Лужайка бородачей

Раньше её называли Никсоновой лужайкой, а теперь можно вот так. Размышляем о контрасте между памятником и благоустройством от AI-architects.

mainImg
Архитектор:
Василий Сошников
Мастерская:
AI-architects https://ai-ar.ch/
Проект:
Благоустройство Боровицкой площади
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Александр Томашенко, Иван Колманок

4.2016 / 11.2016
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«А нам остаются круги на воде»
Андрей Макаревич, Спускаясь к великой реке

«Статуй был как статуй»
А. и Б. Стругацкие, Град обреченный

Неделю назад я съездила на Боровицкую площадь посмотреть, как она там с новым памятником и благоустройством от AI-architects. На площади было людно: посетители, преимущественно предпенсионного возраста, фотографировались вокруг памятника, обсуждали горельефы за ним, зримо доказывая вечную популярность нарратива. Люди группировались и на противоположной стороне Моховой: одни выясняли, как перейти на другую сторону площади, другие – что за дворец такой на холме над ними. Пашков дом, дом Пашкова… Кто такой Пашков? Пожилых посетителей разбавляли группы юношей в куртках с надписью Russia на спине. Происходящее напоминало стихийный, хотя необычно тихий митинг коммунистов.
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Военно-историческое общество, которое поставило памятник, постаралось и расписало брандмауэр дома напротив лицами Минина и Пожарского – и лидеры второго ополчения, и бронзовый князь имеют схожее выражение лиц, между князьями Дмитрием Михайловичем и Владимиром Святославичем возникает какое-то напряжение, большие круглые глаза отрешённо смотрят куда-то по косой вверх – не иначе как ожидают прибытия космической расы бородачей из новой книги Пелевина. Солдат из Трептов парка, нарисованный на соседнем брандмауэре, закругляет картину окончательно: Боровицкая площадь идеологически освоена; куда там Кремлю или Пашкову дому, тут вовсю работает монументальная пропаганда, поддержанная, как справедливо заметил Рустам Рахматуллин, статуями Александра I и патриарха Гермогена «тоже с крестом» в Александровом саду.
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Об особенностях получившейся скульптуры Салавата Щербакова сказано так много, что не хочется повторять. Она крупновата, и непонятно, дорабатывали болванку после уменьшения высоты или оставили как была. Густо покрыта орнаментом в духе реалистического историзма XIX века, от которого скульптура ушла недалеко, разве что XIX век не позволял, кажется, себе устанавливать памятники такого размера так близко к зрителю, но и тут многое объяснимо: данный князь есть результат довольно механистичного условного переноса Св. Владимира, воспетого Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, условного присвоения его Москвой и в этом смысле повторяет истории строительства храмов – Новых Иерусалимов, только с обратным знаком: если Новые Иерусалимы возвышают Святую землю и поклоняются ей, то здесь перенос, по-видимому, не подразумевает почитания первоисточника. Надо ведь было запросить в Киеве модель памятника, тогда перенос был бы точнее. Вот патриарх Никон же запросил модель Иерусалимского храма в свое время. Словом, памятник спорный, как стыдливо определяют его те, кто не хочет вступать в спор и ругать.

Дискурс разделился, таким образом, на три примерно потока: одни по служебной обязанности пиарят памятник, другие ругают и дискутируют – этих больше всего, это основная ветка. Третья самая маленькая: тут хвалят благоустройство «Никсоновой лужайки», интонационно отделяя его от «спорного памятника». И невдомёк им, что это вещи довольно-таки неразделимые, они уже вместе. Но тоже понятно почему: памятник плохой, благоустройство хорошее, надо разделить их по смыслу, иначе, как говорил Высоцкий про «Робин Гуда» – «фильм плохой, баллады хорошие, поэтому баллады надо убрать».

Итак, Никсонова лужайка, все домики на которой снесли в 1972 году, после миллиона терзаний: планов строительства депозитария музеев Кремля и княжеских скитаний, теперь благоустроена под памятник. Москомархитектуры провёл прогрессивный конкурс, куда пригласил 20 молодых и перспективных архитекторов. На работу дали всего неделю. В финал вышло семь бюро, победили AI-architects: Александр Томашенко и Иван Колманок, – и это большой успех в любом случае, сделать площадь в самом центре Москвы. Проект реализован достаточно быстро, его главной идеей было символически изобразить круги на воде, из которой якобы выходит крестившийся князь. В связи с чем возникает крамольная мысль: а нельзя ли снабдить площадь механизмом, который убирал бы памятник под землю – условную воду, и выдвигал бы его вверх, символически крестя язычника, при проезде мимо, скажем, правительственных делегаций. Было бы очень сюжетно, с одной стороны – deus ex machina, с другой – ансамбль в остальное время был бы лишь благоустроенной площадью… Но это фантазии, конечно, кто же будет рыть такую глубокую яму.

