17.02.2010

Высшая математика

Жилой район Марфино, что на северо-востоке Москвы, в новейшую историю столицы входит как огромный массив типовой застройки. Однако этот район далеко не сразу стал таким: его концепция несколько раз кардинально изменялась, трансформируясь от элитного жилья к категории «эконом-класс». За предпоследнюю реинкарнацию района Марфино отвечала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры».

информация:

открыть большое изображение

Недавно мы писали об истории проектирования района Марфино, расположенного в начале Ботанической улицы, на месте теплиц бывшего совхоза, неподалеку от Останкино. Вначале градостроительную концепцию района разработали знаменитые английские урбанисты «John Tompson & Partners», затем ее переработал Дмитрий Александров, а немногим позднее – Илья Уткин. Классицистическая и театрализованная архитектура Уткина оказалась слишком дорогой, точнее, по словам менеджеров, которых почему-то пригласили к рассмотрению уже готового проекта, «непродаваемой» в этом месте. После столь печального заключения специалистов по продажам инвесторы решили радикально изменить проект и пригласили компанию «Сергей Киселев и Партнеры». Вначале архитекторов СКиП попросили спроектировать застройку окраинного участка нового района, на котором с самого начала планировалась не классическая, а модернистская архитектура, а чуть позже они получили предложение заняться всем районом в целом. Но если Илье Уткину в свое время была предоставлена полная свобода действий, то перед СКиП, наоборот, поставили очень сложную «архитектурно-математическую задачу» – спроектировать почти 3 тысячи квартир на 14 гектарах, соблюдая нормы и не пренебрегая комфортом среды обитания и собственным кредо: несмотря на уплотнение, архитектура должна была стать современной и запоминающейся.

Прежний генплан, разработанный англичанами и доработанный И.Уткиным, предусматривал наличие центральной оси, которая делила район пополам и выходила на Ботанический сад и усадьбу Останкино. Для того, чтобы обеспечить ей визуальную связь с главной достопримечательностью района, на Ботанической улице предполагалось снести несколько жилых домов. Однако позже заказчик решил сохранить эти строения – таким образом получилось, что главная улица нового района оказалась направленной не на зеленый массив, а на обычную пятиэтажку. Поэтому СКиП сместила центральный бульвар ниже, разделив участок в соотношении примерно 2 к 1. Ее ось стала указывать на пустырь, где должны были построить большую новую школу оригинальной (не типовой) архитектуры. Новую ось архитекторы превратили в пешеходный бульвар, поддержав его несколькими поперечными пешеходными улицами, каждая из которых направлялась в сторону общественных комплексов, расположенных на соседних участках. Одна из ключевых идей разработанного СКиП генплана заключается в многообразии и строгой иерархии пешеходных пространств: общественные зоны (бульвар и улицы) переходят в придомовые территории, а те, в свою очередь, получают дальнейшее развитие во внутренних дворах. И если по бульварам и к домам в принципе могут подъехать машины спецтранспорта или такси, то внутренние дворы от автомобилей защищены стопроцентно (пожарные машины, в случае необходимости, должны попадать в них по пешеходным дорожкам) и обещали стать островками тихой и безопасной жизни.

Переводя проект в сегмент эконом-класса, девелопер и его маркетологи, естественно, разработали новое техническое задание, по которому жилой комплекс должен был состоять из большого количества квартир маленькой и средней площади. И во многом именно «квартирный вопрос» обусловил меридиальную (с севера на юг) ориентацию жилых корпусов: дома поставлены, в основном, параллельно друг другу, так как архитекторы стремились обеспечить солнечным светом все квартиры и по возможности исключить так называемые «угловые примыкания», соединения объемов под значительными углами, так как в них неизбежно возникают неликвидные по нынешним временам квартиры слишком большой площади. На такие углы был богат план Томпсона-Уткина, в котором дома были расположены по периметру прямоугольных дворов.

