English version

Жук улетел

История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.

mainImg
Проект:
Офисный центр “Beetle”
Россия, Москва, Жуков проезд, д.8

Авторский коллектив:
Никешкин С., Железко Е., Кузнецов К., Лоцман Т, Хоролец А., Рамонова В. 

2019

Заказчик – девелоперская компания Coldy
Проектом офисного центра Beetle архитекторы АБ «Крупный план» под руководством Сергея Никешкина занимались в течение двух лет, в 2019–2020 годах, по заказу компании Coldy. Проект пережил в своем развитии несколько стадий, из которых три основные связаны с вопросом, сохранять или не сохранять здание «холодильника» – кирпичный промышленный ангар начала XX века. И если сохранять, то в каком формате. 
Здание «холодильника» на момент начала проектирования. Офисный центр “Beetle”. Фотофиксация. Западный фасад
Фотография: Проектное бюро «Крупный План»

Участок вытянут вдоль Жукова проезда между железной дорогой Павелецкого направления и Дербеневской улицей; в восточной части он узкий, в западной, где стоит «холодильник», почти квадратный в плане – широкий. Проект БЦ с самого начала состоял из двух частей: реконструкция «холодильника», по данным на начало 2020 года, должна была составить первую очередь, строительство новых офисных корпусов – вторую. 
Офисный центр “Beetle”. Контуры участка
© Проектное бюро «Крупный План»
Здание начала XX века
«Холодильник» – крупный параллелепипед с основанием 40 х 45 м, с оформленным фронтонами повышением по центральной оси, – был почти полностью лишен окон, поскольку они нарушают термоизоляцию, необходимую для равномерного охлаждения, которое здесь осуществлялось через циркуляцию воздуха между этажами. Естественным светом была освещена только лестница главного входа под башенкой на западном фасаде, но все здание было декорировано в духе «промышленного романтизма»: имитациями окон с объемными сандриками, балясинами, консолями, – все вместе визуально разделяло объем на элементы, организованные в симметричную композицию, и успешно боролось с инертностью формы.

Впоследствии лестничный витраж  был заложен и пробито несколько неряшливых окон поверх декора. Кирпичные фасады прямо поверх кладки покрыли желтой теплоизоляционной пеной, издали похожей на лишайник. 
Здание «холодильника» на момент начала проектирования. Офисный центр “Beetle”. Фотофиксация. Северный фасад
© Проектное бюро «Крупный План»

По сведениям Архнадзора, здание в Жуковом проезде построило акционерное общество «Астраханский холодильник». Строительство, вероятно, было начато в 1915–1916 годах, когда общество купило участок, но закончено уже после революции.
 
Между тем промышленный холодильник в Павелецкой промзоне был не один: отчасти архитектура кирпичного здания перекликается с другим кирпичным ангаром, расположенным в 400 метрах к западу по адресу Дубининская улица, 41с4 (автор заявления для постановки его на охрану Александр Фролов датировал этот, соседний, холодильник, 1905–1912 годами и даже с некоторой вероятностью атрибутировал его как работу мастера северного модерна Федора Федоровича фон Постельса; о проекте с его сохранением см. здесь). 
 
Реконструкция: версия 1
Первая из предложенных архитекторами «Крупного плана» версий реконструкции была самой деликатной по отношению к постройке начала XX века, которая, согласно проекту, должна была радикально сменить свою функцию. Так как холодильному ангару окна вредны, а офисам, напротив, совершенно необходимы, архитекторы предложили проделать в стенах широкие проемы, но прикрыть их полосатыми керамическими сетками. Издали объем выглядел бы цельным и сохранял подобие себя прежнего, монументального. Все детали, а здесь они светлые на кирпичным фоне, предполагалось вычинить и восстановить, а ряды вертикальных нишек превратить в настоящие окна. 
Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 1 очередь
© Проектное бюро «Крупный План»
Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 1 очередь
© Проектное бюро «Крупный План»

В расширенном подвальном ярусе поместилась парковка, а невысокие объемы общественных пространств, заменившие собой поздние пристройки советской фабрики мороженого, авторы решили подчеркнуто брутально: с черными фасадами и выступами круглых «труб». 
  • zooming
    1 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 1 очередь
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    2 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 1 очередь
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    3 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 1 очередь. План на отм. 0.000
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    4 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 1 очередь. План на отм. +3.900
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    5 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Разрез 2-2
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    6 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Разрез 1-1
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    7 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. План площадки для размещения оборудования на отм. +19.650 (0.000=124,09)
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    8 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. План 4 этажа на отм. +10.200 (0.000=124,09)
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    9 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. План 3 этажа на отм. +7.050 (0.000=124,09)
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    10 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. План 2 этажа на отм. +3.900 (0.000=124,09)
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    11 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. План 1 этажа на отм. 0.000 (0.000=124,09)
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    12 / 12
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. План -1 этажа на отм. -3.800 (0.000=124,09)
    © Проектное бюро «Крупный План»
 
