Эссе Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, о реконструкции Тверской улицы в 1930-е годы: планировке, передвижении домов, благоустройстве.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы Сегодня, глядя на Тверскую и Ленинградский проспект, застройка которых считается квинтэссенцией тоталитарной архитектуры сталинской эпохи, сложно поверить, что в свое время это был настоящий экспериментальный полигон. Здесь испытывались новые архитектурные подходы, передовые технологии индустриального домостроения и доселе невиданные инженерные решения – начиная от рельсов, по которым вместе с жильцами внутри переезжали целые здания, и заканчивая на тот момент крупнейшим в мире подземным коллектором. Дорога в светлое будущее...Перестройка Москвы 1930-1940-х годов знаменита тем, что, хотя и не все планы были реализованы полностью, но те проекты, которые удалось осуществить, составили хрестоматийный образ столицы сталинской эпохи: монументальные по своей архитектуре проспекты и станции метро, гранитные набережные, высотные здания. Перед архитекторами была поставлена цель эмоционального воздействовать на зрителя и всеми способами демонстрировать величие идей социализма.
Под стать задаче в 1930-е годы была преобразована и система столичных проектных организаций – специально для планировки города создано Архитектурно-планировочное управление при Моссовете (АПУ). Назначенный в 1932 году главный архитектор АПУ Владимир Семенов – первый главный архитектор Москвы – был убежден, что установка «демонстрировать величие» требовала усиления роли архитекторов в планировочных проектах. В том числе – через создание «индивидуальных мастерских», в которых крупные зодчие выступали бы главными архитекторами наиболее значимых улиц, парков и площадей.
Перепланировка Ленинградского проспектаПроект А.В. Щусева, 1933 / Источник: Архитектура СССР
В результате, когда в 1933 году АПУ было расформировано на десять архитектурно-планировочных мастерских, каждая из которых отвечала за ту ли иную магистральную улицу, руководили ими, как и хотел Семенов, мэтры советской архитектуры. При этом главными направлениями считались два: улица Горького – Пролетарский район и перпендикулярное ему Дворец Советов – Сокольники. Проектировать первое из них назначили Сергея Чернышева (мастерская №1), позже сменившего Владимира Семенова на посту главного архитектора столицы. Под его началом реконструкция улицы Горького – нынешней Тверской – и ее продолжения в виде Ленинградского проспекта продемонстрировала не просто величие новой идеологии, но ее устремленность в будущее, когда высокая идея оказывается двигателем научно-технического прогресса и стимулом развития всех смежных производственных отраслей. … лежит через ансамбльПервая и главная заслуга Чернышева как руководителя проекта реконструкции улицы Горького состояла в том, что он рассматривал его гораздо шире – как проект всестороннего развития целого городского участка. В своей автобиографии Чернышев писал: «После Великой Октябрьской Революции, когда проблема проектирования отдельного дома закономерно связалась с проблемой планировки всего квартала, магистрали, района, целого города – мое внимание привлекают вопросы городской планировки, архитектурного ансамбля города, градостроительные проблемы». Улицу Горького он называл «магистралью пролетарской культуры» и, дабы создать на ней единый стилевой ансамбль, застройку магистрали после расширения в 3,5 раза – с 16,5 до 59,5 метров – поручили одному архитектору, Аркадию Мордвинову. «Не впадая в преувеличение, мы имеем право сказать, что последнее столетие не знало примеров ансамблевого городского строительства такого размаха, – писали в прессе, сравнивая новую улицу Горького с улицей Росси в Ленинграде (в настоящее время – улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге). – Ансамбль улицы является одним из первых опытов застройки целого квартала на основе единого замысла».
