Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.06.2025

Соцсети на службе городского планирования

Людмила Лунина
Объект:
Туристические возможности Автозаводского района Тольятти
Адрес:
Россия, Тольятти.
Мастерская:
Digital Guru
Авторский коллектив:
Digital Guru

Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.

Район уникален по нескольким причинам. Во-первых, здесь расположен легендарный АВТОВАЗ – символ отечественного автопрома. Во-вторых, здесь сохранилась аутентичная застройка 1960–70-х годов. Это редкий пример города-спутника, созданного рядом с гигантским заводом: широкие проспекты, парки, культурный центр «Автоград» (1988), монументальное мозаичное панно «Радость труда» (1982) и другие памятники советского градостроительства передают неповторимый дух эпохи. Контрастов добавляет природа: современная городская инфраструктура соседствует с реликтовыми сосновыми лесами и песчаными волжскими пляжами. В Автозаводском районе проживает 60% населения Тольятти (более 400 тыс. человек), железнодорожный вокзал делает его главными воротами в город.

Изображение предоставлено Digital Guru

При этом у территории отсутствует ярко выраженный центр – строили-то прежде всего широкие проспекты для машин и многоквартирные дома для жизни. Туристический потенциал Тольятти и конкретного Автозаводского района до сих пор остается неочевидным. Непонятно, кем, когда и какие именно направления туризма могут быть востребованы.

Агентство Digital Guru специализируется на аналитике соцсетей и городских данных. Властям города оно предложило нестандартное исследование. «Мы сознательно отказались от традиционных дорогостоящих методов – фокус-групп с жителями и туристами, покупки данных о перемещениях у операторов сотовой связи или мониторинга банковских транзакций, – поясняет CEO агентства Андрей Кузьменков. – Вместо этого мы построили анализ исключительно на социальных медиа. Такой метод позволяет проводить глубокие исследования и при этом разумно экономить деньги заказчиков».

Временные рамки скрининга ограничивались 2024 годом. Всего было проанализировано 1500 постов в соцсетях с отзывами о поездках в Тольятти и 20 000 отзывов, оставленных на картографических сервисах. При этом в общем потоке данные о поведении туристов и местных жителей были разделены. Удалось выяснить, например, что чаще других в Тольятти приезжают из близлежащей Самары (19% турпотока), Москвы (почти 8%), Ульяновска (около 6%) и Казани (3%). 75% исследуемой группы составили женщины. По возрастному критерию аудитория разделилась следующим образом: 17% – люди в возрасте 25 лет – 34 года, 36% – 35-44, 22% – 45-54.

Для анализа использовались 3000 фотографии в соцсетях, сделанные на территории района, 20% от этого количества оставили туристы. С помощью нейросетей из общего массива фотографий выделили уличные виды. Они помогли понять, как и в какое время используется городская среда; а также увидеть, какие места чаще посещают туристы, а какие – местные жители.
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru

В разное время года людей притягивают разные места. Осенью популярны городские парки и спортивная школа Олимпийского резерва, что, наверное, косвенно свидетельствует о недостаточном количестве общегородских мероприятий.
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru

Зимой в числе посещаемых мест оказался сквер Победителей в Великой отечественной войне, где устанавливают елку и встречают Новый год. Весной, помимо парка аттракционов, точкой притяжения стал стадион «Торпедо» – здесь утраивали «Шоу каскадеров».

Пик туристического сезона и публичной активности предсказуемо пришелся на теплое время года (май-октябрь) и достиг максимум в июле. Летом безусловным магнитом для туристов и жителей Тольятти является Парковый комплекс истории техники им К. Г. Сахарова. На втором и третьих местах оказались пляж у Волги и аквапарк в центре района.
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru
 Изображение предоставлено Digital Guru
Изображение предоставлено Digital Guru

То, что Парковый комплекс истории техники пользуется популярностью только летом, объясняется его неприспособленностью к круглогодичной работе: здесь недостаточно укрытий от дождя и холода, а культурные события проводятся в небольшом количестве или вовсе отсутствуют.

Что касается туристической инфраструктуры, то туристы оставили 850 отзывов о 22 гостиницах, 45% отзывов оказались в диапазоне «хорошо» и «очень хорошо». 

Гораздо активнее люди делились впечатлениями о точках общепита: 3700 отзывов о 176 объектах, причем оценка местных жителей (4,36 из 5) была ниже, чем средняя оценка туристов (4,43). В районе есть два ключевых гастрономических центра: первый – рядом с «Фанни парком» и второй – на улице 40 лет Победы, соединяющей Автозаводской район с Центральным. 
Потенциальные центры Автозаводского района по данным существующей активности
Потенциальные центры Автозаводского района по данным существующей активности
Изображение предоставлено Digital Guru

Можно также заметить, что летом, в туристический сезон оценка общепита падает. Очевидно, кафе и ресторанов просто не хватает, чтобы держать обслуживание на должном уровне. С этим могло бы помочь открытие новых заведений, а также более равномерное распределение туристического потока по временам года (например, за счет расширения событийных программ). 

