13.06.2018
беседовала: Анна Агафонова

Марк Акопян: «Развитие темы стадионов не прекратится»

Говорим с куратором выставки «Архитектура стадионов» в Музее архитектуры о стадионах ЧМ18, а также о типологии, тенденциях и истории строительства стадионов.

информация:

Марк Акопян. Предоставлено МА
Марк Акопян. Предоставлено МАоткрыть большое изображение

На тему грядущего Чемпионата Мира некоторое время уже проходят выставки, лекции, дискуссии. В чем отличие экспозиции выставки в Музее Архитектуры?

Особенность выставки в том, что мы говорим про архитектуру стадионов как про художественную проблему. Стадионы становятся объектом футуристического интереса, и наша выставка посвящена именно истории идей.

Это первая выставка, посвященная истории и современным практикам такого строительства. Нам важно показать, что не только к ЧМ18 в России возводятся новые стадионы, у нас есть почти вековая история спортивного строительства. Лучшие архитекторы, такие как Ладовский, Колли, Власов, Никольский проектировали стадионы иногда и больше десятка лет, и такие мастера есть и сегодня, например, Дмитрий Буш, Андрей Боков, и из-под них вырастает новое поколение специалистов.

Методы архитектурного проектирования в России подвергаются критике со всех сторон, но нам есть чем гордиться. Поэтому мы не стали ограничиваться исторической частью выставки, нам хотелось проявить преемственность «большой» архитектуры в сегодняшнем дне.
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МАоткрыть большое изображение
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МАоткрыть большое изображение
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МАоткрыть большое изображение

Выставка – это не завершение исследовательского процесса, наоборот, повод для того, чтобы пригласить людей к обсуждению архитектуры спортивных сооружений. Архитектура стадионов интересна и как исторический как феномен, и как современная тенденция. В ней реализуются самые передовые технологии: строительные, инженерные, информационные, цифровые, и стадион – это то сооружение, которое воплощает в себе авангард современной архитектуры.
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МАоткрыть большое изображение
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МАоткрыть большое изображение
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МАоткрыть большое изображение
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МАоткрыть большое изображение

Какие мероприятия, запланированные на время выставки, вы бы хотели особо отметить?

В рамках выставки у нас запланирована экскурсионная программа, в том числе на нескольких иностранных языках для гостей. Лекторий музея архитектуры подготовил обширную образовательную программу, в которой примут участие ведущие специалисты по истории спорта и архитектуры. В рамках выставки издан расширенный каталог, в котором мы исследуем не только историю и современные тенденции в архитектуре стадионов, но и пытаемся заглянуть в будущее.
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МАоткрыть большое изображение
Казань-арена. Фото: Stanislavgubaydullin via Wikimedia Commons. Лицензия  CC BY-SA 3.0
Казань-арена. Фото: Stanislavgubaydullin via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Что на ваш взгляд, как куратора выставки, объединяет стадионы к ЧМ18, кроме требований FIFA? Что делает их единым явлением? Чем стадионы, приготовленные к ЧМ, отличаются от предшествующих, стадионов девяностых и нулевых? 

Ну, начнем с того, что в девяностые стадионы не строились. Первый крупный стадион в новой России после развала советского союза был построен в Москве в 2002 году – это Локомотив, чисто футбольный стадион, он задал вектор современному спортивному строительству. До этого, несмотря на то, что футбол стал уже в 1960-е – 1980-е главным событием на стадионе, специальных футбольных стадионов у нас в стране не было – по инерции они строились с беговыми дорожками. Так что «Локомотив» – уже стадион нового века, нового времени.
Стадион «Фишт» © ГК «Олимпстрой»
Стадион «Фишт» © ГК «Олимпстрой»

А от советских стадионов?

Помимо уже названного момента с отсутствием специализации стадионов под конкретный вид спорта, было еще несколько важных отличий.

