Создатели говорили о конструктивизме как об «универсальном методе» построения материальной среды. В нем сочетались эстетические достоинства и продуманный функционал. Слово «конструктивизм» стало брендом, с которым ассоциируют советское авангардное искусство 1920-х. Прославили его архитекторы, а зачинали художники и поэты.
Возникновение конструктивизма ощущалось задолго до его рождения, о нем заговорили еще в 1920-м, начали экспериментировать и проверять на прочность в 1921-м. А в 1922 году конструктивизм начал уверенно занимать позиции во всех сферах жизни и творчества.
В экспозиции мы не стали ограничивать себя типологическими или строгими хронологическими рамками. Опыты авангардных художников, скульпторов, поэтов, музыкантов и танцоров являлись важными ингредиентами «авангардного котла» 1910-х, из которого рождался конструктивизм. Творцы авангарда изменили восприятие пластики тела, звука, цвета и формы. Минималистский, подчеркнуто утилитарный конструктивизм едва ли ассоциируется с музыкой Скрябина, абстракциями Кандинского или заумной футуристической поэзией. Но при внимательном взгляде связь оказывается глубже и значительнее. Конструктивизм будучи универсальным методом повлиял на все сферы жизни и творчества, в свою очередь формировался благодаря открытиям в разных направлениях искусства, отделенность которых существует лишь на страницах книг.
Выставка делится на два уровня-слоя. Первый рассказывает о творчестве авангардных художников, скульпторов, архитекторов, поэтов, музыкантов и танцоров, эксперименты которых предшествовали рождению конструктивизма — В. Кандинского, В. Баранова-Россине, Н. Удальцовой, О. Розановой, Л. Поповой, А. Веснина, А. Родченко, В. Степановой, В. Татлина, Эль Лисицкого, К.Малевича, В.Хлебникова, А.Крученых, М.Матюшина, А.Скрябина, Л.Лукина, Чернихова и др. Здесь рассматриваются важные открытия «первоэлементов» художественного языка, ставших инструментами для создания нового искусства.
Второй уровень посвящен рождению и становлению раннего конструктивизма. Опыты «авангардной лаборатории» и восторг перед открытиями науки и техники помогли сформулировать принципы направления, в 1920-е начавшего завоёвывать разные сферы жизни и творчества, трансформируя их и модифицируя. В экспозиции рассказывается как менялось восприятие города, тела, человека, пространства, искусства, его границ, целей и задач. Будут показаны работы А.Родченко, В.Степановой, В.Татлина, Л.Поповой, А.Веснина, В.Мейерхольда, Н.Фореггера, Д.Вертова, С.Эйзенштейна, Л.Кулешова, А.Чичерина, А.В. и Л. Весниных и М.Гинзбурга, А.Гастева, А.Авраамова и др.
Конструктивисты поставили целью с помощью своего искусства работать над созданием пространства вокруг. Они заговорили об удобных вещах, продуманном пространстве, правильных уместных цветах, новом организованном материальном мире. Обитатели этого мира должны были измениться вместе с ним, через саморазвитие, самодисциплину, рациональное использование пространства и ресурсов, подачу и потребление информации.
Впервые в экспозиции мы постарались собрать авангардное многоголосие, из которого рождался конструктивизм, изменивший искусство и мир вокруг.
Участники выставки:
Государственная Третьяковская галерея
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Государственный Музей В.В. Маяковского
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Музей кино
Музей музыки
Политехнический музей
Государственный Русский музей
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова
Госфильмофонд России
Российская государственная библиотека
Российский государственный архив кинофотодокументов
Российский государственный архив литературы и искусства
Московский академический театра им. Вл. Маяковского
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Собрание Романа Бабичева
Собрание семьи Митурич-Хлебниковых
Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
Семейный архив Ильи Уткина