Москва-Берлин

Клубный дом Гороховский’12 – пример лаконичного и цельного, хотя не минималистичного и не бедного архитектурного решения, которое его архитектор считает в чём-то берлинским. Прививка удалась, поскольку и московское в доме тоже есть.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

20 Октября 2016
mainImg

Мастерская:

ADM

Проект:

Клубный дом в Гороховском переулке
Россия, Москва, Гороховский пер, д. 12 стр. 5

2013 – 2016

Заказчик: ЗАО «Финлайн» / ООО «БЭЛ Девелопмент»
Инженерный и конструктивный разделы: Финпроект
С участком в Гороховском переулке’12 архитекторы ADM работали больше десяти лет: это был один из первых их заказов после создания собственного бюро в 2006 году. Первоначально здание планировалось офисным, а фасады, по желанию заказчика – штукатурными. После 2008 оно стало жилым клубным домом, состоящим из апартаментов. Изменилось всё: функция план, объём, вид фасадов. Прежним осталось разве что местоположение.

Дом, чьё строительство началось в 2014 и завершилось весной 2016 года, расположен в глубине квартала за посольством Эквадора, на месте, где до 2000-х находилось заброшенное здание интерната, довольно долго пугавшее прохожих выбитыми окнами. Ещё раньше, в начале XX века, когда в расположенной чуть западнее гимназии имени Фон Дервиз училась Марина Цветаева, половина участка принадлежала гимназическому саду, там разводили прекрасные розы. Ну а в 1980-е, проходя мимо насквозь к улице Казакова, можно было ненароком обнаружить штабели орлёных кирпичей-большемеров XVII века – кто-то собирал себе, видимо, на дачу. Теперь таких вольностей, конечно, нет. А вот район – старинный, на границе между Басманной и Немецкой слободами, до яузских дворцов петровских сподвижников отсюда пешком минут пятнадцать, до «Золотого дома» Ивана Демидова, шедевра московского классицизма или, к примеру, до путевого дворца Ивана III – пять минут лёгкой прогулки. Район старый, хотя сильно испорченный вкраплениями советских пластин и башен. Его историческая среда фрагментарна и дискретна, так что новый клубный дом, предлагающий своим жителям тишину московского почти-центра-сразу-за-Садовым, целостности среды не нарушил: всего-то в нём семь этажей. Напротив, красиво поблёскивая из-за двухэтажных особняков, он достаточно деликатно заполняет собой ненужную в этом месте цезуру.
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Гороховский переулок, вид с востока. Слева особняк крестьянина Морозова, справа посольство Эквадора, в центре клубный дом Гороховский′12. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Гороховский переулок, вид с запада. Слева посольство Эквадора, справа бывшая гимназия фон Дервиз, школа Карбышева. В центре клубный дом Гороховский′12. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
В плане дом напоминает букву Н с симметричными объёмами ризалитов, глубоко выступающих по краям двух продольных фасадов. Компактный и рациональный, даже изящный в своей разумности план – почти квинтэссенция осевой симметрии. Вход утоплен, перед ним небольшая площадь, даже мини-сквер с парой скамеек. Внутри, «в самой середине дома», – ресепшн, по сторонам симметрично – четыре стеклянных вертикали лестниц, которые одновременно углублены в объем, но легко находимы и хорошо освещены. Снаружи лестницы выглядят стеклянными «перемычками» между ризалитами и центральной частью. Такими вертикальными перемычками-уступами объём, что хорошо видно на макете, раздроблен повсеместно: «буква Н» прорезана на торцах – за вырезами разместились самые маленькие квартиры. На продольных фасадах ризалитов тоже обнаруживаются тонкие углублённые вертикали. План, таким образом, становится больше похож на очень стилизованный квадрифолий – четыре секции примыкают к общей середине. Всё – в строгом соответствии с планировками квартир.
Клубный дом в Гороховском переулке. Макет © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Мини-площадь перед входом. Реализация, 2016 © ADM architects
Квартиры довольно большие, от 50 до 130 м2, хотя их можно объединять до 400 м2. В перемычке – по две самые большие квартиры, выходящие на юг и на север, в них предусмотрен даже кабинет. В каждом ризалите по пять квартир. Внизу один ярус парковки.
Клубный дом в Гороховском переулке. План 3 этажа, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. План 1 этажа, 2016 © ADM architects
Снаружи дом столь же рационален. Фасады состоят из равномерно расставленных вертикалей, столь же аккуратно пересеченных широкими междуэтажными горизонталями керамических лент, имитирующих известняк в обвязке металлических выступов того же цвета сверху и снизу. Вертикали же состоят из чередующихся полос стекла окон и простенков терракотовой плитки с глазурью похожего на фризы, но чуть более тёмного бежевого цвета. Глазурь двух оттенков – потемнее и посветлее – образует в пятнистую фактуру, которая напоминает белокаменную кладку и стены «сталинских» домов, но здесь рисунок мельче и лишён интенсивной пятнистости, что делает его ощутимо более деликатным. Плитка особенная: с правой стороны у неё терракотовый выступ-углубление образует шов толщиной приблизительно полсантиметра, по горизонтали есть такой же уступ, но глубокий – всё это обеспечивает ровную графику кладки без необходимости штукатурить, затирать и подкрашивать швы. Довольно удобно и выглядит чисто, а рисунок швов хорошо акцентирован.
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016. Плитки облицовки. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Вертикали стёкол на протяженных фасадах – приблизительно той же ширины, что и простенки, именно поэтому они выглядят не столько окнами, проёмами, сколько элементом общего ритма. На углах стеклянные вертикали смыкаются и их становится больше, что даёт квартирам больше света и ощутимо облегчает объём, поскольку углы фиксированы не камнем, а окном, прозрачным на просвет или, в зависимости от ракурса, тёмным, и немного утопленным, уступающим место межэтажным рёбрам фризов, которые на углах выходят вперёд, проявляя каркас здания.
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Роль окон несколько сложнее. Все они обрамлены тонкой тёмно-коричневой металлической рамкой; из такого же металла сделаны перемычки остекления. Сами же окна – деревянные стеклопакеты близкого оттенка, но чуть теплее. Строгий набор оживлён зеленоватым стеклом ограждений французских балконов: высокие, в пол, окна можно открыть изнутри. Прозрачная зелень балконов, поддержанная таким же стеклом козырьков над входами, добавляет стеклянным вертикалям тот же сдержанный род живописности, что и разный тон плиток – простенкам.
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 Северный фасад, фрагмент. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Я вижу в этом доме что-то берлинское, – говорит Андрей Романов. – Стеклянные углы, рациональное построение, плитка на фасадах. В целом мы довольны тем решением, к которому удалось прийти в конечном счете, работая с этим участком».