В советской архитектуре стадион был полностью открытым сооружением, отсутствовал навес над трибунами, защищающий зрителей от неблагоприятных погодных условий. Этот элемент впервые появился в олимпийском стадионе в Мюнхене в 1972-ом году и стал обязательной частью объемно-планировочного решения. Сегодня конструкция навеса-оболочки, его форма, примененные при строительстве инженерные решения являются визитной карточкой стадиона.
Стадион «Локомотив» © Моспроект-4
Стадион «Локомотив» © Моспроект-4

Также с самых первых проектов и вплоть до эпохи позднего модернизма советские стадионы не имели второго яруса трибун, что было вызвано идеологическими соображениями: считалось, что второй ярус появился в планировочном решении в результате необходимости рассадить бедных и богатых, то есть из-за капиталистического подхода к спорту. Поэтому второй ярус трибун начинает появляться в проектах только с 1970-х годов, когда из архитектуры постепенно уходит идеология и стадиону возвращается его зрелищная функция.

Есть существенная разница в подходе к оформлению фасада. Если говорить про эпоху авангарда, то фасады трибун были оформлены конструктивистски, с выявлением опоры; в 1930-1950-е годы же появляется декоративный фасад, который становится смысловым и идеологическим элементом: он был оформлен в национальных мотивах, так чтобы мы четко могли узнать принадлежность стадиона к какой-либо ССР; в эпоху модернизма от фасада опять отказываются, конструкции снова становятся главным элементом выразительности. Важно понимать, что тогда у стадионов не было клубной принадлежности, хотя на них и тренировались конкретные команды, – в оформлении фасадов мы не видим отсылок к цветам сборных, такие черты могли появиться только в эпоху рыночной экономики, когда спортивные сооружения становятся частью имиджа, и каждый спортивный клуб стремится подчеркнуть, что у него свой особенный стадион.
Д.Н. Чечулин.
Проект оформления парадного подъезда к стадиону «Динамо» с павильонами метро.
Перспектива,
1937.
Бумага, карандаш, акварель, белила
59х145
Д.Н. Чечулин. Проект оформления парадного подъезда к стадиону «Динамо» с павильонами метро. Перспектива, 1937. Бумага, карандаш, акварель, белила 59х145открыть большое изображение
Олимпийский стадион в Мюнхене. Фото: 2014 Olympiastadion Munich  via Wikimedia Commons. Лицензия  CC BY-SA 3.0
Олимпийский стадион в Мюнхене. Фото: 2014 Olympiastadion Munich via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0открыть большое изображение
Д.М. Иофан, Н.П. Заплетин, С.А. Гельфельд, при участии И. Степанова. Консультант С.П. Зверинцев
Центральный стадион им. И.В. Сталина. 2-ой конкурс.
Аксонометрия,
1933.
Бумага, карандаш, цветная тушь, акварель
85,5x180,5
Д.М. Иофан, Н.П. Заплетин, С.А. Гельфельд, при участии И. Степанова. Консультант С.П. Зверинцев Центральный стадион им. И.В. Сталина. 2-ой конкурс. Аксонометрия, 1933. Бумага, карандаш, цветная тушь, акварель 85,5x180,5открыть большое изображение
А.В. Андриасян, Г.А. Исабекян, С.Н. Сусоколов, Н.Е. Цыганков, консультант П.В. Ратов.
Центральный стадион им. И.В. Сталина. 2-ой конкурс.
Аксонометрия,
1933.
Бумага, карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель
118x143
А.В. Андриасян, Г.А. Исабекян, С.Н. Сусоколов, Н.Е. Цыганков, консультант П.В. Ратов. Центральный стадион им. И.В. Сталина. 2-ой конкурс. Аксонометрия, 1933. Бумага, карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель 118x143открыть большое изображение
А.Ф. Хряков.
Рисунок «На стадионе»,
1954.
Бумага, карандаш, акварель, белила
20х70
А.Ф. Хряков. Рисунок «На стадионе», 1954. Бумага, карандаш, акварель, белила 20х70
М.П. Бубнов и др.
Проект реконструкции Лужников к Олимпиаде. 
Панорама со стороны Москва-реки
1979.
Бумага, карандаш, тушь, гуашь, аппликация
103x600
М.П. Бубнов и др. Проект реконструкции Лужников к Олимпиаде. Панорама со стороны Москва-реки 1979. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, аппликация 103x600открыть большое изображение

Сегодня очень популярно применение навесного фасада, который скрывает конструктивное решение стадиона, при этом фасад превращается в самостоятельный элемент, позволяющий реализовать любые дизайнерские решения.

