Курс на стиль

Архитектурная биеннале Петербурга почти не меняет форму, но меняет содержание: показанные на выставке работы свидетельствуют о важности конкурсов и поиске стиля.

Автор текста:
Алёна Кузнецова

14 Февраля 2019
mainImg
В Петербурге начала работу VII Биеннале современной архитектуры – традиционно среди колонн и пилястр торжественного Мраморного зала в Этнографическом музее. Из года в год не меняется и концепция выставки, сопровождающей мероприятие, – те же комнаты-ячейки, составленные из планшетов, на которых главные мастерские города показывают свои лучшие проекты.

И можно было бы сказать: все как обычно, если бы не общее впечатление, которое создается после знакомства с проектами – более цельное, чем обычно. Кроме того, впервые организована параллельная выставка, в модном «Голицын Лофте», – она призвана привлечь побольше внимания к основному мероприятию и к архитектуре вообще. Могла бы получиться интересная альтернатива, на новой площадке и с новыми участниками, – но, увы. Самое дискутивное происходит все же в галерее Мраморного зала, где выставлены проекты студентов и бюро, не являющихся участниками Объединения архитектурных мастерских.
VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Несмотря на то, что большую часть выставочных стендов занимает жилье, внимание перехватывает другой мотив – конкурсные проекты Музея блокады. «Студия-44» все отведенное ей пространство посвятила именно этому проекту, принесшему не только победу в конкурсе, но и престижную премию WAF. Стенд отличается от других – стены задрапированы темной тканью, макет дополняют иллюстрации с фрагментами здания и видеопрезентация.

Архитектурная мастерская Мамошина также отвела своему Музею блокады центральное место, немного потеснив проект застройки набережной Северной Двины в Архангельске, который отмечен главной премией «Зодчества». Еще два Музея – у «А.Лена» и бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Этот конкурс действительно был самым заметным, сейчас, однако, проект приостановлен.

Представлены работы и для других конкурсов: несколько мастерских показали свои варианты застройки намывных территорий Невской губы, а также жилые кварталы для Минска.
Проект музея блокады, Архитектурная мастерская Мамошина. Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Переснято со стенда, 2019
В центральной части выставки – экспозиция мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». Шесть реализованных проектов, каждый представлен фотографиями и макетами: три крепких элитных жилых дома с одной стороны стенда, «Экспофорум», апарт-отель Avenue Apart и ЖК «Европа-Сити» – с другой. Примечательно, что в этой истории успеха уделено место и молодым архитекторам, которые участвовали в конкурсе на разработку фасадов для «Европы-Сити».
VII Петербургская архитектурная биеннале 2019. Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Русский дом, мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Переснято со стенда, 2019
ЖК «Европа-Сити», мастерская «Евгений Герасимов и партнеры». Переснято со стенда, 2019
Рассматривая на стендах разных мастерских проекты жилья – дорогие малоэтажные дома, квартальную застройку, многоквартирные высотки, – можно заметить, что у них появились общие черты. Цвет и материал – как минимум. Что важнее, архитекторы находят способы расправится с монотонностью больших плоскостей, и это больше не «пиксели» или яркие сочетания. Стало больше пластики, ритма, деталей и орнамента, при этом конечный образ – весьма сдержанный. Проекты с подобными «излишествами» и серьезностью делают не только для исторической части города, но и для окраин и области. Многие демонстрируют умение работать «в стилях» и создавать то, что условно можно назвать «фоновой европейской архитектурой». Возможно, у современного Петербурга наконец-то появляется собственный стиль, о котором мечтает главный архитектор города: за прошедшие два года Комитет по градостроительству и архитектуре провел такие конкурсы как «Санкт-Петербургские фасады» и «Петербургский стиль XXI века», а также разработал палитру традиционных цветов. В разговоре о жилье стоит также отметить распространение новой типологии: апартаменты и гостиницы длительного проживания.
Проект застройки набережной Северной Двины в Архангельске. Архитектурная мастерская Мамошина. Переснято со стенда, 2019
Проекты жилых домов, Intercolomnium. Переснято со стенда, 2019
Intercolomnium. Переснято со стенда, 2019
Архитектурная мастерская «Б-2». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная мастерская «Б-2». Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА. Переснято со стенда, 2019
Общественных зданий предсказуемо мало – в основном это спортивные объекты, школы и медицинские учреждения. Выставка удивила почти полным отсутствием церковной архитектуры: удалось найти лишь один проект – да и тот в галерее, да еще для Норвегии. Немного представлено и работ по реставрации или реконструкции. Самые важные: восстановление Никольских рядов и башни ТЭЦ фабрики «Красное знамя» от бюро «Литейная часть-91».
«А.Лен». Переснято со стенда, 2019
Архитектурное бюро «Литейная часть-91». Переснято со стенда, 2019
В галерее Мраморного зала – стенды менее известных архитектурных мастерских, а также студенческие проекты. И если нижний уровень, с его проектами, проверенным временем, градсоветами и девелоперами, получился респектабельным и важным, то на верхнем царит некий творческий беспорядок. Из которого, наверняка, выплавится что-то, что будет допущено вниз, к мэтрам. Здесь есть студенческое мечтательное: вилла с тенью Захи Хадид, кварталы малоэтажных домиков с модулями или скатными кровлями, культурные центры и получившие новую функцию промышленные объекты. Есть отжившее: жилые массивы выше 40 метров, стоящие каменным лесом, салатовой расцветки фасады и стеклянные «градусники». Рутинное – «ковровая» застройка большого участка у метро «Пионерская» и школа на тысячу человек в спальном районе. Есть диковинные находки вроде напоминающего шведский городок жилого комплекса для поселка Лисий нос от мастерской «Рейнберга и Шарова». И еще множество всего, что составляет архитектурно-строительный процесс: вестибюли станций метро, триумфальная арка, BIM-модели и благоустройство охраняемых природных территорий. Общее впечатление – процесс идет, мысль шевелится.
Творческая архитектурная мастерская «Реппо» и мастерская «Рейнберга и Шарова». Переснято со стенда, 2019
Архитектурная группа «Среда». Переснято со стенда, 2019
Невнятной получилась параллельная выставка, которую назвали «Манифест»: она должна была показать альтернативный, более эмоциональный взгляд на архитектуру. Найти ее неподготовленному человеку непросто: в хитром дворе креативного пространства «Голицын Лофт» множество дверей, лестниц и вывесок, но нет нужной. Выставка занимает один из залов бывшего особняка и почти вся помещается на фотографии: это две инсталляции, сообщающие о полете архитектурной мысли, высотное модульное здание по подобию игры «Дженга» и графика Олега Манова. Все соседствуют с камином, разношерстными стульями, пианино и гирляндами, оставшимися от предыдущего мероприятия. В целом, симпатичное дополнение к набившим оскомину планшетам, но до Манифеста совсем не дотягивает: мило, но мало и несколько наивно.
Выставка «Манифест». Фотография © Алена Кузнецова, Архи.ру
Архитектурная биеннале продлится до 18 февраля, каждый день выставку сопровождают лекции и круглые столы

14 Февраля 2019

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.