 
Новые корпуса: 1 вариант, 2 очередь
Новые офисные корпуса БЦ Beetle планировалось расположить в узкой восточной части, вдоль проезда, к востоку от «холодильника». Реконструкция должна была составить 1 очередь, новое строительство – 2 очередь проекта. На новые корпуса заказчик провел в 2019 году закрытый конкурс, в котором участвовали DNK ag, АБ «Остоженка» и еще несколько бюро. Концепция «Крупного плана» выиграла конкурс и впоследствии сохранила свою образность на всех стадиях, пока бюро участвовало в проекте. 
  • zooming
    1 / 3
    Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 2 очередь. Конкурсный проект, макет
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    2 / 3
    Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 2 очередь. Конкурсный проект, макет
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    3 / 3
    Офисный центр “Beetle”. 1 этап, 2 очередь. Конкурсный проект, макет
    © Проектное бюро «Крупный План»

Итак. Обтекаемые угольно-черные объемы составлены из гибких поэтажных лент, отступающих в глубину вверху и внизу: в первом случае освобождается место для террас, плавно повышающихся к эксплуатируемой кровле, во втором – для тротуаров и прилегающего благоустройства, причем местами, в створе поперечной пешеходной улицы-сквера, консоли были поддержаны тонкими черными металлическими колоннами. А отступы террас деликатно скрадывали высоту: издали верхние этажи не отличаются от остальных, а вблизи их не видно и высота улицы кажется меньшей, чем есть на самом деле. 
Офисный центр “Beetle”. 3 этап, 2 очередь
© Проектное бюро «Крупный План»

Как и полагается в офисных зданиях, стекла много, хотя несмотря на скругленные контуры объемов моллирования не предполагалось и ломаный контур стеклянных этажей напоминал некий транспортер, поворачивающий на углах в рамках направляющих. Распределение стекла на фасадах зависит от инсоляции – в северных частях, где света меньше, витражей больше.
Офисный центр “Beetle”. 5 этап. Схемы инсоляции
© Проектное бюро «Крупный План»

Межэтажные ленты из черного металла, редкие вертикали – из темной керамики, уложенной внахлест и похожей на средневековую чернолощеную черепицу. Все вместе работает на впечатление отчасти «геологическое», поскольку ленты этажей выступают и отступают наподобие какой-то сланцевой породы, и, с другой стороны, промышленное, что считывается как логичная контекстуальная отсылка в истории места. В общем-то здания выглядят как механизм, какой-то конвейерный узел, но при этом блестят, как на солнце, так и внутренней подсветкой – так что это, определенно, какой-то постиндустриальный конвейер, не лишенный гламура в сочетании с толикой актуальной брутальности. Ощущение поддержано зимними визуализациями – впрочем, по словам архитекторов, сезон был выбран заказчиком: «потому что у нас 2/3 года зима». 
Офисный центр “Beetle”. 3 этап. Визуализация со стороны Жукова проезда
© Проектное бюро «Крупный План»

К гибким контурам объемов авторы пришли отчасти из-за особенностей участка, – рассказывает Сергей Никешкин. На территории расположено два круглых колодца глубокой канализации, диаметром около 6 м. Перенести их на другое место невозможно, колодцы пришлось обходить, так возникла идея ступенчатого консольного отступа. Над колодцами архитекторы задумывали круглые фонтаны с тонким слоем рециркулируемой воды.
 
Здесь обходы колодцев показаны на примере последнего, пятого варианта проекта, где новые корпуса заняли весь участок, но морфология зданий наследует принципы 1 варианта 2 очереди: 
zooming
Схема формообразования. Офисный центр “Beetle”. 5 этап (в котором новые корпуса занимают весь участок). Северный фасад
© Проектное бюро «Крупный План»

Черно-стеклянные, обтекаемо-граненые, издали несколько «пузатые» корпуса, помимо очевидной «промышленной» образности, могут также показаться интерпретацией романтического и в то же время контекстуального названия Beetle / Жук. Стекла на поворотах – как прозрачные крылья, черные обрамления как хитиновые закрылки, а вечернее свечение напоминает о светлячках. Сравнение, конечно, не буквальное, но сходство уловить можно. Как будто гигантский металлический жук-трансформер приземлился рядом со старым кирпичным ангаром. Соседство было обыграно как контраст старого и нового: холодильник вдвое меньше по высоте, кирпичный, угловатый, детали белые – новые офисные корпуса высокие (49 м), черные, стеклянные, обтекаемые. 
  • zooming
    1 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. Северный фасад
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    2 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап, 2 очередь. Входная группа
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    3 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. Паркинг
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    4 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. План 1 этажа на отм. 0,000
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    5 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. План 5 этажа на отм. +15,000
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    6 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. План 12 этажа на отм. +40,500
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    7 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. План 13 этажа на отм. +43,800
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    8 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. План кровли
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    9 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. Разрез 1-1
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    10 / 10
    Офисный центр “Beetle”. 3 этап. Узлы
    © Проектное бюро «Крупный План»
  
