Новый 31 квартал подмосковного Пушкино, в котором «Крупный план» спроектировал одноименный жилой комплекс, формируется в центральной части города, на участке между водоохранной зоной реки Серебрянки, с одной стороны, и Ярославским шоссе, с другой. Естественное понижение рельефа в сторону реки превышает три метра и выравнивается при помощи 1-2-уровневого стилобата: на него поставлены четыре 23-этажные башни. Они почти симметричны, кроме одной, которая поворачивается относительно оси вслед за изгибом Ярославки, срезающей в этом месте ровную границу участка, и «выпадает» из строгой композиции. Что и к лучшему: вдоль шоссе, благодаря этому, возникают более динамичные ракурсы.
Башни расставлены по углам почти квадратного участка, высвобождая дворовую территорию на крыше стилобата; между ними по центру возникает подобие пешеходного бульвара, спускающегося к речке широкими лестницами – авторам проекта удалось убедить застройщика в необходимости сохранить проницаемость территории комплекса. Поперек променада стилобат расчерчен пересекающимися кольцами дорожек и клумб. Жители комплекса имеют свой доступ на стилобат через дополнительные вестибюли в уровне второго этажа, тогда как основные входные группы в жилые корпуса устроены снаружи с нулевой отметки.
Простую и ясную симметрию композиции авторы превращают в художественный прием. Выбранная для фасадов ахроматическая палитра утрирует объемы, создавая эффект графической картинки. С трех сторон башни – белые, а все северные фасады – «проваливаются» сплошными черными плоскостями. Эффект усилен горизонтальными вставками панелей нержавеющей стали с полированной поверхностью, в которых стена буквально исчезает.
Сетка трех других, светлых фасадов тоже неоднородна. Архитекторы используют «градиентную» разбивку оконного ритма: к южной стороне остекленные поверхности корпусов сгущаются, окна становятся шире и превращаются в «остекленные» углы зданий, где на самом деле стыкуются два окна. Так, с дальних точек возникает эффект смещения регулярной сетки, что вместе со вставками зеркального металла разряжает монотонность, неизбежно возникающую в небогатом диапазоне выразительных средств, которые сегодня позволяет коммерческий девелопмент.
Стремление разбить однородную массу стен выражается и в пластическом вычленении уровня «восприятия пешехода». Так, два первых этажа снаружи комплекса, предназначенные под размещение коммерческих функций, объединяет кирпичная тема, контрастная по фактуре с основной гладкой поверхностью фиброцементных панелей. Из кирпича выполняются вертикальные пилоны и массивный «карниз», отделяющий жилые этажи.
Главная пластическая тема основной массы фасадов – треугольные пилоны в простенках между окнами – продолжается на всю высоту. Пилоны выполняются из наклонно смонтированных фиброцементных панелей и дополняются скошенными простенками под окнами. В итоге фасадная сетка образует подобие «раструбов» вокруг окон, которые развернуты в направлении солнца и, по словам авторов, минимизируют затенение.
Раскрывая фасады к максимальному освещению и улавливая солнце при помощи геометрии простенков, архитекторы применяют прием, навевающий образ диафрагмы – круглого окошка в камере, которое регулирует поток света, проникающий внутрь.
Рискованное сочетание черного и белого, заостренное строгими геометрическими линиями, подкрепляет ассоциации архитектуры с фотографией и монохромной графикой. Делая стилобат черным и ставя на него белые с трех сторон башни, архитекторы в то же время добиваются и ощущения тектоничности, и облегчения силуэта. У объемов, благодаря пилонам в нижних этажах, образуется эффект «ног», и вот уже 23-этажные высотки не кажутся массивными и территория в их основании выглядит комфортной и благополучной. Этому, безусловно, способствует витринное остекление нижних этажей и детализация отделки, выражающаяся, в частности, в применении особой объемной кладки кирпича.
Основную площадь стилобата занимает паркинг, но в основании корпусов, выходящих к реке, также располагаются помещения детского клуба, коворкинга и кафе, к которым сбоку примыкают спортивные залы.
Лестницы, которыми стилобат опускается к рекреационной территории у воды, подчёркнуты необычным клиновидным озеленением. Продолжая в благоустройстве общую для всего комплекса геометрическую тему, архитекторы дополнили сходы врезающимися в них клиньями газона, сформировав еще один ритмический акцент в композиции.