Образ хранилища, метафора исследования

Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.

mainImg
С новым архитектурным фестивалем нас.

Фестиваль называется A-House и проходит в течение двух месяцев в одноименном клубе в Большом Афанасьевском переулке. Клуб открылся год назад и позиционируется как пространство для делового общения лидеров индустрии в неформальной обстановке и одновременно как просветительский проект в сфере архитектуры и дизайна. Он поддержан главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, крупными девелоперами и несколькими архитекторами, а основан Дарьей Беляковой, основательницей и владелицей архитектурной компании Arch(e)type, мебельной компании Archipélago, и ювелирного бренда Joser; она также известна как самый молодой в Москве автор жилого комплекса: по словам Сергея Кузнецова, когда Дарья начала проектировать ЖК Level Нагатинская, ей было всего 26 лет. Дарья училась в Миланском Политехе и школе Архитектурной ассоциации в Лондоне, известной как АА. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С момента открытия A-House, а он разместился в отреставрированном доме XVIII века, в его небольших, в основном, залах соседствовали разные функции: комната для партнеров клуба, библиотека для совещаний, небольшой книжный магазин, центральный зал для лекций, в трех залах поменьше выставляли вещи дизайнерских компаний, в трех сводчатых пространствах нижнего, сильно вросшего в землю полуподвального этажа – мастерские, и один выставочный зал. Интерьеры стильные: всё белое в основном. 

Сейчас оба этажа A-House – все залы кроме святая святых, то есть комнаты партнеров, – отданы выставке под названием «Архитектура 1.0». Во вторник ее показали журналистам, а вчера открыли для посетителей. Каталог выставки издан в журнальном формате и называется A-Book, по привычке выпускников школы AA всё называть этой буквой. После завершения – то ли выставки, то ли фестиваля, – организаторы обещают начать выпускать газету с архитектурными новостями. Сама выставка организована по методу совриска, то есть она скорее атмосферная и художественная, а думает о себе как об исследовании. 

Все пространство разделено между шестью темами, отданными разным кураторам, которые в свою очередь привлекли экспонентов. 

Рекомендую сразу от входа идти в самый дальний подвальный зал. Размещенная там экспозиция посвящена ландшафтной архитектуре, называется «Вне времени», а вопрос ставит – «что в нашей [ландшафтного сообщества] практике переживет нас самих?».

Самый остроумный ответ дает UNK landscape: а ничего! – Они заключили в ледяной куб два холмика из камней и ветку чего-то, похожего на чернику. За один день куб растаивает полностью и все его содержимое рассыпается в луже воды.
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самый парадоксальный ответ – от tamed.form: инсталляция состоит из экзотических и очень красивых цветов в металлической клетке, а ее основная мысль – в том, что даже после катастрофы или вмешательства человека природа берет свое, упрямые ростки пробиваются сквозь асфальт. На мой вопрос – а почему, если пробиваются обычно одуванчики, здесь, в инсталляции, мы видим каких-то хрупких ухоженных питомцев сродни левреткам? – авторы ответили, что одуванчиков не нашлось.

Вот так у нас всегда: одуванчики пробиваются, а на выставки приносят орхидеи.

Но флоральная композиция очень изысканная, глаз не оторвать, кажется, что-то подобное мне доводилось видеть только в Рейксмузеуме в Амстердаме. 
 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Никаких сомнений не остается, что люди, которые делают такие инсталляции из растений, знают, как обращаться с ландшафтом. 

Но самое притягательное в этом зале даже не цветы, растения и жуки, а запах. Так-то и должно пахнуть в подвале палат XVIII века: сыростью, мхом, землей и чем-то еще. Получилась, практически,  комплексная ольфакторная [то есть относящаяся к искусству запахов, – прим. ред.] инсталляция. В его создании участвует почти каждый объект, но больше других – инсталляция группы Земля «Ландшафт будущих воспоминаний», она состоит из большого количества земли, насыпанной на широкие подоконники подвала. В земле семена, которые, как обещают авторы, прорастут. 
  

