Редкая возможность послушать именитых архитекторов привлекла в ЦДА внушительную толпу, которая заняла практически весь главный зал. Лекцию читала Элизабет Диллер, не любящий выступать на публике Рикардо Скофидио рассказал лишь об одном проекте для Нью-Йорка. Свою речь Элизабет Диллер посвятила одной из основных проблем творчества – соединению искусственного и естественного в архитектуре.
По ее мнению, говорить сегодня об открытом дуализме или соперничестве двух начал уже не совсем верно, поскольку современное пространство архитектуры обращается уже к постестественной среде – Элизабет Диллер использовала термин postnaural. На примере нескольких архитектурных и дизайнерских проектов, в которых им удалось наиболее красиво решить эту идею, Элизабет Диллер показала, как природное может участвовать в формировании архитектурного образа, будучи уже не его окружением, а его сутью. Здесь архитектурная форма как бы «вырастает» из самых простых элементов естественной среды, вроде воды или деревьев, при этом испытав на себе возможности самых передовых технологий.
Иллюстрируя свою мысль, Элизабет Диллер начала с дизайна – совсем свежего проекта для последней венецианской биеннале. Идея родилась из двух простых и в тоже время очень ярких для самой Венеции явлений повседневности – воды каналов и любимого итальянцами экспрессо. Diller Scofidio + Renfro придумали бар с установкой для очистки воды, забираемой из каналов и подаваемой для приготовления кофе прямо в центр выставки. Этот аттракцион, по словам Элизабет Диллер, воплощал собой две вещи - идею замкнутых циклов для экономии ресурсов и влияние туризма на продукт.
Думая о предстоящей лекции, Элизабет Диллер обнаружила для себя, что у них довольно много проектов, так или иначе связанных с темой воды. Еще один «водный» дизайнерский объект Diller Scofidio + Renfro сделали в Финляндии. Они выбрали участок в гавани, где изо льда вырубили кубические резервуары и заполнили их питьевой водой самых известных мировых брендов. Получилась такая искусственная вода в натуральной воде, причем все это еще и подсвечивалось, правда, недолго. Весной льды растаяли, и все воды вернулись в мировой океан.
Самым знаменитым водным аттракционом Diller Scofidio + Renfro стал швейцарский проект Blur или «Облако». Diller Scofidio + Renfro придумали выставочный павильон, воплощавший собой идею архитектуры вне пространства, вне оболочки, вне целей - просто некую атмосферу. Само облако производила довольно объемная установка с метеостанцией внутри, около 100 метров в ширину и 25 в высоту. Она забирала воду из озера и превращала ее в плотный туман. Машины подкачивали туман сильнее, когда облако сдувал ветер. «Мы хотели сделать такой павильон, - рассказывает Элизабет Диллер, – где нечего смотреть и нечего делать. И это был популярнейший аттракцион в Швейцарии. Его даже отпечатали на фирменном шоколаде, для архитектора такое признание – величайшая честь». Внутри павильона посетители ощущали нечто похожее на полет в самолете над облаками. Поскольку внутри облака было довольно сыро, на входе всем выдавались специальные плащи, но не просто дождевики – raincoat, а думающие плащи – «braincoat». Это довольно хитроумные гаджеты, играющие с невербальными формами общения между посетителями. Каждый из них для начала заполнял анкету, ответы которой закладывались в «интеллект» плаща, и при встрече двух людей их наряды цветом демонстрировали возможную реакцию при знакомстве – от притяжения до антипатии.
Обыграв в архитектуре и дизайне различные физические состояния воды, архитекторы Diller Scofidio + Renfro обратились к ее необыкновенным обитателям – к амфибиям. Образ этого существа положен в основу архитектурной концепции школы в Копенгагене. Здание возвышается над водой, частично в ней «сидит» и выходит на сушу. Здание, как бы прогнулось, в центре находится открытый бассейн практически на уровне водоема. Под бассейном спрятано общественное пространство. Здание-амфибия имеет стеклянное тело, где есть «голова» и бьющий по берегу «хвост», кровля которого активно используется.
Стихия воды доминирует и в еще одном социальном проекте Diller Scofidio + Renfro – Институте современного искусства в Бостоне. Здание являлось частью большой реконструкции гавани с созданием здесь пешеходного маршрута. Архитектура музея, по словам Элизабет Диллер, «переносит этот маршрут внутрь музея», продолжая его по залам экспозиции. Для того чтобы отдать максимальное пространство городу, они спроектировали огромную консоль для размещения в ней галереи. Любопытно, что внутри музей, по словам Элизабет Диллер, работает как некий инструмент, который направляет ваш взгляд, поворачивает его, играет с вашим восприятием воды, или вовсе лишает видимости. Наибольшей напряженности отношения архитектуры и водной среды достигают в помещении медиатеки. Там, как в аудитории, ряды с компьютерами от входа спускаются вниз к огромному окну в торце, которое само, как большой монитор, приковывает взгляд к движению воды.
Следующий представленный проект, над которым в бюро Diller Scofidio + Renfro работают в последнее время, это реконструкция Центра исполнительских искусств Линкольна в Нью-Йорке. Две на первый взгляд несовместимые вещи – светящийся морской организм и обыкновенная древесина – стали отправной точкой яркого инновационного проекта. Заставить дерево быть живым, пластичным и светиться внутренним светом, наподобие морского планктона – эта сложная и красивая идея полностью преобразила устаревший концертный зал. Сам Линкольн центр – огромное здание, занимающее целый квартал. Появилось оно благодаря команде известных американских архитекторов в 1960-е, куда входил, к примеру, Филипп Джонсон. Комплекс стал одним из самых ярких примеров необрутализма. Перед Diller Scofidio + Renfro встала задача осовременить концертный зал на 1100 чел, превратив в зал для камерной музыки, и, вместе с тем, увеличив его на 20 тыс. кв. м. Для начала архитекторы «сняли» со здания нижнюю часть, обнажив общественные пространства на первом уровне. А затем «подрубили» угол, создав гигантскую консоль и некое городское пространство под ней.
Главные преобразования коснулись интерьера, от которого заказчиком требовалась определенная интимность и камерность. Diller Scofidio + Renfro достигли поставленной задачи, используя три приема, во-первых, при помощи акустической изоляции. Во-вторых, постарались отслоить внутреннее пространство от конструктивной оболочки, при этом изломы стен и потолка сделали с расчётом максимального улучшения акустикческих свойств зала. Звук направили в центр зала и в глубину.
Наконец, в-третьих, архитекторы пришли к идее визуальной изоляции, убрав все инженерное оборудование и прочие «раздражители». Ответить на все три вопроса позволяла придуманная Diller Scofidio + Renfro оболочка, которая, как резина, обтягивала зал целиком, оставаясь при этом деревянной в память о предыдущем интерьере. Излучающая свет древесина, и не пожар – как такое возможно? 20 % оболочки имеет в основе слой плексигласа, за которым располагается подсветка, лицевая же сторона отделана тончайшим шпоном. Эффект некой сенсорной изоляции происходит в ту минуту, когда перед самым началом концерта стихают все шумы в зале и зрители концентрируют внимание на сцене. Как считает Элизабет Диллер, «архитектура - это первый актер, выходящий на сцену, она начинает представление первой».
Про единственный «неводный» проект на лекции - реконструкцию нью-йоркского Highline в районе Челси и превращение его в уникальный парк - рассказал Рикардо Скофидио. Highline – это ветка старой железной дороги, которая уже к середине 20 века полностью исчерпала себя и была заброшена. Между тем, этот интереснейший артефакт обладал уникальными пространственными характеристиками - линия шла на высоте 10 метров сквозь цепь кварталов, проходила между зданиями, меняла ширину…. Все это оказалось прекрасным материалом для создания городского парка. Diller Scofidio + Renfro придумали генплан и архитектурный проект, в котором разбили дорогу на тематические участки и наполнили растениями с разными особенностями (лес, цветущее разнотравье, болотистая местность, луг, вересковое поле). «Висячие сады» XXI века дополнили лифтами, лестницами и пандусами. И вот спустя некоторое время пересохшее «русло» Highline вновь наполнилось жизнью и вокруг этой старой-новой градостроительной оси развернулось бурное строительство, появились даже объекты таких звезд как Жан Нувель и Френк Гери.
Как можно было убедиться на лекции, идеи органической архитектуры близки Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио, однако то, что они делают все же выходит далеко за рамки этого направления. Материалом для генерирования идей становятся не только живые организмы, но и природные явления, и первичные элементы, как вода или воздух. Они переосмысляются и вводятся в архитектуру, где подчас становятся очередным открытием.