Образ хранилища, метафора исследования

Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.

mainImg
С новым архитектурным фестивалем нас.

Фестиваль называется A-House и проходит в течение двух месяцев в одноименном клубе в Большом Афанасьевском переулке. Клуб открылся год назад и позиционируется как пространство для делового общения лидеров индустрии в неформальной обстановке и одновременно как просветительский проект в сфере архитектуры и дизайна. Он поддержан главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, крупными девелоперами и несколькими архитекторами, а основан Дарьей Беляковой, основательницей и владелицей архитектурной компании Arch(e)type, мебельной компании Archipélago, и ювелирного бренда Joser; она также известна как самый молодой в Москве автор жилого комплекса: по словам Сергея Кузнецова, когда Дарья начала проектировать ЖК Level Нагатинская, ей было всего 26 лет. Дарья училась в Миланском Политехе и школе Архитектурной ассоциации в Лондоне, известной как АА. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С момента открытия A-House, а он разместился в отреставрированном доме XVIII века, в его небольших, в основном, залах соседствовали разные функции: комната для партнеров клуба, библиотека для совещаний, небольшой книжный магазин, центральный зал для лекций, в трех залах поменьше выставляли вещи дизайнерских компаний, в трех сводчатых пространствах нижнего, сильно вросшего в землю полуподвального этажа – мастерские, и один выставочный зал. Интерьеры стильные: всё белое в основном. 

Сейчас оба этажа A-House – все залы кроме святая святых, то есть комнаты партнеров, – отданы выставке под названием «Архитектура 1.0». Во вторник ее показали журналистам, а вчера открыли для посетителей. Каталог выставки издан в журнальном формате и называется A-Book, по привычке выпускников школы AA всё называть этой буквой. После завершения – то ли выставки, то ли фестиваля, – организаторы обещают начать выпускать газету с архитектурными новостями. Сама выставка организована по методу совриска, то есть она скорее атмосферная и художественная, а думает о себе как об исследовании. 

Все пространство разделено между шестью темами, отданными разным кураторам, которые в свою очередь привлекли экспонентов. 

Рекомендую сразу от входа идти в самый дальний подвальный зал. Размещенная там экспозиция посвящена ландшафтной архитектуре, называется «Вне времени», а вопрос ставит – «что в нашей [ландшафтного сообщества] практике переживет нас самих?».

Самый остроумный ответ дает UNK landscape: а ничего! – Они заключили в ледяной куб два холмика из камней и ветку чего-то, похожего на чернику. За один день куб растаивает полностью и все его содержимое рассыпается в луже воды.
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самый парадоксальный ответ – от tamed.form: инсталляция состоит из экзотических и очень красивых цветов в металлической клетке, а ее основная мысль – в том, что даже после катастрофы или вмешательства человека природа берет свое, упрямые ростки пробиваются сквозь асфальт. На мой вопрос – а почему, если пробиваются обычно одуванчики, здесь, в инсталляции, мы видим каких-то хрупких ухоженных питомцев сродни левреткам? – авторы ответили, что одуванчиков не нашлось.

Вот так у нас всегда: одуванчики пробиваются, а на выставки приносят орхидеи.

Но флоральная композиция очень изысканная, глаз не оторвать, кажется, что-то подобное мне доводилось видеть только в Рейксмузеуме в Амстердаме. 
 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Никаких сомнений не остается, что люди, которые делают такие инсталляции из растений, знают, как обращаться с ландшафтом. 

Но самое притягательное в этом зале даже не цветы, растения и жуки, а запах. Так-то и должно пахнуть в подвале палат XVIII века: сыростью, мхом, землей и чем-то еще. Получилась, практически,  комплексная ольфакторная [то есть относящаяся к искусству запахов, – прим. ред.] инсталляция. В его создании участвует почти каждый объект, но больше других – инсталляция группы Земля «Ландшафт будущих воспоминаний», она состоит из большого количества земли, насыпанной на широкие подоконники подвала. В земле семена, которые, как обещают авторы, прорастут. 
  

Интересно только, что потом будет с ремонтом, после всей этой влажности. 

Рядом зал общественных интерьеров с названием «Бюро мер и весов», куратором Ольгой Трейвас и идеей показать важность всяческих мелочей, в том числе технических, при работе с интерьером. Неудивительно, что начинается с Нойферта, а напоминает биеннале Колхаса, из который все почему-то больше всего запомнили сравнение высоты ступенек... Куратор и сейчас, показывая выставку, про них упомянула. 
  • zooming
    1 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут всё больше фанерное, и много разномастного.

Есть, например, прототипы струбцин для проекта фойе МХАТ Тамары Мурадовой. Проект был бережной реставрацией интерьеров Владимира Кубасова с деликатными дополнениями, его реализовали в 2019–2021 годах, и через 2 года уничтожили варварским ремонтом. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В третьем зале – намного более рационализированная экспозиция про свет. Называется «Сделать привычное заметным», девиз такой же, как у журнала светодизайнеров «Длина волны», куратор Влад Обласов.

К торцевой стене прикреплена статичная конструкция из двух полос, ниши между ними и ламп, светящих на стену. Она позволяет тонкие настройки работы света в разных режимах. Слева – 9 лайтбоксов с манифестами бюро участников. Когда один из лайтбоксов загорается, на конструкции включается режим световой инсталляции, раскрывающей припципы этого бюро. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дальше поднимаемся наверх. Там находим проект Юрия Пальмина и семи его учеников: фотографии на белых занавесках и комната с проектором, разоренным столом из семидесятых с кальками, черно-белыми карточками и красной обложкой материалов XXV съезда КПСС. Рядом на мольберте развалившийся макет развалившейся комнаты с плиткой на стенах, причем сделан он из фотографий; проектор показывает вперемежку с живописными пятнами фотографии современных зданий, но обработанные так, как будто это слайды все тех же семидесятых. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Авторы говорят о выставке как о попытке выявить способность фотографии служить инструментом профессиональной рефлексии: «...в случае критического применения <...>[она] становится инструментом деконструкции, расчленяя семантическое единство с целью производства глубинных смыслов», – и одновременно сокрушаются о легкости современных инструментов и сходстве некоторых фотографий с рендерами. 

Действительно, фотография, к которой по-прежнему часто относятся как к инструменту, может очень многое. Хотя бы вот таким образом: что-то покажу, на чем-то сосредоточусь, о чем-то умолчу – вот вам и новый образ здания. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Треугольная инсталляция Библиотеки Антона Горленко очень обаятельна. Во-первых, тут можно узнать, что у Лауренцианы была придуманная Микеланджело, но не реализованная третья очередь. А то все помнят лестницу, кто-то был в реализованном длинном зале, а вот про треугольный проект меньше известно. Здесь также можно узнать, что такое «тривиальный», а то все пользуемся словом, а этимологию, думаю, знают не все. Trivium – это перекресток трех дорог, устойчивое понятие на латыни, а в средневековье так называли три науки: грамматику, логику и риторику, самые основные, мы бы сейчас определили их как «среднешкольное образование». Поэтому библиотека Горленко названа тривиальной – предполагается, что тут соберут базовые книги для архитектурного просвещения. Хотя руку даю не отсечение, далеко не все архитекторы, даже очень интеллигентные, все эти книги читали. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, они и сейчас пока что не все смогут прочитать: для «базы» отобрали 96 книг, но не все из них, из-за понятных логистических проблем, смогли приехать вовремя. 

Не все архитекторы подъехали и к каталогу A-Index.

На выставке его называют «точкой отсчета новых встреч», архитектурным справочником и ресурсом-путеводителем, нужным для понимания «повестки архитектурного полилога». В нем собраны и перемешаны игроки архитектурно-строительного рынка Москвы, включая макетные мастерские и фотографов. 

Это самый провальный проект на выставке, поскольку какие-то известные и интересные компании тут есть, каких-то нет, а какие-то непонятно почему попали. Участники представлены в виде названий, обобщенных макетов и цветных кружочков со специализацией, а не у всех эти кружочки проставлены точно и полно. Макетов очень немного: то ли так и задумано, а то ли, опять же, не все доехали, что-то такое на открытии говорилось, что будут пополнять. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Да и распечатка данных на стене сделана так, что мало кто прочитает. 

Изучать состав участников на архитектурных выставках – любимое развлечение журналистов еще с девяностых. Всем известно, к примеру, что в Зодчестве редко участвуют москвичи, или что в каталог Арх Москвы участников приглашают.

В данном случае не очень понятно, как родился список. Дарья Белякова в предисловии в книге пишет так: «...мы обратились к коллегам с просьбой поделиться именами специалистов, чью работу они ценят особенно». Должна сказать, это мало что объясняет, разве что совсем кое-что. Не утруждая себя я, по примеру организаторов, представительностью выборки, провела маленький блиц-опрос среди отсутствующих: две трети опрошенных мне сказали, что их не звали, еще треть что их звали, но они забыли. Впрочем архитекторы народ забывчивый, допущу, что соотношение может быть и другим. 

Надо признать, что дело составления списков и каталогов непростое. Всегда кто-нибудь да придерется, то к составу, то к принципам, по себе знаю. Помню, в 2002 году мы разработали оболочку для базы данных памятников архитектуры, и как на нас все набросились за то, что это только оболочка и она пустая. Но тогда это была именно оболочка. 

А тут – не очень понятно, то ли список уже составлен, то ли находится в стадии становления. На стене написано, что зал A-Index иллюстрирует процесс сборки, а в книге – что справочник собран. На открытии Дарья Белякова сказала, что выставка называется Архитектура 1.0 потому, что это первая проба и может быть 2.0, но там скорее речь шла и том, что справочник распространят на другие города. То есть вероятно, что нам демонстрируют процесс становления, или, как сказано в книге, «образ хранилища данных об архитектурных бюро».

Однако нельзя забывать, что, когда такой принципиально не полный список предъявляют социуму, а социум очень любит иллюзию объективности, то возникает эффект, подобный тому, о котором Юрий Пальмин здесь же на выставке говорит по отношению к фотографии: что-то покажу, о чем-то умолчу – вот вам и новый образ «лидеров рынка» от Дарьи Беляковой.

Повторюсь, дело составления полных списков непростое, у нас вот тоже его нету, но это не значит, что таких списков нет вообще. К примеру, есть список Проекта Россия или, если говорить о Москве, список московских бюро, открытых между 2012 и 2022 годами, от Москомархитектуры. Ни тот, ни другой, впрочем, не влезли бы на стенку. Неужто в этом дело?  

Во всяком случае важно понимать, что сейчас на выставке нам показывают точно не хранилище, а образ хранилища. Местами заполненного, местами нет. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Подобное же впечатление незавершенности производит и книга. 

Вообще-то она хорошая. Вся белая, прямо вот как и залы, дизайн – в духе Терезы Мавики, когда она делала реставрацию павильона России в Джардини, часть текста очень крупными буквами на ширину страницы без полей. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как будто бы кто-не хочет, чтобы их прочитали. Такой, намеренно не эргономичный для чтения, дизайн. С другой стороны, крупные буквы можно понять как удобные для просветительского проекта, все-таки они большие и по длинным строчкам удобно водить пальцем. 

В принципе книгу можно и понять так – как учебник, но тоже в состоянии становления. Каждый раздел выставки, помимо кураторского манифеста, дополнен вступлением от автора, и авторы хорошие: Мария Элькина, Кирилл Асс... Книгу предваряет заметка Анны Броновицкой по вечному вопросу «Как писать об архитектуре», она отлично начинается с, как сейчас принято говорить, стейтмента: «Архитектура – комплексное явление, довольно сложно поддающееся вербальному описанию», но и заканчивается тоже хорошо: «...избегайте натяжек вроде «единственный в мире». Занятие писать об архитектуре сложное, но раз уж беретесь, хотя бы слово «уникальный» используйте пореже. Поддерживаю. Можно распечатать как памятку, благо он примерно на страницу, и носить с собой. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заключительный текст Евгении Альшанской, которая представлена как «эксперт в нейронауке для бизнеса, прикладной нейроэстетике, искусственному интеллекту и инновациям», вызывает больше вопросов. Он маркирован как A-Research и тут надо обратиться к теме исследования как такового. Мало того что естественники нас гуманитариев за ученых не держат, а в англоязычной среде принято разделять science и humanities, так еще вокруг существуют и активно развиваются виды архитектурных и околоархитектурных исследований совершенно разного калибра. В одних 600 страниц, куча данных и анализа, в других страниц 15, но те и те –  исследования. В принципе, когда я иду по городу из точки А (простите) в точку Б, я тоже провожу исследование. Это если говорить в широком смысле. Но когда берешь в руки две книжки разного веса реального и физического, почему-то царапает от того, что оба они называются одним словом. Хочется их как-то разделить между собой. Впрочем и проекты, как мы знаем, бывают разные, где-то в альбоме 140 страниц, а где-то, опять же, 5.

Предположу, что статья Евгении Альшанской, задумывалась как реферативная по базовым, ну то есть – вспоминаем инсталляцию-библиотеку на 2 этаже – тривиальным, тенденциям современного градостроительства в свете результатов новейших биологических и прочих изысканий. А получился набор утверждений, перемешанный с набором фактов, среди которых, надо это признать, есть упоминания результатов исследований разных университетов с процентами, но возникают они как-то случайно и впроброс. Излишней кажется информация о том, что лимбическая система включает гипоталамус и базальные ганглии – это написано во всех справочниках, но на архитектурную повестку влияет слабо. А вот утверждение, что принципы Баухауса и Корбюзье были нацелены на унификацию и функциональность, кажется несколько упрощенным – не только, далеко не только на это они были нацелены. Все же именно там, впервые или почти впервые, было декларировано все то, о чем пишет автор статьи как о ценностях: естественный свет, внимание к цвету, и так далее. Словом, в тексте есть интересные факты и суждения, но, поскольку автор пишет обо всем и сразу, то, вероятно, скомпоновать текст не удалось. А между тем  композиция, на которой строится ясность и доходчивость – чуть ли не самые важные вещи для просветительского текста. Сейчас он похож на набор истин, причем амбивалентный: большие окна то хорошо, потому что дают естественный свет, то плохо, потому что могут привести к перегреву. А энергоэффективное стекло, простите, на что? (На всякий случай – это сейчас была ни разу не реклама, а риторический вопрос с полемической целью). И от перегрева нас теперь спасут «умные предиктивные системы искусственного интеллекта». Ну неужели только они? Словом, тут как с каталогом, читать можно слепо верить нельзя. Да и ни во что лучше слепо не верить, впрочем. Это сейчас был пример вброшенной в мир истины в духе исследованного рисерча. 
 
Итак. Выставка приятная, атмосферная и идти на нее безусловно надо. Но есть в ней не то чтобы дыры, а рыхлые места. Можно ли считать эти рыхлости логичным следствием общей ориентации на художественный тип познания мира? Вряд ли. Примечательно, что все кураторские инсталляции удались, в каждом законченное и красивое высказывание, а к исследовательским проектам скорее есть вопросы. Ну не делают исследование как инсталляцию, хотя ею, бывает что, можно инсталляцию и сопроводить. 

А самая интересная инсталляция – это единственная полузакрытая дверь. То ли там кот Шредингера, то ли кабинет Синей Бороды. Но макеты точно есть.
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не могу сказать, что мне удалось полностью разобраться в несколько запутанном тайминге мероприятия – еще одна рыхлость! – но фестиваль в A-House идет с 16 марта до 16 мая, активные дни выставки с экскурсиями – до 14 апреля, но что-то из экспозиции оставят на попозже.

11 Апреля 2024

Похожие статьи
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.