15.10.2013

Наталья Самовер о проекте жилого комплекса в Кадашах Ильи Уткина

Комментарий активиста движения Архинадзор.

информация:

Недавно архитектор Илья Уткин рассказал нам о своем проекте жилого комплекса в Кадашах. Этот проект -- намного уменьшившийся по площади по сравнению с тем, что девелопер планировал построить рядом с церковью Воскресения в Кадашах ранее, основан на воспоминании об истории места: существовавшей здесь в XIX веке колбасной фабрике. Несмотря на деликатность подхода к контексту, у проекта есть свои сторонники и противники. Появился другой проект, основанный на идее воспроизведения штукатурного городского классицизма; церковная община выступает против любого строительства. Споры продолжаются. Между тем движение «Архнадзор» поддержало проект Ильи Уткина. Публикуем комментарий одного из самых известных активистов движения Натальи Самовер.

Наталья Самовер. Фотография Ларисы Талис, 2012
Наталья Самовер. Фотография Ларисы Талис, 2012

«Если этот проект будет реализован, то станет образцовым, на мой взгляд, примером  регенерации исторической городской среды, потому что в нем найден сложный баланс между очевидной ценностью средовых характеристик района и требованиями современного использования. Надо только добавить, что на территории рядом с проектируемыми зданиями  находится все-таки один статусный памятник – палаты Оленевых первой половины XVIII века. Это здание моложе церкви Воскресения, но старше колбасной фабрики. Этакий знак глубины и многослойности истории Кадашей. На фасад этих палат Уткин ориентирует продлеваемую им трассу Кадашевского тупика.

Остальная историческая застройка (которой, впрочем, среди советских цехов было мало) почти полностью уничтожена усилиями застройщика, когда он еще мечтал реализовать там в три раза более массивный объект. Стену колбасного цеха активисты заслонили буквально собственными телами, и теперь она служит якорем, за который цепляется вся стилистика проекта Уткина. Выбор стиля фабричной архитектуры конца XIX века, тут, по-моему, единственно возможный. Во-первых, это стиль сохранившихся подлинных исторических построек, во-вторых, стиль этого места, когда оно было фабрикой Григорьева, и наконец стиль Замоскворечья, где подобной архитектуры было много и до сих пор сохранилось немало.

Наконец, это стиль исторического окружения церкви Воскресения в Кадашах. Сочинять на этом месте какой-то классицизм начала XIX века (почему, кстати, не начала XVIII-го?) наивно. Во-первых, нет никаких данных о том, какими были фасады домов, стоявших на этом месте в то время. В нашем распоряжении только исторические  планы квартала. Во-вторых, от городской среды того периода до нас не дошло вообще ничего, тогда как от среды конца XIX–начала XX века сохранились не только изображения, но и несколько подлинных фрагментов зданий. Хотелось бы помечтать, что реализация этого проекта станет прорывом в печальной практике лже-регенераций, которые уродуют Москву, но самой не верится.

Тут все-таки сложились уникальные обстоятельства, заставившие городские власти реально жестко ограничить застройщика, да и не везде найдется достаточно умный и культурный архитектор. Тем более, впрочем, нужен образец, на который можно будет ссылаться при обсуждении других регенераций. Все сказанное, конечно, не значит, что в этом квартале больше нет проблем. Весь участок – территория охраняемого культурного слоя. Раскопки экскаватором – не самый правильный способ обращения с ним, однако вот уже который год участок пустует, а археологическая разведка так и не проведена. Но это, как говорится, уже другая история, не касающаяся качеств обсуждаемого проекта.»
Наталья Самовер
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет.  «Студия Уткина»
Проект жилого района в Кадашевской слободе. Макет. «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». Генплан. «Студия Уткина»
Жилой комплекс «Кадаши». Генплан. «Студия Уткина»


Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Зайченко
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Станислав Белых
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Сергей Труханов
  • Олег Карлсон
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Арсений Леонович
  • Никита Явейн
  • Александр Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Михаил Канунников
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Ликин
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Гнездилов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Ковалёв
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Скуратов
  • Зураб Басария
  • Андрей Романов
  • Марк Сафронов
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Иван Кожин
  • Юлий Борисов
  • Рустам Керимов
  • Сергей Чобан
  • Антон Бондаренко
  • Евгений Герасимов
  • Антон Надточий
  • Екатерина Грень
  • Олег Мединский
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Шварцман
  • Иван Рубежанский
  • Василий Крапивин
  • Наталия Шилова
  • Роман Леонидов
  • Вера Бутко
  • Карен Сапричян
  • Антон Яр-Скрябин
  • Илья Уткин
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Орешкин
  • Александр Попов
  • Юрий Сафронов
  • Александр Бровкин
  • Александр Скокан
  • Никита Токарев
  • Илья Машков
  • Андрей Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Николай Миловидов
  • Даниил Лоренц
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Павел Андреев
  • Никита Бирюков

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка
  • Театр «Практика»
  • Микродом
  • Благоустройство парка Зеленая Роща
  • Центр документального кино

Технологии:

09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
27.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
другие статьи