Тихое обаяние роскоши

В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».

mainImg
Мастерская:
Blank https://blank.su/
KPLN http://www.kpln.ru/
Архитектурно-дизайнерское бюро Олега Клодта http://olegklodt.com/
Бюро ландшафтной архитектуры
ALD Landscapes
https://ald.com.ru/
Проект:
Клубный дом «Обыденский № 1»
Россия, Москва, 3-й Обыденский переулок, вл. 1, стр. 1, 2, 3, 5

Авторский коллектив:
ГАП: Л. Качмаричик
Архитекторы: Е. Басай, А. Култаева, Е. Козак, А. Пучкова

2022

Девелопер: Sminex
Интерьеры: АБ Олега Клодта
Ландшафтный дизайн: ALD Landscapes
За последние годы клубный дом превратился в феномен столичной жизни. У него есть свои герои и направления. Одно из самых устойчивых – дом с фасадами из натурального камня, чей декор балансирует на грани между двумя основными стремлениями: сделать пластику внешних поверхностей насыщенной, соответствовать историческому окружению, – и в то же время не утратить современности предложенной архитектуры, равно как и суммы технических и прочих удобств элитного дома.
 
Относительно недавно поработать с такого рода задачей довелось международному, но прочно укорененному в Москве бюро Blank Architects.
cic =

Екатерина Козак, Blank Architects

«Дом «Обыденский № 1» – прекрасный, очень интересный для Blank Architects опыт работы с исторической, или скажем так, «классической», стилистикой. Он расположен в тихом переулке, рядом с храмом, в окружении разновременных зданий: от классицизма и историзма до модерна. Кроме того, речь о «Золотой миле», районе Остоженки – одном из самых престижных в Москве. И речь о клубном доме – типологии дорогого элитного дома в центре города. Виды с террас пентхаусов – на храм Христа Спасителя. Пожеланием заказчика была архитектура классического направления; это же диктовало и окружение, и тот факт, что в рамках комплекса будет сохранено архитектурно-стилевое решение фасада начала XX века.
 
В результате мы создали дом в современной интерпретации исторической архитектуры с использованием дорогих природных материалов, украшенных множеством деталей. Благодаря этому «Обыденский № 1» находится в архитектурном диалоге с окружением, созвучен месту и производит впечатление, что находился здесь всегда. Каннелюры в простенках мы трактовали точно, как элемент классической архитектуры. Как и развитый раскрепованный карниз основного объема. Тут нам помог натуральный камень, а круглые элементы латунных ограждений и вставки зеленого индийского мрамора с уникальным меняющимся рисунком восходят к примеру соседних зданий эпохи модерна».

Итак, речь о самом центре города, участок прямо граничит с церковью Ильи Обыденного, построенной в камне в конце XVII века. Выходя из главного лобби, жители будут видеть ее и слышать колокольный звон, – говорят архитекторы. Это самое начало Остоженки, напротив, через 2-й Обыденский переулок – дом, реконструированный 20 лет назад по проекту бюро «Остоженка», в самом разгаре того процесса ревитализации района, который и превратил его в «Золотую милю». И новый дом, определенно, развивает здешние традиции. Тем более что место ему досталось не просто на Остоженке, а рядом с бульварным кольцом, в самом начале бывшего дворянского, а теперь престижного района Москвы. 

Новый клубный дом, спроектированный Blank Architects для девелопера Sminex-Интеко, находится на участке к югу от церкви; он был застроен, в основном, флигелями и гаражами, в том числе советского времени. Но северо-восточную границу замыкает доходный дом 1905 года. Он не имеет охранного статуса, но решение фасада начала XX века в проекте планируется сохранить. Это не первый случай в практике Sminex: на Чистых прудах, где проектом занимался Илья Уткин, «вывесили» целиком весь контур стен дома 1915 года.
Клубный дом «Обыденский № 1». Схема ситуационного плана
© Blank Architects

Разные виды практики сохранения фрагмента старого здания в составе нового за последние 30 лет получили широкое распространение. Архитекторы такую ситуацию осмысляют по-разному, но нередко фрагмент каким-то образом влияет на все здание. Так получилось и здесь. Дом стал заметно многосоставным, он реагирует на все: и на вкрапление внутри себя, и на историческое окружение. И, конечно, а это безусловно главное, на предпочтения целевой аудитории клубных домов.
Участок клубного дома «Обыденский № 1», вид сверху, с юго-востока. На первом плане дом, фасадную стену которого сохраняют, на втором плане слева – дом, реконструированный АБ «Остоженка» в 2003 году
© Blank Architects

А аудитория предпочитает респектабельность и натуральные, читай дорогие, материалы. В данном случае архитекторы выбрали надежный путь: вот уже лет пятнадцать как в «клубном» секторе устоялась стилистика, тяготеющая к ар-деко и одновременно, особенно в последние годы, – популярен пластинчатый рельеф фасада, ступенчатые слоистые контуры филенок, из которых он, в конечном счете, и состоит.

