имени слободы, известной с XVII века.
cic =

Сергей Никешкин, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план»:

«Сегодня это, мягко говоря, не самый престижный район города, но он обладает огромным потенциалом. – Прилегающие к реке территории в перспективе подлежат реконструкции и развитию, а благоустройство прибрежного участка призвано запустить этот процесс, создать здесь новую точку притяжения. Мы постарались по максимуму сохранить существующее озеленение, организовав на набережной зеленые «островки» с деревьями. В результате получится благоустроенный озелененный склон, который свяжет эту территорию с существующими общественными пространствами и объектами инфраструктуры».

Силуэт комплекса, предложенного компанией «Крупный план», в отличие от строящегося по соседству микрорайона – совершенно не типовой. Он напоминает Нью-Йорк или Чикаго, хотя больше всего Дубаи, но делает это контурно и небуквально, – скорее обращается к образу башен у воды как к чему-то хрестоматийному. Намечает узнаваевые архетипы, не указывая на них слишком акцентно: вот ар-декошная чигакская пара, вот модернистская пластина с крупными темными пятнами – она уже заставляет подумать о, скажем, Роттердаме. Вот вереница разновысотных и разнотоновых секций, трактованных как слипишеся башни, а вот башни, заточенные скатными кровлями как гигантские карандаши, и вот опять – три «райтовских» небоскреба-параллелепипеда, но стройных и черных, а вот зеркальная пара двух треугольных домов-«парусов».
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Каждая тема окрашивает свою часть комплекса эмоционально и ассоциативно, задавая смену впечатлений и идей, но обобщенно, то есть не так, как Лас-Вегас, а как набор знаков, заставляющих сопоставить увиденное с чем-то знакомым – получается своего рода азбука градостроительных образов, данная нам в ощущениях.

Ассоциативно заточенные башни выстроены вдоль берега, кварталы пониже ростом сгруппированы дальше, за улицей Добролюбова «на материке», они – дальние планы развития. «Центральные кварталы жилой застройки за счет рельефа территории принципиально разделены на два уровня: верхний, выходящий на набережную, и нижний, примыкающий к улице Добролюбова», – уточняет Сергей Никешкин.
Макет. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Все дома установлены на стилобатах, которые объединяют их в группы. Используя перепад высот перед рекой – он здесь составляет порякда 10 метров, – архитекторы «Крупного плана» организуют стилобаты вдоль берега так, что с внешней стороны они погружены в склон, и здесь основное подземное пространство занято парковками, а внутренний контур, обращенный к воде, отдан общественным и коммерческим пространствам – кафе, магазинам и прочим арендным площадям, которые образуют вдоль воды бульвар, насыщенный городскими функциями.

На кровлях стилобатов запланированы приватные дворы жителей, причем войти в них со стороны улицы Добролюбова можно с уровня земли, а пройдя вперед, мы окажемся на один этаж выше набережной.
  • zooming
    1 / 3
    Разрез 1-1, корпуса 1 и 2. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    2 / 3
    Разрез 2-2, корпуса 1 и 2. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    3 / 3
    План паркинга на отм. 0.000. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план

Поскольку фронт застройки не сплошной, со стороны города к нему ведут проезды, предусмотрена и улица перед домами, но пешеходные пространства просторны и позволяют расставить перед витринами достаточно зонтиков и столиков кафе.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Остается место для деревьев и газонов, а мощение решено таким образом, что в основном оно городское и выходит к воде камненным срезом, как венецианские набережные, то есть достаточно высоко – но во многих местах прерывается, круглящимся контуром окружая островки более естественной природы: для песчаных пляжей, которых здесь несколько, и для групп существующих деревьев, которые архитекторы предлагают сохранить при строительстве.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

С набережной получается то же самое, что и с силуэтом домов – типологически многосоставная структура; у нее нет одного лица, напротив, гуляя, можно будет оказаться то на одном уровне, то на другом, то наблюдать реку с каменного возвышения, то оказаться на зеленом берегу под ветлой или выйти босиком к кромке воды на песок.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

В глубоких изгибах каменной части мощения устроены переходы от «верхней» набережной к «нижней», иногда их ступени превращаются в амфитеатр, обращенный к реке и на запад, так что можно будет любоваться закатами. К слову сказать, и речную панораму, и ее романтическую «закатную» ориентацию территории авторы всячески учитывают, раскрывают к реке побольше окон, и даже врисовывают в стекла вечерних домов, помимо внутреннего квартирного света внешний, оранжевого солнца, что создает очень обаятельную подсветку.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2019
© Крупный план

