Пространство индустриализации и конструктивизма – рабочий поселок завода «Сельмашстрой»

Пространство индустриализации и конструктивизма – рабочий поселок завода «Сельмашстрой»

     Экскурсии по объектам конструктивизма в Ростове-на-Дону постепенно становятся традицией. В прошлом году маршрут был проложен через исторический центр города – архитектура конструктивизма рассматривалась во взаимодействии с историческим контекстом. (http://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569880&fl=5&sl=1). Взаимовлияние традиций и новаций стало главным предметом обсуждения. Осмотренные памятники последовательно раскрывали изменения в методе проектирования того времени, изменения в профессиональном мышлении – от традиции к новациям.

      Функциональный метод конструктивизма, по выражению М.Гинзбурга, предусматривал развитие объекта изнутри-наружу, от функциональных процессов к форме. Контекст исторического города антагонистичен проектной программе конструктивизма. Для конструктивизма идеальные пространственные условия – вообще отсутствие контекста. 

      Именно в таких практически идеальных условиях на северо-восточной окраине Ростова создавался завод-гигант Сельмашстрой (ныне Ростсельмаш) и прилегающий к нему поселок, который и стал объектом апрельской экскурсии этого года.

      Крупнейший в Европе завод сельхозмашиностроения был построен с 1927 – по 1931 гг. Проект завода разрабатывался в Ленинграде в Государственном Институте по проектированию Металлических заводов. По окончании строительства зам. главного инженера Сельмашстроя американец Де-Вульф утверждал, что завод по целому ряду показателей (оборудование, освещенность цехов) не имел равных в мире. «Нет в мире лучшего завода с точки зрения строительства и оборудования». Подтверждением столь высокой оценки завода и его продукции стала награда 1937 г. – Гран-при на международной выставке в Париже. Одновременно с заводом в этот же период в первую пятилетку индустриализации был возведен жилой поселок Сельмашстроя. 

      Радиально-кольцевая планировочная структура поселка не создавалась специально для завода, но являлась составной частью ранее намеченного для застройки жилого района.     

      Рабочий поселок создается с расчетом на 25 тысяч жителей с развитой системой культурно-бытового обслуживания. На обширной территории за несколько лет планируется и строится около сотни зданий жилого и общественного назначения. Многоквартирные секционные жилые дома, общежития, гостиница, Дом Культуры, амбулатория, фабрика-кухня, школа-семилетка, детские сады, ясли, столовая, баня, прачечная, молочная кухня и женская консультация, кооперативный магазин. На территории самого завода кроме производственных корпусов, были выстроены здания управления, проходная и фабрично-заводское училище. Все эти здания возведены в характерных для конструктивизма формах.

      Жилые кварталы поселка, застраиваемые с 1927 по 1931 гг., являются наглядным примером эволюции планировочной структуры от периметральной к строчной застройке. И именно на принципах строчной застройки формировалось большинство жилых кварталов.

      Маршрут экскурсии пролегал в прямом направлении по улице 1-й Конной Армии, в обратном направлении по Металлургической улице. Несколько километров пути и 3 часа затраченного времени позволили лишь бегло осмотреть застройку поселка. 

      Первые жилые дома в поселке Сельмашстроя были выстроены по проекту 1927 г. в кварталах между улицами 1-й Конной Армии и проспектом Сельмаша. Планировка этих кварталов все еще создавалась под влиянием традиции – регулярных градостроительных принципов. 

      Жилые дома располагаются по периметру кварталов вдоль красной линии, формируя целостность пространственных границ квартала и улиц. Архитектура 2-этажных жилых домов отличается характерной для 1927 г. активной пластикой – системой ризалитов, раскреповок, сложными щипцеобразными завершениями, разнообразием размеров и форм оконных проемов. И фасадные и планировочные решения возникли под явным влиянием модерна. К сожалению, из 10 первоначально возведенных жилых домом этого квартала взору участников экскурсии предстало только 3 сохранившихся. Остальные были уничтожены не столько даже гитлеровской бомбардировкой, сколько плодами реконструкций последних двух десятилетий. 

Застройка соседнего квартала между улицами 1-й Конной Армии, Металлургической, Вильнюсской и Поляничко, осуществленная по проектам 1928 – 29 гг., представляет собой наглядный пример произошедших кардинальных изменений в формообразовании. Процессы рационализации и удешевления напрямую отразились на архитектуре жилых домов, которые решены в форме упрощенного прямоугольного объема с минимальным количеством выступов и отсутствием пластики поверхности фасадов. Как следует из документов, большинство из выстроенных в 1928 – 30-е гг. жилых домов поселка Сельмашстроя имели в своей основе разработанные в центре типовые проекты. В северной части квартала жилые дома располагаются вдоль красной линии улицы Вильнюсской. Однако на южной стороне квартала дома поставлены торцами к улице Поляничко – характерный принцип строчной застройки.

Важно отметить, что 3-4 этажные секционные жилые дома на 18, 23 и 48 квартир, которыми застраивался поселок, имели центральные водопровод, канализацию, отопление. В квартирах были предусмотрены все необходимые удобства, наличествовали кухни, ванные, уборные. Пресловутые бараки для сезонных рабочих существовали на Сельмашстрое непродолжительное время и к окончанию строительства завода и поселка на их месте были выстроены многоквартирные секционные дома со всеми удобствами.

