Ирина Маркина: «У нас реставраторы – подвижники»

Первый всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» прошел в июле 2018 года в Манеже. Говорим с куратором Ириной Маркиной о результатах фестиваля и общей ситуации с архнаследием.

mainImg
Ирина Маркина, куратор фестиваля «Архитектурное наследие»
Архитектор, реставратор, проректор Института искусства реставрации, государственный эксперт в области историко-культурной экспертизы, академик Академии архитектурного наследия, советник президента СА России, председатель Совета по наследию СА России 

В чем идея всероссийского фестиваля «Архнаследие»?

Это первый всероссийский смотр-конкурс работ, связанных с архитектурным наследием. Смотры-конкурсы по наследию проходили и проходят в регионах – Москве, в Санкт-Петербурге, Тобольске и других. Но они существуют изолированно. Всероссийский фестиваль «Архнаследие» задуман не только как смотр-конкурс работ, но и как платформа для обмена опытом специалистов всей страны. Может быть, в Приморском крае или Хабаровском нет такого уровня памятников, как Александровский дворец в Царском селе, проект реставрации которого разрабатывает «Студия 44» (он был отмечен золотым дипломом фестиваля).
zooming
АБ «Студия 44». Проект реставрации Александровского дворца в Царском селе © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации Александровского дворца в Царском селе © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации Александровского дворца в Царском селе © Предоставлено PR-службой фестиваля

Но реставраторы региона, удаленного от центра теперь имеют возможность продемонстрировать свое мастерство по сохранению объектов культурного наследия и одновременно изучить инновационные методики. В рамках фестиваля была сформирована большая деловая программа: круглые столы, мастер-классы, лекции и дискуссии, конференции – их участники смогли глубоко проработать вопросы сохранения архитектурного наследия и уехали, обогащенные этими знаниями.

Можно на примере какого-то проекта сказать об уровне реставрации в России?

В рамках конкурса «Лучший объект культурного наследия и развития» работало представительное жюри. В жюри вошли доктора архитектуры и искусствоведения, эксперты Минкультуры России, академики РААСН, реставраторы высшей категории, такие как Елена Валерьевна Степанова, Мария Владимировна Нащокина, Лариса Валерьяновна Лазарева, Лев Николаевич Лавренов и другие – просто олимп российской реставрации.

Уровень конкурсных работ очень высокий. Например, комплекс зданий ТЭЦ во Пскове, памятник конструктивизма, реставрация комплекса с приспособлением под жилье. Что интересно в этой работе? Во-первых, исследовательская часть, которая отвечает на вопрос, что является объектом реставрации, а что элементом приспособления. Один из главных критериев определения подлинности – это предмет охраны. Без этого документа мы, аттестованные эксперты, не имеем права оценивать проекты. Предмет охраны разрабатывают историки, искусствоведы, архитекторы. В России действуют национальные стандарты. Они регламентируют количество, качество и полноту разделов проектов сохранения объектов культурного наследия. В проекте реставрации ТЭЦ все было сохранено, включая строительные конструкции.
АБ «Студия 44». Проект реставрации ТЭЦ под ЖК во Пскове © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации ТЭЦ под ЖК во Пскове © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации ТЭЦ под ЖК во Пскове © Предоставлено PR-службой фестиваля

Расскажите о наградах «Архнаследия».

Санкт-Петербург увез практически все золотые дипломы. «Студия 44» под руководством Никиты Явейна награждена за проект воссоздания Китайского театра в Царском селе. Театр расположен в так называемой «китайской деревне». Семья императора Николая II активно его использовала, смотрели модные театральные постановки. Пока здание находится в руинированном состоянии. Театр был разрушен в войну. Сегодня проведены тщательные исследования в архивах, собраны фотографии прошлых лет. На конкурсе была представлена его трехмерная модель. Очень тактично показано колористическое решение фасадов театра. Современные архитекторы частенько любят пристроить к памятнику что-нибудь или для красоты или с целью увеличения строительных объемов. В проекте реставрации Китайского театра отсутствуют домыслы. Это полное повторение объекта на начало ХХ века. При реализации мы получим полностью воссозданный в его идентичности объект наследия.
АБ «Студия 44». Проект реставрации Китайского театра в Царском селе с приспособлением под музейную функцию © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации Китайского театра в Царском селе с приспособлением под музейную функцию © Предоставлено PR-службой фестиваля

А материалы и технологии начала ХХ века будут соблюдены?

