Дмитрий Хмельницкий

Дмитрий Хмельницкий

информация:

Родился в 1953 году, окончил Институт им. Репина в Ленинграде в 1977 году. Архитектор. С 1987 года живет в Берлине. Докторант берлинского Технического Университета. Автор книги “Архитектура Сталина. Психология и стиль”. Публиковался в журналах “Континент” (Париж, Москва), “Двадцать два” (Тель.Авив), “Знамя”, “Мир” (Берлин). Газетах – “Литературная газета”, “Московские новости”, “Русская мысль” (Париж), “Европа-Центр” (Берлин) и др. Основные темы – история советской архитектуры, искусства, советская история.

статьи:

28.02.2020

К проблеме хронологии сталинской архитектуры

Дмиртий Хмельницкий – о том, что советский конструктивизм последних лет был, на самом деле, сталинской архитектурой: «по социальному смыслу, типологии и функциональному содержанию».
20.01.2020

Загадки Щусева

Глава из будущей книги Дмитрия Хмельницкого.
12.12.2019

Миф о советском ар-деко

Или как называть сталинскую архитектуру?
20.03.2017

Реформы Хрущева. Что случилось с советской архитектурой в пятидесятые годы? // Интернет-журнал «Гефтер», 17.03.2017

Перелом в советской архитектуре 1950-х годов, инициированный Хрущевым, далеко выходил за рамки чисто художественной реформы и смены государственного стиля. За ним стояла глобальная государственная экономическая реформа, реформа всей советской социальной политики, тотальный пересмотр представлений о минимальном уровне жизни советского населения и норм массового потребления. Параллельно шло реформирование идеологических и цензурных установок и уже как следствие — введение новых правил проектирования и градостроительства.
20.02.2017

Как изучать

Дмитрий Хмельницкий о том, чего не хватает в истории советской архитектуры.
24.02.2016

Лексика эпохи // Интернет-журнал «Гефтер», 24.02.2016

«…необходимо подчеркнуть, что гносеологический и методологический архаизм авторского миропонимания, спаренный с патологическим антисоветизмом, рождает гремучую смесь исследовательской беспомощности и стадиального инфантилизма с прозападным прозелитизмом с цивилизаторством, нацеленными на доводку окучиваемых туземцев до международных стандартов, в архитектурной сфере в том числе». Этот текст — не шутка и не пародия на псевдонаучные публикации. Это цитата из рецензии на мою статью «15 тезисов о советской архитектуре», написанной главным редактором московского журнала «Архитектурный вестник» Дмитрием Фесенко.
21.12.2015

15 тезисов о советской архитектуре // Интернет-журнал «Гефтер», 18.12.2015

«Сталинская архитектура была вызывающе антисоциальна… Решение жилищной проблемы в стране не планировалось в принципе. В отличие от 20-х годов, даже обсуждение этой темы было запрещено».
18.03.2015

За хорошую жилую архитектуру

Публикуем текст, почти манифест – Дмитрия Хмельницкого о том, что нужно делать, чтобы в России появилась хорошая жилая архитектура.
05.02.2014

Миф о классицизме

Публикуем отрывок новой статьи Дмитрия Хмельницкого: опять против классиков.
01.11.2013

Конкурс на декорации

Публикуем отклик Дмитрия Хмельницкого на статью Григория Ревзина про конкурс на «судебный квартал» в Петербурге.
05.07.2012

Путеводитель в никуда // arch_heritage (блог «Архитектурное наследие»), 04.07.2012

«Думаю, не я один с энтузиазмом и нетерпением ждал выхода в свет путеводителя по коллекциям Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева. МУАР – исключительно загадочная организация. Как пещера Али-Бабы. Все знают, что он полон сокровищ, но никому неизвестно – каких».
От пайки к сдобному пирогу: что такое хорошее жилье?
09.02.2010

От пайки к сдобному пирогу: что такое хорошее жилье? // ЭКА.ru интернет-журнал, 28.01.2010
http://www.ec-a.ru/index.php?mn=razdel&mns=hxsb1p68nh7jd_ru

Ключевая проблема жилищной архитектуры в России – в том, что никто из участников процесса – ни заказчики, ни авторы, ни девелоперы, ни государство – не понимает, что такое хорошее жилье, убежден историк архитектуры, архитектор Дмитрий Хмельницкий.
18.05.2009

Ворованный воздух. О пользе архитектурно-исторических дискуссий. Отклик на рецензии Григория Ревзина и Дмитрия Петрова в журнале «Проект Классика» №23 // Проект Классика XXVIII-MMIX

На моей памяти научных дискуссий по поводу истории советской архитектуры не было. Ни в советское время, ни – что совсем странно – в антисоветское. Вообще-то наука без дискуссий, то есть без постоянной перепроверки на прочность собственных выводов, существовать не может. Она перестает быть наукой. Разве что речь идет об однозначно доказанных вещах, вроде теоремы Пифагора. Но истории советской архитектуры до такого состояния далеко – в ней вообще пока нет никакой ясности.
01.06.2006

«Культура Два» через четверть века

Книга Владимира Паперного «Культура Два» была написана двадцать пять лет назад. Самое парадоксальное, что ее значение в истории советской архитектуры за это время не изменилось

Избранные авторы:

  • Нина Фролова
  • Григорий Ревзин
  • Анна Мартовицкая
  • Юлия Тарабарина
  • Николай Малинин
  • Мария Фадеева
  • Александр Змеул
  • Сергей Хачатуров
  • Алексей Муратов
  • Алексей Тарханов
  • Владимир Белоголовский
  • Ольга Кабанова
  • Александр Раппапорт
  • Александр Ложкин
  • Василий  Бабуров
  • Андрей  Иванов

Пресса:

Блоги:

Кто и как за 10 лет восстановил из руин Севастополь – историк
19.11.2020 / 19.11.2020,
РИА Новости Крым

Кто и как за 10 лет восстановил из руин Севастополь – историк

Доцент кафедры истории России Таврической академии Крымского федерального университета Алексей Попов о том, как за 10 лет отстроили город-герой полностью разрушенный фашистами.
Русские архитекторы. ТОП творцов из камня
18.11.2020 / 18.11.2020,
«Русская планета»

Русские архитекторы. ТОП творцов из камня

Кто отстраивал Москву и Петербург и увековечил себя в веках. Поподробнее рассказать о тех известных деятелях русской современности, которые внесли уникальный и глобальный вклад в создание известнейших памятников архитектуры.
Легенды Академии Художеств
17.11.2020 / 00.00.0000,
Сенсаций.нет

Легенды Академии Художеств

Сегодня отмечает день рождения Санкт-Петербургская Академия художеств. Студентов обучают здесь уже с 6 (17) ноября 1757 года. В наши дни преподают не только живопись, скульптуру и архитектуру, но и графику, реставрацию, искусствоведение, даже философию, этику и религиоведение.