      Продвигаясь далее по улице 1-й Конной Армии, экскурсанты подошли к физическому центру рабочего поселка. На пересечении с Матросской улицей, ведущей к проходной завода, сконцентрировалось большинство общественных зданий – Дом Культуры, столовая, магазин, ясли, прачечная, баня. В настоящее время сохранилась лишь баня и прачечная, хотя внешний вид и этих объектов предстал экскурсантам в частично измененном виде. 

      При дальнейшем продвижении было определено место, на котором к 1932 г. было выстроено клубное здание – Дом Культуры на 4 тыс. человек. К сожалению, увидеть его смогли только на фотографии – он был полностью разрушен в период войны. Дом Культуры включал театральный зрительный зал, библиотеку на 60 тыс. томов, различные клубные и другие помещения. Крупные геометрические формы, расчленяющие асимметричный объем, сочетание глухих поверхностей стены с ленточным вертикальным и горизонтальным остеклением, круглыми окнами придавали зданию характерный образ конструктивистских построек (по некоторым сведениям, не подтвержденными достоверными документами, к проекту мог иметь отношение Я.Корнфельд). 

      Главное клубное здание Сельмашстроя замыкало одноименную улицу – Клубную, вокруг которой сконцентрировалось одиннадцать 48-квартирных секционных жилых домов, выстроенных по типовому проекту «Стройкома» (№№ 91, 107) и хорошо сохранившихся до нынешнего времени. 

      И Клубная и соседняя Студенческая улицы застроены на принципах строчной застройки. 

      Строчная застройка, получившая широкое распространение в начале 1930-х гг. полностью стирала границы между уличным и внутриквартальным пространством. Планировочная структура квартала в этот период характеризуется аморфностью, в отличие от целостности квартала середины 20-х гг. Размывание границы между уличным и внутриквартальным пространством выражала равнозначность городских пространств. Равнозначность явилась противоположностью иерархичности и целостности – основным системным принципам, свойственным регулярному градостроительству, сохранявшимся вплоть до начала 1930-х гг. 

      Во многом справедливая критика строчной застройки основывалась на ее «казарменности», отсутствии разнообразия пространственных впечатлений. Однако в случае с застройкой Сельмашстроя этот недостаток был снят за счет разнообразия формы кварталов и их сравнительно небольших размеров. Улицы пересекают застройку под разными углами. Соответственно и строки домов направлены под разными углами к улице. Получился неожиданный пространственный эффект – если в одном направлении открывается пространственная перспектива, то в другом она обязательно прерывается постановкой протяженных фасадов зданий под углом к воспринимающему зрителю. Монотонность и равномерность оборачиваются здесь пространственным разнообразием и живописностью. 

      Организованная группа в 40 человек, перетекающая по поселку, неизменно привлекала к себе внимание местных жителей, некоторые из которых вступали в диалог, дополняя экскурсовода новыми сведениями и гипотезами. Старейшие жители Студенческой улицы в виду неустойчивой погоды укрылись в своих конструктивистских жилищах. Однако прошлой весной они свидетельствовали о послевоенной жизни своих домов. О том, как дворовое пространство (если только придомовое пространство в строчной застройке можно назвать двором) было наполнено общественной, культурной жизнью, в которой дети выступали одними из главных участников. Как и в центральной части Ростова, на Сельмаше летом двор выступал для детей и как место отдыха, и как место воспитания и просвещения (показ кино, на который сбегались из других дворов, художественная самодеятельность) и даже местом сна. В жаркие летние ночи жители домов выносили матрацы и спали на придомовой территории, чувствуя себя в полной безопасности.

      На обратном пути экскурсия прошла по Металлургической улице с севера на юг. На пути шествия участники экскурсии осмотрели школу-гигант, выстроенную вместимостью до 4.500 учащихся. «Кузница кадров Сельмаша», как ее называли, ввиду своего чрезмерного объема, еще до войны была разделена на 2 школы. Конструктивистская стилистика сохранилась на дворовых фасадах школы, уличные же фасады оформлены в формах послевоенного ампира.

      Рационализация средств выразительности в некоторых кварталах Сельмашстроя компенсировалась разнообразием объемно-планировочных решений. Активная объемная пластика застройки в квартале по улице Металлургической вблизи улицы Ильича создается за счет уступчатой, пилообразной композиции плана. Постановка зданий под углом к улице формирует активную пластику выступающих прямоугольных и цилиндрических объемов.

      В поселке Сельмашстроя сохранились целые фрагменты застройки тех лет, практически без вкраплений последующих десятилетий. Характерно также то, что конструктивистская застройка выработала своеобразный генетический код, который позволил развиваться району в послевоенный период восстановления города, на заложенных в 1920-е гг. началах. Так, комплекс зданий по улице Воровского, выстроенных с нуля в 1940-е гг., несмотря на кардинальную смену к этому времени приоритетов в сторону классики, несет на себе все основные признаки конструктивизма. 

      Около сотни капитальных зданий возведенных с 1927 по 1931 гг., большинство из которых сохранилось и предстало взору участников экскурсии, отражают архитектурно-градостроительные концепции тех лет, а сам Сельмашстрой – воплощенную волю молодого государства к саморазвитию.


Ситуационный план
Ситуационный план
Планировка квартала
Планировка квартала

17 Мая 2012

Похожие статьи
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.