И хотя некоторые дома в проекте СКиП все же получили П-образную композицию или же были спроектированы в форме замкнутого каре, «связки» между основными жилыми пластинами – это невысокие общественные блоки – не загораживают солнца соседним окнам. Общественные функции расположены на первых этажах тех домов, что обращены к внешним улицам, тогда как первые этажи тихих внутриквартальных домов заняты квартирами. Их жильцы не слышали бы автомобильного шума – ведь микрорайон проектировался пешеходным, а пространство между корпусами было занято газонами и озелененными холмами. Последние не просто разнообразили бы ландшафт Марфина, но и позволяли спрятать объемы трансформаторных подстанций, а также воздухозаборники гигантской подземной парковки, расположенной под всей территорией района. 

Монотонность параллельных строчек надо было как-то разнообразить. Это сделали за счет различия в пластике и композиции домов: из 17 зданий полностью повторялись только два. Архитекторы видоизменяли силуэты пластин и башен, то завершая их в виде «пьедестала почета», то сдвигая части дома относительно друг друга наподобие телефона-слайдера. Фактически композиция квартала была вычислена путем математического анализа, и авторы шутят, что, работая над этим проектом, они больше времени провели за таблицами с расчетами соотношения жилых и нежилых площадей, чем за собственно чертежами. Кстати сказать, отдаленное сходство с таблицами можно увидеть и в итоговом рисунке фасадов, – по крайней мере, источник вдохновения очевиден.

Что больше всего повлияло на решение фасадов, так это очень жесткие требования по инсоляции и освещенности. Фактически, при заявленной заказчиком плотности застройки фасады могли быть только белыми, иначе КЕО было не соблюсти. Большинство фасадов архитекторы либо оставили таковыми, либо заполнили панелями светлых пульсирующих оттенков (они-то и напоминают расчерченные графы таблиц). Лишь фасады, обращенные к главной пешеходной улице и соседним кварталам, могли быть стать цветными, и, как рассказывает главный архитектор проекта Алексей Медведев, их тут же заполнили темным кирпичом, чтобы хоть как-то разбавить обилие светлых плоскостей. Цветовыми доминантами стали и самые высокие в районе одноподъездные башни, расположенные на разных оконечностях участка и образующие своеобразный треугольник яркости и контраста.  

Для СКиП проект Марфина стал полигоном, где мастерская смогла применить свои наработанные идеи и приемы деловой, рациональной архитектуры, которой так славится. И хотя считается, что самая сложная задача – это задача со множеством неизвестных, Сергей Киселев и его команда теперь смело могут с этим поспорить. Работать в условиях неизвестности действительно непросто, а вот проектировать при максимальном количестве заранее заданных параметров – предприятие, на первый взгляд, вообще невыполнимое. Но Сергей Киселев и Партнеры экзамен по этой высшей математике сдали. Правда, даже обилие тонких и сложных решений, предложенных СКиП, не помогло району Марфино удержаться в рамках архитектурности. Как известно, с 2009 года он застраивается панельными домами. 

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Бровкин
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Владимир Плоткин
  • Станислав Белых
  • Николай Переслегин
  • Лукаш Качмарчик
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Антон Надточий
  • Левон Айрапетов
  • Александр Попов
  • Владимир Ковалёв
  • Олег Карлсон
  • Никита Бирюков
  • Алексей Гинзбург
  • Евгений Герасимов
  • Илья Уткин
  • Шимон Матковски
  • Андрей Гнездилов
  • Игорь Шварцман
  • Илья Машков
  • Михаил Канунников
  • Сергей  Орешкин
  • Даниил Лоренц
  • Олег Шапиро
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Явейн
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Полина Воеводина
  • Магда Кмита
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Всеволод Медведев
  • Иван Кожин
  • Никита Токарев
  • Андрей Романов
  • Алексей Иванов
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов
  • Магда Чихонь
  • Андрей Асадов
  • Карен Сапричян
  • Зураб Басария
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Чобан
  • Арсений Леонович
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Павел Андреев
  • Екатерина Кузнецова
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Николай Миловидов
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Скокан
  • Юлий Борисов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи