27.06.2008

Энергичный городок

Проект школы олимпийского резерва продолжает линию школ с жизнерадостной архитектурой, начатую интернатом в Кожухово. Это конгломерат разных корпусов, веер архитектурных решений – неизменно ярких и в то же время откликающихся на особенности как городского, так и на природного окружения. Примирить столь энергичную архитектуру с окружением непросто, но мастерская А. Асадова уже давно работает над этим кварталом – формируя внутри отдельно взятого фрагмента Мытищ особенный – цветной – город

информация:

Макет существующей ситуации. Слева вверху - комплекс - Гулливер
Макет существующей ситуации. Слева вверху - комплекс - Гулливероткрыть большое изображение

Территория Шараповского карьера в Мытищах осваивается московскими архитекторами уже давно. Вначале мастерская А. Асадова выиграла конкурс на реконструкцию площади перед вокзалом, расположенным к юго-востоку от карьера. Строительством ярко-красного торгового комплекса в итоге занималась студия «Арх 4», но по асадовской концепции. Затем, уже непосредственно мастерской А. Асадова были построены жилые комплексы «Гулливер» и «Перспектива», все более окружающие большое песчаное пятно пустыря, оставшееся на месте карьера – этакую проплешину внутри городского пространства. Замкнуть «кольцо» построек должен объем школы олимпийского резерва. Затем Шараповский карьер будет превращен в парк и в Мытищах образуется новая природная зона.

Застройка, которая все больше окружает пятно карьера, подчинена высокому белому объему недавно построенной церкви Рождества Богородицы. Так, комплекс «Гулливер» был построен в виде огромного хвоста кометы, «головой» которой стало здание церкви. Длинный, изогнутый по дуге дом склоняется перед храмом, а удаляясь от него – все больше прибавляет в высоте – и наконец «взрывается» огромными разноцветными башнями.

Школа станет вторым «хвостом кометы» – она расположится с противоположной стороны от церкви, с юга. Таким образом, проектируя школу, архитекторы мастерской А.Асадова следовали пластическим принципам, которые они сами ранее изобрели для этого места, проектируя «Гулливер»: доминантное положение церкви всячески подчеркивается архитектурным поведением ее «свиты» – последняя однако не тушуется перед лицом храма, а оттеняет его белизну своей жизнерадостной многоцветностью.

Школа олимпийского резерва будет соединять обычную общеобразовательную подготовку с профессиональной спортивной – поэтому у ее здания много функций, и они размещены в разнообразных объемах. Корпуса будущей школы отдаленно напоминают слоеный пирог – «слои» вытянуты вдоль огибающего карьер Новомытищинского проспекта и «прошиты» поперечным атриумом. Конфигурация корпусов изменяется по мере продвижения вглубь будущего парка – от более традиционной и «классичной» – к «природно-экологической».

Первым, на линии проспекта, стоит  корпус существующего лицея, который решено сохранить и реконструировать, немного оживив фасады – выявить пилястры, карнизы, фронтоны. Такой подход к типовому школьному зданию – почти как к «памятнику архитектуры», формирует историю места и обогащает его пусть и не очень древними, но воспоминаниями о прошлом. Перед старым зданием соорудят деревянный портик – главный вход в ансамбль школьных корпусов, за которым будет начинаться уже упомянутый атриум, объединяющий, наподобие гигантской скрепки, основные корпуса школы между собой.

Следующий, второй корпус отступает от старого лицея плавной широкой дугой, как будто бы «воздавая почести» сохраняемому зданию. Его протяженный изогнутый фасад будет прикрыт стеклянным экраном на деревянных опорах, призванным отражать деревья существующего яблоневого сада. Это своеобразная воздушная прослойка, «переходное пространство между зданием и садом» – рассказывает руководитель мастерской и один из соавторов проекта Андрей Асадов. В дугообразном корпусе разместятся школьные классы, рассчитанные на 1000 учащихся. К его восточному торцу примыкает такой же протяженный, но прямой корпус общежития – в нем присутствует намек на конструктивизм: торец скруглен, а зеленый цвет перемычек между окнами создает подобия лент. 

К противоположному фасаду дугообразного учебного корпуса «приросло» несколько объемов разнообразной конфигурации, побольше и поменьше, покрытых глазурованной плиткой ярких локальных цветов – желтого, красного, синего. В них разместятся: столовая, актовый зал, мастерские и фойе для начальных классов.

Дальше – гигантская полосатая зеленая «змея» – комплекс из нескольких спортивных сооружений, объединенных под одной крышей, плавно «врастающей в землю» со стороны будущего парка. Здесь разместятся два спортивных зала – для обычных учеников и для будущих спортсменов-профессионалов, взрослый и детский бассейны, ледовый каток и большой универсальный зал с трибунами на 3,5 тыс. человек в отдельном объеме-лепестке. Между «школьной» и «спортивной» частью возникает внутренняя улица, даже сквер, радующий глаз зеленью газонов, разноцветием фасадов и легкой зигзагообразностью траектории.

В сумме получается школа-город или школа-квартал, которая последовательно, но неравномерно – с периодическими всплесками то цвета, то формы – развивается, начиная от почти традиционного «партера» с яблоневым садом до большой нелинейной «змеи» спортзалов, стремящейся слиться с парком. Характерно, что «городок», образовавшийся в пространстве между сохраняемым старым школьным зданием и флегматичным зеленым гигантом – очень ярок и многообразен. Как будто бы некая «взрывная» энергия высвободилась между двумя полюсами.

Проект определенно не вписывается в привычный нам с детства образ учебного заведения – учреждения как правило скорее сурового, чем радостного. «Среди прочего нас вдохновлял удачный пример школы-интерната в Кожухово, построенного бюро «Атриум», один из первых в российской практике примеров оптимистичной архитектуры детского учебного заведения» – говорит Андрей Асадов. Действительно, на наших глазах возникает и развивается новая тенденция в архитектуре школьных комплексов – сложносочиненных, многообразных, ярких, жизнерадостных, веселых.

Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва. Фотография макета
Школа олимпийского резерва. Фотография макетаоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва. Фотография макета
Школа олимпийского резерва. Фотография макетаоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва. Фотография макета
Школа олимпийского резерва. Фотография макетаоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова
Школа олимпийского резерва, г. Мытищи © Архитектурное бюро Асадова

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Асадов
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Станислав Белых
  • Полина Воеводина
  • Карен Сапричян
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Ладыгин
  • Антон Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Шилова
  • Зураб Басария
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Васильев
  • Екатерина Грень
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Плоткин
  • Наталья Сидорова
  • Всеволод Медведев
  • Арсений Леонович
  • Андрей Романов
  • Константин Ходнев
  • Олег Мединский
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Карлсон
  • Александр Скокан
  • Иван Кожин
  • Николай Миловидов
  • Никита Бирюков
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Бондаренко
  • Александр Бровкин
  • Владимир Биндеман
  • Роман Леонидов
  • Юлия Тряскина
  • Тотан Кузембаев
  • Валерий Лукомский
  • Антон Барклянский
  • Василий Крапивин
  • Никита Токарев
  • Игорь Шварцман
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Алексей Гинзбург
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Селивохин
  • Никита Явейн
  • Илья Машков
  • Михаил Канунников
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Евгений Герасимов
  • Павел Андреев
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Александр Попов
  • Сергей Чобан
  • Алексей Курков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Скуратов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи