21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции

В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.

mainImg

17-я Международная архитектурная выставка – венецианская биеннале – стартовала 22 мая и продлится до 21 ноября 2021 года. Ее основными площадками традиционно стали Арсенал и сады Джардини, а также крепость Форте-Маргера в Местре, «сухопутной» части Венеции. Выставка проходит под девизом «Как мы будем жить вместе», выбранным куратором Хашимом Саркисом.
Австрия
Платформа «Австрия» / Platform Austria

Австрийская команда в рамках биеннале исследует влияние цифровых платформ на современную архитектуру и градостроительство. Костяк мультимедийной инсталляции составляют фотографии и статьи, созданные 50 приглашенными экспертами. На сайте, посвященном проекту, также представлен «пользовательский» банк с архитектурными фотографиями: любой желающий может добавить снимок в ленту, прокомментировать чужую запись, поставить лайк (или дизлайк).




  • zooming
    1 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © Ugo Carmeni. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции




Бельгия
Составное присутствие/ Composite Presence

«Как мы можем проектировать города вместе?» – так кураторы бельгийского павильона переформулировали тему 17-й биеннале, а в качестве решения предложили «идеальный фламандский город» – архитектурный коллаж, состоящий из 50 макетов зданий, выполненных в масштабе 1:15. Объемные модели воспроизводят реально существующие дома, построенные в течение последних 20 лет в различных районах Фландрии. Снимки макетов и прототипов можно найти здесь.


  • zooming
    1 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции


Великобритания
Сад приватизированных удовольствий / The garden of privatised delights

Экспозиция посвящена общественным пространствам, проблеме их доступности – и в техническом смысле, и в правовом, поскольку многие на первый взгляд публичные территории в реальности находятся в частной собственности, – функциональному наполнению и «правильности» использования.


  • zooming
    1 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    12 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции


Гренада
Со-этос / COethos

Островное Карибское государство впервые принимает участие в венецианской биеннале. В центре экспозиции – здание парламента, построенное в 2018; старое было разрушено ураганом.








Доминиканская республика
Связь/ Conexión

Доминиканская команда, вдохновившись философией ваби-саби, изготовила серию панелей с вкраплениями табачных листьев. Полотна, расположенные вдоль стен нефа англиканской церкви, свидетельствуют о нерушимой связи человека с природой и единстве всего сущего, а интеграция арт-объекта в архитектурное пространство лишний раз напоминает о необходимости поиска компромиссов.










Испания
Неопределенность / Uncertainty

Экспозицию испанского павильона подготовила команда молодых архитекторов с Канарских островов. Они отобрали 34 разнородных по своей сути проекта, объединив тем самым архитектуру с совершенно различными дисциплинами –  музыкой, поэзией, сельским хозяйством и т.д. – ради взаимного обогащения в условиях неопределенности.
  • zooming
    1 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Канада
Города-самозванцы / Impostor Cities

Тема этой национальной выставки – архитектурная идентичность и ее фальсификация в кинематографе (в Канаде снимают по соображениям экономии многие американские фильмы, в которых она играет как роль США, так других точек планеты). Чтобы проиллюстрировать эту концепцию, канадцы обтянули павильон ярко-зеленой тканью, превратив его в фон для съемки в технологии хромакей, а внутри поместили кинозал, где крутится нарезка из фильмов из ТВ-шоу с участием канадских городов.




Латвия
Это не для тебя! Это для здания / It's not for you! It's for the building

Латвийская команда в своем проекте исследует проблему сопротивления человека технологиям. Возведенная ею инсталляция сначала кажется чужеродным организмом или паразитом, прилетевшим из космоса, однако при более близком рассмотрение в ее чертах можно обнаружить «забавного соседа, говорящего на непонятном, но успокаивающем языке».




  • zooming
    1 / 4
    Павильон Латвии «Это не для тебя! Это для здания» (It′s not for you! It′s for the building)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 4
    Павильон Латвии «Это не для тебя! Это для здания» (It′s not for you! It′s for the building)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 4
    Павильон Латвии «Это не для тебя! Это для здания» (It′s not for you! It′s for the building)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 4
    Павильон Латвии «Это не для тебя! Это для здания» (It′s not for you! It′s for the building)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Литва
Литовское космическое агентство представляет: планета людей / Lithuanian Space Agency: Planet of People

Проект выполнен в жанре архитектурной фантастики: по мысли авторов, когда жизнь на планете Земля станет невозможной, оставшимся в живых придется отправиться на искусственную планету, состоящую из человеческих тел. В центре экспозиции находится 3D-сканер, который снимает участников эксперимента и «отправляет» их в космос. Всю неделю (кроме понедельника) проводятся 20-минутыне экскурсии по экспозиции. Зарегистрироваться можно по ссылке.




Люксембург
Дома для Люксембурга / Homes for Luxembourg

Архитектурный проект Gesamtwerk!, придуманный мастерской Studio SNDCA, призван решить жилищный кризис в Люксембурге. Предполагается, что возводить каркасные дома можно будет на любых свободных участках этой небольшой, но чрезвычайно дорогой страны.


  • zooming
    1 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    12 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    13 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Северные страны
Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга / What we share. A model for cohousing
 
Павильон, который делят между собой Норвегия, Швеция и Финляндия, на время биеннале превратился в жилье-кохаузинг. Проект с открытым кодом был разработан норвежским бюро Helen & Hard. Мы подробнее писали об их замысле здесь.




  • zooming
    1 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    12 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    13 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Польша
Проблемы в раю / Trouble in paradise

Большую часть территории Польши (93%) занимает сельская местность, однако живет там всего 40% населения. Авторы проекта обеспокоены будущим польской деревни и ее нынешним полным предрассудков маргинальным положением.




Португалия
В конфликте / In conflict

История, рассказанная в павильоне Португалии, берет начало в 1974, когда страна после Революции гвоздик столкнулась с серьезной нехваткой жилья, однако отголоски этого сложного периода не утихают до сих пор.




Республика Корея
Школа будущего / Future school

Корейский павильон на время фестиваля превратился в «инкубатор радикального мышления», предназначенный  для обмена идеями о построении лучшего будущего. Кампус в Венеции соединен с другими станциями сети Future School, а также с одноименной онлайн-средой. На период с июня по октябрь запланированы семинары, темы и расписание можно найти здесь.


  • zooming
    1 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Сингапур
Собирать (ся): архитектура отношений / To gather: the architecture of relationships

В основе проекта – 16 архитектурных историй, иллюстрирующих разнообразие культур и сообществ, существующее в государственном массовом жилье.  На 10 июня организаторами запланирована презентация проектов, посвященных культуре уличной торговли едой; ее, кстати, включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.




США
Каркас по-американски / American framing

Инсталляция из деревянного каркаса отсылает к американской истории градостроительства. Тип строений, изобретенный в XIX веке, остается популярным и сегодня: более 90% односемейных домов в США все еще имеют деревянный каркас.




Турция
Архитектура как мера / Architecture as measure 
 
Команда позиционирует архитектуру как критерий, который позволяет оценить место человечества на Земле, а также роль отдельно взятого человека в глобальном сообществе.




  • zooming
    1 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    12 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции


Финляндия
Новые стандарты / New standards

Выставка посвящена истории и наследию финского промышленного предприятия Puutalo Oy, основанного в 1940 для производства и продвижения сборных деревянных домов. На сайте павильона опубликована запись панельной дискуссии о стандартизации деревянных домов. К участию к беседе были приглашены представители павильонов США и Северных стран.




  • zooming
    1 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Франция
Сообщества за работой / Communities at work

В работе архитектора Кристофа Ютена значение архитектурных объектов показано через опыт непосредственного проживания: в серии видеороликов загадочный дух путешествует по квартирам, принадлежащим разным людям.






  • zooming
    1 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Швейцария
Oræ – опыт на границе / Oræ – Experiences on the Border

Проект связывает физическую границу государства с ее политическим и социальным значением, создавая новое понимание территории Швейцарии.






Эстония
Площадь! определенно уменьшается / Square! positively shrinking
 
Выставка ставит во главу угла проблему малых городов, столкнувшихся с оттоком населения. Программа павильона посвящена теме улучшения городской среды с акцентом на реконструкцию центральных площадей.










Павильон Эстонии «Площадь! определенно уменьшается» (Square! positively shrinking)
Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Павильон Эстонии «Площадь! определенно уменьшается» (Square! positively shrinking)
Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Бонус:
OMA / Рейнир де Грааф
«Больница будущего» / Hospital of the future

Партнер OMA показал, какой видит больницу будущего: автономной, похожей на театр и, по всей видимости, «удаленной». На биеннале также состоялась премьера одноименного короткометражного фильма.
  • zooming
    1 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © DSL Studio. Предоставлено OMA
  • zooming
    2 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © DSL Studio. Предоставлено OMA
  • zooming
    3 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © DSL Studio. Предоставлено OMA
  • zooming
    4 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © DSL Studio. Предоставлено OMA
  • zooming
    5 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    6 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    7 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    8 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    9 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    10 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA

07 Июня 2021

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Куратор в курсе дела
Руководить XVII венецианской биеннале архитектуры в 2020 году будет ливанский и американский архитектор и педагог Хашим Саркис.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.