English version

Сергей Труханов: «Форма должна быть обусловлена средой»

Руководитель архитектурного бюро «T+T Architects» – об основных принципах работы и последних проектах своего коллектива.

mainImg
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/

Архи.ру: Когда было создано T+T Architects?

Сергей Труханов:
Наша компания формально очень молода: она была создана в начале 2012 года. Но команда, которую я возглавляю, сложилась гораздо раньше: несколько лет мы все работали в составе другого бюро. Некоторые из проектов, которые мы начали делать тогда, были закончены уже под новым брендом и по праву вошли в портфолио T+T Architects.

Архи.ру: Насколько я понимаю, название бюро не связано с вашей фамилией?

С.Т.:
«T+T» – это начальные буквы двух английских слов, transparent и territory, то есть «прозрачность» и «пространство». В этой формуле – суть нашего подхода к разработке архитектурных проектов. Открытость всех проектных решений, их обоснованность и понятность для заказчика, подрядчика и конечных потребителей – вот на что мы делаем ставку. Архитектура здания, его социальная и функциональная программа должны быть обоснованы факторов, окружением, логистикой, эстетической и общественной ценностью, всем тем, что сейчас принято называть «контекстом». Видимо поэтому многие наши объекты не обладают, скажем так, ярко выраженной, характерной именно для нас, стилистикой. Мы не ставим перед собой задачу реализовать в каждом проекте свое архитектурное эго, хотя лично я не вижу в этом ничего плохого. 

Архи.ру: Как вы в таком случае характеризуете вашу архитектуру?

С.Т.: Говоря о наших архитектурных объектах и интерьерах, я бы сказал что все они максимально динамичны. Нас не привлекают сооружения, которые замкнуты сами на себя и существуют отдельно от города и людей, форты – не наша типология. Нам куда ближе проекты, похожие на «Белую площадь» - комплекс на крошечном клочке земли с насыщенной средой, ощущение Манхеттена в микромасштабе.

Сергей Труханов
Внутренний двор «Студии 8»

Архи.ру: Иными словами, создаваемая среда для вас важнее формы?


С.Т.:
Я бы сказал, взаимодействие объекта со средой важнее формы. Форма должна быть обусловлена средой, а не среду следует подгонять под форму. В этом смысле нам очень близок подход, когда любой проект представляется как набор четких, последовательных и логичных схем, вспомним, к примеру, Бьярке Ингельса. Все просто, берем для начала кубик в чистом поле, который затем трансформируется с учетом инсоляции, розы ветров, видовых характеристик, транспортной схемы, людских потоков. Накладывая одни факторы на другие, мы получаем искомую матрицу, и архитектура перестает быть чем-то неземным и загадочным, превращаясь в понятную и логичную науку. В своей работе мы стараемся руководствоваться этими принципами. Как говорится, если не можешь объяснить трехлетнему ребенку, почему сделал именно так, значит сделал что-то не то. 

Архи.ру: Я как раз хотела спросить вас, означает ли английское название компании вашу приверженность принципам современной западной архитектуры. По моим наблюдениям, они наиболее близки тем, кто учился за границей или проходил практику в иностранных бюро.

С.Т.:
Нет западных или российских принципов архитектуры, они едины. Есть контекст, в котором реализуются эти принципы, а вот он уже разный, кардинально. Одно должно соответствовать другому, иначе объект, будь то здание или интерьер, станет лишь «арт-объектом». Здесь уже не важно где ты учился, для нас принципиально, насколько сотрудник склонен к дальнейшему самообучению, в T+T Architects работают выпускники МАрхИ и МГСУ, но это не мешает нам быть в курсе актуальных западных тенденций и лучших образцов российской и зарубежной архитектуры. 

Архи.ру: Как устроено бюро? У вас есть бригады или все проекты проходят через вас?

