English version

«Никольская слобода» от ПАНАКОМ

Авторская архитектура – важный тренд, влияющий на привлекательность недвижимости, а соответственно на спрос и цены. Скорее всего, на понимании этого обстоятельства основывался и клиент бюро «Панаком», когда заказал архитекторам проект трех домов на берегу декоративного пруда в реализуемом им поселке «Никольская слобода». Вообще-то участки здесь продаются без подряда, в результате чего среди огромных дворцов и срубов можно обнаружить дома, придуманные архитекторами разных прославленных московских бюро

author pht

Автор текста:
Мария Фадеева

17 Июля 2007
mainImg
Архитектор:
Арсений Леонович
Никита Токарев
Мастерская:
PANACOM
Проект:
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
Россия, Поздняково

Авторский коллектив:
Н.Токарев, А.Леонович, Т.Белякова (ГАП)
конструктор С.Богослосвский

2006 / 2007

Заказчик: девелоперская компания «Северо-Запад»,
смежники: благоустройство территории «Ракурс»

История такова: в поселке был задуман рекреационный центр, а именно декоративный пруд с островками и прогулочной зоной вокруг. Однако через некоторое время было решено выделить почти на самом берегу еще три участка на продажу. А дабы не испортить дорогостоящий образ центральной части поселка непредсказуемыми идеями покупателей по поводу того, как должно выглядеть их жилище, проекты трех окружающих общий пруд домов устроители поселка заказали архитекторам бюро «ПАНАКОМ». Их ансамбль должен образовать центр поселения, окружение его «парадной площади», место которой в данном случае занимает вода.

Все три участка имеют планы сложного абриса, приближенного к треугольнику. Два из них почти симметричны и находятся на самом берегу пруда, тогда как третий оказался в некотором отдалении. Хотя дальний от пруда дом и не находится  ровно по центру между двумя другими, авторы проекта предпочли разыграть карту симметричности, благо можно найти ракурс, с которого третья постройка встанет именно посредине. Исходя из этого, прибрежные дома сделали зеркально-симметричными и горизонтальными, вытянутыми вдоль берега, тогда как дальнее здание более высокое и собранное, с жестким вертикальным зонированием. Со стороны пруда ансамбль напоминает о египетских мотивах – покатые зеленые крыши ассоциируются со скарабеями, каждый из которых взобрался на свой  холмик, дабы фланкировать третий дом для зрителя, находящегося возле пруда, и пруд – для жильцов постройки. В других ракурсах больше похоже на то, что один дом заглядывает через плечо другого, стремясь взглянуть на воду. Кстати, последний этаж действительно задуман наподобие смотровой площадки с полностью остекленным павильоном зимнего сада и солярием.

Работая над проектами прибрежной парочки (общая площадь каждого – 600 кв. м), авторы старались визуально не загромождать ландшафт, даже уговорили клиента на установку стеклянного прозрачного забора. Однако в то же время было важно создать для будущих жильцов приватную обстановку: сделать фигуры гуляющих в общественном пространстве людей ненавязчивыми, лучше – не видимыми из домов, сохранив при этом красивые виды на воду.

Решение было подсказано самим участком строительства – на нем были навалены кучи земли, оставшейся от пруда. Архитекторы «окопали» дома на один этаж. То есть, совершая моцион у водоема, гуляющий видит двухэтажный дом на холме, тогда как с противоположной стороны он оказывается трехэтажным, обнаруживая углубленный в землю дополнительный ярус. Кроме того, объемы домов скрывают от посторонних глаз их дворовые лужайки. Получается, что дома, стоящие посреди главного общественного пространства поселка, обеспечивают своим жителям уют и уединение без помощи глухих трехметровых заборов. И одновременно позволяют наслаждаться живописными видами так, как будто пруд – их собственный.

Говорить об этажности домов, частично закопанных в землю, сложно – здесь уместнее понятие уровней. Их в общей сложности 4, разделенных перепадом в полэтажа, на первом гараж и помещения для прислуги, на 2  – входная группа и спальни, на 3  – кухня, столовая, гостиная, терраса,  на самом верху - хозяйская спальня и верхняя терраса.

Два верхних уровня в каждом доме объединены в самостоятельный объем, отделка которого должна отличаться и материалом, и цветом. Внешняя поверхность двускатной крыши-стены отделана медью. Дополняет эту своеобразную интерпретацию традиций массивная каменная каминная труба, пристроенная к наружной стене.

Третий дом заметно отличается от вышеописанных. Он меньше по площади и представляет собой белую четырехэтажную башню обтекаемых очертаний, похожую на немного примятый цилиндр. Форма плана была навеяна флакончиком духов «2» от Comme des Garcons. Это интересный предмет промышленного дизайна, придуманный несколько лет назад – в свое время ему даже посвятили специальную акцию, прошедшую в 10 городах мира. Чистоту формы, подчеркнутой мягкостью штукатурной отделки, оживляют эркеры. Они, как большие квадратные трубы, направлены своими остекленными отверстиями к наиболее интересным видам и кадрируют их, формируя для обитателей дома перспективные картины. Снаружи эти оконные выступы будут облицованы разными материалами, деревом и металлом, у каждого будет своя фактура и цвет. На плоской крыше дома будет устроена открытая терраса, которая добавит к искусно подобранным видам широкий обзор местности.

Итак, три дома, выстроившихся вдоль общего пляжа, защищают своих жильцов от  сторонних взглядов, наделяют их разнообразно срежиссированными видами на водную гладь и окрестности, но при этом тонко и ненавязчиво оформляют парадную часть поселка – дома работают сразу на две аудитории, на собственных жильцов и на их гуляющих вокруг соседей. Для окружающих предназначена театральная игра с продуманно нарушенной жесткостью симметричной композиции и с разной фактурой материалов. Фланкирующие дома зеркальны, но если пройтись вдоль берега, возникает движение, получающее неожиданную поддержку и развитие в ритме разноцветных выступов третьего дома, центра композиции, «пупа земли». С другой стороны, с двух горизонтальных домах металлический контур соседствует с землистой кирпичностью труб и первых этажей, а в центральном доме – наоборот, штукатурная «земля» это основа, сквозь которую с железной жесткостью прорастают прямоугольные выступы окон. Эти композиционные и фактурные сопоставления, игра с уровнями и направлениями могут превратиться в заметную, пластически насыщенную архитектурную доминанту загородного поселка.

Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
© PANACOM


Архитектор:
Арсений Леонович
Никита Токарев
Мастерская:
PANACOM
Проект:
Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
Россия, Поздняково

Авторский коллектив:
Н.Токарев, А.Леонович, Т.Белякова (ГАП)
конструктор С.Богослосвский

2006 / 2007

Заказчик: девелоперская компания «Северо-Запад»,
смежники: благоустройство территории «Ракурс»

17 Июля 2007

author pht

Автор текста:

Мария Фадеева
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».