Генеральный план застройки правой стороны улицы Горького от Охотного ряда до Советской площади Источник: Архитектура СССР
При этом собственно улицу Горького проект Чернышева рассматривал как магистраль «чисто городского типа. Ее оформление должно быть построено в большей степени на исследовании чисто архитектурных моментов. Применение скульптуры, живописи, озеленение усилит выразительность магистрали. Хотя архитектурные ансамбли в различных частях магистрали будут неоднородны, объемно-пространственное решение магистрали в целом должно дать единый ансамбль-комплекс», – писал архитектор. В то время как Ленинградский проспект на участке от вокзала до линии Окружной железной дороги «допускает более свободную комбинацию объемных форм и более богатое включение в архитектурный ансамбль зеленых массивов и просторных спортивных площадок». Квартальный расчетВпрочем, «ансамбль» подразумевал не просто создание единообразного по стилю уличного фронта, но и включение в него и, следовательно, тотальную реконструкцию всех прилегающих кварталов – в соответствии с требованиями времени. Вот как описывают их предшествующее состояние современники: «Передняя часть трех кварталов, прилегающих к улице Горького, была раздроблена более чем на 14 частных владений. Старую застройку этих владений характеризовало множество дворов-тупиков (22 двора). Ломаные границы владений были изрезаны подпорными стенками, а сами жилые здания были в разной степени охвачены коммунальным обслуживанием. Здесь встречались дома с голландским или центральным отоплением, дома с подводкой газа и дома без водопровода. В одном доме не было даже уборных, а дворы были так затеснены, что в случае пожара трудно было бы его локализовать… ». И этот случай был отнюдь не уникален: аналогичным образом характеризовалось подавляющее большинство старомосковских двух- и трехэтажных кварталов.
Новый жилой дом на ул. Горького в Москве. Арх. А.Г. Мордвинов. 1938Источник: Архитектура СССР
По завершении реконструкции улицы Горького в 1937-1938 годах ситуация кардинально поменялась: сохраненные ценные здания выровняли по новым границам улицы, дворы реорганизовали, избавились от дворов-«колодцев», сделали внутриквартальные и пожарные проезды, переложили коммуникации. Во всех домах появились электричество, газ, канализация. Параллельно разрабатывались детальные композиционные решения районов, прилегающих к Ленинградскому шоссе: Ходынского поля, села Всехсвятского, Покровского-Стрешнева и Октябрьского поля. Согласно замыслу Чернышева, в этих местах создавалась «система обширных городских кварталов, свободных от фабрик и заводов, с широкими озелененными улицами и с большими озелененными массивами».
И хотя далеко не все эти идеи получили воплощение, в последующие годы выработанный комплексный подход к застройке городских магистралей – с захватом прилегающих кварталов и районов – фактически спас московский центр от неминуемой деградации. Сподвижник-передвижникБольшую роль в осуществлении планов по реконструкции улицы Горького сыграл инженер и специалист по реставрационным работам Эммануил Гендель, за годы работы над проектом ставший Сергею Чернышеву близким другом и соратником. Поскольку архитектор стремился максимально бережно подойти к исторической застройке вверенного ему участка, то, для того чтобы сохранить ценные памятники, но при этом выстроить их согласно новому плану улицы, нужно было их... аккуратно перенести. Что и проделал Гендель, возглавивший в 1936 году целый «Трест по разборке и передвижке зданий». На несколько метров вглубь улицы переехало здание Моссовета (его сегодня занимает московская мэрия), Саввинское подворье весом 23 тысячи тонн и первый московский кинотеатр – ныне Электротеатр «Станиславский»: он представлял собой комплекс из трех зданий весом более 25 тыс. тонн, и, по словам Генделя, подобного в мире тогда никто не делал. Причем переезд происходил прямо с жильцами внутри – да так, что те посреди ночи могли ничего не заметить. Всего силами «Треста» в Москве передвинули около 70 домов. Кузница технологийИтак, громадный фронт застройки улицы Горького был оформлен на основе единого замысла. Но этим не исчерпываются преимущества концентрации всей работы в одних руках. По свидетельствам очевидцев, она сократила сроки проектирования и ускорила темпы ведения строительства. Аркадий Мордвинов – архитектор новых домов – «опирался на передовую индустриально-строительную технику. Он ввел в обиход нашей жилищной архитектуры новые отделочные материалы заводского изготовления и способствовал наиболее быстрому освоению их монтажа и установки на фасады. Это стало возможным только потому, что архитектор уже в проекте учел многие из существенных требований индустриального возведения зданий». На фасадах в лучших традициях русской классической школы впервые в широком масштабе была применена искусственная цементная облицовочная плита. Кроме того, заводским путем были изготовлены все тяги, карнизы, пилястры и так далее.