Безусловно. Никакого железобетона, никаких современных полимерных материалов (это, в основном, штукатурные и окрасочные материалы по европейским лицензиям, их допустимо применять в реставрации объектов ХХ века, которые строили с использованием цементных растворов и железобетона). А в Китайском театре производственные реставрационные фирмы должны сохранить кирпичную кладку на связующем известковом растворе без использования цемента. Если связующие – известковые, в штукатурном слое должна присутствовать известь.

Считается, что сегодня утеряны секреты ремесленного мастерства. Кто будет делать памятники? Эти ремесленники есть?

Это вопрос дискуссионный. У нас нет статистики по реставраторам-производственникам. Сколько фирм и коллективов, которые профессионально реставрируют, например, памятники деревянного зодчества? Их раз, два и обчелся. Строительный университет готовит главных инженеров строительного производства. Опыт они приобретают на практике реставрации. А те, кто работает руками, – каменщики, белокаменщики, металлисты, жестянщики, живописцы – еще существуют, но эти профессии вымирающие. В некоторых колледжах готовят таких специалистов, однако отследить количество а, тем более, качество – тяжело. В Москве работает 26 архитектурно-реставрационный колледж и еще несколько по стране, но их выпускники после окончания обучения не находят себе работу. В реставрационные фирмы их не берут, потому что нет заказов. Когда реставрационная фирма выигрывает тендер, не известно, сколько в ней и каких реставраторов. Сейчас Министерство культуры проводит рейды, смотрит квалификацию производственников. Бывает, что компанию лишают лицензии.

Например, Изборская крепость XI – XIII веков. Фирма, выигравшая тендер, привлекла неквалифицированных рабочих. В результате испорчена древняя валунная кладка. Приостановлены работы. Михаил Мильчик зафиксировал это, и фирме пришлось возвращать в бюджет государства серьезные суммы.

Есть планы по возрождению ремесленного искусства?

Планы-то есть, но вне планового хозяйства контролировать процесс подготовки кадров крайне тяжело. Если бы это было поставлено на уровень государственной задачи, другое дело. Была бы правительственная программа: подготовить определенное количество специалистов, для этого открыть столько-то учебных заведений. Но в рыночной экономике спрос рождает предложение. А у нас реставрируемых объектов – единицы.

Какая пропорция по России реставрируемых объектов к тем, что входят в реестр памятников?

Вот смотрите, в каталоге около 50 проектов. На всю Российскую Федерацию это крайне мало, поэтому возникает вопрос: для того чтобы отреставрировать все памятники – а их более ста тысяч, – необходимы средства. Здесь показаны работы, где профинансирована разработка проекта либо государством, либо частным инвестором. Из этих объектов в ближайшее время будет реставрирована примерно одна четверть. Это совсем чуть-чуть! На этом количестве объектов системное ремесленное образование не создашь.

На сегодняшний день есть региональный маленький бюджет и федеральный бюджет, тоже не очень большой. Вот выделили около 1,5 триллионов рублей на сохранение, но это капля в море. Все равно спасибо, что государство довело до конца финансирование проектных работ по Китайскому театру и Александровскому дворцу в Царском селе. На следующий год Александровский дворец откроют, там все делается хорошо. Но это федеральные деньги Министерства культуры.

А вот «Скоропечатню Левенсона» в Трехпрудном переулке в Москве авторства Федора Шехтеля финансировал частный инвестор, за свои деньги реставрировал фасады и частично интерьеры. Приспособил здание под офисы с изменением облика интерьеров. Но мы ему благодарны, потому что сохранилось здание.
zooming
С.В. Конев, Е.Ю.Конева (ГАП), П.И.Швечихин (ГИП). Реставрация фасадов бывшей скоропечатни «Товарищества А.Левенсон» Предоставлено PR-службой фестиваля

Как жюри выносило решение о Гран При?

