Ирина Маркина: «У нас реставраторы – подвижники»

Первый всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие» прошел в июле 2018 года в Манеже. Говорим с куратором Ириной Маркиной о результатах фестиваля и общей ситуации с архнаследием.

mainImg
Ирина Маркина, куратор фестиваля «Архитектурное наследие»
Архитектор, реставратор, проректор Института искусства реставрации, государственный эксперт в области историко-культурной экспертизы, академик Академии архитектурного наследия, советник президента СА России, председатель Совета по наследию СА России 

В чем идея всероссийского фестиваля «Архнаследие»?

Это первый всероссийский смотр-конкурс работ, связанных с архитектурным наследием. Смотры-конкурсы по наследию проходили и проходят в регионах – Москве, в Санкт-Петербурге, Тобольске и других. Но они существуют изолированно. Всероссийский фестиваль «Архнаследие» задуман не только как смотр-конкурс работ, но и как платформа для обмена опытом специалистов всей страны. Может быть, в Приморском крае или Хабаровском нет такого уровня памятников, как Александровский дворец в Царском селе, проект реставрации которого разрабатывает «Студия 44» (он был отмечен золотым дипломом фестиваля).
zooming
АБ «Студия 44». Проект реставрации Александровского дворца в Царском селе © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации Александровского дворца в Царском селе © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации Александровского дворца в Царском селе © Предоставлено PR-службой фестиваля

Но реставраторы региона, удаленного от центра теперь имеют возможность продемонстрировать свое мастерство по сохранению объектов культурного наследия и одновременно изучить инновационные методики. В рамках фестиваля была сформирована большая деловая программа: круглые столы, мастер-классы, лекции и дискуссии, конференции – их участники смогли глубоко проработать вопросы сохранения архитектурного наследия и уехали, обогащенные этими знаниями.

Можно на примере какого-то проекта сказать об уровне реставрации в России?

В рамках конкурса «Лучший объект культурного наследия и развития» работало представительное жюри. В жюри вошли доктора архитектуры и искусствоведения, эксперты Минкультуры России, академики РААСН, реставраторы высшей категории, такие как Елена Валерьевна Степанова, Мария Владимировна Нащокина, Лариса Валерьяновна Лазарева, Лев Николаевич Лавренов и другие – просто олимп российской реставрации.

Уровень конкурсных работ очень высокий. Например, комплекс зданий ТЭЦ во Пскове, памятник конструктивизма, реставрация комплекса с приспособлением под жилье. Что интересно в этой работе? Во-первых, исследовательская часть, которая отвечает на вопрос, что является объектом реставрации, а что элементом приспособления. Один из главных критериев определения подлинности – это предмет охраны. Без этого документа мы, аттестованные эксперты, не имеем права оценивать проекты. Предмет охраны разрабатывают историки, искусствоведы, архитекторы. В России действуют национальные стандарты. Они регламентируют количество, качество и полноту разделов проектов сохранения объектов культурного наследия. В проекте реставрации ТЭЦ все было сохранено, включая строительные конструкции.
АБ «Студия 44». Проект реставрации ТЭЦ под ЖК во Пскове © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации ТЭЦ под ЖК во Пскове © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации ТЭЦ под ЖК во Пскове © Предоставлено PR-службой фестиваля

Расскажите о наградах «Архнаследия».

Санкт-Петербург увез практически все золотые дипломы. «Студия 44» под руководством Никиты Явейна награждена за проект воссоздания Китайского театра в Царском селе. Театр расположен в так называемой «китайской деревне». Семья императора Николая II активно его использовала, смотрели модные театральные постановки. Пока здание находится в руинированном состоянии. Театр был разрушен в войну. Сегодня проведены тщательные исследования в архивах, собраны фотографии прошлых лет. На конкурсе была представлена его трехмерная модель. Очень тактично показано колористическое решение фасадов театра. Современные архитекторы частенько любят пристроить к памятнику что-нибудь или для красоты или с целью увеличения строительных объемов. В проекте реставрации Китайского театра отсутствуют домыслы. Это полное повторение объекта на начало ХХ века. При реализации мы получим полностью воссозданный в его идентичности объект наследия.
АБ «Студия 44». Проект реставрации Китайского театра в Царском селе с приспособлением под музейную функцию © Предоставлено PR-службой фестиваля
АБ «Студия 44». Проект реставрации Китайского театра в Царском селе с приспособлением под музейную функцию © Предоставлено PR-службой фестиваля

А материалы и технологии начала ХХ века будут соблюдены?

