Сергей Кузнецов,
главный архитектор Москвы
Сегодня, глядя на Тверскую и Ленинградский проспект, застройка которых считается квинтэссенцией тоталитарной архитектуры сталинской эпохи, сложно поверить, что в свое время это был настоящий экспериментальный полигон. Здесь испытывались новые архитектурные подходы, передовые технологии индустриального домостроения и доселе невиданные инженерные решения – начиная от рельсов, по которым вместе с жильцами внутри переезжали целые здания, и заканчивая на тот момент крупнейшим в мире подземным коллектором.
Дорога в светлое будущее...
Перестройка Москвы 1930-1940-х годов знаменита тем, что, хотя и не все планы были реализованы полностью, но те проекты, которые удалось осуществить, составили хрестоматийный образ столицы сталинской эпохи: монументальные по своей архитектуре проспекты и станции метро, гранитные набережные, высотные здания. Перед архитекторами была поставлена цель эмоционального воздействовать на зрителя и всеми способами демонстрировать величие идей социализма.Под стать задаче в 1930-е годы была преобразована и система столичных проектных организаций – специально для планировки города создано Архитектурно-планировочное управление при Моссовете (АПУ). Назначенный в 1932 году главный архитектор АПУ Владимир Семенов – первый главный архитектор Москвы – был убежден, что установка «демонстрировать величие» требовала усиления роли архитекторов в планировочных проектах. В том числе – через создание «индивидуальных мастерских», в которых крупные зодчие выступали бы главными архитекторами наиболее значимых улиц, парков и площадей.
В результате, когда в 1933 году АПУ было расформировано на десять архитектурно-планировочных мастерских, каждая из которых отвечала за ту ли иную магистральную улицу, руководили ими, как и хотел Семенов, мэтры советской архитектуры. При этом главными направлениями считались два: улица Горького – Пролетарский район и перпендикулярное ему Дворец Советов – Сокольники. Проектировать первое из них назначили Сергея Чернышева (мастерская №1), позже сменившего Владимира Семенова на посту главного архитектора столицы. Под его началом реконструкция улицы Горького – нынешней Тверской – и ее продолжения в виде Ленинградского проспекта продемонстрировала не просто величие новой идеологии, но ее устремленность в будущее, когда высокая идея оказывается двигателем научно-технического прогресса и стимулом развития всех смежных производственных отраслей.
… лежит через ансамбль
Первая и главная заслуга Чернышева как руководителя проекта реконструкции улицы Горького состояла в том, что он рассматривал его гораздо шире – как проект всестороннего развития целого городского участка. В своей автобиографии Чернышев писал: «После Великой Октябрьской Революции, когда проблема проектирования отдельного дома закономерно связалась с проблемой планировки всего квартала, магистрали, района, целого города – мое внимание привлекают вопросы городской планировки, архитектурного ансамбля города, градостроительные проблемы». Улицу Горького он называл «магистралью пролетарской культуры» и, дабы создать на ней единый стилевой ансамбль, застройку магистрали после расширения в 3,5 раза – с 16,5 до 59,5 метров – поручили одному архитектору, Аркадию Мордвинову. «Не впадая в преувеличение, мы имеем право сказать, что последнее столетие не знало примеров ансамблевого городского строительства такого размаха, – писали в прессе, сравнивая новую улицу Горького с улицей Росси в Ленинграде (в настоящее время – улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге). – Ансамбль улицы является одним из первых опытов застройки целого квартала на основе единого замысла».При этом собственно улицу Горького проект Чернышева рассматривал как магистраль «чисто городского типа. Ее оформление должно быть построено в большей степени на исследовании чисто архитектурных моментов. Применение скульптуры, живописи, озеленение усилит выразительность магистрали. Хотя архитектурные ансамбли в различных частях магистрали будут неоднородны, объемно-пространственное решение магистрали в целом должно дать единый ансамбль-комплекс», – писал архитектор. В то время как Ленинградский проспект на участке от вокзала до линии Окружной железной дороги «допускает более свободную комбинацию объемных форм и более богатое включение в архитектурный ансамбль зеленых массивов и просторных спортивных площадок».
Квартальный расчет
Впрочем, «ансамбль» подразумевал не просто создание единообразного по стилю уличного фронта, но и включение в него и, следовательно, тотальную реконструкцию всех прилегающих кварталов – в соответствии с требованиями времени. Вот как описывают их предшествующее состояние современники: «Передняя часть трех кварталов, прилегающих к улице Горького, была раздроблена более чем на 14 частных владений. Старую застройку этих владений характеризовало множество дворов-тупиков (22 двора). Ломаные границы владений были изрезаны подпорными стенками, а сами жилые здания были в разной степени охвачены коммунальным обслуживанием. Здесь встречались дома с голландским или центральным отоплением, дома с подводкой газа и дома без водопровода. В одном доме не было даже уборных, а дворы были так затеснены, что в случае пожара трудно было бы его локализовать… ». И этот случай был отнюдь не уникален: аналогичным образом характеризовалось подавляющее большинство старомосковских двух- и трехэтажных кварталов.По завершении реконструкции улицы Горького в 1937-1938 годах ситуация кардинально поменялась: сохраненные ценные здания выровняли по новым границам улицы, дворы реорганизовали, избавились от дворов-«колодцев», сделали внутриквартальные и пожарные проезды, переложили коммуникации. Во всех домах появились электричество, газ, канализация. Параллельно разрабатывались детальные композиционные решения районов, прилегающих к Ленинградскому шоссе: Ходынского поля, села Всехсвятского, Покровского-Стрешнева и Октябрьского поля. Согласно замыслу Чернышева, в этих местах создавалась «система обширных городских кварталов, свободных от фабрик и заводов, с широкими озелененными улицами и с большими озелененными массивами».
