«Москва мало знает об удачных региональных проектах»

Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства «Правила Общения» – о разнообразных сюжетах преобразования, найденных проектом «Приметы городов» в России за пределами Москвы.

mainImg
Проект «Приметы городов» организует на «Арх Москве» агентство «Правила Общения» Юлии Зинкевич; он состоит из небольшой выставки, премии и конференции, которая будет длиться целый день 19 мая в конференц-зале ЦДХ. Конференцию помогает организовывать ArchiPeople Людмилы Малкис. Она предназначена, в числе прочего, для того, чтобы показать участникам московского рынка недвижимости удачные «кейсы» других городов России. Все сюжеты собраны на сайте проекта «Приметы городов», среди проектов будет проведен конкурс, открыто интернет-голосование. Мы задали несколько вопросов Юлии Зинкевич.

Билет на конференцию можно купить на сайте проекта.



Архи.ру:
– Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось со сбором примет городов?

Юлия Зинкевич:
У нас есть две части проекта. Есть выставка, но про неё мы отдельно скажем, а есть конференция и премия, и в лонг-лист проекта мы собрали 113 заявок со всей страны. Причём какие-то проекты пришли самотёком после анонсирования, но многие рекомендовали члены экспертного совета. Нам кажется, что набор впечатляющий, потому что там и жильё, и общественные здания: музеи, аэропорты, и так далее; и общественные пространства: набережные, парки по всей стране; и очень классные примеры реконструкции, реновации и еще хорошие идеи для развития городов. Есть кейсы, которые нас очень вдохновляют, смотрим, любуемся на то, что собралось.

– Большой размах. А хронологически вы себя как ограничивали?

– Десять лет. Нам казалось, что очень важно, чтобы проект уже реализовался и доказал свою жизнеспособность. Отбирали по двум критериям, человеческим: приличная архитектура и социальная значимость.

– У вас на сайте написано, 113 заявок получено и 113 заявок принято. Сколько осталось за бортом?

– Так как были заданы критерии, то не было проектов, которые мы в итоге не взяли в лонг-лист. Мы сейчас будем отбирать шорт-лист и потом выбирать победителей. А на смотр мы их включили и на сайт разместили.

– Победителей будут выбирать эксперты?

– Голосование на сайте уже активизировалось. Мы видим, как по-разному в разных городах проявляется внимательность к своим стенам. Татарстан гиперактивный, за центр «Смена» уже 231 лайк был с утра. Владивосток, Нижний Новгород сейчас тоже активизируются, лидирует по голосованию Красный пляж в Вологде, там всегда молодые бодрые ребята. Сейчас мы разошлем релизы в другие города, и они, надеемся, тоже активизируются. Один путь выявления лучших – это любовь народа: кто собрал команду для голосования, тот и молодец. А второй путь более профессиональный, мы будем экспертам объяснять разные нюансы этих проектов и по итогам получим их консолидированное мнение.

– Сколько у вас номинаций?

– Шесть. Пять про реализацию – жильё, общественные пространства, общественные здания, новые курорты, реконструкции, реновации, а шестая – про хорошие идеи для развития городов.

– Это масштабное начало, вы собираетесь это дальше продолжать?

– Мы посмотрим, насколько у нас хватит сил и запала, потому что это история про энтузиазм. Есть наша команда, в которой довольно много человек и понятно, что все работают просто за идею, потому что это интересно. А есть куча людей, которых мы вовлекли, которые согласились неожиданно делать нам экспозицию бесплатно, создавать абажуры, на которых у нас будут напечатаны картинки про города, приходите в 26 зал ЦДХ полюбоваться, что там Мукосей придумал, а световики помогли воплотить. А есть ещё куча дежурных в самих городах, которые нам помогали текстами, картинками, советами. Это десятки людей, все они в процессе, всем это нравится. Вопрос, сколько времени мы сможем продержаться на энтузиазме. Если нам удастся заручиться какой-то поддержкой, тогда это будет уже другая история. Пока мы в начале пути.

– Кроме Ильи Мукосея, кто вам еще помогал?

– С выставкой нам помогали., Илья придумал экспозицию и неожиданный ход, который, я думаю, вас всех развлечет. Компания «Сарос» – световая компания, которая подсвечивала Мамаев курган, большинство новых аэропортов и сделала массу проектов по всей стране, они нам печатают нашу экспозицию на лайт-боксах и абажурах. Картинки для абажуров рисовали студенты Британской высшей школы дизайна во главе с преподавателем Виктором Меламедом. У каждого города был дежурный, по Нижнему Новгороду – Марина Игнатушко; по Воронежу – ребята-журналисты, в Красноярске тоже журналисты – редакторы местных СМИ. В других городах где-то архитекторы, где-то музейные работники. Мы составляли новые путеводители по городам, не такие, которым можно найти аналоги на Авто.ру, а такие, которые вычленяли из всего городского массива советские мозаики, Шуховскую башню на Оке, стрит-арт на деревянных домах, уходящую натуру, – какие-то такие нетуристические приметы городов, но очень живые.

