Идея реконструкции как главного сюжета архбиеннале была заявлена в конце 2019 года, планировалось, что прямо на биеннале молодые архитекторы будут проектировать преображение павильона под способствующие раскрытию креативных кластеров в сознании танцы столь же молодых перформансистов, но из-за пандемии проект пришлось разработать удаленно – да и график всех биеннале сдвинулся на год, сейчас вместо биеннале современного искусства проводится архитектурный фестиваль.
Фасад со стороны аллеи Джардини. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Мы достаточно подробно рассказывали о проекте реконструкции павильона. Повторим вкратце: реконструирован балкон с видом на лагуну, так что его теперь можно смело открывать для посетителей, раскрыты все заложенные в течение XX века окна, в нижней стене северного зала проделан новый вход в виде трех арок, в том же зале пол советского времени заменен на новый балкон с лестницей и возможностью временно разделять пространство на два яруса сборно-разборным полом.
Вид с балкона на лагуну. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
В верхнем ярусе стены стали белыми, а пол – паркетным, как у Щусева, в нижнем ярусе, который в имперские времена служил складом и лишь позднее был превращен в дополнительное выставочное пространство, очистили стены до кирпича и раскрыли все возможные проемы, сделав доступным для публики, в числе прочего, пространство под террасой, которое ранее никогда выставочным не было. Фасадам вернули первоначальный зеленый цвет, замененный на желтый после войны. Цвет восстановили по исследованиям остатков краски.
Высоту пола в главном зале, повышенную при советской реконструкции, сохранили, так что ступеньки, разделяющие южный и центральный зал, сохранились. При главном входе появился лифт, обеспечивший доступ для МГН.
Первый (южный) зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Отверстие в центральном зале, по словам кураторского послания, «избавиться от винтовой лестницы 2016 года», но сохранилось как трансформируемый люк, который может полностью слиться с плоскостью пола, может быть закрыт решеткой (как сейчас), а может визуально соединять два яруса между собой. Напомним, что из главного зала теперь можно смело выйти на балкон подышать и полюбоваться лагуной.
Центральный зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Авторы проекта, KASA, сопроводили свою реализацию книгой – скорее буклетом, иллюстрированным в духе наивной графики, подобной той, которой ранее была украшена подача проекта. В книге больше 70 страниц, но не так много букв, даже совсем мало, архитекторы представляют ее скорее как эмоциональное осмысление проекта, хотя планы и разрезы присутствуют – все в том же рисованном виде. Плюс рассуждения о свете и тьме, разбитой и склеенной чашке, о дедовском доме в деревне – полный лирический набор. Очень похоже на детскую книжку. Ближе к концу высказывается надежда на то, что когда-нибудь удастся открыть вход в павильон со стороны лагуны (что маловероятно, поскольку вход в Джардини платный, но эта идея озвучивалась в течение всех двух лет подготовки). Часть рисунков опубликована на сайте павильона.
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
© KASA
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
© KASA
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
© KASA
Эмоционально-подкупающие картинки из книги вывешены лентой в центральном зале и образуют, таким образом, ядро экспозиции, указывая, что обновление павильона само по себе служит ключевой частью его выставки.
Центральный зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Третий зал, претерпевший наибольшие изменения, получил лестницу-балкон из светлого металла, трансформируемое перекрытие и одну новую опору из архбетона. Авторы подчеркивают, что в этом пространстве теперь целых три уровня, поскольку часть балкона примыкает к выходу из главного зала, а часть – к окну с видом на лагуну.
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
«Брутальный» кирпич нижних залов призван напоминать об их прагматической природе. Сейчас в них размещены три видеоигры, поскольку содержательная часть экспозиции посвящена не только реконструкции, но и, по словам организаторов, отвечая на вопрос куратора всей биеннале Хашима Саркиса «Как мы будем жить вместе?», – исследованию новых форм культуры и, в частности, игрового виртуального пространства.
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
«Программа этого года предлагает несколько направлений размышления о новых способах существования культурных институций – в связи с трансформацией самого здания павильона, виртуальными мирами, с которыми нам постоянно приходится иметь дело, и населяющими их сообществами людей. Проект продолжит развивать достигнутое цифровой платформой Open?, выходя за традиционные временные рамки биеннале с помощью онлайн-программы, которая с мая 2020 года идет в цифровом представительстве павильона, на сайте pavilionrus.com, и будет продолжаться вплоть до следующей Биеннале, постоянно расширяя горизонты и вовлекая новых участников, находящихся далеко за пределами садов Джардини», – говорится в апрельском пресс-релизе павильона.
Что ж, неплохой получился ответ, учитывая и особенности прошедшего года, и специфику подхода, заявленного комиссаром и куратором. Как мы будем жить вместе? – С закрытыми границами, практической невозможностью поехать в Венецию, все больше погружаясь в пространство виртуального общения и видеоигр? А может, так и надо? Немного передергивает. А кого-то нет.
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Ну да исследование есть исследование, хотя чудится за всеми этими заявлениями, также как и (предположим, что намеренно) диковато-неудобным дизайном сайта то ли ирония, то ли сарказм, – впрочем, поймать его за хвост, вывести на чистую воду никак не получается... Что нормально, если не сказать почти обязательно, для современного искусства. Не все высказываются так ясно, как Pussy Riot, демонстрация в защиту которых, помнится, проходила в 2012 году перед русским павильоном. Многие высказываются иначе: то ли есть, то ли нет, что на поверхности – очевидно, а что хотели сказать – не всегда так ясно, и даже неясно, есть ли они там, эти слои, под простым обязательством реконструировать павильон страны на деньги фонда V-A-C небедного человека Леонида Михельсона.
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Заметно, как павильон в появлением нового комиссара Мавики, по совместительству директора V-A-C, эволюционировал в сторону повестки современного искусства: все эти два года с хвостиком он, фактически, готовится к следующей биеннале, – делает реконструкцию, «чистит перья», да и повестка экспозиции, все эти видео-медиа, много ближе арту. Даже смысловые аллюзии, сопровождавшие проект реконструкции, связаны именно с биеннале совриска, а не архитектуры. Поневоле напрашивается вывод, что архитектурные экспозиции не справились с трансляцией правильного образа страны на международной арене – то Сколково покажут как общее пространство, то линию фронта проведут через ВДНХ, и их укрепили итальянским комиссаром от арта и итальянским же куратором. Уж они-то вам построят дворец Трезини, полдюжины окон на запад, полдюжины на восток ©. Впрочем, и не привыкать.
Обзор экспозиции доступен на сайте павильона.