Интересно только, что потом будет с ремонтом, после всей этой влажности. 

Рядом зал общественных интерьеров с названием «Бюро мер и весов», куратором Ольгой Трейвас и идеей показать важность всяческих мелочей, в том числе технических, при работе с интерьером. Неудивительно, что начинается с Нойферта, а напоминает биеннале Колхаса, из который все почему-то больше всего запомнили сравнение высоты ступенек... Куратор и сейчас, показывая выставку, про них упомянула. 
  • zooming
    1 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут всё больше фанерное, и много разномастного.

Есть, например, прототипы струбцин для проекта фойе МХАТ Тамары Мурадовой. Проект был бережной реставрацией интерьеров Владимира Кубасова с деликатными дополнениями, его реализовали в 2019–2021 годах, и через 2 года уничтожили варварским ремонтом. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В третьем зале – намного более рационализированная экспозиция про свет. Называется «Сделать привычное заметным», девиз такой же, как у журнала светодизайнеров «Длина волны», куратор Влад Обласов.

К торцевой стене прикреплена статичная конструкция из двух полос, ниши между ними и ламп, светящих на стену. Она позволяет тонкие настройки работы света в разных режимах. Слева – 9 лайтбоксов с манифестами бюро участников. Когда один из лайтбоксов загорается, на конструкции включается режим световой инсталляции, раскрывающей припципы этого бюро. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дальше поднимаемся наверх. Там находим проект Юрия Пальмина и семи его учеников: фотографии на белых занавесках и комната с проектором, разоренным столом из семидесятых с кальками, черно-белыми карточками и красной обложкой материалов XXV съезда КПСС. Рядом на мольберте развалившийся макет развалившейся комнаты с плиткой на стенах, причем сделан он из фотографий; проектор показывает вперемежку с живописными пятнами фотографии современных зданий, но обработанные так, как будто это слайды все тех же семидесятых. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Авторы говорят о выставке как о попытке выявить способность фотографии служить инструментом профессиональной рефлексии: «...в случае критического применения <...>[она] становится инструментом деконструкции, расчленяя семантическое единство с целью производства глубинных смыслов», – и одновременно сокрушаются о легкости современных инструментов и сходстве некоторых фотографий с рендерами. 

Действительно, фотография, к которой по-прежнему часто относятся как к инструменту, может очень многое. Хотя бы вот таким образом: что-то покажу, на чем-то сосредоточусь, о чем-то умолчу – вот вам и новый образ здания. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Треугольная инсталляция Библиотеки Антона Горленко очень обаятельна. Во-первых, тут можно узнать, что у Лауренцианы была придуманная Микеланджело, но не реализованная третья очередь. А то все помнят лестницу, кто-то был в реализованном длинном зале, а вот про треугольный проект меньше известно. Здесь также можно узнать, что такое «тривиальный», а то все пользуемся словом, а этимологию, думаю, знают не все. Trivium – это перекресток трех дорог, устойчивое понятие на латыни, а в средневековье так называли три науки: грамматику, логику и риторику, самые основные, мы бы сейчас определили их как «среднешкольное образование». Поэтому библиотека Горленко названа тривиальной – предполагается, что тут соберут базовые книги для архитектурного просвещения. Хотя руку даю не отсечение, далеко не все архитекторы, даже очень интеллигентные, все эти книги читали. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, они и сейчас пока что не все смогут прочитать: для «базы» отобрали 96 книг, но не все из них, из-за понятных логистических проблем, смогли приехать вовремя. 

Не все архитекторы подъехали и к каталогу A-Index.

На выставке его называют «точкой отсчета новых встреч», архитектурным справочником и ресурсом-путеводителем, нужным для понимания «повестки архитектурного полилога». В нем собраны и перемешаны игроки архитектурно-строительного рынка Москвы, включая макетные мастерские и фотографов. 

Это самый провальный проект на выставке, поскольку какие-то известные и интересные компании тут есть, каких-то нет, а какие-то непонятно почему попали. Участники представлены в виде названий, обобщенных макетов и цветных кружочков со специализацией, а не у всех эти кружочки проставлены точно и полно. Макетов очень немного: то ли так и задумано, а то ли, опять же, не все доехали, что-то такое на открытии говорилось, что будут пополнять. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Да и распечатка данных на стене сделана так, что мало кто прочитает. 

Изучать состав участников на архитектурных выставках – любимое развлечение журналистов еще с девяностых. Всем известно, к примеру, что в Зодчестве редко участвуют москвичи, или что в каталог Арх Москвы участников приглашают.

В данном случае не очень понятно, как родился список. Дарья Белякова в предисловии в книге пишет так: «...мы обратились к коллегам с просьбой поделиться именами специалистов, чью работу они ценят особенно». Должна сказать, это мало что объясняет, разве что совсем кое-что. Не утруждая себя я, по примеру организаторов, представительностью выборки, провела маленький блиц-опрос среди отсутствующих: две трети опрошенных мне сказали, что их не звали, еще треть что их звали, но они забыли. Впрочем архитекторы народ забывчивый, допущу, что соотношение может быть и другим. 

Надо признать, что дело составления списков и каталогов непростое. Всегда кто-нибудь да придерется, то к составу, то к принципам, по себе знаю. Помню, в 2002 году мы разработали оболочку для базы данных памятников архитектуры, и как на нас все набросились за то, что это только оболочка и она пустая. Но тогда это была именно оболочка. 

А тут – не очень понятно, то ли список уже составлен, то ли находится в стадии становления. На стене написано, что зал A-Index иллюстрирует процесс сборки, а в книге – что справочник собран. На открытии Дарья Белякова сказала, что выставка называется Архитектура 1.0 потому, что это первая проба и может быть 2.0, но там скорее речь шла и том, что справочник распространят на другие города. То есть вероятно, что нам демонстрируют процесс становления, или, как сказано в книге, «образ хранилища данных об архитектурных бюро».

Однако нельзя забывать, что, когда такой принципиально не полный список предъявляют социуму, а социум очень любит иллюзию объективности, то возникает эффект, подобный тому, о котором Юрий Пальмин здесь же на выставке говорит по отношению к фотографии: что-то покажу, о чем-то умолчу – вот вам и новый образ «лидеров рынка» от Дарьи Беляковой.

Повторюсь, дело составления полных списков непростое, у нас вот тоже его нету, но это не значит, что таких списков нет вообще. К примеру, есть список Проекта Россия или, если говорить о Москве, список московских бюро, открытых между 2012 и 2022 годами, от Москомархитектуры. Ни тот, ни другой, впрочем, не влезли бы на стенку. Неужто в этом дело?  

Во всяком случае важно понимать, что сейчас на выставке нам показывают точно не хранилище, а образ хранилища. Местами заполненного, местами нет. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Подобное же впечатление незавершенности производит и книга. 

Вообще-то она хорошая. Вся белая, прямо вот как и залы, дизайн – в духе Терезы Мавики, когда она делала реставрацию павильона России в Джардини, часть текста очень крупными буквами на ширину страницы без полей. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как будто бы кто-не хочет, чтобы их прочитали. Такой, намеренно не эргономичный для чтения, дизайн. С другой стороны, крупные буквы можно понять как удобные для просветительского проекта, все-таки они большие и по длинным строчкам удобно водить пальцем. 

В принципе книгу можно и понять так – как учебник, но тоже в состоянии становления. Каждый раздел выставки, помимо кураторского манифеста, дополнен вступлением от автора, и авторы хорошие: Мария Элькина, Кирилл Асс... Книгу предваряет заметка Анны Броновицкой по вечному вопросу «Как писать об архитектуре», она отлично начинается с, как сейчас принято говорить, стейтмента: «Архитектура – комплексное явление, довольно сложно поддающееся вербальному описанию», но и заканчивается тоже хорошо: «...избегайте натяжек вроде «единственный в мире». Занятие писать об архитектуре сложное, но раз уж беретесь, хотя бы слово «уникальный» используйте пореже. Поддерживаю. Можно распечатать как памятку, благо он примерно на страницу, и носить с собой. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заключительный текст Евгении Альшанской, которая представлена как «эксперт в нейронауке для бизнеса, прикладной нейроэстетике, искусственному интеллекту и инновациям», вызывает больше вопросов. Он маркирован как A-Research и тут надо обратиться к теме исследования как такового. Мало того что естественники нас гуманитариев за ученых не держат, а в англоязычной среде принято разделять science и humanities, так еще вокруг существуют и активно развиваются виды архитектурных и околоархитектурных исследований совершенно разного калибра. В одних 600 страниц, куча данных и анализа, в других страниц 15, но те и те –  исследования. В принципе, когда я иду по городу из точки А (простите) в точку Б, я тоже провожу исследование. Это если говорить в широком смысле. Но когда берешь в руки две книжки разного веса реального и физического, почему-то царапает от того, что оба они называются одним словом. Хочется их как-то разделить между собой. Впрочем и проекты, как мы знаем, бывают разные, где-то в альбоме 140 страниц, а где-то, опять же, 5.

Предположу, что статья Евгении Альшанской, задумывалась как реферативная по базовым, ну то есть – вспоминаем инсталляцию-библиотеку на 2 этаже – тривиальным, тенденциям современного градостроительства в свете результатов новейших биологических и прочих изысканий. А получился набор утверждений, перемешанный с набором фактов, среди которых, надо это признать, есть упоминания результатов исследований разных университетов с процентами, но возникают они как-то случайно и впроброс. Излишней кажется информация о том, что лимбическая система включает гипоталамус и базальные ганглии – это написано во всех справочниках, но на архитектурную повестку влияет слабо. А вот утверждение, что принципы Баухауса и Корбюзье были нацелены на унификацию и функциональность, кажется несколько упрощенным – не только, далеко не только на это они были нацелены. Все же именно там, впервые или почти впервые, было декларировано все то, о чем пишет автор статьи как о ценностях: естественный свет, внимание к цвету, и так далее. Словом, в тексте есть интересные факты и суждения, но, поскольку автор пишет обо всем и сразу, то, вероятно, скомпоновать текст не удалось. А между тем  композиция, на которой строится ясность и доходчивость – чуть ли не самые важные вещи для просветительского текста. Сейчас он похож на набор истин, причем амбивалентный: большие окна то хорошо, потому что дают естественный свет, то плохо, потому что могут привести к перегреву. А энергоэффективное стекло, простите, на что? (На всякий случай – это сейчас была ни разу не реклама, а риторический вопрос с полемической целью). И от перегрева нас теперь спасут «умные предиктивные системы искусственного интеллекта». Ну неужели только они? Словом, тут как с каталогом, читать можно слепо верить нельзя. Да и ни во что лучше слепо не верить, впрочем. Это сейчас был пример вброшенной в мир истины в духе исследованного рисерча. 
 
Итак. Выставка приятная, атмосферная и идти на нее безусловно надо. Но есть в ней не то чтобы дыры, а рыхлые места. Можно ли считать эти рыхлости логичным следствием общей ориентации на художественный тип познания мира? Вряд ли. Примечательно, что все кураторские инсталляции удались, в каждом законченное и красивое высказывание, а к исследовательским проектам скорее есть вопросы. Ну не делают исследование как инсталляцию, хотя ею, бывает что, можно инсталляцию и сопроводить. 

А самая интересная инсталляция – это единственная полузакрытая дверь. То ли там кот Шредингера, то ли кабинет Синей Бороды. Но макеты точно есть.
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не могу сказать, что мне удалось полностью разобраться в несколько запутанном тайминге мероприятия – еще одна рыхлость! – но фестиваль в A-House идет с 16 марта до 16 мая, активные дни выставки с экскурсиями – до 14 апреля, но что-то из экспозиции оставят на попозже.

11 Апреля 2024

Похожие статьи
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».