Территория застройки – не очень большая для запланированной высотности: 1 га для двух 100-метровых башен. Высотность оправдана как значительной плотностью ближайших комплексов, так и удаленностью центра города. Между тем объемно-пространственное решение в данном случае – иное, чем в уже реализованных ЖК по соседству: и архитекторы, и заказчик сошлись в данном случае на популярном в Москве последних лет формате башен на стилобате, непринужденно сочетающих стереометричность объемного построения с технологичностью лаконичных, но в то же время не лишенных фактуры фасадов.
В плане башни вытянуты, далеки от квадрата, так что по сторонам лифтового ядра образуется небольшой коридор. Их объемы поставлены вдоль границ участка под углом 90° и снабжены консолями на одном из торцов: «голова» башни, установленной поперечно, «смотрит» на улицу, вторая ориентирована продольно, на юг. Возникает диалог, причем в первый момент кажется, что консоли одинаковые, но потом понимаешь, что одна ощутимо выше и можно представить себе, что два объема – это подходящие друг к другу части простой головоломки, которые можно перевернуть, сложить и они подойдут друг к другу. Прием известный и как правило выигрышный для эффектного лаконичного решения крупной формы.
Игра «в поворот» продолжена фасадами, но здесь все иначе: фасады ведут свою тему, поскольку к улице обращены стеклянные плоскости, поперечные же стены отданы кирпичу. Получается, что в одном случае стеклянный – торец, в другом продольная поверхность: как будто по красной линии дома «срезали» какой-нибудь проволокой, так что поверхность стеклянно оплавилась.
Стекло и стемалит образуют одну поверхность; она оживлена асимметричными пиксельными вставками более светлого стекла, объединяющими своей штриховкой по два этажа. Кирпич – темный, и его фасады трактованы в виде рельефной сетки простенков, не лишенных имманентной классичности американских небоскребов: вверху плоская лента фриза, по всей высоте – вертикальные «лопатки».
Окна внутри этой сетки разделены тонкими горизонталями и тоже позволяют себе пиксельную асимметрию, довольно живую и, благодаря лоджиям, объемную сродни рельефу пещерного города. Так возникает две поверхности: в них можно разглядеть контраст белого и черного, неба и земли, но разбавленный нюансами прозрачности и цвета стекла, цветом и рельефом кирпичных фасадов. Более того, пикселизация стекла – своего рода легкая проекция кирпичного рельефа, что возвращает нас к мысли о срезе: легко можно вообразить, что башни «сделаны» из материала с некоей неравномерной внутренней структурой, который на внешней поверхности шершав и рельефен, а на отполированном срезе ведет себя иначе – но общие принципы построения сохраняет. Это тоже один из способов наделить пару зданий внутренней целостностью; в данном случае он сочетается с материальной составляющей и контекстом – кирпич откликается на фасады соседних комплексов, стекло задает новую тему.
Квартирография комплекса находится во взаимодействии с формообразованием. Собственно, именно изменения планировок и влекут за собой движение пластики объемов, и это органическое сочетание видится архитектору Сергею Никешкину существенным. В одной башне предусмотрено два типа поэтажных планов, во второй – три. В планировках для верхних этажей квартиры становятся больше по площади, доля студий сокращается. Каждая башня снабжена только одной вертикальной коммуникацией, что предполагает коридоры на жилых этажах, при этом коридорная система не сказывается на планировках квартир отрицательно – комплекс относится к эконом-классу, подавляющую часть жилых единиц составляют студии и однокомнатные квартиры, которые по определению проектируются как линейки, а квартиры побольше размещены в торцах здания. Подъезды обеих башен сквозные, с выходом во двор, их вестибюли оформлены двусветным пространством.
Башни помещены на стилобат, занимающий весь участок почти по красным линиям. Стилобат, в свою очередь, организует внутренний двор и вмещает набор необходимых функций – магазины, детский сад, места общего пользования.
Овальный двор на кровле стилобата отсылает к образам, необычным для московских окраин, к примеру, площадям позднего итальянского Ренессанса – среди бывших промзон, прорастающих жилыми комплексами, этот ход кажется необычным и позитивным. Кровля стилобата понижается в глубину квартала – туда, где дальше от шоссе, а следовательно тише; кроме того его пространство двухруровневое, что усиливает качества приватности отдельных зон, их отделенность от улицы при сохранении визуального контакта с городом. Такого рода распределенное зонирование, как правило ценное в высотных проектах, где для жителей важно не только собственное жилье, но и внимательно организованный «собственный» фрагмент города – представляется интересной особенностью.
***
Ну в победил в конкурсе вот этот проект.Проект Level Селигерская размещен на сайте https://наш.дом.рф/
Авторы итогового варианта по данным проектной декларации: Метрополис & Симпл Проект.