Другие скамейки волнистого края набережной, напротив, смотрят на городской бульвар перед домами. В результате извилистая, а не прямая линия каменной набережной не просто позволяет интегрировать в нее природные элементы, но и помогает чередовать впечатления.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Итак, взаимодествие с водой здесь – не только созерцательное; можно подойти поближе, причем тоже разными способами, не только выйти на пляж. В центральной части задуман городской спуск с лестницами по краям, дальше – пара выступающих вперед пирсов. Запланирована пристань. Но кроме того авторы предложили вымощенное деревом полукольцо для прогулок прямо над водой.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2019
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Возвращаясь к предложенной авторами «Крупного плана» архитектуре домов – она задумана современной и разнообразной, причем в понятие «современность» в данном случае входит не только лаконизм прямых линий и пресловутое отсутствие стилизации, но и элементы более актуального подхода, учитывающего стремление человека к узнаваемости ракурсов, насыщенности фактур, комфорту для глаза. А значит: светлые и темные объемы чередуются, часто попарно, хотя и не всегда. Для облицовки объемов, которые откликаются «консервативными» скатными силуэтами на свое центральное местоположение в составе комплекса, архитекторы предложили разнотоновый кирпич, для домов по краям территории – фиброцемент, что наложило на вереницу образов еще один сюжет: различия центра и периферии.
Фасады. Вид с набережной. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Фасады же составлены из тонких простенков с чередующимся ритмом, поддержанных компоновкой решеток для кондицинеров, лоджии углублены, хотя иногда появляются выдвинутые вперед на полтора метра стеклянные эркеры. Высоту окон зрительно увеличивают темные вставки – получается регурярная, хотя слегка «колышащаяся» сетка, где-то разреженная, где-то усиленная на углах, дома по-современному полупрозрачные, но без поднадоевших вертикальных пар окон: решетка повсюду соответствует поэтажному членению.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Все это гипер-маштабное разнообразие ориентировано на силуэт комплекса с реки – со стороны исторического Воронежа он должен смотреться выразительно, прежде всего не монотонно, на что работает и разная частота пауз между объемами, и чередующиеся контурные сюжеты. Панорама разворачивает перед глазами смотрящего некий рассказ, череду историй, открытых для считывания издали, в ландшафте. Так и хочется добавить: в отличие от соседних панельных районов, как старых, так и новых.
Панорама с противиположного берега водохранилища. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Квартирографию комплекса мы пока можем рассматривать лишь на нескольких примерах из центральной части – двухсекционных домов, снаружи трактованных как пары башен со скатным завершением.

Первые этажи поделены между общественными пространствами для жильцов дома, коммерческой арендой, и жилыми квартирами, а технические этажи совмещают инженерные площади с размещенными по контуру кладовыми для жильцов, реализуя одно из прогрессивных веяний нашего времени. Типы кватрир варьируются от студий до трехкомнатных, причем большинство планировок предусматривают кухню-гостиную, но для традиционалистов есть и разделенный вариант. Намечены варианты со свободной планировкой. Во многих квартирах, начиная от двухкомнатных, предусмотрено по два санузла.
  • zooming
    1 / 8
    Корпус 2. Планы 20 и 21 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    2 / 8
    Корпус 2. Планы 2-12 и 18 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    3 / 8
    Корпус 2. План технического этажа и план 1 жилого этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    4 / 8
    Корпус 1. Планы 20 и 21 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    5 / 8
    Корпус 1. Планы 16-17 и 18-19 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    6 / 8
    Корпус 1. Планы 11-13 и 14-15 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    7 / 8
    Корпус 1. План 2-7 и 8-10 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    8 / 8
    Корпус 1. План технического этажа и план 1 жилого этажа. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план

Словом, это масштабная концепция застройки и реорганизации района на краю интенсивно развивающегося Воронежа. Решенная в русле современных тенденций внимания к благоустройству общественных простанств, и нарисованная с интересом как к деталям, так и к распределению масс при дальней точке зрения. Над водой воронежского водохранилища, которое называют морем, эти новые дома и впрямь приобретают романтические черты города башен и парусов: как будто некий всемирный театр образов «города у воды» застыл в ожидании воплощения.
Мастерская:
KPLN http://www.kpln.ru/
Проект:
ЖК «Зурбаган», Воронеж
Россия, Воронеж, ул. Добролюбова

Авторский коллектив:
С. Никешкин, Ю. Назаров, И. Бараксанов, Б. Валиев, А. Хоролец, А. Чулкова, Я. Самохвалов, Т. Лоцман, Л. Роженцова, Е. Мозалевская, К. Кузнецов, И. Леквеишвили

2018 — 2020

06 Апреля 2020

KPLN: другие проекты
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Похожие статьи
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.