В разработанном проекте две главных спиралевидных траекторий. Одна проходит внутри здания, и двигаясь по ней, посетители музея получат возможность совершить последовательный экскурс в историю Казахстана от древнейших времен до наших дней. Второй спиралевидный пандус обернул здание снаружи – это прогулочная дорожка, пущеная по эксплуатируемой кровле сооружения. По ней можно будет подняться на вершину комплекса, рассматривая по пути панорамы Астаны и барельефы на темы казахской истории, образующие непрерывную ленту на фасадах. Важно и то, что на каждом этаже внешний и внутренний пандус соединены специальными переходами, так что с изучения истории в любой момент можно будет переключиться на знакомство с пейзажами сегодняшнего дня.
Таким образом, структура музея может быть описана как два зиккурата, вложенных друг в друга. Правда, сами архитекторы, хоть и не отрицают очевидного сходства с этими древними сооружениями, настаивают на том, что их здание навеяно, в первую очередь, курганами – степными пирамидами, самыми надежными хранителями следов материальной культуры кочевых народов. Курганы на территории Казахстана и Алтая действительно часто имели ступенчатую форму «а ля зиккураты» – семантика обоих типов построек восходила к образу священной горы, увенчанной мировым древом. Кстати, на верхнем уровне здания предполагается высадить несколько деревьев, которые окружат пирамидальную верхушку остекленного атриума.
Световой колодец, о наличии которого этот элемент недвусмысленно свидетельствует, проходит через все здание, включая его подземные уровни. На отметке минус 4 метра архитекторы размещают подземное озеро, на берегу которого расположена лифтовая площадка. Это – начальная точка обзора, отсюда как на ладони предстает вся структура музея. Архитекторы намеренно остекляют одну из внутренних стен музея, так, чтобы за ней были видны экспозиционные пространства, а на противоположную непрозрачную поверхность наносят рисунок, изображающий «срез культурных слоев».
По вертикали спираль имеет четыре основных уровня. Каждый из них посвящен своему историческому периоду: древнему, досоветскому, советскому и современному, – и на каждом витке спирали выделено семь тематических секторов: «Этнография», «Культура», «Наука», «Религия», «Искусство», «Природные богатства», «Экономика, политика, общество». Изучать экспозицию можно как последовательно, так и в пределах избранного сектора, пользуясь связывающими уровни лестницами. Сердцевину внутреннего пространства здания занимают фонды (для ознакомления с ними предусмотрен специальный маршрут), сгруппированные вокруг атриума, а все вспомогательные и обслуживающие помещения музея сосредоточены в подземной части сооружения.
Проектом предусмотрено, что поднимаясь на верхний уровень на панорамном лифте, посетители смогут пешком спускаться по пологому пандусу от раздела древнейших времен к разделам новейшей истории республики Казахстан. Метафорически это путешествие можно представить как спуск с горных вершин в цветущую долину. И, как оказалось, это очень точно соответствует представлениям казахских экспертов о развитии своего государства – придуманная «Студией 44» структура музея была особо отмечена всеми членами жюри.
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44
Архитектурная концепция музея истории Казахстана
© Студия 44