Марк Акопян: «Развитие темы стадионов не прекратится»

Говорим с куратором выставки «Архитектура стадионов» в Музее архитектуры о стадионах ЧМ18, а также о типологии, тенденциях и истории строительства стадионов.

mainImg
На тему грядущего Чемпионата Мира некоторое время уже проходят выставки, лекции, дискуссии. В чем отличие экспозиции выставки в Музее Архитектуры?

Особенность выставки в том, что мы говорим про архитектуру стадионов как про художественную проблему. Стадионы становятся объектом футуристического интереса, и наша выставка посвящена именно истории идей.

Это первая выставка, посвященная истории и современным практикам такого строительства. Нам важно показать, что не только к ЧМ18 в России возводятся новые стадионы, у нас есть почти вековая история спортивного строительства. Лучшие архитекторы, такие как Ладовский, Колли, Власов, Никольский проектировали стадионы иногда и больше десятка лет, и такие мастера есть и сегодня, например, Дмитрий Буш, Андрей Боков, и из-под них вырастает новое поколение специалистов.

Методы архитектурного проектирования в России подвергаются критике со всех сторон, но нам есть чем гордиться. Поэтому мы не стали ограничиваться исторической частью выставки, нам хотелось проявить преемственность «большой» архитектуры в сегодняшнем дне.
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
Марк Акопян. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА

Выставка – это не завершение исследовательского процесса, наоборот, повод для того, чтобы пригласить людей к обсуждению архитектуры спортивных сооружений. Архитектура стадионов интересна и как исторический как феномен, и как современная тенденция. В ней реализуются самые передовые технологии: строительные, инженерные, информационные, цифровые, и стадион – это то сооружение, которое воплощает в себе авангард современной архитектуры.
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА

Какие мероприятия, запланированные на время выставки, вы бы хотели особо отметить?

В рамках выставки у нас запланирована экскурсионная программа, в том числе на нескольких иностранных языках для гостей. Лекторий музея архитектуры подготовил обширную образовательную программу, в которой примут участие ведущие специалисты по истории спорта и архитектуры. В рамках выставки издан расширенный каталог, в котором мы исследуем не только историю и современные тенденции в архитектуре стадионов, но и пытаемся заглянуть в будущее.
«Архитектура стадионов» в Музее архитектуры. Предоставлено МА
zooming
Казань-арена. Фото: Stanislavgubaydullin via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Что на ваш взгляд, как куратора выставки, объединяет стадионы к ЧМ18, кроме требований FIFA? Что делает их единым явлением? Чем стадионы, приготовленные к ЧМ, отличаются от предшествующих, стадионов девяностых и нулевых? 

Ну, начнем с того, что в девяностые стадионы не строились. Первый крупный стадион в новой России после развала советского союза был построен в Москве в 2002 году – это Локомотив, чисто футбольный стадион, он задал вектор современному спортивному строительству. До этого, несмотря на то, что футбол стал уже в 1960-е – 1980-е главным событием на стадионе, специальных футбольных стадионов у нас в стране не было – по инерции они строились с беговыми дорожками. Так что «Локомотив» – уже стадион нового века, нового времени.
zooming
Стадион «Фишт»
© ГК «Олимпстрой»

А от советских стадионов?

Помимо уже названного момента с отсутствием специализации стадионов под конкретный вид спорта, было еще несколько важных отличий.

В советской архитектуре стадион был полностью открытым сооружением, отсутствовал навес над трибунами, защищающий зрителей от неблагоприятных погодных условий. Этот элемент впервые появился в олимпийском стадионе в Мюнхене в 1972-ом году и стал обязательной частью объемно-планировочного решения. Сегодня конструкция навеса-оболочки, его форма, примененные при строительстве инженерные решения являются визитной карточкой стадиона.
zooming
Футбольный стадион «РЖД Арена»
© Моспроект-4

Также с самых первых проектов и вплоть до эпохи позднего модернизма советские стадионы не имели второго яруса трибун, что было вызвано идеологическими соображениями: считалось, что второй ярус появился в планировочном решении в результате необходимости рассадить бедных и богатых, то есть из-за капиталистического подхода к спорту. Поэтому второй ярус трибун начинает появляться в проектах только с 1970-х годов, когда из архитектуры постепенно уходит идеология и стадиону возвращается его зрелищная функция.

Есть существенная разница в подходе к оформлению фасада. Если говорить про эпоху авангарда, то фасады трибун были оформлены конструктивистски, с выявлением опоры; в 1930-1950-е годы же появляется декоративный фасад, который становится смысловым и идеологическим элементом: он был оформлен в национальных мотивах, так чтобы мы четко могли узнать принадлежность стадиона к какой-либо ССР; в эпоху модернизма от фасада опять отказываются, конструкции снова становятся главным элементом выразительности. Важно понимать, что тогда у стадионов не было клубной принадлежности, хотя на них и тренировались конкретные команды, – в оформлении фасадов мы не видим отсылок к цветам сборных, такие черты могли появиться только в эпоху рыночной экономики, когда спортивные сооружения становятся частью имиджа, и каждый спортивный клуб стремится подчеркнуть, что у него свой особенный стадион.
Д.Н. Чечулин. Проект оформления парадного подъезда к стадиону «Динамо» с павильонами метро. Перспектива, 1937. Бумага, карандаш, акварель, белила 59х145
Олимпийский стадион в Мюнхене. Фото: 2014 Olympiastadion Munich via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Д.М. Иофан, Н.П. Заплетин, С.А. Гельфельд, при участии И. Степанова. Консультант С.П. Зверинцев Центральный стадион им. И.В. Сталина. 2-ой конкурс. Аксонометрия, 1933. Бумага, карандаш, цветная тушь, акварель 85,5x180,5
А.В. Андриасян, Г.А. Исабекян, С.Н. Сусоколов, Н.Е. Цыганков, консультант П.В. Ратов. Центральный стадион им. И.В. Сталина. 2-ой конкурс. Аксонометрия, 1933. Бумага, карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель 118x143
zooming
А.Ф. Хряков. Рисунок «На стадионе», 1954. Бумага, карандаш, акварель, белила 20х70
М.П. Бубнов и др. Проект реконструкции Лужников к Олимпиаде. Панорама со стороны Москва-реки 1979. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, аппликация 103x600

Сегодня очень популярно применение навесного фасада, который скрывает конструктивное решение стадиона, при этом фасад превращается в самостоятельный элемент, позволяющий реализовать любые дизайнерские решения.

Стадионы, которые участвуют в ЧМ18, не похожи друг на друга, тогда как в прошлом стадионы, построенные в один временной промежуток, были стилистически близки между собой. В XX веке разнообразие типов и стилей спортивных сооружений было результатом развития во времени их типологии, все же 12 стадионов, участвующих в ЧМ18, различны по своей архитектурной сумме.

У нас есть пример стадиона в Калининграде, в решении которого применен навесной фасад из сине-белых полос, отсылающих нас к футбольному клубу Балтика и к морской тематике, или пример стадиона в Саранске, в котором фасад как будто надувной и состоит из разноцветных сегментов, или например стадион в Самаре, который представляет из себя пологий купол, в котором выявлены конструктивные узлы из треугольных сегментов, накрывающий практически весь стадион, и так же есть стадион в Екатеринбурге, представляющий интересное решение в реконструкции, когда новая конструкция нанизывается на овал старого стадиона.

Эти стадионы показывают разные подходы к пластике, что делает каждый из них уникальным, и это тот случай, когда удалось избежать типологизации и однотипности в облике крупных арен, которые подготавливают одновременно для одного события.
Л.Я. Лангман, Л.З. Чериковер. Центральный стадион им. И.В. Сталина. 1-ый конкурс. Аксонометрия, 1932. Бумага, карандаш, тушь, акварель 107x109
zooming
Мордовия-арена. Фото: Эрзянин via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Стадион в Калининграде. Фото: Dmitry Rozhkov via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
zooming
Космос-арена в Самаре. Фото: Muffi via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

За последние 10 лет в России можно отметить бум строительства стадионов. Как вы думаете, означает ли это, что следующее десятилетие стадионы совсем не будут строиться?

Я так не думаю. Для того, чтобы строить стадионы, нужно два фактора: первый – это устаревание предыдущей инфраструктуры, то есть когда технологию сооружения нужно обновлять, второй – появление нового повода для такого строительства. В 1930-е годы случалось, что стадионы строили на месте авангардных, или стадионы 1920-х переделывали, чтобы переодеть конструктивистское сооружение в классическую форму, то же самое было в послевоенное время, когда стадионы должны были стать площадками для парадов. В 1960-е годы футбол становится самым значимым видом коллективного спорта, появляется институт «боления за команду», и уже возникает необходимость строить именно для футбола большие арены.

Сегодня повод – это снова футбол, и именно для него строятся стадионы, но спустя какое-то время настанет некий критический срок годности старых стадионов, и возникнет потребность в их перестройке. Многие из стадионов, которые строятся сейчас, не предназначены для участия в чемпионате: например, стадион Динамо, или небольшой стадион на 10 тысяч зрителей в Раменском, стадион в Грозном – Ахмат-арена, стадион в Каспийске.

Стадионы строятся и обновляются. К ЧМ18 были реализованы действительно крупные проекты, но важно замечать, что есть и просто рядовое строительство стадионов, не говоря уже о том, что помимо них есть и другая спортивная архитектура. Поэтому я думаю, что возможен спад интереса к строительству стадионов, и он абсолютно естественен, но развитие темы не прекратится, потому что на спорт всегда есть запрос и у нас есть сейчас мастера проектирования спортивных сооружений.
zooming
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Реконструкция стадиона «Динамо». ВТБ Арена Парк. Проект
© David Manica, Manica Architecture
Стадион Раменское
zooming
Ахмат-арена

Кстати об обновлении устаревшей инфраструктуры. Реконструкция стадионов широко распространена в последнее время как отдельное направление строительства. Какие подходы к реконструкции существуют в Европе, какие применяются у нас?

Этих подходов по большому счету три. Первый – самый болезненный, когда сносится старый стадион и на его месте возводится новый. Из мировых примеров наверно самый яркий – это стадион Уэмбли в Лондоне, который снесли несмотря на его историческую ценность, а на его месте построили новый, такой же по архитектурному качеству. Особенно такая практика распространена среди клубных стадионов. У нас такие примеры тоже есть, – стадион «Санкт-Петербург», возведенный на месте стадиона-холма имени Кирова. Второй подход к реконструкции связан с сохранением значительной части здания, – как правило сохраняют фасад и полностью меняют внутреннюю начинку сооружения. Здесь яркий пример это московские Лужники, исторический облик которых, задуманный Власовым еще в 1956 году, удалось сохранить без изменений, при этом полностью изменив стадион внутри. Сейчас «Лужники» – это футбольный стадион, отвечающий всем мировым стандартам. Похожий пример – стадион Маракана в Бразилии, который так же был значительно реконструирован к чемпионату мира, и в котором остался по сути только остов от старого стадиона, внутри же все было обновлено.Третий подход – это перманентное обновление стадиона в процессе эксплуатации, когда из года в год в рутинном режиме стадион все время реконструируют – в один год меняют систему полива газона, в другой год обновляют интерьеры VIP-лож, в третий год телевизионную инфраструктуру.
стадион в Каспийске
zooming
Стадион Уэмбли. Фото: M(e)ister Eiskalt via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
zooming
Стадион «Лужники». Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы via Wikimedia Commons. Лицензия Лицензия CC BY-SA 4.0
zooming
Стадион Маракана в Бразилии. Фото: Erica Ramalho via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-3.0-BR
zooming
Стадион «Санкт-Петербург». Фото: Godot13 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0

Есть и четвертый подход, но это исключение из правил, а не устоявшаяся практика реконструкции – когда клуб переезжает на новую площадку, а старый стадион остается памятником архитектуры и используется как парк-музей. Как пример можно привести олимпийский стадион в Мюнхене. Клуб Бавария (Bayern) переехал на новую площадку – Альянс-Арену, а старый стадион остался как памятник, архитектурный парк – место для туристов и рекреационный объект под открытом небом. Это очень редкий пример и такой подход применение только к каким-то действительно значительным сооружениям, и когда есть консенсус между строителями, девелоперами, городом, спортивным клубом.
zooming
Альянс-Арена. Фото: Maximilian Dörrbecker via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.5

13 Июня 2018

Похожие статьи
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Пресса: Чемпионское дело: в Москве пройдет выставка спортивной...
В конце мая в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева открывается выставка «Архитектура футбольных стадионов. От авангарда к современности», приуроченная к XXI чемпионату мира по футболу. Экспозиция будет состоять из двух частей — исторической и современной. Последняя расскажет о 12 стадионах, которые уже в июне примут матчи чемпионата в 11 российских городах.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.