Этот подход, успешный в тридцатые годы XX века, помогает удержаться на грани между полной стилизацией исторических прообразов и современной архитектурой. К тому же он отлично сочетается с натуральным известняком и хорош в «косом свете» солнечного дня, когда особенно ощутима графичность и крупных, и мелких полос. 
Дом с восточной стороны, с сохраняемым фасадом 1905 года. Клубный дом «Обыденский № 1»
© Blank Architects, Проектное бюро «Крупный План» / предоставлено Sminex

Для большей части фасадов планируется использовать светлобежевый известняк. Но есть еще сатинированная и патинированная латунь: она используется в ограждениях всех балконов, чей рисунок похож на ряд музыкальных камертонов, чередующихся с кругами, заимствованными у орнаментики модерна. Латунные вставки арок в «триумфальной» композиции входной лоджии усиливают необходимый клубному дому эффект драгоценности. 

А довершает искомый эффект прием, деликатно обогащающий визуальные качества фасада – вставки из темно-зеленого мрамора в контурах оконных проемов. Они тоже профилированы подобием каннелюр, горизонтальных, но более тонких, выпуклых, и, главное – высоту их рельефа планируется плавно менять. Пожалуй, эта деталь, легко доступная для рассматривания, а может быть даже тактильного взаимодействия – самый надежный способ наглядно показать драгоценность дома. 
Входная группа. Клубный дом «Обыденский № 1»
© Blank Architects, Проектное бюро «Крупный План» / предоставлено Sminex

Здесь можно вспомнить и зеленый мрамор византийских церквей – рядом с русско-византийским храмом Христа Спасителя это, пожалуй, будет кстати. Но авторы говорят, что вдохновлялись майоликой и глазурованной плиткой модерна, и им можно верить. В конце концов, на углу соседнего квартала дом Перцовой, а там отличные майолики. Но что удивительно – кажется, что зеленый мрамор – материал подороже, чем сто лет назад майолика. Что вновь возвращает нас к драгоценности – качеству, для современного клубного дома на Остоженке неизбежному. 

Надо сказать, что материал кровли «исторической» части дома – а ее собираются покрыть патинированной медью – вторит зеленым вставкам; или они ей? По словам архитекторов, колорит стал откликом на цвет кровли церкви Ильи Обыденного. И вновь: цвет похож, но материал более дорогой. В то же время он не может не напомнить Copper House Сергея Скуратова, одну из тех знаковых построек, с которых начиналась «Золотая миля». 

А у других объемов вообще нет скатных кровель, они все отданы террасам для квартир верхних этажей. 

Но рассмотрим структуру дома. Здесь совмещено несколько типологий городской застройки. Дом состоит из трех частей. К линии 2-го Обыденского переулка выходят три двухэтажные городские виллы. Каждая имеет вход с улицы, они окружены деревянными настилами патио. Слоистость фасадов получает поддержку в объеме: каждая вилла делает «шаг» чуточку выше, и карнизы накладываются друг на друга. На кровле – террасы с видом на переулок, храм Христа Спасителя и Кремль. 

Городские виллы в историческом центре – вещь роскошная. Нельзя сказать, что они часто встречаются, но тут будет уместно еще раз вспомнить, что – мы находимся на Остоженке. И первая, как кажется, вилла рубежа XX–XXI веков в центре города появилась именно здесь: Юрий Григорян встроил ее во двор Дома в Молочном переулке еще в начале 2000-х годов. Так что «Обыденский № 1» прямо развивает традиции места.  

С противоположной северо-восточной стороны – корпус, в котором сохранено архитектурное решение доходного дома 1905 года. Два его нижних этажа – «ситихаусы», своего рода виллы, встроенные в объем дома. Выше есть другие квартиры, со своими достоинствами, в частности, дровяными каминами и террасами на кровле. Средняя часть дома – самая высокая, шесть этажей. Здесь пентхаусам на самых верхних этажах будут принадлежать террасы.
Клубный дом «Обыденский № 1»
© Blank Architects, Проектное бюро «Крупный План» / предоставлено Sminex

Самое интересное решение средней части – двусветное лобби с винтовой лестницей и балконом второго яруса.
Интерьер лобби. Клубный дом «Обыденский № 1»
Дизайн интерьера © АБ Олега Клодта / рендеры © Sminex

Вход в него предваряет камерный всесезонный двор-сад; он отчасти «затекает» под дом. Такое решение архитекторы называют крытым двориком. Аналогии решению можно найти как в доходных домах XIX века, так и в их прообразах, ренессансных дворцах, где входная арка иногда превращалась в гипостильный зал с колоннами, а иногда просто была достаточно широкой и протяженной, чтобы служить промежуточным пространством между «внутри и снаружи». Решение определенно дворцовое и вкупе с латунными арками еще раз недвусмысленно подчеркивает статус «Обыденского № 1».

