Юлия Зинкевич, генеральный директор агентства «Правила Общения» – о разнообразных сюжетах преобразования, найденных проектом «Приметы городов» в России за пределами Москвы.
Графика студентов курса Виктора Меламеда, Британская школа высшая дизайна, для выставки «Приметы городов». Предоставлено проектом «Приметы городов»
Проект «Приметы городов» организует на «Арх Москве» агентство «Правила Общения» Юлии Зинкевич; он состоит из небольшой выставки, премии и конференции, которая будет длиться целый день 19 мая в конференц-зале ЦДХ. Конференцию помогает организовывать ArchiPeople Людмилы Малкис. Она предназначена, в числе прочего, для того, чтобы показать участникам московского рынка недвижимости удачные «кейсы» других городов России. Все сюжеты собраны на сайте проекта «Приметы городов», среди проектов будет проведен конкурс, открыто интернет-голосование. Мы задали несколько вопросов Юлии Зинкевич.
Архи.ру: – Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось со сбором примет городов?
Юлия Зинкевич: – У нас есть две части проекта. Есть выставка, но про неё мы отдельно скажем, а есть конференция и премия, и в лонг-лист проекта мы собрали 113 заявок со всей страны. Причём какие-то проекты пришли самотёком после анонсирования, но многие рекомендовали члены экспертного совета. Нам кажется, что набор впечатляющий, потому что там и жильё, и общественные здания: музеи, аэропорты, и так далее; и общественные пространства: набережные, парки по всей стране; и очень классные примеры реконструкции, реновации и еще хорошие идеи для развития городов. Есть кейсы, которые нас очень вдохновляют, смотрим, любуемся на то, что собралось.
– Большой размах. А хронологически вы себя как ограничивали?
– Десять лет. Нам казалось, что очень важно, чтобы проект уже реализовался и доказал свою жизнеспособность. Отбирали по двум критериям, человеческим: приличная архитектура и социальная значимость.
– У вас на сайте написано, 113 заявок получено и 113 заявок принято. Сколько осталось за бортом?
– Так как были заданы критерии, то не было проектов, которые мы в итоге не взяли в лонг-лист. Мы сейчас будем отбирать шорт-лист и потом выбирать победителей. А на смотр мы их включили и на сайт разместили.
– Победителей будут выбирать эксперты?
– Голосование на сайте уже активизировалось. Мы видим, как по-разному в разных городах проявляется внимательность к своим стенам. Татарстан гиперактивный, за центр «Смена» уже 231 лайк был с утра. Владивосток, Нижний Новгород сейчас тоже активизируются, лидирует по голосованию Красный пляж в Вологде, там всегда молодые бодрые ребята. Сейчас мы разошлем релизы в другие города, и они, надеемся, тоже активизируются. Один путь выявления лучших – это любовь народа: кто собрал команду для голосования, тот и молодец. А второй путь более профессиональный, мы будем экспертам объяснять разные нюансы этих проектов и по итогам получим их консолидированное мнение.
– Сколько у вас номинаций?
– Шесть. Пять про реализацию – жильё, общественные пространства, общественные здания, новые курорты, реконструкции, реновации, а шестая – про хорошие идеи для развития городов.
– Это масштабное начало, вы собираетесь это дальше продолжать?
– Мы посмотрим, насколько у нас хватит сил и запала, потому что это история про энтузиазм. Есть наша команда, в которой довольно много человек и понятно, что все работают просто за идею, потому что это интересно. А есть куча людей, которых мы вовлекли, которые согласились неожиданно делать нам экспозицию бесплатно, создавать абажуры, на которых у нас будут напечатаны картинки про города, приходите в 26 зал ЦДХ полюбоваться, что там Мукосей придумал, а световики помогли воплотить. А есть ещё куча дежурных в самих городах, которые нам помогали текстами, картинками, советами. Это десятки людей, все они в процессе, всем это нравится. Вопрос, сколько времени мы сможем продержаться на энтузиазме. Если нам удастся заручиться какой-то поддержкой, тогда это будет уже другая история. Пока мы в начале пути.
– Кроме Ильи Мукосея, кто вам еще помогал?
