English version

Путь завода

На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
АРМ «Фарос»
ЦКР (Центр комплексного развития)
Проект:
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Россия, Ходынская улица, 2с1

Авторский коллектив:
Внутренние архитектурные решения, дизайн-проект – СПИЧ: С.Э. Чобан, И.В. Членов, А.С. Гарновская, Ю.Д. Верницкая, А.С. Кузьмина, К.А. Чупина, И.Г. Клокова, Н.В. Гриднев, Н.В. Суркова

Инженерные решения – Метрополис: А.Н. Ворожбитов, И.В. Кремлев, Ш.Г. Курбанов, А.С. Архипов, С.Н. Брюзгин

Обоснование реставрации и приспособления – АРМ «Фарос»: Б.В. Савин, Н.А. Максименко, С.Б. Илюхина, Г.В. Тропина, С.А. Платонова, А.П. Зыков

Проект приспособления, решения фасадов – Центр комплексного развития: А.М. Филиппов, И.А. Шишков, В.О. Ельчанинова, Е.А. Щеголихина

2018 — 2019 / 2020 — 9.2022

Заказчик – Банк ВТБ
Итак, в Центре изучения конструктивизма «Зотов», в отреставрированном и приспособленном здании хлебозавода №5 на Пресне, открылась первая выставка «1922. Конструктивизм. Начало». На ней показывают сотни подлинников, произведений, связанных как с движением конструктивизма, так и с его предшественниками из области абстрактного искусства 1910-х годов. Сам хлебозавод тоже рассматривают как произведение конструктивизма, поскольку его форма полностью продиктована функцией «жесткого конвейера» инженера Георгия Марсакова. Здание таким образом становится и оболочкой, и самым крупным экспонатом выставки. Его интерьеры, отреставрированные по проекту архитекторов компании СПИЧ Сергея Чобана, Игоря Членова и Алины Гарновской в 2018–2022 годах, показали журналистам в конце октября. Кроме того, сейчас вышла книга, посвященная истории здания и его обновления, ее авторы Николай Васильев, Анна Мартовицкая и Елена Овянникова.

Хочется пошутить, что после такого всестороннего открытия вопрос хлебозавода можно считать закрытым. Но не бывает закрытых вопросов – хотя и само здание, и история «технологии хлебопечения» теперь представляются, конечно, намного более ясными. А суть понятия «конструктивизм», более известного и распространенного на Западе, надеемся, новый исследовательский центр еще будет последовательно и планомерно прояснять своим зрителям. 
Фрагмент значка на обложке. Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

А вот архив Марсакова утрачен, как мы узнаем из новой книги. Сам инженер, не лишенный архитектурного таланта и увлеченный циркульной формой (он спроектировал еще круглую столовую и круглый город) умер в безвестности, поскольку «неуемный характер <...> привел к тому, что его отправили в городок Билимбай». Ну, так бывает. В Москве от Марсакова осталось пять круглых хлебозаводов, в Петербурге – два, они, в частности, кормили Ленинград в блокаду. 
Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Нас же интересуют подходы к реставрации, приспособлению и шире – городскому ансамблю, представленные в данном случае в работе архитекторов СПИЧ. 

Здание хлебозавода №5 поставлено на охрану как региональный ОКН усилиями архитектора Татьяны Царевой в 2004 году. Это единственное из всех московских зданий хлебозаводов, в том числе круглых «жесткого конвейера», стоящее на охране. В 2006 завод был остановлен, а участок – куплен компанией Coalco, которая вначале планировала строительство офисного комплекса, а затем, после кризиса 2008 года – построила ЖК. Хронология и строительства, и реставрации подробно изложена в книге. 
  • zooming
    1 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Надо сказать, ТЭПы на сравнительно небольшом участке хлебозавода были с самого начала разрешены огромные, а следовательно, новые здания – должны были быть крупномасштабными. Притом что строить было возможно только на территории 17 поздних пристроек в глубине участка, отступя от здания завода, наделенного, повторимся, статусом ОКН. 

