За хорошую жилую архитектуру

Публикуем текст, почти манифест – Дмитрия Хмельницкого о том, что нужно делать, чтобы в России появилась хорошая жилая архитектура.

mainImg
Что нужно делать, чтобы в России в появилась хорошая жилая архитектура?

Архитектор Вальтер Гропиус (США). Жилой дом в квартале Ганза в Берлине. Международная строительная выставка 1957 г. Фотография © Дмитрий Хмельницкий

Архитектурно-градостроительная общественность России много лет обсуждает проблемы улучшения жилой архитектуры в стране. Позволю себе внести лепту в решение этой благородной задачи. Итак, для того, чтобы новопостроенная жилая архитектура отвечала элементарным нормам качества, на мой взгляд, следует:

1. Добиться законодательного уменьшения средней этажности нового жилья в городах до 5–6 этажей (средней, а не минимальной!!!)

2. Помнить, что многоэтажные дома (7–20 этажей) могут обеспечивать хорошую планировку квартир и комфортабельную жизнь только если существуют в виде точек или меридиональных пластин. Они не должны закручиваться вокруг замкнутых дворов.

3. Помнить, что никаких единственно правильных градостроительных приемов не существует. У регулярной «квартальной» застройки нет ни малейших изначальных преимуществ перед свободной «микрорайонной». И наоборот. Расстановка домов в пространстве – это индивидуальная творческая задача, в каждом отдельном случае – своя.

4. Помнить, что оптимальная глубина жилого корпуса – где-то 9 метров. При глубине более 12 метров сделать квартиры хорошими очень трудно, а при глубине 14–19 метров – категорически невозможно. Лучше даже не пытаться.

5. Помнить, что квартира должна получать достаточное количество солнечного света независимо от того, существуют нормы инсоляции, или нет. Это значит, что гостиные и детские комнаты обязательно должны ориентироваться юг, восток или запад.
Архитектор Кай Фискер (Дания). Жилой дом в квартале Ганза в Берлине. Международная строительная выставка 1957 г. Фотография © Дмитрий Хмельницкий

6. Помнить, что помещения квартиры разного функционального назначения предполагают разную оптимальную ориентацию по сторонам света. Южная кухня – это такая же катастрофа, как и северная детская.

7. Помнить, что существующие в России нормы инсоляции определяют не норму поступления солнечного света в квартиру, а тот минимум, ниже которого квартира формально считается к жилью непригодной. То есть выполнение этих норм вовсе не означает, что квартира – хорошая по инсоляции.

8. Помнить, что искусственное раздувание неосвещенных внутренних помещений и коммуникационных пространств в квартире ради того, чтобы увеличить глубину корпуса и выход площадей есть жульнический трюк. Квартиры от этого становятся плохими.

9. Помнить, что при нормальной высоте этажа комната не может быть глубже 6 метров без потери качества и комфорта.

10. Помнить, что есть такая вещь как сквозное проветривание. И что квартира в 2–4 комнаты без оного хорошей быть не может.

11. Помнить, что просто установка кухонного оборудования в гостиной у одной из стен, вовсе не превращает ее во что-то лучшее, а только наоборот. Пространственное объединение гостиной, кухни и обеденной зоны предполагает более тонкие планировочные решения.

12. Помнить, что балкон (лоджия, зимний сад) обязательный элемент хорошей квартиры любого размера.

13. Обязательно помнить о том, что типовое многоэтажное панельное домостроение есть долгоиграющая (на столетия) градостроительная и архитектурная катастрофа. И что улучшать его бессмысленно. И что нужно стремиться создавать условия, при которых оно отомрет естественным путем.
Архитектор Пауль Шнайдер-Эслебен (Германия). Жилой дом в квартале Ганза в Берлине. Международная строительная выставка 1957 г. Фотография © Дмитрий Хмельницкий

18 Марта 2015

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.