– Вы много собрали, что вам кажется самым интересным? Там есть известные вещи, такие как нижегородский ГЦСИ. Что вам кажется наиболее интересным из малоизвестного?

– Я очень счастлива, что к нам едет из Новосибирска Денис Герасимов. Он по образованию инженер. И когда мы несколько лет назад большой архитектурной компанией были в Новосибирске, нам Александр Ложкин показал несколько зданий в центре: «вот это наша параметрическая архитектура». Эти здания были настолько приметны на фоне сталинской застройки, и при этом с хорошим вкусом, необычной формы, они нам запомнились, запали. И тут я обнаружила, что эта компания построила много чего потом в Новосибирске, она же у нас в Москве сделала стадион «Спартак», в Новосибирске сейчас появилось еще здание Иннополиса с каким-то необыкновенным биоклиматом. Это всё одна компания, такой Кулибин, прекрасный талантливый инженер, который в том числе оказался и талантливым девелопером. Абсолютное русское ноу-хау. И вот он приедет, он впервые выходит в общественное пространство, он расскажет, как он это делает и какие возможности у этой технологии. Это моя любимая история.
zooming
Графика студентов курса Виктора Меламеда, Британская школа высшая дизайна, для выставки «Приметы городов». Предоставлено проектом «Приметы городов»
Биотехнопарк «Кольцово», Новосибирск, 2015. «Саентифик Фьючер Менеджмент» (SFM). Предоставлено проектом «Приметы городов»
ТЦ «Бутон», Новосибирск, 2012. «Архитектурно-конструкторское бюро. Кашин, Герасимов» ООО «Несущие системы». Предоставлено проектом «Приметы городов»

Мне очень радостно, что к нам едет «Ельцин-центр». Я недавно была на фестивале «Остров 90-х», который делал Colta.ru в Екатеринбурге, он проходил в «Ельцин-центре». Это был офисный недострой. И они позвали Бориса Бернаскони для того, чтобы одеть это унылое неработающее здание в новую оболочку, и сейчас это главная точка культурной жизни Екатеринбурга. Там жизнь бурлит, кипит, там интереснейшие лекции, интерактивный музей от тех же операторов, что и у Еврейского музея в Москве. Точка силы: все встречи происходят там, все основные концерты и так далее. Здание стало приятным глазу.
zooming
Ельцин-центр, Екатеринбург. Реконструкция: Борис Бернаскони. Предоставлено проектом «Приметы городов»

Из мелких форм мне очень нравится проект «Дача Винтера». У нас есть такая категория – новые курорты. Там мы рассказываем про «Розу Хутор», «Конаково Ривер Клаб», Никола-Ленивец, про курорты Алтая. И в том числе к нам едут про себя рассказывать представители проекта «Дача Винтера» – это проект из Карелии. Я все время их встречала в социальных сетях. Каждый десятый мой знакомый отмечался там, размещал какие-то красивые виды леса. Они очень симпатичные, в заповеднике находятся. Когда я разговаривала с авторами проекта, оказалось, что это такой маркетинговый ход. С ними я хотела поговорить о том, как им удалось запустить такое эффективное сарафанное радио, что просто из каждого утюга, но при этом через соцсети, через людей мы про них узнаем информацию. Мне с ними хочется поговорить про маркетинг.

И про маркетинг мне еще очень хочется поговорить со знаменитой компанией «Брусника». Строит она в Тюмени, Екатеринбурге, сейчас пришла на московский рынок. Они примечательны тем, что у них, как говорят, пылесос на стройке, голландская архитектура. А еще они сделали ребрендинг у Ильи Осколкова-Ценципера, и очень красивый у них сейчас фирменный стиль с ягодой брусники. Они строят, в основном, эконом-класс, такой очень жизнеспособный, хорошего качества. Но сейчас начали строить бизнес-класс в Екатеринбурге, и тоже они вокруг себя культивируют активную культурную жизнь. Они очень живые, и они такие трендосоздатели. Я заметила такой ход, что сейчас многие компании вначале столбят свое умение в регионах, доказывают, что они умеют строить лучше остальных, потом приходят на московский рынок. Региональные компании приходят в Москву, имея уже классную репутацию, которая докатилась до Москвы и вот «Брусника» – ярчайший пример. И мы рады, что они, наконец, до нас доедут, и мы их расспросим обо всем.
Проект компании «Брусника». Предоставлено проектом «Приметы городов»

– А что делает «Брусника» на московском рынке?