– С выставкой нам помогали., Илья придумал экспозицию и неожиданный ход, который, я думаю, вас всех развлечет. Компания «Сарос» – световая компания, которая подсвечивала Мамаев курган, большинство новых аэропортов и сделала массу проектов по всей стране, они нам печатают нашу экспозицию на лайт-боксах и абажурах. Картинки для абажуров рисовали студенты Британской высшей школы дизайна во главе с преподавателем Виктором Меламедом. У каждого города был дежурный, по Нижнему Новгороду – Марина Игнатушко; по Воронежу – ребята-журналисты, в Красноярске тоже журналисты – редакторы местных СМИ. В других городах где-то архитекторы, где-то музейные работники. Мы составляли новые путеводители по городам, не такие, которым можно найти аналоги на Авто.ру, а такие, которые вычленяли из всего городского массива советские мозаики, Шуховскую башню на Оке, стрит-арт на деревянных домах, уходящую натуру, – какие-то такие нетуристические приметы городов, но очень живые.
– Вы много собрали, что вам кажется самым интересным? Там есть известные вещи, такие как нижегородский ГЦСИ. Что вам кажется наиболее интересным из малоизвестного?
– Я очень счастлива, что к нам едет из Новосибирска Денис Герасимов. Он по образованию инженер. И когда мы несколько лет назад большой архитектурной компанией были в Новосибирске, нам Александр Ложкин показал несколько зданий в центре: «вот это наша параметрическая архитектура». Эти здания были настолько приметны на фоне сталинской застройки, и при этом с хорошим вкусом, необычной формы, они нам запомнились, запали. И тут я обнаружила, что эта компания построила много чего потом в Новосибирске, она же у нас в Москве сделала стадион «Спартак», в Новосибирске сейчас появилось еще здание Иннополиса с каким-то необыкновенным биоклиматом. Это всё одна компания, такой Кулибин, прекрасный талантливый инженер, который в том числе оказался и талантливым девелопером. Абсолютное русское ноу-хау. И вот он приедет, он впервые выходит в общественное пространство, он расскажет, как он это делает и какие возможности у этой технологии. Это моя любимая история.
ТЦ «Бутон», Новосибирск, 2012. «Архитектурно-конструкторское бюро. Кашин, Герасимов» ООО «Несущие системы». Предоставлено проектом «Приметы городов»
Мне очень радостно, что к нам едет «Ельцин-центр». Я недавно была на фестивале «Остров 90-х», который делал Colta.ru в Екатеринбурге, он проходил в «Ельцин-центре». Это был офисный недострой. И они позвали Бориса Бернаскони для того, чтобы одеть это унылое неработающее здание в новую оболочку, и сейчас это главная точка культурной жизни Екатеринбурга. Там жизнь бурлит, кипит, там интереснейшие лекции, интерактивный музей от тех же операторов, что и у Еврейского музея в Москве. Точка силы: все встречи происходят там, все основные концерты и так далее. Здание стало приятным глазу.
Ельцин-центр, Екатеринбург. Реконструкция: Борис Бернаскони. Предоставлено проектом «Приметы городов»
Из мелких форм мне очень нравится проект «Дача Винтера». У нас есть такая категория – новые курорты. Там мы рассказываем про «Розу Хутор», «Конаково Ривер Клаб», Никола-Ленивец, про курорты Алтая. И в том числе к нам едут про себя рассказывать представители проекта «Дача Винтера» – это проект из Карелии. Я все время их встречала в социальных сетях. Каждый десятый мой знакомый отмечался там, размещал какие-то красивые виды леса. Они очень симпатичные, в заповеднике находятся. Когда я разговаривала с авторами проекта, оказалось, что это такой маркетинговый ход. С ними я хотела поговорить о том, как им удалось запустить такое эффективное сарафанное радио, что просто из каждого утюга, но при этом через соцсети, через людей мы про них узнаем информацию. Мне с ними хочется поговорить про маркетинг.
И про маркетинг мне еще очень хочется поговорить со знаменитой компанией «Брусника». Строит она в Тюмени, Екатеринбурге, сейчас пришла на московский рынок. Они примечательны тем, что у них, как говорят, пылесос на стройке, голландская архитектура. А еще они сделали ребрендинг у Ильи Осколкова-Ценципера, и очень красивый у них сейчас фирменный стиль с ягодой брусники. Они строят, в основном, эконом-класс, такой очень жизнеспособный, хорошего качества. Но сейчас начали строить бизнес-класс в Екатеринбурге, и тоже они вокруг себя культивируют активную культурную жизнь. Они очень живые, и они такие трендосоздатели. Я заметила такой ход, что сейчас многие компании вначале столбят свое умение в регионах, доказывают, что они умеют строить лучше остальных, потом приходят на московский рынок. Региональные компании приходят в Москву, имея уже классную репутацию, которая докатилась до Москвы и вот «Брусника» – ярчайший пример. И мы рады, что они, наконец, до нас доедут, и мы их расспросим обо всем.
Проект компании «Брусника». Предоставлено проектом «Приметы городов»
– А что делает «Брусника» на московском рынке?