  
Реконструкция: 2 вариант
Во втором варианте реконструкции холодильник «почернел» в деталях и подрос – то и другое по просьбе заказчика, первое ради перекличек с современными корпусами, второе ради площадей, добавленных в верхнем этаже стеклянной мансардой. Не были приняты и предложенные архитекторами для маскировки окон решетки: окна стали просто-окнами. Но здание, хоть и утратившее значительную часть сходства с историческим, проявившее свою новую функцию, в феврале 2020 года все еще предполагалось сохранить.
  • zooming
    1 / 8
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Визуализация северного фасада
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    2 / 8
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Визуализация южного фасада
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    3 / 8
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Визуализация восточного фасада
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    4 / 8
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Визуализация западного фасада
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    5 / 8
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Южный фасад
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    6 / 8
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Западный фасад
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    7 / 8
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Северный фасад
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    8 / 8
    Офисный центр “Beetle”. 2 этап. Схема генплана
    © Проектное бюро «Крупный План»
 
  
Последняя версия
В первой половине 2020 года заказчик попросил АБ «Крупный план» предложить вариант без сохранения: новые корпуса с уже заданной морфологией распространились на весь участок. 
  • zooming
    1 / 7
    Офисный центр “Beetle”. 1 этап
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    2 / 7
    Офисный центр “Beetle”. 5 этап
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    3 / 7
    Офисный центр “Beetle”. 5 этап
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    4 / 7
    Офисный центр “Beetle”. 5 этап. План 6 этажа корпус 1
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    5 / 7
    Офисный центр “Beetle”. 5 этап
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    6 / 7
    Офисный центр “Beetle”. 5 этап.
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    7 / 7
    Офисный центр “Beetle”. 5 этап. Схема пешеходного движения
    © Проектное бюро «Крупный План»

 
На этом участие архитекторов «Крупного плана» в проекте закончилось, затем появилось две совершенно других концепции уже под названием не Beetle, а Taller. Один проект, анонсированный летом 2020, называется Taller loft и позиционируется уже как ЖК, точнее как мультифункциональный комплекс, объединяющий жилье и офисы. Авторов проекта на его официальном сайте нам не назвали, сославшись на то, что «проект Taller Loft ещё не в продаже». Новый проект появился, судя по всему, летом, а снос «холодильника» начался в октябре: 07.10 ДКН отказал зданию в охранном статусе, 16.10 появилась статья Архнадзора, через неделю – несколько статей противоположной направленности (вотвот и вот). Второй проект, судя по всему появившийся недавно и представленный сейчас на сайте девелопера – в виде двух офисных призм, сочетающих кирпичные вертикали с преобладающим стеклом; от «холодильника» в нем – башня перед западным фасадом, сложно сказать, сохраненная или (что вероятнее) реконструированная. 

***

Надо сказать, что трансформации проекта Beetle вписываются во многие  современные тенденции, даже могут быть поняты как некий эталон поэтапного развития: сначала максимальное сохранение, потом компромиссное сохранение, потом современное строительство, потом новый проект, совмещенный с жильем. История в некотором роде даже повторяет, в миниатюре, историю освоения Павелецкой промзоны: некоторое время назад она была территорией новых офисов и редевелопментов старых заводов. Сюда водили на экскурсии в первые орденоносные примеры реконструкций фабрик с сохранением старых кирпичных корпусов. За последние годы преобладающая типология новых проектов сменилась на жилую, а масштаб – на огромный. К югу от южной границы БЦ Beetle, на территории, когда-то принадлежавшей немецкой химической фабрике «Фарбверке», компания ПИК проектирует высотный жилой комплекс, а в трехстах метрах к северу, на Летниковской улице тоже начато строительство крупного ЖК для МРК Пионер. История проектирования БЦ Beetle: от «лофтового» редевелопмента с сохранением исторического здания к новой застройке с некоей долей (мы не знаем какой) типологии жилья в целом похожа на тенденции, свойственные всей промзоне в целом. 

Надо сказать, что «холодильникам» не очень везет в плане реконструкции, вероятно, потому, что это не простые цеха, а здания без окон, требующие достаточно серьезного вмешательства для смены функции. Необходимость пробивки стен сама по себе радикально их трансформирует, а значит, ставит под вопрос и необходимость сохранения: с памятниками ведь как – либо сохраняем все, либо не даем статуса памятника. Тем не менее сам по себе опыт проектирования, включающий попытку сохранить не только части стен и объем, но и, особенно в первом варианте, образ здания начала XX века вызывает интерес и уважение. Но очевидно, что задача была сложной, в том числе и в отношении к рынку. Поэтому, наверное, неудивительно, что Beetle не прижился в Жуковом проезде.
Проект:
Офисный центр “Beetle”
Россия, Москва, Жуков проезд, д.8

Авторский коллектив:
Никешкин С., Железко Е., Кузнецов К., Лоцман Т, Хоролец А., Рамонова В. 

2019

Заказчик – девелоперская компания Coldy

30 Апреля 2021

KPLN (АБ Крупный план): другие проекты
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Похожие статьи
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.