– Мы не знаем пока, сейчас всё расспросим. Они только сейчас выходят.

– Это всё на конференции будет озвучено, я правильно понимаю?

– Да, у конференции сессии такие же, как и у премии: жильё, общественные здания, новые курорты, реновация, реконструкция и хорошие идеи развития городов. В секции про общественные пространства тоже у меня есть несколько поводов для гордости. Во-первых, очень интересно расспросить Татарстан, об итогах года парков и скверов Татарстана, потому что год был, а хочется посмотреть, что осталось после. И вот едет к нам Наталья Фишман, чтобы рассказать, какие результаты и как продвигается реализации проекта по набережным озер Кабан, где победило китайское бюро. Нам хочется знать подробности. Из Москвы это не очень очевидно, а тут приедет и расскажет.

И в этой же секции есть несколько интересных кейсов. Например, из Воронежа – парк «Алые паруса», он параллельно с Парком Горького лет пять назад формировался. Они не делали никаких конкурсов, просто сразу позвали архитектора-француза. Результат потрясающий. Визуально очень приятное пространство, эстетское, европейское, лёгкое. Абсолютно маргинальный район стал любимым местом для семейных горожан. Там живая жизнь, культурная программа. И вроде этот французский архитектор приглашен ещё для других парков Воронежа. Редкий случай: они недолго думали, сразу определились со стоящей кандидатурой автора. Ещё к нам едут собственники музея стрит-арта в Петербурге, который находится на действующем заводе слоистых пластиков. Тоже интересный кейс, потому что обычно джентрификацией занимаются после того, как выведут производство. А тут завод работает, картины на стенах рисуют, всё сразу. И тоже очень интересно, зачем они это делают, и что из этого выйдет.
zooming
Парк «Алые паруса» в Воронеже. Предоставлено проектом «Приметы городов»
Проект благоустройства набережных озёр Кабан, Казань. Предоставлено проектом «Приметы городов»
Музей стрит-арта в Петербурге. Авторы проекта реконструкции и благоустройства: архитектурное бюро «Архатака». Предоставлено проектом «Приметы городов»

– Восхищаюсь. У вас на выставке, помимо красивых картинок, будет представлен весь этот материал?

– Нет. У нас этот материал представлен на сайте. Можно смотреть фотогалереи, переходить на сайты и изучать вопрос. Выставка маленькая, пространство не позволяло рассказать про весь наш лонг-лист, поэтому выставка про другое – про такие вехи в четырнадцати городах, это первые города, которые попали в сферу нашего внимания. Выставка у нас – игрушка. А работа вокруг конференции довольно серьёзная. Мне нравится наш набор модераторов, мы их пригласили и они все милостиво согласились. Прекрасные совершенно журналисты из РБК, «Ведомостей», «Коммерсанта», "Бизнес FM", – все они стали нашими модераторами. Я думаю, скучно не будет. Ни одна сессия не пройдет без острых вопросов. Вся работа у нас в зале, будут видеозаписи, и на сайте мы все это коллекционируем, и потом победителей тоже дополнительно выделим.
zooming
Графика студентов курса Виктора Меламеда, Британская школа высшая дизайна, для выставки «Приметы городов». Предоставлено проектом «Приметы городов»

А выставка просто для отдохновения. Туда можно прийти и развлечься, посмотреть на абажуры. На абажурах мы рисовали не приметы городов, не здания, а рисовали жителей городов, то есть мы вместе с иллюстраторами искали персонажей. Например, Гофман родился в Калининграде, о чем мало кто знает. А Платонов в городе Воронеже был самым молодым мелиоратором Советского Союза. Он в 26 лет придумал такую супертехнологию орошения, что его повысили и в Москву перевели. Не за писательство его знали. Вот какие-то такие истории мы собирали и старались их в иллюстративной форме зафиксировать. Мне кажется, что это получилось довольно весело.

– Сессии у вас идут параллельно или последовательно?

– Последовательно. В среднем час на одну сессию, 7-12 минут на доклад – довольно сжатая история. Но мы надеемся, что если просто расскажем людям, что есть такие удивительные кейсы, то интерес может проявиться и дальше уже несложно будет пойти на сайт проекта, задать вопросы. Я лет 10-12 работаю с московскими девелоперами, ужасно угнетает ситуация замкнутого круга, потому что мы из месяца в месяц слушаем про одни и те же кейсы, знаем всё в деталях. И при этом очень мало отголосков удачных региональных проектов доходит до Москвы. Мы очень хотим московским девелоперам рассказать про неожиданные какие-то идеи и бизнес-шаги. Можно надеяться, что всех такое общение взаимно обогатит. 

16 Мая 2016

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.