Итогом поисков стал ЖК «Пресня Сити», Сергей Чобан занимался им с 2014 года, – три 44-этажные башни высотой 156 м реализованы к 2018 году. Ключевая идея проекта – ансамблевая композиция: он выстроен вокруг здания завода и откликается на градостроительный контекст, который был уловлен, если присмотреться, еще в здании Марсакова.
zooming
Карта района Пресненской заставы, фрагмент-цитата карты Москвы 1937 года

В этом месте сходятся четыре улицы: две из них это угол бывшего Камер-коллежского вала, одна городской переулок и еще одна бывшая пригородная дорога. Марсаков ориентировал «балку» административного корпуса прямо на угол, найдя своего рода «среднее арифметическое» между линиями всех трасс, и создал таким образом новый луч между старым городом и новым, развивающимся. Хотя, как мы знаем, круглое здание завода подчинено прагматике эффективного конвейера – но цилиндрическая форма обладает самостоятельной, и вполне очевидной пластической выразительностью. Круглящиеся бока заводов притягивают взгляд, они отчетливо необычны, похожи на храмы-толосы, они размером с Пантеон, но также похожи и на «толстые» крепостные башни. Если вспомнить, что этот цилиндр стоит на углу бывшей городской стены – чем не воспоминание о крепости? Хотя мы не знаем, конечно, думал ли об этом Марсаков. Но то, что он чувствовал выразительность формы и композиции – достаточно очевидно. Так что экспериментальный завод это все же произведение, не лишенное образности, пусть и не признается в этом открыто, – оно не просто конвейер. К слову, такое сочетание само по себе нередко для работ конструктивистов, поскольку декларировать отказ от эстетики они могли сколько угодно, но вкусом тем не менее обладали. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ

Сергей Чобан развил тему: он продолжил направление «луча» Марсакова на северо-восток, но «расщепил» его на три башни-пластины. Их стройные уступчатые торцы обращены к перекрестку, между ними открываются просветы, особенно при взгляде из центра города, отчего башни могут показаться похожими на раскрытые двери, ворота – что тоже не лишено подтекста, поскольку в период существования Камер-коллежского вала не то чтобы здесь, но поблизости располагалась Пресненская застава – один из въездов в город. Сергей Чобан трактовал тему городских ворот в новом масштабе и на новом уровне абстрагирования, через акцент срежиссировав образный переход: от одной части Москвы к другой, от старого масштаба к новому. 

Дома-гиганты отступают от здания-памятника с максимальным уважением и в то же время подчеркивают его как пространственный шарнир – ключевой элемент всего ансамбля, пусть и разновременного, но умело организованного.

В значимости здания хлебозавода не остается сомнений: он – король, раз у него такая свита. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ

Относительно функции здания-памятника – в книге говорится, что идея устройства в круглой части выставочного центра появилась достаточно рано, но первоначально экспозиционные залы соседствовали с офисами, магазинами, рестораном. Сергей Чобан поддержал идею культурного наполнения памятника и, судя по всему, применил немалое упорство и влияние ради ее воплощения, поскольку сейчас, как мы видим, план удалось реализовать полностью: все здание целиком стало выставочным центром. Значительную роль в этом сыграл Банк ВТБ, выкупивший хлебозавод №5 у девелопера Coalco в 2018 году. Банк планирует принимать участие в развитии Центра конструктивизма, рассматривая его не как просто спонсорский, а как филантропический проект, что было озвучено на открытии выставки. 

Между тем подходы к реставрации здания хлебозавода до и после 2018 года были несколько разными. В 2015–2018 реставрацией занимался Центр комплексного развития (ЦКР): его специалисты заменили доски на кровле верхнего этажа, пострадавшие от пожара 2007 года, укрепили межэтажные перекрытия и колонны каркаса, одев их в кожухи металлических конструкций. Серая покраска опор в пространстве 1 этажа – тоже решение ЦКР. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Кроме того, до 2018 года были отреставрированы фасады. Им, как пишут авторы книги, была возвращена историческая раскраска с вертикальным ритмом цилиндрического объема и горизонтальным рисунком административного корпуса. На самом деле, насколько я понимаю, нам неизвестен цвет первоначальной покраски – только тон, по черно-белым фотографиям. Фасады покрыли основательным слоем штукатурки, кажется, цементной, прорисовав поверхность «в кирпич» с утопленными серыми швами и цветной поверхностью: красновато-коричневой и белой. Получилось очень аккуратно –  москвичи любят аккуратность – но снаружи здание теперь напоминает «доходники» начала XX века с их глазурованной плиткой, то есть своих буржуазных, так сказать, предшественников и антагонистов. Исторически внешние стены хлебозаводов были кирпичными, крашеными, или ровно оштукатуренными. Завод №5 перед реставрацией был карминно-красным. А покраска и тем более рельефная разделка под кирпич для памятников конструктивизма в принципе нехарактерна. Как и неяркий, коричневатый терракотовый цвет – сейчас он хорошо сочетается с башнями, но вряд ли достоверен.  
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ
  • zooming
    Фрагмент имитации кирпичной кладки на фасадах (ЦКР). Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем к восстановлению фасадов архитекторы СПИЧ не имели никакого отношения, а в работе с интерьерами Сергей Чобан предложил противоположный принцип. 
Мы приняли принципиальное решение сохранить интерьеры здания хлебозавода в том виде, в каком получили их в начале работы, в 2018 году: все утраты и наслоения. Сохранить без попыток реконструировать интерьер на какой-то момент его жизни, поскольку такие попытки по определению обречены на провал, мы не можем знать, как именно выглядели пространства в 1930-е годы, – любая докомпоновка была бы в той или иной мере фантазией.
 
Я считаю консервационный подход самым актуальным и перспективным. Он много раз опробован в последние десятилетия, в частности, по моему проекту в 1990-е годы таким образом была реставрирована башня Java в Гамбурге. В случае консервации интерьер как будто замирает в момент его превращения в музейное или культурное пространство и – в данном случае – тоже становится частью экспозиции, поскольку в нем, в памятнике архитектуры конструктивизма, теперь размещен центр исследования конструктивизма.

Любопытно, что среди первых эскизов архитектора, которые мы находим, опять же, в книге, есть построения, в которых на лестничную башню завода насажен консольный объем à la горизонтальные небоскребы, – что было бы и смело, и красиво, но увы неприменимо к памятнику. Подчеркнем однако, что эта графика, как и многие другие рисунки Сергея Чобана – относятся к жанру архитектурной фантазии, это скорее размышление, чем проект; хотя в нем можно увидеть поиск и отражение осей жилых башен.  
Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, внутри сохранена обколотая глазурованная плитка, белая и зеленая, с пятнами утрат, неровностями и следами советской краски, – на стенах. Отреставрирована, а затем положена на место желтоватая шестигранная плитка на полу лестницы; пустоты заполнены цветным бетоном, чтобы и ходить было удобно, и исторические утраты были очевидны.

Новые вкрапления обусловлены современными требованиями и выставочной функцией. Заводской подъемник в одной из лестниц не подлежал восстановлению, на его место встроили черную шахту с вентоборудованием. Добавили лифт для экспонатов и для МГН. Чтобы лишний раз не трогать плитку стен, вода и электричество помещены в металлические трубы – архитекторы называют их «органом»; действительно, похоже на музыкальный инструмент.
  • zooming
    1 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Красавицу с караваем на стене 3 этажа лестницы – результат позднего творчества неизвестного художника-оформителя (по последним сведениям, 1979 года), сохранили, опять же со всеми сколами и с исторически сложившимся пятном на носу. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

cic =

Алина Гарновская, СПИЧ, главный архитектор проекта реставрации и приспособления здания хлебозавода №5

Первая мысль была: мы не будем ничего здесь трогать, сохраним всю эту красоту. Облупившийся потолок мы рассматривали как какую-то красивую живописную абстракцию. Для нас было важно сохранить поверхность кирпича, ее неоднородность. Создать живой музей того времени – причем не только 1930-х годов, когда здание было построено, но и последующих периодов: 1950-х, 1960-х, 1970-х… Каждое поколение привносило сюда что-то свое, мы хотели все это сохранить и показать зрителям правдивую картину истории жизни здания.
 
Очень многое делалось в процессе авторского надзора, в ручном режиме. В данном случае было невозможно дать чертежи узлов или покраски и на этом успокоиться. В течение двух лет мы с коллегой Юлией Верницкой присутствовали на стройке, обсуждали каждый фрагмент, каждый квадратный метр. 

В первом этаже, где разместилось открытое для бесплатного посещения общественное пространство Культурного форума, раскрыты кирпичные стены с множеством поздних латок и такой же видавший виды бетонный потолок с радиусными ребрами балок. Опоры, укрепленные металлом и покрашенные в серый цвет, сохранены на 2018 год. Проемы нескольких окон удлинены до пола – чтобы летом их можно было открыть и свободно входить с улицы, благо пространство общественное, своего рода крытая площадь. 

Пол приподнят, как и на всех других этажах, для размещения коммуникаций, именно это позволило открыть потолки. В центре мы видим цилиндр перфорированного кортена: он скрывает вент- и техоборудование, необходимое для обеспечения, прежде всего, музейного климата в залах. Исторически в центральном стержне располагался коммуникационный узел, связывавший конвейеры всех четырех этажей завода – его размера для нижних ярусов оказалось недостаточно, так возник объем несколько большего диаметра, весь в круглых отверстиях, позволяющий оборудованию проветриваться, а любопытному зрителю заглянуть внутрь. Внутри, среди кожухов современного оборудования, сохраняются исторические опоры каркаса. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Пространство 1 этажа по-фальковски живописно: перекликаются серые потолок, пол и колонны, «салютуют» друг другу современный кортеновый сердечник и видавшие виды кирпичные стены. Строго говоря, здесь два основных цвета, серый и коричнево-терракотовый, но они, с одной стороны, растворяются в оттенках, естественных «лессировках», – а с другой стороны, подсветка предусмотрена управляемая, любого цвета, и здесь будут показывать инсталляции, в том числе световые. Так что пространство может быть каким угодно. Но оно живописно, насыщено эмоциональными триггерами. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Два зала выше, предназначенные для выставок центра – в них-то и поддерживается климат музейного уровня – решены в целом так же, но в белом цвете, как будто они – однотонный «слепок» первого яруса. Стены закрыты гипсокартоном, в откосах окон размещены выходы вентиляции, в простенках предусмотрены ниши с возможностью доступа к оборудованию. В полах – также инженерное оборудование, полы здесь приподняты повсеместно на 40– 60 см. Перед бетонными ребрами потолков размещены тонкие крепления для света и подвешивания экспонатов. Исторически третий этаж был немного ниже второго, а окна одинаковые, поэтому и разница высоты теперь хорошо чувствуется: на третьем этаже окна очень близки к поверхности пола. 
  • zooming
    1 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Самый верхний, 4 этаж – тоже общественное пространство, сюда можно попасть без билета, по регистрации. Здесь расположены лекционный зал и два кинозала. Здесь не нужно столько оборудования, поэтому металлического цилиндра по центру нет, мы видим «заводское» ядро с остатками плитки и следами прежних проемов и можем порассуждать о том, как и куда подавали муку: ее поднимали наверх и затем весь процесс развивался сверху вниз. Каркас здесь тоже укреплен, но потолок деревянный и колонны тонкие, так что интерьер получился особенно свободным и легким. Кирпичные стены и потолок покрашены белым цветом в один слой, с сохранением фактур, зал четвертого этажа кажется неким гибридом между цветностью первого яруса и нейтральной белизной экспозиционных пространств. 
  • zooming
    1 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Эти пространства не зря показали журналистом до заполнения выставками и инсталляциями – они интересны сами по себе. Особенно хорош естественный свет: окна по кругу, в солнечный день впечатление феерические, полосы света напоминают о солнечных часах, круглящиеся залы завораживают, в них хочется замереть, «пребывать», как, собственно, и в раннехристианских храмах-ротондах. Хотя современные экспозиции нередко требуют управляемого искусственного света, да и не все экспонаты «любят» солнце, поэтому в залах, конечно, предусмотрена возможность окна закрывать. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Существенно и то, что те же архитекторы: Сергей Чобан, Алина Гарновская, Александра Шейнер, также работали над дизайном первой выставки, посвященной началу движения конструктивизма и его предыстории. Они предложили белые модульные витрины из металлической сетки, прозрачные, так что, глядя на одни картины, мы временами видим изнанку других, нередко с подписями. Витрины – на колесах, их легко передвигать, их также можно собирать в длинные и короткие цепочки. В них встроена возможность закрыть сетку тонким экраном, сделав перегородку непрозрачной. Плашки для подписей – на магнитных креплениях, их легко перенести на любое место; по тому же принципу решена часть табличек внутри Центра, в том числе те, которые сопровождают экскурсию, выстроенную на QR-кодах.
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре изучения конструктивизма «Зотов». 23.11.2022 – 12.03.2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Многоразовые витрины можно будет использовать для будущих выставок, в чем состоит удобство и экологичность. Сейчас тонкие плоскости «носителей» расставлены в основном веерно, по расходящимся от центра лучам, и Алина Гарновская подтверждает, что это помогло авторам справиться с красивым, но непростым для экспозиционного дизайна кольцевидным пространством залов. Из такой же металлической сетки, но черного цвета сделаны ограждения лестниц и пандусов, то есть экспозиция – плоть от плоти интерьера. 
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре изучения конструктивизма «Зотов». 23.11.2022 – 12.03.2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иными словами, авторы «провели» проект от начала до конца, от жилого комплекса до реставрации интерьеров, программы центра, книги о здании и первой выставки, обеспечив проект даже модульным оборудованием.

Все это какой-то гезамкунстверк, синтетическое произведение: от жилых домов до экспозиции. Комплексно, увлеченно, тщательно. Это нечастое явление на московской сцене, она как правило очень зависима от обстоятельств, здесь заказчикам удается отделить фасады от планировок и ландшафт от входных групп. В данном же случае душа всей истории – архитектор, что, несомненно, мечта и редкость. Прямо фантастика какая-то. 

Здесь важно вспомнить, что Сергей Чобан не совсем обычный архитектор, он, в частности, построил в Берлине свой собственный Музей архитектурного рисунка, он проводит выставки, занимается экспозиционным дизайном и издает книги – всех этих инициатив достаточно много. Он, в какой-то степени, привил такой «синтетический» подход к архитектурному творчеству и в Москве. В контексте авторства история со зданием хлебозавода представляется вполне логичным продолжением инициатив архитектора.

С другой стороны вспомним, что в этом году Сергей Чобан завершил реконструкцию не одного, а двух зданий с культурной функцией. Первое – Пакгаузы в Нижнем Новгороде, второе «Зотов». Любопытно сравнить. В каждом сохранена часть, меньшая или большая, но все – не по вине автора итогового решения. Стены пакгаузов разобрали в 2017 году, фасады хлебозавода оштукатурили к 2018 году. В обоих случаях Сергей Чобан работает над задачей экспонирования того, что осталось от зданий к моменту начала его работы и, надо признать, сохраняет без докомпоновки, именно «на момент получения». Фиксирует, можно, вероятно, так сказать, исторический срез.  

Кроме того оба проекта построены на миксе двух основных экспозиционных идей современности: большой белой коробки и старого прома, в котором сейчас принято выставлять современное искусство.

И в обоих случаях возникает вполне срежиссированное напряжение между старым и новым, только для пакгаузов оно – между реальными конструкциями и их отражением в полированной стали, и очень острое, артикулированное. А с «Зотовым» сложнее: здесь участвует город, башни «Пресни Сити», а внутри – техничные современные вкрапления и современнейший же подход к сохранению всех слоев памятника, даже – а может быть, и особенно – тех, которые сохранять формально не просили.

Так что слово «слои» становится ключевым для понимания проекта: здесь не только сохранены наслоения разных советских десятилетий в интерьере, все вместе и складывалось, и прочитывается послойно. Вздрагиваешь – то от масштабного контраста снаружи, то от глянцевитых фасадов «Зотова». Войдя внутрь, на какой-то момент пугаешься советской реальности сохраненных фрагментов, как будто это сон и снится, что ты в 9 классе на заводе на уроке УПК. Потом все же осознаешь себя в постиндустриальной, бесконвейерной, реальности, где надо чувствовать, а не вкалывать. Что прошлое – на самом деле в прошлом, и теперь его можно изучать. Это очень вправляет мозги на тонком уровне эмоционального восприятия, работает, как ни странно, против ностальгии и в пользу дистанцирования. Ради одного такого «контрастного душа» стоило провести столь тщательную консервацию. 

Так что никакого парадокса нет, а есть направление глобального развития культурного, простите за выражение, менталитета, – и надо думать, развитие это нельзя остановить. Поэтому проект вселяет надежду. 
  • zooming
    1 / 7
    План 1 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    План 2 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    План 2 этажа на отметке 2200. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    План 3 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    План 4 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    План подвала. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Разрез 1–1. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
АРМ «Фарос»
ЦКР (Центр комплексного развития)
Проект:
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Россия, Ходынская улица, 2с1

Авторский коллектив:
Внутренние архитектурные решения, дизайн-проект – СПИЧ: С.Э. Чобан, И.В. Членов, А.С. Гарновская, Ю.Д. Верницкая, А.С. Кузьмина, К.А. Чупина, И.Г. Клокова, Н.В. Гриднев, Н.В. Суркова

Инженерные решения – Метрополис: А.Н. Ворожбитов, И.В. Кремлев, Ш.Г. Курбанов, А.С. Архипов, С.Н. Брюзгин

Обоснование реставрации и приспособления – АРМ «Фарос»: Б.В. Савин, Н.А. Максименко, С.Б. Илюхина, Г.В. Тропина, С.А. Платонова, А.П. Зыков

Проект приспособления, решения фасадов – Центр комплексного развития: А.М. Филиппов, И.А. Шишков, В.О. Ельчанинова, Е.А. Щеголихина

2018 — 2019 / 2020 — 9.2022

Заказчик – Банк ВТБ

02 Декабря 2022

СПИЧ: другие проекты
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.