«Никольская слобода» от ПАНАКОМ

Авторская архитектура – важный тренд, влияющий на привлекательность недвижимости, а соответственно на спрос и цены. Скорее всего, на понимании этого обстоятельства основывался и клиент бюро «Панаком», когда заказал архитекторам проект трех домов на берегу декоративного пруда в реализуемом им поселке «Никольская слобода». Вообще-то участки здесь продаются без подряда, в результате чего среди огромных дворцов и срубов можно обнаружить дома, придуманные архитекторами разных прославленных московских бюро

author pht

Автор текста:
Мария Фадеева

mainImg

Мастерская:

PANACOM

Проект:

Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
Россия, Поздняково

Авторский коллектив:
Н.Токарев, А.Леонович, Т.Белякова (ГАП)
конструктор С.Богослосвский

2006 – 2007

Заказчик: девелоперская компания «Северо-Запад»,
смежники: благоустройство территории «Ракурс»

История такова: в поселке был задуман рекреационный центр, а именно декоративный пруд с островками и прогулочной зоной вокруг. Однако через некоторое время было решено выделить почти на самом берегу еще три участка на продажу. А дабы не испортить дорогостоящий образ центральной части поселка непредсказуемыми идеями покупателей по поводу того, как должно выглядеть их жилище, проекты трех окружающих общий пруд домов устроители поселка заказали архитекторам бюро «ПАНАКОМ». Их ансамбль должен образовать центр поселения, окружение его «парадной площади», место которой в данном случае занимает вода.

Все три участка имеют планы сложного абриса, приближенного к треугольнику. Два из них почти симметричны и находятся на самом берегу пруда, тогда как третий оказался в некотором отдалении. Хотя дальний от пруда дом и не находится  ровно по центру между двумя другими, авторы проекта предпочли разыграть карту симметричности, благо можно найти ракурс, с которого третья постройка встанет именно посредине. Исходя из этого, прибрежные дома сделали зеркально-симметричными и горизонтальными, вытянутыми вдоль берега, тогда как дальнее здание более высокое и собранное, с жестким вертикальным зонированием. Со стороны пруда ансамбль напоминает о египетских мотивах – покатые зеленые крыши ассоциируются со скарабеями, каждый из которых взобрался на свой  холмик, дабы фланкировать третий дом для зрителя, находящегося возле пруда, и пруд – для жильцов постройки. В других ракурсах больше похоже на то, что один дом заглядывает через плечо другого, стремясь взглянуть на воду. Кстати, последний этаж действительно задуман наподобие смотровой площадки с полностью остекленным павильоном зимнего сада и солярием.

Работая над проектами прибрежной парочки (общая площадь каждого – 600 кв. м), авторы старались визуально не загромождать ландшафт, даже уговорили клиента на установку стеклянного прозрачного забора. Однако в то же время было важно создать для будущих жильцов приватную обстановку: сделать фигуры гуляющих в общественном пространстве людей ненавязчивыми, лучше – не видимыми из домов, сохранив при этом красивые виды на воду.

Решение было подсказано самим участком строительства – на нем были навалены кучи земли, оставшейся от пруда. Архитекторы «окопали» дома на один этаж. То есть, совершая моцион у водоема, гуляющий видит двухэтажный дом на холме, тогда как с противоположной стороны он оказывается трехэтажным, обнаруживая углубленный в землю дополнительный ярус. Кроме того, объемы домов скрывают от посторонних глаз их дворовые лужайки. Получается, что дома, стоящие посреди главного общественного пространства поселка, обеспечивают своим жителям уют и уединение без помощи глухих трехметровых заборов. И одновременно позволяют наслаждаться живописными видами так, как будто пруд – их собственный.

Говорить об этажности домов, частично закопанных в землю, сложно – здесь уместнее понятие уровней. Их в общей сложности 4, разделенных перепадом в полэтажа, на первом гараж и помещения для прислуги, на 2  – входная группа и спальни, на 3  – кухня, столовая, гостиная, терраса,  на самом верху - хозяйская спальня и верхняя терраса.

Два верхних уровня в каждом доме объединены в самостоятельный объем, отделка которого должна отличаться и материалом, и цветом. Внешняя поверхность двускатной крыши-стены отделана медью. Дополняет эту своеобразную интерпретацию традиций массивная каменная каминная труба, пристроенная к наружной стене.

Третий дом заметно отличается от вышеописанных. Он меньше по площади и представляет собой белую четырехэтажную башню обтекаемых очертаний, похожую на немного примятый цилиндр. Форма плана была навеяна флакончиком духов «2» от Comme des Garcons. Это интересный предмет промышленного дизайна, придуманный несколько лет назад – в свое время ему даже посвятили специальную акцию, прошедшую в 10 городах мира. Чистоту формы, подчеркнутой мягкостью штукатурной отделки, оживляют эркеры. Они, как большие квадратные трубы, направлены своими остекленными отверстиями к наиболее интересным видам и кадрируют их, формируя для обитателей дома перспективные картины. Снаружи эти оконные выступы будут облицованы разными материалами, деревом и металлом, у каждого будет своя фактура и цвет. На плоской крыше дома будет устроена открытая терраса, которая добавит к искусно подобранным видам широкий обзор местности.

Итак, три дома, выстроившихся вдоль общего пляжа, защищают своих жильцов от  сторонних взглядов, наделяют их разнообразно срежиссированными видами на водную гладь и окрестности, но при этом тонко и ненавязчиво оформляют парадную часть поселка – дома работают сразу на две аудитории, на собственных жильцов и на их гуляющих вокруг соседей. Для окружающих предназначена театральная игра с продуманно нарушенной жесткостью симметричной композиции и с разной фактурой материалов. Фланкирующие дома зеркальны, но если пройтись вдоль берега, возникает движение, получающее неожиданную поддержку и развитие в ритме разноцветных выступов третьего дома, центра композиции, «пупа земли». С другой стороны, с двух горизонтальных домах металлический контур соседствует с землистой кирпичностью труб и первых этажей, а в центральном доме – наоборот, штукатурная «земля» это основа, сквозь которую с железной жесткостью прорастают прямоугольные выступы окон. Эти композиционные и фактурные сопоставления, игра с уровнями и направлениями могут превратиться в заметную, пластически насыщенную архитектурную доминанту загородного поселка.



Мастерская:

PANACOM

Проект:

Застройка центральной зоны поселка «Никольская слобода»
Россия, Поздняково

Авторский коллектив:
Н.Токарев, А.Леонович, Т.Белякова (ГАП)
конструктор С.Богослосвский

2006 – 2007

Заказчик: девелоперская компания «Северо-Запад»,
смежники: благоустройство территории «Ракурс»

17 Июля 2007

author pht

Автор текста:

Мария Фадеева

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.