Стадионы, которые участвуют в ЧМ18, не похожи друг на друга, тогда как в прошлом стадионы, построенные в один временной промежуток, были стилистически близки между собой. В XX веке разнообразие типов и стилей спортивных сооружений было результатом развития во времени их типологии, все же 12 стадионов, участвующих в ЧМ18, различны по своей архитектурной сумме.

У нас есть пример стадиона в Калининграде, в решении которого применен навесной фасад из сине-белых полос, отсылающих нас к футбольному клубу Балтика и к морской тематике, или пример стадиона в Саранске, в котором фасад как будто надувной и состоит из разноцветных сегментов, или например стадион в Самаре, который представляет из себя пологий купол, в котором выявлены конструктивные узлы из треугольных сегментов, накрывающий практически весь стадион, и так же есть стадион в Екатеринбурге, представляющий интересное решение в реконструкции, когда новая конструкция нанизывается на овал старого стадиона.

Эти стадионы показывают разные подходы к пластике, что делает каждый из них уникальным, и это тот случай, когда удалось избежать типологизации и однотипности в облике крупных арен, которые подготавливают одновременно для одного события.
Л.Я. Лангман, Л.З. Чериковер.
Центральный стадион им. И.В. Сталина. 1-ый конкурс.
Аксонометрия,
1932.
Бумага, карандаш, тушь, акварель
107x109
Л.Я. Лангман, Л.З. Чериковер. Центральный стадион им. И.В. Сталина. 1-ый конкурс. Аксонометрия, 1932. Бумага, карандаш, тушь, акварель 107x109открыть большое изображение
Мордовия-арена. Фото: Эрзянин via Wikimedia Commons. Лицензия  CC BY-SA 3.0
Мордовия-арена. Фото: Эрзянин via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Стадион в Калининграде. Фото: Dmitry Rozhkov via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Стадион в Калининграде. Фото: Dmitry Rozhkov via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0открыть большое изображение
Космос-арена в Самаре. Фото: Muffi via Wikimedia Commons. Лицензия  CC BY-SA 3.0
Космос-арена в Самаре. Фото: Muffi via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

За последние 10 лет в России можно отметить бум строительства стадионов. Как вы думаете, означает ли это, что следующее десятилетие стадионы совсем не будут строиться?

Я так не думаю. Для того, чтобы строить стадионы, нужно два фактора: первый – это устаревание предыдущей инфраструктуры, то есть когда технологию сооружения нужно обновлять, второй – появление нового повода для такого строительства. В 1930-е годы случалось, что стадионы строили на месте авангардных, или стадионы 1920-х переделывали, чтобы переодеть конструктивистское сооружение в классическую форму, то же самое было в послевоенное время, когда стадионы должны были стать площадками для парадов. В 1960-е годы футбол становится самым значимым видом коллективного спорта, появляется институт «боления за команду», и уже возникает необходимость строить именно для футбола большие арены.

Сегодня повод – это снова футбол, и именно для него строятся стадионы, но спустя какое-то время настанет некий критический срок годности старых стадионов, и возникнет потребность в их перестройке. Многие из стадионов, которые строятся сейчас, не предназначены для участия в чемпионате: например, стадион Динамо, или небольшой стадион на 10 тысяч зрителей в Раменском, стадион в Грозном – Ахмат-арена, стадион в Каспийске.

Стадионы строятся и обновляются. К ЧМ18 были реализованы действительно крупные проекты, но важно замечать, что есть и просто рядовое строительство стадионов, не говоря уже о том, что помимо них есть и другая спортивная архитектура. Поэтому я думаю, что возможен спад интереса к строительству стадионов, и он абсолютно естественен, но развитие темы не прекратится, потому что на спорт всегда есть запрос и у нас есть сейчас мастера проектирования спортивных сооружений.
Екатеринбург-Арена. Фото: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Екатеринбург-Арена. Фото: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Проект реконструкции стадиона «Динамо» © David Manica, Manica Architecture
Проект реконструкции стадиона «Динамо» © David Manica, Manica Architecture открыть большое изображение
Стадион Раменское
Стадион Раменскоеоткрыть большое изображение
Ахмат-арена
Ахмат-арена

Кстати об обновлении устаревшей инфраструктуры. Реконструкция стадионов широко распространена в последнее время как отдельное направление строительства. Какие подходы к реконструкции существуют в Европе, какие применяются у нас?