Был выявлен сильный общественный интерес к Парковому комплексу истории техники имени К. Г. Сахарова и Музею АвтоВАЗ, которые расположены по соседству. Локация имеет потенциал, чтобы стать центром промышленного туризма Самарского региона. Кроме того, в этой части района расположены Университет группы «АВТОВАЗ» и Машиностроительный колледж, что позволяет развивать студенческий туризм. Это вписывается в общемировой тренд, когда туристическими центрами становятся территории, связанные с техническими разработками и производством.

В этой части района ощущается нехватка заведений общественного питания и коммерческой инфраструктуры, что подтверждают отзывы туристов: «нет магазинов и кафе», «до магазина только на такси». Не будет лишним также проложить и велопешеходные дорожки.

Улучшения требует работа музеев. Например, туристам очень нравится Музей АвтоВАЗа, но они удивлены, что в середине рабочего дня он закрывается на обед. Люди пишут о неудобной системе продажи билетов, сложностях с экскурсиями и отсутствии аудиогидов.
Изображение предоставлено Digital Guru

«Фанни парк» и городские скверы вокруг него – важное городское место отдыха. Согласно отзывам, оно требует модернизации – наполнения разнообразным функционалом для эффективного круглогодичного использования. 

Городские мероприятия – праздники и фестивали – обычно пользуются большим спросом у жителей и гостей города. Проведение таких событий зимой и осенью позволит разнообразить культурную жизнь района, привлечь в город новых туристов, а техническая направленность мероприятий поможет развиваться именно промышленному туризму.

Отдельного упоминания заслуживает культурный центр «Автоград», бывший Дворец культуры, искусства и творчества ВАЗа, – одно из самых больших учреждений культуры Поволжья. Построенное в 1988 году здание (авторы проекта – архитекторы Борис Рубаненко и Борис Бранденбург) является ярким образом брежневского модернизма, его интерьеры щедро украшены витражами, мозаиками и скульптурой. Здесь несколько концертных залов, самый большой – на 1200 человек, танцпол, литературная гостиная, хореографические и вокальные классы, репетиционные аудитории и огромная библиотека. Для туристов «Автоград» становится приятным открытием («подновить бы его... Такой классный памятник архитектуры!», «восхитительная модернистская архитектура», «интересное здание советской эпохи. Внутри есть красивая мозаика, керамика», «Оказались почти в сказке «Чародеи» и институте НИЧАВО!»).

Что касается набережной и парков рядом с Волгой, то пространство уже сформировано как зона отдыха с качественной и комфортной инфраструктурой. Тем не менее, необходимо продумать использование этой территории в межсезонье. Точкой роста мог бы стать спорт, при том, что школа Олимпийского резерва уже зарекомендовала себя как надежный организатор спортивных мероприятий.

Хорошим начинанием развития туризма в районе могло бы стать создание нескольких туристических маршрутов, объединяющих выявленные локальные центры. Например, «Индустриальный маршрут» мог бы связать основные промышленные локации: Парковый комплекс истории техники и музей АвтоВАЗа. 

«Культурный маршрут» начался бы от Преображенского собора, шел через скверы и парки и завершался у КЦ «Автоград». 

«Спортивный маршрут» между стадионом «Торпедо» и школой Олимпийского резерва можно продлить вдоль улицы маршала Жукова, чтобы общая его протяженность составила 12 км. Это позволит проводить четверть- и полумарафоны. Вдоль спортивного маршрута следует расположить воркаут-зоны, площадки для йоги, раздевалки с вендинговыми аппаратами, пункты проката спортивного инвентаря.

«Администрация города с большим интересом отнеслась к нашему исследованию, – подытоживает Андрей Кузьменков. – наши данные подтвердили гипотезы местных жителей о локальных центрах района, но при этом мы смогли найти популярные места, до этого бывшие «не на радарах» – на некоторые части района местные власти взглянули по новому». Результаты исследования будут использованы при планировании инфраструктуры района и будущих работ по благоустройству и развитию туризма.

Историческая справка

Тольятти – город древний и молодой одновременно. Его история начинается в 1737 году, когда по инициативе государственного деятеля Василия Татищева и указу императрицы Анны Иоанновны здесь была заложена крепость Ставрополь-на-Волге. Её построили для защиты крещёных калмыков от набегов кочевников и укрепления юго-восточных границ России.

Двести лет город развивался как уездный центр, пока в 1950-е годы его судьба резко не изменилась. В СССР началось строительство Жигулёвской (Куйбышевской) ГЭС – одной из крупнейших гидроэлектростанций мира. В зону затопления попал практически весь старый Ставрополь.

Около 2 тысяч домов разобрали и перенесли на новое место – на 10 км выше по Волге, где и был отстроен современный Тольятти. В 1964 году город переименовали в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Связь с Италией была не случайной: концерн FIAT помогал в 1960-е годы строить тут автомобильный завод.

В нескольких уцелевших от Ставрополя-на-Волге исторических домах сегодня работают музеи. Тольятти хранит память о своём прошлом, но сегодня это прежде всего крупный промышленный центр, известный АвтоВАЗом и другими предприятиями.