***
Гигантский стадион – всегда произведение и прорыв инженерной мысли, небольшие же спортзалы – почти всегда ФОК, со всеми вытекающими отсюда архитектурными и конструктивными достижениями... Нет, правда, ну кому придет в голову использовать что-то сверхсложное и сверхсовременное, когда нужно всего лишь перекрыть теннисный корт или зал для игры в баскетбол. Авторы называют это «ангарной» функцией. А в МархИ на пятом курсе, между прочим, даже проект такой делают: крытый теннисный корт или ангар. И все перекрывают, стараются, придумывают, и всё совсем неплохо получается. А как только в реальной жизни сталкиваемся с «небольшим спортивным сооружением», строим все равно ФОК.
Здесь дерево, стекло, металл, мембрана – всё очень красиво: и стекание формы с почти десятиметровой высокой точки подъема арок к земле, и клееные деревянные конструкции, и «пропеллер» единой балки над входом. Красиво, устойчиво и очень спокойно. Обманчивая легкость клееного дерева принимает на себя столь же обманчивую тяжесть надувной оболочки покрытия. Точно такой же, как на олимпийских стадионах в Пекине и Сочи: из подкачиваемых «подушек» ETFE трех степеней прозрачности. Вероятно, в этот раз заказчику про соотношение цены и качества ничего объяснять не пришлось. К тому же был задуман не просто зал, где можно постучать по мячику и погонять в мини-футбол. Столь дорогие квадратные метры нужно будет использовать еще и как место для праздников: взрослых и детских. Отсюда и нестандартный набор помещений, и как следствие – возможность придать той самой «ангарной» функции, по меткому определению авторов, «нетривиальное формальное решение».
Итак, под сводчатой оболочкой, с одной стороны подрезанной косым наклоном стеклянной стены – сам зал. Все остальное – в трех расставленных вокруг «коробочках» с крышами-террасами, напоминающих три груза-якоря, не дающих кораблю зала стронуться с места. В итоге – асимметричный план и череда интересных ракурсов с разной динамикой соподчинения криволинейной формы с прямоугольными элементами композиции, по очереди формирующими первый план. Но часть оболочки выходит за границу зала, накрывает одну из террас, и внешнее пространство моментально оказывается дифференцированным по степени открытости. Выразительность оставшейся при этом незакрытой части конструкции фиксируется трехмерным изгибом нескольких арок, подчеркивая уникальную пластичность клееного дерева.
Не просто взаимосвязь, а очевидная взаимозависимость частей в общей композиции артикулированы контрастом прозрачности зала и деревянной отделки утрированно массивных «коробочных» объемов, чья приземленность подчеркнута еще и толстыми белыми рамами порталов-торцов.
Совершенно отдельная тема – интерьер. Ну что можно придумать во внутреннем пространстве спортзала, строго регламентированном разметкой пола, стен, положением ворот и правилами игры. Ничего – всё будет против правил. Зато можно сделать так, чтобы свою игру и по своим правилам сыграли балконы, спрятанные между внешней оболочкой и наклонной стеной второго этажа и те самые крыши-террасы. Здесь работают все те же деревянные конструкции арок, темное стекло зальной стены, тонкие металлические поручни ограждения и доски пола палубной укладки. Сочетание открытых и крытых пространств. Все вместе – опять удивительно напоминает все ту же яхту. Корабль плывет?