Гран-При получили разработчики проекта сохранения Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Воссоздание исторического облика комплекса и его приспособление под действующий монастырь. Часть профинансировало государство, часть – РПЦ. В разработке проекта участвовали Г. Медведева, С. Демидов, Б. Могинов, С. Куликов – опытнейшие реставраторы страны – это цвет национальной реставрации. Проектная работа – очень объемная, хотя без постоянного финансирования, но у нас реставраторы – подвижники. Они просто совершили маленький подвиг, и все члены жюри в один голос сказали, что это Гран-При. Были сделаны исследования и проекты на все прясла крепостных стен, шатры и башни (Могинов Б.М.). Он также награжден памятной медалью Союза архитекторов России им. П.Д. Барановского.

Сейчас, после закрытия фестиваля, Союз архитекторов России направляет письма в правительство Российской федерации, Госдуму России, в правительства городов и регионов, чтобы работы реставраторов были отмечены наградами.
Коллектив ФГУП ЦНРПМ получает Гран При фестиваля «Архнаследие» за воссоздание исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря © Предоставлено PR-службой фестиваля
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Авторы воссоздания 2014-2017 гг. – ВГУП ЦНРПМ. Фотография Архи.ру, 2017
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Авторы воссоздания 2014-2017 гг. – ВГУП ЦНРПМ. Фотография Архи.ру, 2017
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Авторы воссоздания 2014-2017 гг. – ВГУП ЦНРПМ. Фотография Архи.ру, 2017

Сейчас урбанизм в фаворе, по всей стране пытаются развивать города и территории. У исторического памятника такой мощный культурный и символический потенциал! А что если возрождение территорий начинать с наследия? Может, есть смысл привлекать к реставрации и другие министерства?

Думаю, да. В свое время мною была выдвинута такая формула: «Сохранение архитектурного наследия сегодня – грант устойчивого развития города в будущем». Отдельный объект наследия – безусловно, символ. Но хотелось бы видеть его в восстановленной исторической среде. На «Архнаследии» был представлен конкурс «Регионы России»: проекты по восстановлению исторической среды города. И такой объект привезла Тульская область – «Проект регенерации исторического Белёва». За эту работу Тульская область получила золотой диплом. По проекту предполагается полностью восстановить Белевский Кремль, а одно-двухэтажную историческую застройку сохранить для будущих поколений. Реставраторы выявили историческую планировку, поработали над комплексами улиц и площадей, посмотрели, каким образом благоустроить эти территории, какие функции привнести в эти пространства, чтобы создать комфортную среду. Очень хорошо развивается кондитерский промысел белевской пастилы. Но остановиться в городе негде. В советское время там была одна гостиница, всегда закрытая – вдруг кто из «обкома» приедет – и дом колхозника. Теперь множество гостевых домов будут открыты прямо в историческом центре.
zooming
Госучреждение культуры Тульской области «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры». Проект регенерации исторической части г. Белёва в Тульской области © Предоставлено PR-службой фестиваля

Какие еще технологии реставрации показали на «Архнаследии»?

Реставрация исторического ландшафта. Например, ЦПКИО им. Горького в Москве. Это комплекс советских 1930-х годов. Здесь интересна не только архитектура, но и садово-парковые решения. Они получили серебряный диплом за работу по цветникам, малым архитектурным формам, за возврат планировочной структуры, разрушенной в девяностые. Важно отметить, что в Москве есть структуры, которые готовы реставрировать и благоустраивать парки, потому что между объектом и Департаментом культуры города Москвы сформирована такая организация, как «Горпарк». Вообще объекты ХХ века – благодатная тема, потому что почти всегда хорошо документированы. Спасибо Музею архитектуры им. А.В. Щусева, что они сохранили фонды. Все реставраторы там находят бесценную информацию.
 

28 Августа 2018

Похожие статьи
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.