Внутри – цветы и деревья в кадках, диваны, защищенные от дождя, треугольные светильники подчеркивают направление подсвеченных арок, похожих на своды Монье. 
Клубный дом «Обыденский № 1». Схема генплана
© Blank Architects
Пространство дворика перед входом. Вид в сторону внешнего двора. Клубный дом «Обыденский № 1»
Ландшафтный дизайн ALD Landscapes / рендеры © Sminex

Между тем авторы сделали все возможное для того, чтобы лобби было прозрачным, проницаемым для взгляда с одной и другой стороны – это уже не столько дворцовый, сколько модернистский прием. 

Хотя, как и винтовая лестница, он может иметь глубокие корни. 

Дизайном интерьеров занималось бюро Олега Клодта. 
Пространство дворика перед входом. Вид в сторону лобби. Клубный дом «Обыденский № 1»
Ландшафтный дизайн ALD Landscapes / рендеры © Sminex

***

Итак, перед нами клубный дом «Золотой мили», продолжающий традиции последних десятилетий и расположенный в очень выгодном месте: в 150 метрах от храма Христа Спасителя, поблизости от дома Перцовой, пешеходного моста в сторону ГЭС-2 и многих других достопримечательностей.

Он многосоставен как функционально – чего стоит хотя бы идея городских вилл с бассейнами в подвальном ярусе, – так и объемно, и декоративно. Здесь в разных ракурсах рассматривают запрос на дорогую архитектуру: через натуральный материал, каннелюры, латунные элементы, дровяные камины, наконец. Для по-настоящему камерного клубного дома – 16 квартир, 4 пентхауса, 3 ситихауса и 3 виллы – в нем размещена богатая и всесторонне развитая инфраструктура, предназначенная только для жителей дома: фитнес-зал, детские развивающие пространства, лобби для встреч и общения с соседями. 

Но мне больше всего нравится глубокая входная лоджия-дворик со стороны церкви: в любую погоду здесь можно будет слушать – в центре города! – тишину. Это ли не новая роскошь городского центра. 
  • zooming
    Лобби. Клубный дом «Обыденский № 1»
    Дизайн интерьера © АБ Олега Клодта / рендеры © Sminex
  • zooming
    Общественная гостиная. Клубный дом «Обыденский № 1»
    Дизайн интерьера © АБ Олега Клодта / рендеры © Sminex
  • zooming
    Разрез. Архитектурная концепция клубного дома «Обыденский № 1»
    © Blank Architects
  • zooming
    Разрез. Архитектурная концепция клубного дома «Обыденский № 1»
    © Blank Architects
Мастерская:
Blank https://blank.su/
KPLN http://www.kpln.ru/
Архитектурно-дизайнерское бюро Олега Клодта http://olegklodt.com/
Бюро ландшафтной архитектуры
ALD Landscapes
https://ald.com.ru/
Проект:
Клубный дом «Обыденский № 1»
Россия, Москва, 3-й Обыденский переулок, вл. 1, стр. 1, 2, 3, 5

Авторский коллектив:
ГАП: Л. Качмаричик
Архитекторы: Е. Басай, А. Култаева, Е. Козак, А. Пучкова

2022

Девелопер: Sminex
Интерьеры: АБ Олега Клодта
Ландшафтный дизайн: ALD Landscapes

07 Декабря 2023

Blank: другие проекты
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Магда Чихонь: «Мы жили этим полтора года»
Работа кураторов венецианской биеннале чаще всего остается за кадром – многочисленные журналисты об этом не пишут. Об изнанке нынешней биеннале рассказывает Магда Чихонь, управляющий партнер и главный архитектор бюро BlankArchitects, которая знает, как это было, из первых рук.
Связующее звено
Мастерская Blank Architects переосмыслила внешний облик и внутреннее содержание торгового центра в Отрадном, превратив его в центр социальной жизни микрорайона.
Контур рыночной площади
Модернизация ТЦ «Пятая Авеню» по проекту Blank Architects включает ребрендинг, расширение набора функций и сервисов, также как и новый фасад, на котором, в верхнем этаже, отразится наличие рынка внутри.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Шесть измерений
Перевод эссе Шимона Матковски, партнера бюро «Blank Architects», посвященного «теории шести измерений», отвечающих за хорошую архитектуру. Полезно молодым архитекторам; главный совет – думать головой.
Ржевские ворота
В конкурсе на дизайн новых станций Третьего пересадочного контура бюро Blank Architects участвовало с тремя предложениями. Два из них вошли в шорт-листы, одно, на концепцию станции «Ржевская», заняло первое место. Представляем проект-победитель.
Blank Architects: «Нет оправданий, кроме архитектуры»
Бюро, созданное иностранными архитекторами в России, в мире воспринимают как «московское». Blank Architects принимает решения демократически, стремится создавать ответственные проекты, даже если это вступает в противоречие с российскими нормативами. А также ценит креативность, не признает оправданий и интересуется всем, что может повлиять на проекты.
Похожие статьи
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.