С.Т.:
Мы бюро полного цикла, начинаем с разработки концепции, делаем всю рабочку и обычно заканчиваем сотрудничество с заказчиком, повесив последний светильник. В T+T Architects работают два независимых подразделения – архитектурное проектирование, которое возглавляет Александр Бровкин, и интерьерное проектирование под началом Владимира Чуканова. В каждом из них работает несколько бригад, а Александр и Владимир курируют все этапы их работы. Что же касается меня, то, конечно, финальное согласование каждого проекта провожу я, а вот над концепцией детально поработать получается далеко не всегда. Мы не авторское архитектурное бюро, и у нас нет «стилистического диктата». Есть общая идеология, подход к проектированию, ну и конечно же, СНиП «Красиво». Любая концепция – это совместное обсуждение и единогласное решение.

Архи.ру: Какими качествами должен обладать архитектор, чтобы быть принятым на работу в ваше бюро?

С.Т.:
Больше всего в людях и архитекторах я ценю активную жизненную и профессиональную позицию. Т.е. мы не принимаем в нашу команду людей, придерживающихся принципа «могу копать – могу не копать». Плюс это, конечно, должны быть люди, способные и готовые выдерживать жесткий темп работы, потому что основной пул наших заказов не предполагает долгого проектирования. Мы пока не проектируем крупные агломерациии, наша основная специализация – объекты редевелопмента промышленных комплексов под современное назначение, офисные здания и комплексы, коммерческие интерьеры, то есть объекты, имеющие очень четкие заранее оговоренные сроки, которые обязательно нужно соблюсти. Я не выступаю за возрастной ценз, но, как правило, мы принимаем на работу довольно молодых людей. Архитекторы, которым за сорок и которые вышли из проектных институтов, обычно не любят работать в нашем темпе.

Архи.ру: Вы упомянули проекты редевелопмента, и я, изучая портфолио T+T Architects на сайте бюро, обратила внимание на то, что они преобладают среди ваших реализаций. Считаете ли вы этот жанр вашей основной специализацией?

С.Т.:
Мы никогда не ставили перед собой задачу специализироваться именно на этом, но заниматься реновацией старых объектов оказалось не менее интересно, чем проектировать новые сооружения. К тому же, всегда интересна возможность сохранить и модернизировать служившуюся застройку, здание, дать вторую жизнь в современных реалиях. Поэтому и заказчики с нами охотно работают в этом жанре. В частности, очень ценим наше долгое плодотворное сотрудничество с компанией KR Properties, для которой мы выполнили несколько таких проектов. В 2010 году, например, разрабатывали концепцию реконструкции мукомольного завода в Оренбурге, позже удостоенную премии International commercial property awards. Сейчас мы принимаем активное участие в проекте реконструкции Даниловской мануфактуры, делая там и экстерьер нескольких корпусов, и интерьеры. Плюс сейчас заканчивается реализация очень интересного проекта благоустройства территории внутренних дворов корпуса, в котором сидят сами KR Properties. Ассиметричный вытянутый участок, практически со всех сторон «запертый» фасадами прилегающих зданий, нам удалось превратить в осмысленное уютное пространство с помощью разнообразных зон озеленения, устройства пешеходных дорожек и пандусов, частичной откопки окон первого этажа и организации мест отдыха.
zooming
Интерьер общественных зон бизнес-центра «Даниловская мануфактура 1867»
zooming
Территория офисного центра KR Properties

Очень гордимся и проектом лофт-квартала «Studio #8», который только что был удостоен Почетного диплома «Золотого сечения 2013». Это реконструкция завода в проезде Аэропорта, который будет превращен в комплекс апартаментов. Нашей задачей было сохранить пятна застройки и все те корпуса, которые можно было сохранить и дать новый архитектурный облик. Плюс участок вплотную прилегает к территории жилого комплекса «Триумф-палас», эстетике и габаритам которого хотелось как-то мягко противостоять. Решили эту проблему за счет кровли, которую превратили в пятый фасад. А для того, чтобы не тягаться с высоткой ни классом жилья, ни даже типом, мы свой проект выполнили в эстетике Loft и современной европейской дачи.
Лофт-квартал «Studio 8»
Проект реконструкции мукомольной фабрики в Оренбурге

Архи.ру: Очень харизматичен в этом смысле и ваш офис – Roof point на Лужнецкой набережной. Расскажите, как получилось, что офис архитектурного бюро является одновременно и шоу-румом, и медийной площадкой?

