История такова: в поселке был задуман рекреационный центр, а именно декоративный пруд с островками и прогулочной зоной вокруг. Однако через некоторое время было решено выделить почти на самом берегу еще три участка на продажу. А дабы не испортить дорогостоящий образ центральной части поселка непредсказуемыми идеями покупателей по поводу того, как должно выглядеть их жилище, проекты трех окружающих общий пруд домов устроители поселка заказали архитекторам бюро «ПАНАКОМ». Их ансамбль должен образовать центр поселения, окружение его «парадной площади», место которой в данном случае занимает вода.
Все три участка имеют планы сложного абриса, приближенного к треугольнику. Два из них почти симметричны и находятся на самом берегу пруда, тогда как третий оказался в некотором отдалении. Хотя дальний от пруда дом и не находится ровно по центру между двумя другими, авторы проекта предпочли разыграть карту симметричности, благо можно найти ракурс, с которого третья постройка встанет именно посредине. Исходя из этого, прибрежные дома сделали зеркально-симметричными и горизонтальными, вытянутыми вдоль берега, тогда как дальнее здание более высокое и собранное, с жестким вертикальным зонированием. Со стороны пруда ансамбль напоминает о египетских мотивах – покатые зеленые крыши ассоциируются со скарабеями, каждый из которых взобрался на свой холмик, дабы фланкировать третий дом для зрителя, находящегося возле пруда, и пруд – для жильцов постройки. В других ракурсах больше похоже на то, что один дом заглядывает через плечо другого, стремясь взглянуть на воду. Кстати, последний этаж действительно задуман наподобие смотровой площадки с полностью остекленным павильоном зимнего сада и солярием.
Работая над проектами прибрежной парочки (общая площадь каждого – 600 кв. м), авторы старались визуально не загромождать ландшафт, даже уговорили клиента на установку стеклянного прозрачного забора. Однако в то же время было важно создать для будущих жильцов приватную обстановку: сделать фигуры гуляющих в общественном пространстве людей ненавязчивыми, лучше – не видимыми из домов, сохранив при этом красивые виды на воду.
Решение было подсказано самим участком строительства – на нем были навалены кучи земли, оставшейся от пруда. Архитекторы «окопали» дома на один этаж. То есть, совершая моцион у водоема, гуляющий видит двухэтажный дом на холме, тогда как с противоположной стороны он оказывается трехэтажным, обнаруживая углубленный в землю дополнительный ярус. Кроме того, объемы домов скрывают от посторонних глаз их дворовые лужайки. Получается, что дома, стоящие посреди главного общественного пространства поселка, обеспечивают своим жителям уют и уединение без помощи глухих трехметровых заборов. И одновременно позволяют наслаждаться живописными видами так, как будто пруд – их собственный.
Говорить об этажности домов, частично закопанных в землю, сложно – здесь уместнее понятие уровней. Их в общей сложности 4, разделенных перепадом в полэтажа, на первом гараж и помещения для прислуги, на 2 – входная группа и спальни, на 3 – кухня, столовая, гостиная, терраса, на самом верху - хозяйская спальня и верхняя терраса.
Два верхних уровня в каждом доме объединены в самостоятельный объем, отделка которого должна отличаться и материалом, и цветом. Внешняя поверхность двускатной крыши-стены отделана медью. Дополняет эту своеобразную интерпретацию традиций массивная каменная каминная труба, пристроенная к наружной стене.
Третий дом заметно отличается от вышеописанных. Он меньше по площади и представляет собой белую четырехэтажную башню обтекаемых очертаний, похожую на немного примятый цилиндр. Форма плана была навеяна флакончиком духов «2» от Comme des Garcons. Это интересный предмет промышленного дизайна, придуманный несколько лет назад – в свое время ему даже посвятили специальную акцию, прошедшую в 10 городах мира. Чистоту формы, подчеркнутой мягкостью штукатурной отделки, оживляют эркеры. Они, как большие квадратные трубы, направлены своими остекленными отверстиями к наиболее интересным видам и кадрируют их, формируя для обитателей дома перспективные картины. Снаружи эти оконные выступы будут облицованы разными материалами, деревом и металлом, у каждого будет своя фактура и цвет. На плоской крыше дома будет устроена открытая терраса, которая добавит к искусно подобранным видам широкий обзор местности.
Итак, три дома, выстроившихся вдоль общего пляжа, защищают своих жильцов от сторонних взглядов, наделяют их разнообразно срежиссированными видами на водную гладь и окрестности, но при этом тонко и ненавязчиво оформляют парадную часть поселка – дома работают сразу на две аудитории, на собственных жильцов и на их гуляющих вокруг соседей. Для окружающих предназначена театральная игра с продуманно нарушенной жесткостью симметричной композиции и с разной фактурой материалов. Фланкирующие дома зеркальны, но если пройтись вдоль берега, возникает движение, получающее неожиданную поддержку и развитие в ритме разноцветных выступов третьего дома, центра композиции, «пупа земли». С другой стороны, с двух горизонтальных домах металлический контур соседствует с землистой кирпичностью труб и первых этажей, а в центральном доме – наоборот, штукатурная «земля» это основа, сквозь которую с железной жесткостью прорастают прямоугольные выступы окон. Эти композиционные и фактурные сопоставления, игра с уровнями и направлениями могут превратиться в заметную, пластически насыщенную архитектурную доминанту загородного поселка.