И хотя далеко не все эти идеи получили воплощение, в последующие годы выработанный комплексный подход к застройке городских магистралей – с захватом прилегающих кварталов и районов – фактически спас московский центр от неминуемой деградации.
Сподвижник-передвижник
Большую роль в осуществлении планов по реконструкции улицы Горького сыграл инженер и специалист по реставрационным работам Эммануил Гендель, за годы работы над проектом ставший Сергею Чернышеву близким другом и соратником. Поскольку архитектор стремился максимально бережно подойти к исторической застройке вверенного ему участка, то, для того чтобы сохранить ценные памятники, но при этом выстроить их согласно новому плану улицы, нужно было их... аккуратно перенести. Что и проделал Гендель, возглавивший в 1936 году целый «Трест по разборке и передвижке зданий». На несколько метров вглубь улицы переехало здание Моссовета (его сегодня занимает московская мэрия), Саввинское подворье весом 23 тысячи тонн и первый московский кинотеатр – ныне Электротеатр «Станиславский»: он представлял собой комплекс из трех зданий весом более 25 тыс. тонн, и, по словам Генделя, подобного в мире тогда никто не делал. Причем переезд происходил прямо с жильцами внутри – да так, что те посреди ночи могли ничего не заметить. Всего силами «Треста» в Москве передвинули около 70 домов.
Кузница технологий
Итак, громадный фронт застройки улицы Горького был оформлен на основе единого замысла. Но этим не исчерпываются преимущества концентрации всей работы в одних руках. По свидетельствам очевидцев, она сократила сроки проектирования и ускорила темпы ведения строительства. Аркадий Мордвинов – архитектор новых домов – «опирался на передовую индустриально-строительную технику. Он ввел в обиход нашей жилищной архитектуры новые отделочные материалы заводского изготовления и способствовал наиболее быстрому освоению их монтажа и установки на фасады. Это стало возможным только потому, что архитектор уже в проекте учел многие из существенных требований индустриального возведения зданий». На фасадах в лучших традициях русской классической школы впервые в широком масштабе была применена искусственная цементная облицовочная плита. Кроме того, заводским путем были изготовлены все тяги, карнизы, пилястры и так далее.Ноухау Мордвинова стало и использование такого нового для советской строительной отрасли материала, как терракота, из которой были изготовлены вставки-наличники на фасадах. «Московская область с ее огромными запасами цветных глин имеет исключительные возможности широкого применения этого материала. Техника производства легко освоена горшечниками Гжеля», – писал журнал «Архитектура СССР» в 1938 году.
Наконец, отдельно стоит сказать про инженерную сторону проекта, важность которой для Москвы того времени нельзя недооценивать. По воспоминаниям Никиты Хрущева в начале 1930-х годов, столица тогда «была крупным городом, но с довольно отсталым городским хозяйством: улицы не благоустроены; не было должной канализации, водопровода и водостоков; мостовая, как правило, булыжная, да и булыга лежала не везде; транспорт в основном был конным. Сейчас страшно даже вспомнить, но было именно так».
Так что в смысле благоустройства улица Горького тоже стала образцовым проектом. Тротуары и проезжая часть расширились, рельеф магистрали был значительно смягчен, а сама она получила асфальто-бетонное покрытие. Под землей же вместо 22 отдельных сооружений, обслуживающих каждое из хозяйств, был выстроен единый коллектор – железобетонный канал высотой 2,7 м и шириной 2,4 м, в котором «в надлежащей чистоте и порядке расположены энергетические кабели, телефонная и осветительная сеть, сеть водопровода, теплоцентрали, водостока и так далее». Кроме того, подземный коллектор оборудовался собственной диспетчерской, в которой дежурный специалист постоянно следил за работой сооружения. «До устройства подземного тоннеля, как известно, устранение любой незначительной аварии в подземном хозяйстве требовало вскрытия тротуаров и мостовых. Сейчас надобность в этом отпадает», – писал в журнале «Архитектура СССР» В. Станкеев. И, говоря о реконструкции в целом, заключал: «Перестроено было решительно все… Старая Тверская улица окончательно ушла в область истории, в область преданий».
С этим трудно не согласиться: в рамках одного проекта были решены проблемы с транспортом, коммуникациями, озеленением, ветхой застройкой и пожарной безопасностью; перестроены и улучшены жилые кварталы; сохранены исторические дома и создан образ новой главной магистрали советской столицы. Что возможно, только если планировочные и композиционно-проектные задачи сосредоточены в одних руках, как это было в случае с Сергеем Чернышевым. Лишь тогда «каждый квартал, каждый отрезок улицы, вся улица, площадь будут оформляться как целостные ансамбли и город – как архитектурный комплекс, единый по замыслу и выполнению».
Библиография
Весь СССР. Справочник-путеводитель. М.: Издание Трансрекламы НКПС, 1930. С. 57; СССР в цифрах. Москва: Союзоргучет, 1934
Архитектура СССР. Номера разных лет. 1933-1938