С.Т.:
Нам кажется, наш офис идеально отражает наш творческий подход – весь он прозрачный, лаконичный и с первого взгляда понятный. Когда мы в первый раз попали в эту мансарду, нас покорило ее огромное окно, обращенное к Лужникам и Москва-сити, открытые конструкции, возможность использования крыши. Мы убрали все перегородки и пристройки, оставшиеся от прежних хозяев, и тогда открылись балки деревянной конструкции крыши, которые в итоге также стали одним из основных элементов дизайна, равно как и оригинальные деревянные полы из досок, которые в своей предыдущей жизни были скрыты под ковролином. Почему медийная площадка? Ну, нам показалось, что грешно прятать такое место – оно словно предназначено для встреч, лекций, дискуссий и дружеского общения. Плюс хотелось создать площадку, где можно устраивать дискуссии, от души спорить и отстаивать свою точку зрения, не сковывая себя рамками корпоративной культуры.

Интерьер офиса Roof point
Интерьер офиса Roof point

Архи.ру: Насколько вообще для вас важна социальная функция? Стремитесь ли вы непременно включать ее в свои проекты?

С.Т.:
Всегда стараемся это сделать, если на это идет заказчик. Одной из основных задач проекта «Studio #8» мы ставили себе создать этот мини квартал открытым для прохожих, сделать «адрес» объекту, превратить сжатые улочки и пятна территории в комфортные и благоустроенные места отдыха и прогулок для жильцов и арендаторов. Очень интересным для нас был и проект застройки участка напротив метро «Багратионовская», вдоль улицы Барклая. Сейчас это пустырь, наискосок через который местные жители ходят от метро к своим домам. Участок в обременении, т.е. инвестор обязан построить здесь что-то для города, и мы как раз и должны были придумать, что это может быть. Мы, во-первых, сохранили и узаконили существующий проход и вокруг этой оси расположили многоуровневое общественное пространство с кафе, магазинами, многочисленными террасами и проходами. Получилось вроде бы и здание, но насквозь проницаемое, безопасное, выразительное.

zooming
Городская площадь на ул. Барклая в Москве

Архи.ру: Очень оптимистичный для Москвы проект, вам не кажется?

С.Т.: А, знаете, я верю в то, что вода камень точит. Мы предложим построить нечто подобное. Другие архитекторы предложат. И кому-нибудь обязательно повезет. Когда-нибудь Москва начнет перевоплощаться в город, удобный для жизни. Как уже говорил – начнет меняться контекст.


Архи.ру: То есть в целом вы на Москву смотрите с оптимизмом?

С.Т.:
Сейчас в современной Москве архитектура очень страдает за счет оптимизации бюджета на реализацию. Ведь как оно обычно бывает: делаешь концепцию, показываешь заказчику, он радуется, что, мол, очень здорово, но можно ли построить это за три копейки? Отвечаешь, что нет, нельзя. То есть, решительности принять смелую концепцию хватает, а деньги тратить не хотят. Компаний, готовых работать иначе, считанные единицы, но они есть, и это, конечно, внушает определенный оптимизм. В регионах же своя специфика: там люди чрезвычайно боятся принимать к реализации смелые проекты, а бюджеты порой превышают московские. Вот такой замкнутый круг получается.


Вообще очень сложно говорить о каком-то качестве проекта, если он должен окупиться максимум за 5 лет. По мне, это немыслимо короткий срок. Идеология «временщиков» очень мешает, отсюда тотальная экономия на реализации, что, в конечном итоге, отражается на качестве объектов. В Европе существует масса схем, позволяющих приблизить срок окупаемости. Я очень надеюсь дожить до времени, когда они будут повсеместно работать и в России – тогда и «европейские» принципы архитектуры можно будет использовать максимально полно.
Проект в г. Майами
zooming
Офисный центр «Центурион» в Одинцово
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/

03 Июня 2013

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.