Берлин или не Берлин, а московского в этом доме тоже можно найти немало. Угловые окна – любимый прием как немецкого Баухауза, так и русского конструктивизма. А в бежевой плитке можно увидеть многое, но у меня она ассоциируется с фасадами модерна, Сытинской типографией и множеством московских зданий начала XX века. Ближайший пример такой глазурованной поверхности – церковь Поморской общины, построенная Ильей Евграфовичем Бондаренко в 1908 и спрятанная в соседних дворах (хотя об этом архитекторы могли не знать, плитку-то сняли с фасадов лет десять назад). Никакой стилизации в новом доме ADM не ощущается, но благодаря плитке он не выглядит чужеродным в историческом, хотя и изрядно побитом советской властью, окружении. Каким-то неясным образом он перекликается со зданием Школы акварели, ближайшим заметным зданием, полузамком, построенным в конце XIX века для Евангелического приюта (Немецкая слобода была ещё и местом развития неправославных конфессий в Москве). Есть что-то созвучное между жёлтыми плитами тротуара перед Школой акварели и разнообразной вымосткой территории клубного дома за старыми, больше чем столетней давности, воротами.
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Кстати эти ворота сохранились, надо думать, со времен гимназии Фон Дервиз или даже более раннего. Покрашенные в бежевый цвет, они открыты, нет даже створок и на территорию дома можно свободно войти и даже пройти дальше насквозь вглубь квартала: здесь и раньше можно было пройти, было бы неправильным перекрыть пешеходные связи. Собственный забор дома – символическая низенькая ограда, что делает ближайшую детскую площадку, к примеру, доступной и соседней. И в целом – делясь своей территорией с пешеходами (но не с машинами – для них шлагбаум) дом расширяет собственные городские горизонты, получает больше «воздуха», без чрезмерной замкнутости и ограничений. Здесь тихо, но и спокойно: я ходила по территории полчаса и меня никто не выгнал, даже не поинтересовался личностью; по-видимому, территория охраняется ненавязчиво. Такое friendly-настроение тоже подкупает.
Клубный дом в Гороховском переулке. Генеральный план благоустройства © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Окружение дома, как это принято у ADM, тщательно ухожено. Сохранены старые липы, они встречают входящих и даже образуют пешеходную аллею с несколькими скамейками и фонарями, ведущую прямо ко входу. Вымостка – множества видов: металлические плиты вдоль дома, квадратики красного и серого бетона вокруг, дерево перед скамейками, красная и бордовая на проезжей части, черно-белые квадратики в резиновых сетках на месте пожарной стоянки. Перед цоколем в вымостку вмонтированы редкие полоски подсветки. Перед переходами в мостовую вмонтированы рельефные металлические полоски. Эта земля никогда раньше не знала ничего, кроме асфальта, да и его не везде. А тут такое изобилие. Слева от выхода на улицу обнаруживается подпорная стенка из темного дизайнерского кирпича. Вентшахты парковки, расположенные с северной стороны, выглядят как принадлежащие саду прямоугольные скульптуры. Трава зелена, а множество кустарников выровнены по росту с невысокими фонарями – примерно по колено. Впрочем, фонарей тоже три вида, есть и высокие. Словом, если смотреть под ноги, фактура даже разнообразнее, чем не фасадах.
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016. Фрагмент вымостки и оконного обрамления первого этажа. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016. Фрагмент вымостки с подсветкой. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Клубный дом в Гороховском переулке. Реализация, 2016 © ADM architects
Фасады же подкупают простотой решения: они не так многослойны, как во многих других домах ADM, в них ощущается благородный какой-то лаконизм, очищение. Позволившее архитекторам, кроме прочего, совместить необходимую для дорогого жилья респектабельность бежевого цвета, не сбившись в суету и не поступившись цельностью решения, с отчётливой современностью технологии. Это один из признанных современных трендов, особенно при строительстве в историческом городе: балансировать на грани традиционного материала и нескрытой технологичности. К тому же дом, если мы вернёмся к теме Москвы и не-Москвы – по-старомосковски стоит в глубине участка, выстраивает вокруг себя сад, и в свою липовую аллею не запрещает войти никому. Сколько бы ни было в нём Берлина, пожалуй, дом прижился на своём месте. В Гороховском переулке, где жил Рокотов и училась Цветаева. 

Мастерская:

ADM

Проект:

Клубный дом в Гороховском переулке
Россия, Москва, Гороховский пер, д. 12 стр. 5

2013 – 2016

Заказчик: ЗАО «Финлайн» / ООО «БЭЛ Девелопмент»
Инженерный и конструктивный разделы: Финпроект

20 Октября 2016

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.