Безусловно. Никакого железобетона, никаких современных полимерных материалов (это, в основном, штукатурные и окрасочные материалы по европейским лицензиям, их допустимо применять в реставрации объектов ХХ века, которые строили с использованием цементных растворов и железобетона). А в Китайском театре производственные реставрационные фирмы должны сохранить кирпичную кладку на связующем известковом растворе без использования цемента. Если связующие – известковые, в штукатурном слое должна присутствовать известь.

Считается, что сегодня утеряны секреты ремесленного мастерства. Кто будет делать памятники? Эти ремесленники есть?

Это вопрос дискуссионный. У нас нет статистики по реставраторам-производственникам. Сколько фирм и коллективов, которые профессионально реставрируют, например, памятники деревянного зодчества? Их раз, два и обчелся. Строительный университет готовит главных инженеров строительного производства. Опыт они приобретают на практике реставрации. А те, кто работает руками, – каменщики, белокаменщики, металлисты, жестянщики, живописцы – еще существуют, но эти профессии вымирающие. В некоторых колледжах готовят таких специалистов, однако отследить количество а, тем более, качество – тяжело. В Москве работает 26 архитектурно-реставрационный колледж и еще несколько по стране, но их выпускники после окончания обучения не находят себе работу. В реставрационные фирмы их не берут, потому что нет заказов. Когда реставрационная фирма выигрывает тендер, не известно, сколько в ней и каких реставраторов. Сейчас Министерство культуры проводит рейды, смотрит квалификацию производственников. Бывает, что компанию лишают лицензии.

Например, Изборская крепость XI – XIII веков. Фирма, выигравшая тендер, привлекла неквалифицированных рабочих. В результате испорчена древняя валунная кладка. Приостановлены работы. Михаил Мильчик зафиксировал это, и фирме пришлось возвращать в бюджет государства серьезные суммы.

Есть планы по возрождению ремесленного искусства?

Планы-то есть, но вне планового хозяйства контролировать процесс подготовки кадров крайне тяжело. Если бы это было поставлено на уровень государственной задачи, другое дело. Была бы правительственная программа: подготовить определенное количество специалистов, для этого открыть столько-то учебных заведений. Но в рыночной экономике спрос рождает предложение. А у нас реставрируемых объектов – единицы.

Какая пропорция по России реставрируемых объектов к тем, что входят в реестр памятников?

Вот смотрите, в каталоге около 50 проектов. На всю Российскую Федерацию это крайне мало, поэтому возникает вопрос: для того чтобы отреставрировать все памятники – а их более ста тысяч, – необходимы средства. Здесь показаны работы, где профинансирована разработка проекта либо государством, либо частным инвестором. Из этих объектов в ближайшее время будет реставрирована примерно одна четверть. Это совсем чуть-чуть! На этом количестве объектов системное ремесленное образование не создашь.

На сегодняшний день есть региональный маленький бюджет и федеральный бюджет, тоже не очень большой. Вот выделили около 1,5 триллионов рублей на сохранение, но это капля в море. Все равно спасибо, что государство довело до конца финансирование проектных работ по Китайскому театру и Александровскому дворцу в Царском селе. На следующий год Александровский дворец откроют, там все делается хорошо. Но это федеральные деньги Министерства культуры.

А вот «Скоропечатню Левенсона» в Трехпрудном переулке в Москве авторства Федора Шехтеля финансировал частный инвестор, за свои деньги реставрировал фасады и частично интерьеры. Приспособил здание под офисы с изменением облика интерьеров. Но мы ему благодарны, потому что сохранилось здание.
zooming
С.В. Конев, Е.Ю.Конева (ГАП), П.И.Швечихин (ГИП). Реставрация фасадов бывшей скоропечатни «Товарищества А.Левенсон» Предоставлено PR-службой фестиваля

Как жюри выносило решение о Гран При?