Архитекторы предлагали сделать вокруг постамента Владимира небольшой пруд-бассейн, чтобы памятник окутывался паром, ночью – светящимся. Идея выхода из воды становилась таким образом буквальной. Но с бассейном не получилось, хотя была бы отличная перекличка с бывшим бассейном «Москва» – многие ещё помнят, как он парил зимой. Ограничились подсветкой, вообще подсветка в этом проекте играет самую креативную роль и архитекторы, по их словам, приложили много усилий для того, чтобы не упрощать проект при реализации. Просчитали геометрию лампочек, вмонтированных в траву, подсветили ступеньки, опирающиеся на железобетонную конструкцию, заложили возможность разных программ мигания лампочек – праздничную, например. Вокруг постамента вместо бассейна сделали световой контур, похожий на нимбы-обручи с картин Врубеля – где-то его уже назвали нимбом. В дождливый или снежный день свет от кольца должен создавать мерцание капель вокруг князя, который символически выходит из воды.
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Боровицкая площадь, 11.2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Первоначальный вариант благоустройства Боровицкой площади под памятник Св. Владимиру © НИиПИ Иститут градостроительного и системного проектирования / archsovet.msk.ru

Так что – невозможно оторвать благоустройство от памятника, любая добросовестная работа, а она в случае с благоустройством, очевидно, добросовестная и креативная, должна в наше время не только учитывать, а и проживать контекст, пропускать его через себя, осмыслять и преобразовывать, реагировать. А уж такой контекст, который в самом центре площадки и для которого собственно делается благоустройство – уважающий себя архитектор вообще не может не учесть, это и не контекст даже, а сюжет, главная тема. Поэтому дистанцироваться – невозможно, хотя и слияния не происходит. Как уже было сказано, даже информационные потоки – один мощный, о памятнике, и другой слабый, о площади, – идут параллельно, причем второй с оговоркой: «можно сколько угодно спорить».

Что получилось? Получилось, мягко говоря, контрастно. Как Пашков дом и памятник – вещи из разных миров, и именно поэтому слабо памятнику испортить дом, невозможно в принципе, с дома как с гуся вода, он лучше, – восторг людей, которые пришли посмотреть на памятник и про дом ничего не знали, и может быть впервые по-настоящему увидели его – одно из подтверждений этому. Хотя оно не значит, конечно, что за чистоту и красоту Боровицкой площади не стоило бороться. Так вот, площадь и памятник, как площадь и дом – вещи из разных измерений и порядков.

Памятник архаичен лет на 130 с перебором, идеологичен. И московский, и киевский памятники – примеры русофильства, пережившего сейчас полтора века. Площадь же, как и, в общем-то, дом – примеры западнической культуры, той её части, которая идёт совершенно в ногу со временем и от этого качественна и привлекательна. Их соединение – механистическое, не соединение, а сосуществование, похоже на то, что происходит в обществе: одни со щами в бороде и потрясанием ржавыми мускулами …ммм, бронзовыми мечами, другие на сигвеях среди лип. Встречаясь, обычно в интернете, они подчас страшно ругаются, но есть и другая позиция – игнорирования друг друга, а также малых дел. Если чего-то, ну, к примеру, памятника, нельзя избежать, то нужно хотя бы площадь сделать по европейским стандартам и для людей. Но бесконфликтно. Окутать сияющими брызгами, ещё раз показать проезжающей правительственной делегации – и москвичам, конечно, и москвичам – возможности современного урбанистического подхода к городскому пространству, как это лаконично и впечатляюще. Обычно в нашей реальности бородатая и урбанистическая пропаганда существуют раздельно, не очень замечая друг друга, а тут сошлись очень тесно и умудряются вроде бы не конфликтовать.

Но во-первых, для такого памятника органичнее архаичный вариант постановки: с мраморными лестницами, балюстрадами, бронзовыми фонарями, досками, капителями. Что-то подобное террасам, окружающим ХХС. Предыдущий проект ИГСП был ближе к этому идеалу, но всё равно оставался чересчур лаконичным, хотя и выпукло демонстрировал небольшой размер доставшейся князю горки.

Во-вторых, дело малое, но хорошее оказывается в подчинённом положении, в буквальном и переносном смысле «у ног» бронзового памятника. Архитекторы предлагали сделать наземный переход перед метро – идею не поддержали. Поэтому идею обустройства существующей стихийной тропинки не удалось полностью реализовать, закруглить в маршрут. О тропинке надо сказать отдельно. В современной урбанистической культуре, которая начала формироваться где-то в 70-е – 80-е годы в том числе и в Москве, обустройство стихийных тропинок – одна из важных идей. Эта культура в идеале даже не направляет потоки, а сама следует за ними, проявляя удивительное по нашим временам народничество, реинкарнацию идеи XIX века, когда на народ не смотрят свысока, стремясь его, тупой, обмануть или, наоборот, научить, организовать и возглавить. В стихийной воле народа, которая выражается, к примеру, в протоптанном коротком пути, видят некий идеал совершенства, в данном случае практицизма. Нам тяжело ходить вокруг – мы идём напрямик, а архитектор принимает это решение, ну, практически как волю Божию – значит, здесь дорога и нужна. Логика эта очень симпатичная, и, повторюсь, ей уже больше сорока лет, наверное. Она как вишенка на торте украшает разные проекты. Но она совершенно противоположна идее парадного памятника, к которому надо подходить по парадной лестнице напрямик. Здесь получилось так, что бывшая народная тропа, а теперь лестница умеренно-парадная с признаками амфитеатра подходит к памятнику сбоку: пафосный памятник встал на народную тропу, но как-то боком. Подойти с парадной точки, гладя анфас, невозможно: что, конечно, прежде всего результат переносов – памятник планировали поставить над рекой, а поставили на лужайке, к которой даже подойти от Волхонки, куда князь смотрит, толком нельзя, а только посмотреть. Нарушены все каноны, и конечно, из-за общественного мнения, сбора подписей против – т.е. тут тоже сыграла своё народная воля, но она пошла поперек памятника, так что органично не получилось.

К слову напрашивается сравнение киевского и московского памятника: тот, времени уваровской триады, скромнее: князь держит крест, но снимает перед городом (Днепром? землей?) шапку. Никакого в помине меча. Наш «московский» князь шапки не ломает – негоже, видно, да и меч у него практически уже наготове. Если посмотреть на позу, то следующим движением должен бросить крест и выхватить меч правой рукой. Ох. То, что при довольно нелепой постановке памятник теперь смотрит аккурат на юго-запад, т.е. точно на Киев, тоже факт. Памятник – результат большого пафоса и множества последующих компромиссов: с одной стороны, хочется вырядится в парчу и бархат и перед народом как-то шапки не ломать, а с другой стороны – множество обстоятельств. Так хоть пешеходный переход делать не будем. Так что урбанистическим в полной мере проект благоустройства сделать не удалось, не удалось выстроить городские связи.

Вот и бродят любопытствующие по тротуару перед Пашковым домом, ищут переход, которого не сделали. Идти короче всего от выхода из подземного перехода перед Кутафьей башней, по Манежной улице, чьи дворы архитекторы тоже предлагали каким-то образом открыть, и тоже не удалось, – идти 370 м. Или из метро «Боровицкая» налево, огибая тот же переход, на Манежную – 710 м – хотя между выходом из метро и памятником 95 м по прямой и наземный переход сделал бы путь кратчайшим. Можно идти от метро направо, где, перейдя Знаменку и Волхонку, по лестнице спуститься под Каменный мост и пройти под ним – 670 м, но мы же гуляем? Здесь идеи урбанистики, которая в идеальном варианте стремится сделать хорошо для человека-пешехода и превращает город в тусовку под открытым небом, входят в противоречие с идеей поклонения: Владимир-то святой, а следовательно по идее его изображение может быть предметом паломничества, хотя конечно тип такого паломничества в основе скорее католический, но и неважно. А если урбанистика думает о коротких и удобных путях, чтобы остались силы тусоваться, то паломничество, как известно, требует длинного пути пешком – до Киева или Иерусалима. В данном случае появление памятника сокращает путь до Киева, но совсем упрощать путь паломника неправильно, и идея сокращения, двух минут от метро, в неё не вписывается. Паломник должен подходить вокруг, с уважением; а не пробегать мимо рысцой по тропинке и уже точно не тусоваться. Сейчас у памятника в основном фотографируются и рассматривают рельефы, но это эффект открытия новой достопримечательности. Задержаться тут можно только для произнесения речей или слушания экскурсии. Скамеек нет, а хиппи и даже хипстерам под носом у кремлевской охраны явно не место. В сущности, главный маршрут – по ступенькам с венками для возложения или с экскурсоводом из Александровского сада, от Гермогена и Александра I, по плану монументальной пропаганды-2. Так что и специфика европейского типа благоустройства меняется, теряет свои части. Но не перестает быть контрастной памятнику: в сети уже давно обсудили, что в центре такой площади может быть что угодно: идея кругов на воде настолько абстрактна, что нейтральна к содержанию. А только так и выживешь: будучи к содержанию нейтральным. 
Архитектор:
Василий Сошников
Мастерская:
AI-architects https://ai-ar.ch/
Проект:
Благоустройство Боровицкой площади
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Александр Томашенко, Иван Колманок

4.2016 / 11.2016

14 Ноября 2016

Похожие статьи
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.