English version

«Никольская слобода» от ПАНАКОМ

Авторская архитектура – важный тренд, влияющий на привлекательность недвижимости, а соответственно на спрос и цены. Скорее всего, на понимании этого обстоятельства основывался и клиент бюро «Панаком», когда заказал архитекторам проект трех домов на берегу декоративного пруда в реализуемом им поселке «Никольская слобода». Вообще-то участки здесь продаются без подряда, в результате чего среди огромных дворцов и срубов можно обнаружить дома, придуманные архитекторами разных прославленных московских бюро

mainImg
Архитектор:
Арсений Леонович
Никита Токарев
Мастерская:
PANACOM http://pana.com.ru/
Проект:
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
Россия, Поздняково

Авторский коллектив:
Н.Токарев, А.Леонович, Т.Белякова (ГАП)
конструктор С.Богослосвский

5.2006 / 5.2007

Заказчик: девелоперская компания «Северо-Запад»,
смежники: благоустройство территории «Ракурс»

История такова: в поселке был задуман рекреационный центр, а именно декоративный пруд с островками и прогулочной зоной вокруг. Однако через некоторое время было решено выделить почти на самом берегу еще три участка на продажу. А дабы не испортить дорогостоящий образ центральной части поселка непредсказуемыми идеями покупателей по поводу того, как должно выглядеть их жилище, проекты трех окружающих общий пруд домов устроители поселка заказали архитекторам бюро «ПАНАКОМ». Их ансамбль должен образовать центр поселения, окружение его «парадной площади», место которой в данном случае занимает вода.

Все три участка имеют планы сложного абриса, приближенного к треугольнику. Два из них почти симметричны и находятся на самом берегу пруда, тогда как третий оказался в некотором отдалении. Хотя дальний от пруда дом и не находится  ровно по центру между двумя другими, авторы проекта предпочли разыграть карту симметричности, благо можно найти ракурс, с которого третья постройка встанет именно посредине. Исходя из этого, прибрежные дома сделали зеркально-симметричными и горизонтальными, вытянутыми вдоль берега, тогда как дальнее здание более высокое и собранное, с жестким вертикальным зонированием. Со стороны пруда ансамбль напоминает о египетских мотивах – покатые зеленые крыши ассоциируются со скарабеями, каждый из которых взобрался на свой  холмик, дабы фланкировать третий дом для зрителя, находящегося возле пруда, и пруд – для жильцов постройки. В других ракурсах больше похоже на то, что один дом заглядывает через плечо другого, стремясь взглянуть на воду. Кстати, последний этаж действительно задуман наподобие смотровой площадки с полностью остекленным павильоном зимнего сада и солярием.

Работая над проектами прибрежной парочки (общая площадь каждого – 600 кв. м), авторы старались визуально не загромождать ландшафт, даже уговорили клиента на установку стеклянного прозрачного забора. Однако в то же время было важно создать для будущих жильцов приватную обстановку: сделать фигуры гуляющих в общественном пространстве людей ненавязчивыми, лучше – не видимыми из домов, сохранив при этом красивые виды на воду.

Решение было подсказано самим участком строительства – на нем были навалены кучи земли, оставшейся от пруда. Архитекторы «окопали» дома на один этаж. То есть, совершая моцион у водоема, гуляющий видит двухэтажный дом на холме, тогда как с противоположной стороны он оказывается трехэтажным, обнаруживая углубленный в землю дополнительный ярус. Кроме того, объемы домов скрывают от посторонних глаз их дворовые лужайки. Получается, что дома, стоящие посреди главного общественного пространства поселка, обеспечивают своим жителям уют и уединение без помощи глухих трехметровых заборов. И одновременно позволяют наслаждаться живописными видами так, как будто пруд – их собственный.

Говорить об этажности домов, частично закопанных в землю, сложно – здесь уместнее понятие уровней. Их в общей сложности 4, разделенных перепадом в полэтажа, на первом гараж и помещения для прислуги, на 2  – входная группа и спальни, на 3  – кухня, столовая, гостиная, терраса,  на самом верху - хозяйская спальня и верхняя терраса.

Два верхних уровня в каждом доме объединены в самостоятельный объем, отделка которого должна отличаться и материалом, и цветом. Внешняя поверхность двускатной крыши-стены отделана медью. Дополняет эту своеобразную интерпретацию традиций массивная каменная каминная труба, пристроенная к наружной стене.

Третий дом заметно отличается от вышеописанных. Он меньше по площади и представляет собой белую четырехэтажную башню обтекаемых очертаний, похожую на немного примятый цилиндр. Форма плана была навеяна флакончиком духов «2» от Comme des Garcons. Это интересный предмет промышленного дизайна, придуманный несколько лет назад – в свое время ему даже посвятили специальную акцию, прошедшую в 10 городах мира. Чистоту формы, подчеркнутой мягкостью штукатурной отделки, оживляют эркеры. Они, как большие квадратные трубы, направлены своими остекленными отверстиями к наиболее интересным видам и кадрируют их, формируя для обитателей дома перспективные картины. Снаружи эти оконные выступы будут облицованы разными материалами, деревом и металлом, у каждого будет своя фактура и цвет. На плоской крыше дома будет устроена открытая терраса, которая добавит к искусно подобранным видам широкий обзор местности.

Итак, три дома, выстроившихся вдоль общего пляжа, защищают своих жильцов от  сторонних взглядов, наделяют их разнообразно срежиссированными видами на водную гладь и окрестности, но при этом тонко и ненавязчиво оформляют парадную часть поселка – дома работают сразу на две аудитории, на собственных жильцов и на их гуляющих вокруг соседей. Для окружающих предназначена театральная игра с продуманно нарушенной жесткостью симметричной композиции и с разной фактурой материалов. Фланкирующие дома зеркальны, но если пройтись вдоль берега, возникает движение, получающее неожиданную поддержку и развитие в ритме разноцветных выступов третьего дома, центра композиции, «пупа земли». С другой стороны, с двух горизонтальных домах металлический контур соседствует с землистой кирпичностью труб и первых этажей, а в центральном доме – наоборот, штукатурная «земля» это основа, сквозь которую с железной жесткостью прорастают прямоугольные выступы окон. Эти композиционные и фактурные сопоставления, игра с уровнями и направлениями могут превратиться в заметную, пластически насыщенную архитектурную доминанту загородного поселка.

Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Архитектор:
Арсений Леонович
Никита Токарев
Мастерская:
PANACOM http://pana.com.ru/
Проект:
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
Россия, Поздняково

Авторский коллектив:
Н.Токарев, А.Леонович, Т.Белякова (ГАП)
конструктор С.Богослосвский

5.2006 / 5.2007

Заказчик: девелоперская компания «Северо-Запад»,
смежники: благоустройство территории «Ракурс»

17 Июля 2007

PANACOM: другие проекты
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Сладкая жизнь
В проекте поселка «Рафинад» под Москвой, в городском округе Химки, архитекторы PANACOM предложили разнообразное, гуманное и комфортное жилье.
Арсений Леонович: «Коворкинг – универсальный кластер...
Глава архитектурного бюро PANACOM – о подмосковных коворкингах «Старт», спроектированных бюро и построенных в течение последних полутора лет, а также о том, как меняется мир, что такое spa-working и в чем будущее девелопмента бизнес-пространств.
Похожие статьи
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.