Гран-При получили разработчики проекта сохранения Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Воссоздание исторического облика комплекса и его приспособление под действующий монастырь. Часть профинансировало государство, часть – РПЦ. В разработке проекта участвовали Г. Медведева, С. Демидов, Б. Могинов, С. Куликов – опытнейшие реставраторы страны – это цвет национальной реставрации. Проектная работа – очень объемная, хотя без постоянного финансирования, но у нас реставраторы – подвижники. Они просто совершили маленький подвиг, и все члены жюри в один голос сказали, что это Гран-При. Были сделаны исследования и проекты на все прясла крепостных стен, шатры и башни (Могинов Б.М.). Он также награжден памятной медалью Союза архитекторов России им. П.Д. Барановского.

Сейчас, после закрытия фестиваля, Союз архитекторов России направляет письма в правительство Российской федерации, Госдуму России, в правительства городов и регионов, чтобы работы реставраторов были отмечены наградами.
Коллектив ФГУП ЦНРПМ получает Гран При фестиваля «Архнаследие» за воссоздание исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря © Предоставлено PR-службой фестиваля
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Авторы воссоздания 2014-2017 гг. – ВГУП ЦНРПМ. Фотография Архи.ру, 2017
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Авторы воссоздания 2014-2017 гг. – ВГУП ЦНРПМ. Фотография Архи.ру, 2017
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Авторы воссоздания 2014-2017 гг. – ВГУП ЦНРПМ. Фотография Архи.ру, 2017

Сейчас урбанизм в фаворе, по всей стране пытаются развивать города и территории. У исторического памятника такой мощный культурный и символический потенциал! А что если возрождение территорий начинать с наследия? Может, есть смысл привлекать к реставрации и другие министерства?

Думаю, да. В свое время мною была выдвинута такая формула: «Сохранение архитектурного наследия сегодня – грант устойчивого развития города в будущем». Отдельный объект наследия – безусловно, символ. Но хотелось бы видеть его в восстановленной исторической среде. На «Архнаследии» был представлен конкурс «Регионы России»: проекты по восстановлению исторической среды города. И такой объект привезла Тульская область – «Проект регенерации исторического Белёва». За эту работу Тульская область получила золотой диплом. По проекту предполагается полностью восстановить Белевский Кремль, а одно-двухэтажную историческую застройку сохранить для будущих поколений. Реставраторы выявили историческую планировку, поработали над комплексами улиц и площадей, посмотрели, каким образом благоустроить эти территории, какие функции привнести в эти пространства, чтобы создать комфортную среду. Очень хорошо развивается кондитерский промысел белевской пастилы. Но остановиться в городе негде. В советское время там была одна гостиница, всегда закрытая – вдруг кто из «обкома» приедет – и дом колхозника. Теперь множество гостевых домов будут открыты прямо в историческом центре.
zooming
Госучреждение культуры Тульской области «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры». Проект регенерации исторической части г. Белёва в Тульской области © Предоставлено PR-службой фестиваля

Какие еще технологии реставрации показали на «Архнаследии»?

Реставрация исторического ландшафта. Например, ЦПКИО им. Горького в Москве. Это комплекс советских 1930-х годов. Здесь интересна не только архитектура, но и садово-парковые решения. Они получили серебряный диплом за работу по цветникам, малым архитектурным формам, за возврат планировочной структуры, разрушенной в девяностые. Важно отметить, что в Москве есть структуры, которые готовы реставрировать и благоустраивать парки, потому что между объектом и Департаментом культуры города Москвы сформирована такая организация, как «Горпарк». Вообще объекты ХХ века – благодатная тема, потому что почти всегда хорошо документированы. Спасибо Музею архитектуры им. А.В. Щусева, что они сохранили фонды. Все реставраторы там находят бесценную информацию.
 

28 Августа 2018

Похожие статьи
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.