Основной тип карнизаИсточник: Архитектура СССР
Конструкции перекрытий и жб плитИсточник: Архитектура СССР
Ноухау Мордвинова стало и использование такого нового для советской строительной отрасли материала, как терракота, из которой были изготовлены вставки-наличники на фасадах. «Московская область с ее огромными запасами цветных глин имеет исключительные возможности широкого применения этого материала. Техника производства легко освоена горшечниками Гжеля», – писал журнал «Архитектура СССР» в 1938 году.
Реконструкция улицы Горького. Процесс. 1930-е Источник: Архитектура СССР
Наконец, отдельно стоит сказать про инженерную сторону проекта, важность которой для Москвы того времени нельзя недооценивать. По воспоминаниям Никиты Хрущева в начале 1930-х годов, столица тогда «была крупным городом, но с довольно отсталым городским хозяйством: улицы не благоустроены; не было должной канализации, водопровода и водостоков; мостовая, как правило, булыжная, да и булыга лежала не везде; транспорт в основном был конным. Сейчас страшно даже вспомнить, но было именно так».
Новый тротуар на улице Горького. 1938 Источник: Архитектура СССР
Улица Горького после реконструкции 1936-1937. Фотография Н. Грановского / Источник: Архитектура СССР
Так что в смысле благоустройства улица Горького тоже стала образцовым проектом. Тротуары и проезжая часть расширились, рельеф магистрали был значительно смягчен, а сама она получила асфальто-бетонное покрытие. Под землей же вместо 22 отдельных сооружений, обслуживающих каждое из хозяйств, был выстроен единый коллектор – железобетонный канал высотой 2,7 м и шириной 2,4 м, в котором «в надлежащей чистоте и порядке расположены энергетические кабели, телефонная и осветительная сеть, сеть водопровода, теплоцентрали, водостока и так далее». Кроме того, подземный коллектор оборудовался собственной диспетчерской, в которой дежурный специалист постоянно следил за работой сооружения. «До устройства подземного тоннеля, как известно, устранение любой незначительной аварии в подземном хозяйстве требовало вскрытия тротуаров и мостовых. Сейчас надобность в этом отпадает», – писал в журнале «Архитектура СССР» В. Станкеев. И, говоря о реконструкции в целом, заключал: «Перестроено было решительно все… Старая Тверская улица окончательно ушла в область истории, в область преданий».
С этим трудно не согласиться: в рамках одного проекта были решены проблемы с транспортом, коммуникациями, озеленением, ветхой застройкой и пожарной безопасностью; перестроены и улучшены жилые кварталы; сохранены исторические дома и создан образ новой главной магистрали советской столицы. Что возможно, только если планировочные и композиционно-проектные задачи сосредоточены в одних руках, как это было в случае с Сергеем Чернышевым. Лишь тогда «каждый квартал, каждый отрезок улицы, вся улица, площадь будут оформляться как целостные ансамбли и город – как архитектурный комплекс, единый по замыслу и выполнению».
Библиография Весь СССР. Справочник-путеводитель. М.: Издание Трансрекламы НКПС, 1930. С. 57; СССР в цифрах. Москва: Союзоргучет, 1934 Архитектура СССР. Номера разных лет. 1933-1938
|