Этих подходов по большому счету три. Первый – самый болезненный, когда сносится старый стадион и на его месте возводится новый. Из мировых примеров наверно самый яркий – это стадион Уэмбли в Лондоне, который снесли несмотря на его историческую ценность, а на его месте построили новый, такой же по архитектурному качеству. Особенно такая практика распространена среди клубных стадионов. У нас такие примеры тоже есть, – стадион «Санкт-Петербург», возведенный на месте стадиона-холма имени Кирова. Второй подход к реконструкции связан с сохранением значительной части здания, – как правило сохраняют фасад и полностью меняют внутреннюю начинку сооружения. Здесь яркий пример это московские Лужники, исторический облик которых, задуманный Власовым еще в 1956 году, удалось сохранить без изменений, при этом полностью изменив стадион внутри. Сейчас «Лужники» – это футбольный стадион, отвечающий всем мировым стандартам. Похожий пример – стадион Маракана в Бразилии, который так же был значительно реконструирован к чемпионату мира, и в котором остался по сути только остов от старого стадиона, внутри же все было обновлено.Третий подход – это перманентное обновление стадиона в процессе эксплуатации, когда из года в год в рутинном режиме стадион все время реконструируют – в один год меняют систему полива газона, в другой год обновляют интерьеры VIP-лож, в третий год телевизионную инфраструктуру.
стадион в Каспийске
стадион в Каспийске открыть большое изображение
Стадион Уэмбли. Фото: M(e)ister Eiskalt via Wikimedia Commons. Лицензия  CC BY-SA 3.0
Стадион Уэмбли. Фото: M(e)ister Eiskalt via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Стадион «Лужники». Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы via Wikimedia Commons. Лицензия Лицензия  CC BY-SA 4.0
Стадион «Лужники». Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы via Wikimedia Commons. Лицензия Лицензия CC BY-SA 4.0
Стадион Маракана в Бразилии. Фото: Erica Ramalho via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-3.0-BR
Стадион Маракана в Бразилии. Фото: Erica Ramalho via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-3.0-BR
Стадион «Санкт-Петербург». Фото: Godot13 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0
Стадион «Санкт-Петербург». Фото: Godot13 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0

Есть и четвертый подход, но это исключение из правил, а не устоявшаяся практика реконструкции – когда клуб переезжает на новую площадку, а старый стадион остается памятником архитектуры и используется как парк-музей. Как пример можно привести олимпийский стадион в Мюнхене. Клуб Бавария (Bayern) переехал на новую площадку – Альянс-Арену, а старый стадион остался как памятник, архитектурный парк – место для туристов и рекреационный объект под открытом небом. Это очень редкий пример и такой подход применение только к каким-то действительно значительным сооружениям, и когда есть консенсус между строителями, девелоперами, городом, спортивным клубом.
беседовала: Анна Агафонова
Альянс-Арена. Фото: Maximilian Dörrbecker via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.5
Альянс-Арена. Фото: Maximilian Dörrbecker via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.5

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Орешкин
  • Вера Бутко
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Скуратов
  • Александр Бровкин
  • Антон Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Андрей Романов
  • Тотан Кузембаев
  • Александра Кузьмина
  • Михаил Канунников
  • Василий Крапивин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Скокан
  • Юрий Сафронов
  • Зураб Басария
  • Антон Надточий
  • Даниил Лоренц
  • Рустам Керимов
  • Алексей Курков
  • Наталия Зайченко
  • Дмитрий Васильев
  • Левон Айрапетов
  • Валерий Лукомский
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Селивохин
  • Антон Бондаренко
  • Екатерина Грень
  • Никита Бирюков
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Олег Мединский
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Ковалёв
  • Илья Уткин
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Сенкевич
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Асадов
  • Станислав Белых
  • Наталия Шилова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Павел Андреев
  • Карен Сапричян
  • Роман Леонидов
  • Юлий Борисов
  • Сергей Чобан
  • Александр Попов
  • Полина Воеводина
  • Никита Токарев
  • Валерия Преображенская
  • Марк Сафронов
  • Андрей Гнездилов
  • Анатолий Столярчук
  • Николай Миловидов
  • Сергей Кузнецов
  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Евгений Герасимов
  • Всеволод Медведев
  • Илья Машков
  • Юлия Тряскина
  • Антон Барклянский
  • Константин Ходнев
  • Владимир Плоткин
  • Никита Явейн
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи