Слияние и поглощение

План расширения нью-йоркского музея MoMA, представленный Diller Scofidio + Renfro, включает снос знаменитого здания Музея народного искусства бюро TWBTA.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

10 Января 2014
mainImg
Впервые о перспективе сноса построенного в 2001 здания было объявлено в начале 2013. Как уже писал Архи.ру, MoMA, относящийся к самым крупным и авторитетным музеям современного искусства в мире, приобрел бывшее здание Музея народного искусства, расположенное между его «кампусом» из разновременных корпусов и принадлежащим ему свободным участком, еще в 2011. Этот свободный участок был ранее продан им девелоперу Hines для строительства небоскреба Tour de Verre по проекту Жана Нувеля с тем условием, что нижние этажи башни займут выставочные залы. Но по мере развития проекта выяснилось, что «естественно» включить небольшое здание TWBTA в комплекс музея будет крайне сложно, что подрывало план MoMA по созданию единого, плавно развертывающегося пространства галерей на всей площади его комплекса. Тогда и возникла мысль о сносе «неудобной» постройки.
Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashford
Фасады корпусов МоМА. Взгляд от бывшего здания Музея народного искусства. Фото © МоМА
Так как маленькое здание Музея народного искусства, который после продажи своей «резиденции» перебрался в другое помещение, считается одним из самых интересных нью-йоркских сооружений начала 21 века, угроза его уничтожения вызвала массу возмущенных откликов со стороны архитекторов и критиков. Больше всего общественность возмутила ситуация, когда в роли варвара, сносящего ценное сооружение, выступил MoMA – музей, хранящий архивы Людвига Мис ван дер Роэ и Фрэнка Ллойда Райта и вписавший свое имя в историю архитектуры своими выставками.
Башня Tour de Verre. Фото: Karmaclub via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 4.0
В ответ руководство MoMA поручило Diller Scofidio + Renfro провести своего рода «экспертизу» и предложить оптимальный вариант расширения музея – со сносом или без него. Как утверждают архитекторы, они приняли этот заказ только потому, что им позволили рассмотреть все возможности для сохранения корпуса TWBTA. Однако сейчас, после полугода работы, они пришли к неутешительному выводу: приспособить Музей народного искусства к новому использованию нельзя без полного искажения замысла его авторов, что, безусловно, неприемлемо.
Бывшее здание Музея народного искусства © Chiara Marinai
Приговор постройке – ее планируют снести уже этой весной, чтобы в июне 2014 начать строительство башни Нувеля – вновь вызвал возмущение архитектурного сообщества. Так, Фрэнк Гери подчеркнул, что особенно сочувствует партнерам TWBTA Тоду Уильямсу и Билли Цзянь, потому что сносимое здание было их первой значительной работой и именно с него началась их успешная карьера, и призвал найти им крупный заказ в Нью-Йорке в качестве моральной компенсации.
zooming
Бывшее здание Музея народного искусства © Giles Ashford
Сами авторы обреченного здания заявили, что видят в решении о сносе, помимо прочего, шаг к окончательной «монотонизации» городской среды на 53-й улице, так как их постройка соответствовала человеческому масштабу и имела оригинальный, «рукотворный» облик благодаря своему необычному металлическому фасаду. Также они напомнили о том, что Музей народного искусства давно стал важным примером для обучения студентов-архитекторов, и его переход в небытие будет остро ощущаться архитекторами, учащимися и исследователями.
zooming
Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Art Bay © Diller Scofidio + Renfro
В то же время, Diller Scofidio + Renfro, авторы успешной реконструкции Линкольн-центра, предложили масштабную модернизацию комплекса MoMA, затрагивающую не только два его новых корпуса – на месте здания TWBTA и на первых этажах башни Нувеля. По их замыслу, музей станет более открытым людям: без покупки билета можно будет попасть в знаменитый сад скульптур, галерею скульптур, все вестибюли, книжный магазин и т.д. Главный вход станет более «приветливым» – с прозрачным остеклением и новым козырьком, билеты будут продавать в 4 точках, что решит проблему очередей, увеличится высота вестибюлей, значительно упростится не слишком удобная ныне циркуляция.
zooming
Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Вестибюль © Diller Scofidio + Renfro
Однако главным дополнением будут два пространства на месте сносимого Музея народного искусства. Внизу расположится Art Bay – многофункциональный зал, который можно будет открыть в пространство города с помощью раздвижной стеклянной стены, а трансформируемый пол позволит использовать его как амфитеатр для кинопоказов и спектаклей. Над ним расположится Grey Box – гибрид зрительного зала black box и «белой коробки» типичной выставочной галереи.
zooming
Реконструкция Музея современного искусства MoMA. Главный вход © Diller Scofidio + Renfro
Всего к 2020 в MoMA появится 3700 м2 новых залов и общественных пространств, а выставочные площади увеличатся на 30%. Это, безусловно, обрадует всех любителей искусства, но не стоит забывать о том, что этот музей лишь в 2004 закончил очень дорогую и долгую реконструкцию по проекту Йосио Танигучи. Причем оказалась она не слишком успешной: проблемы с циркуляцией и неприступным обликом – наследие именно Танигучи. Остается надеяться, что в этот раз MoMA повезет, и возможные жертвы – в том числе такая ощутимая, как постройка TWBTA – не окажутся напрасными.
Реконструкция Музея современного искусства MoMA © Diller Scofidio + Renfro


10 Января 2014

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.