– Мы не знаем пока, сейчас всё расспросим. Они только сейчас выходят.
– Это всё на конференции будет озвучено, я правильно понимаю?
– Да, у конференции сессии такие же, как и у премии: жильё, общественные здания, новые курорты, реновация, реконструкция и хорошие идеи развития городов. В секции про общественные пространства тоже у меня есть несколько поводов для гордости. Во-первых, очень интересно расспросить Татарстан, об итогах года парков и скверов Татарстана, потому что год был, а хочется посмотреть, что осталось после. И вот едет к нам Наталья Фишман, чтобы рассказать, какие результаты и как продвигается реализации проекта по набережным озер Кабан, где победило китайское бюро. Нам хочется знать подробности. Из Москвы это не очень очевидно, а тут приедет и расскажет.
И в этой же секции есть несколько интересных кейсов. Например, из Воронежа – парк «Алые паруса», он параллельно с Парком Горького лет пять назад формировался. Они не делали никаких конкурсов, просто сразу позвали архитектора-француза. Результат потрясающий. Визуально очень приятное пространство, эстетское, европейское, лёгкое. Абсолютно маргинальный район стал любимым местом для семейных горожан. Там живая жизнь, культурная программа. И вроде этот французский архитектор приглашен ещё для других парков Воронежа. Редкий случай: они недолго думали, сразу определились со стоящей кандидатурой автора. Ещё к нам едут собственники музея стрит-арта в Петербурге, который находится на действующем заводе слоистых пластиков. Тоже интересный кейс, потому что обычно джентрификацией занимаются после того, как выведут производство. А тут завод работает, картины на стенах рисуют, всё сразу. И тоже очень интересно, зачем они это делают, и что из этого выйдет.
Парк «Алые паруса» в Воронеже. Предоставлено проектом «Приметы городов»
Проект благоустройства набережных озёр Кабан, Казань. Предоставлено проектом «Приметы городов»
Музей стрит-арта в Петербурге. Авторы проекта реконструкции и благоустройства: архитектурное бюро «Архатака». Предоставлено проектом «Приметы городов»
– Восхищаюсь. У вас на выставке, помимо красивых картинок, будет представлен весь этот материал?
– Нет. У нас этот материал представлен на сайте. Можно смотреть фотогалереи, переходить на сайты и изучать вопрос. Выставка маленькая, пространство не позволяло рассказать про весь наш лонг-лист, поэтому выставка про другое – про такие вехи в четырнадцати городах, это первые города, которые попали в сферу нашего внимания. Выставка у нас – игрушка. А работа вокруг конференции довольно серьёзная. Мне нравится наш набор модераторов, мы их пригласили и они все милостиво согласились. Прекрасные совершенно журналисты из РБК, «Ведомостей», «Коммерсанта», "Бизнес FM", – все они стали нашими модераторами. Я думаю, скучно не будет. Ни одна сессия не пройдет без острых вопросов. Вся работа у нас в зале, будут видеозаписи, и на сайте мы все это коллекционируем, и потом победителей тоже дополнительно выделим.
Графика студентов курса Виктора Меламеда, Британская школа высшая дизайна, для выставки «Приметы городов». Предоставлено проектом «Приметы городов»
А выставка просто для отдохновения. Туда можно прийти и развлечься, посмотреть на абажуры. На абажурах мы рисовали не приметы городов, не здания, а рисовали жителей городов, то есть мы вместе с иллюстраторами искали персонажей. Например, Гофман родился в Калининграде, о чем мало кто знает. А Платонов в городе Воронеже был самым молодым мелиоратором Советского Союза. Он в 26 лет придумал такую супертехнологию орошения, что его повысили и в Москву перевели. Не за писательство его знали. Вот какие-то такие истории мы собирали и старались их в иллюстративной форме зафиксировать. Мне кажется, что это получилось довольно весело.
– Сессии у вас идут параллельно или последовательно?
– Последовательно. В среднем час на одну сессию, 7-12 минут на доклад – довольно сжатая история. Но мы надеемся, что если просто расскажем людям, что есть такие удивительные кейсы, то интерес может проявиться и дальше уже несложно будет пойти на сайт проекта, задать вопросы. Я лет 10-12 работаю с московскими девелоперами, ужасно угнетает ситуация замкнутого круга, потому что мы из месяца в месяц слушаем про одни и те же кейсы, знаем всё в деталях. И при этом очень мало отголосков удачных региональных проектов доходит до Москвы. Мы очень хотим московским девелоперам рассказать про неожиданные какие-то идеи и бизнес-шаги. Можно надеяться, что всех такое общение взаимно обогатит.