21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции

В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.

mainImg

17-я Международная архитектурная выставка – венецианская биеннале – стартовала 22 мая и продлится до 21 ноября 2021 года. Ее основными площадками традиционно стали Арсенал и сады Джардини, а также крепость Форте-Маргера в Местре, «сухопутной» части Венеции. Выставка проходит под девизом «Как мы будем жить вместе», выбранным куратором Хашимом Саркисом.
Австрия
Платформа «Австрия» / Platform Austria

Австрийская команда в рамках биеннале исследует влияние цифровых платформ на современную архитектуру и градостроительство. Костяк мультимедийной инсталляции составляют фотографии и статьи, созданные 50 приглашенными экспертами. На сайте, посвященном проекту, также представлен «пользовательский» банк с архитектурными фотографиями: любой желающий может добавить снимок в ленту, прокомментировать чужую запись, поставить лайк (или дизлайк).




  • zooming
    1 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © Ugo Carmeni. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 10
    Павильон Австрии «Платформа «Австрия»» (Platform Austria)
    Фото © AFP | Andrea Ferro Photography. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции




Бельгия
Составное присутствие/ Composite Presence

«Как мы можем проектировать города вместе?» – так кураторы бельгийского павильона переформулировали тему 17-й биеннале, а в качестве решения предложили «идеальный фламандский город» – архитектурный коллаж, состоящий из 50 макетов зданий, выполненных в масштабе 1:15. Объемные модели воспроизводят реально существующие дома, построенные в течение последних 20 лет в различных районах Фландрии. Снимки макетов и прототипов можно найти здесь.


  • zooming
    1 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 10
    Павильон Бельгии «Составное присутствие» (Composite Presence)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции


Великобритания
Сад приватизированных удовольствий / The garden of privatised delights

Экспозиция посвящена общественным пространствам, проблеме их доступности – и в техническом смысле, и в правовом, поскольку многие на первый взгляд публичные территории в реальности находятся в частной собственности, – функциональному наполнению и «правильности» использования.


  • zooming
    1 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    12 / 12
    Павильон Великобритания «Сад приватизированных удовольствий» (The garden of privatised delights)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции


Гренада
Со-этос / COethos

Островное Карибское государство впервые принимает участие в венецианской биеннале. В центре экспозиции – здание парламента, построенное в 2018; старое было разрушено ураганом.








Доминиканская республика
Связь/ Conexión

Доминиканская команда, вдохновившись философией ваби-саби, изготовила серию панелей с вкраплениями табачных листьев. Полотна, расположенные вдоль стен нефа англиканской церкви, свидетельствуют о нерушимой связи человека с природой и единстве всего сущего, а интеграция арт-объекта в архитектурное пространство лишний раз напоминает о необходимости поиска компромиссов.










Испания
Неопределенность / Uncertainty

Экспозицию испанского павильона подготовила команда молодых архитекторов с Канарских островов. Они отобрали 34 разнородных по своей сути проекта, объединив тем самым архитектуру с совершенно различными дисциплинами –  музыкой, поэзией, сельским хозяйством и т.д. – ради взаимного обогащения в условиях неопределенности.
  • zooming
    1 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 11
    Павильон Испании «Неопределенность» (Uncertainty)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Канада
Города-самозванцы / Impostor Cities

Тема этой национальной выставки – архитектурная идентичность и ее фальсификация в кинематографе (в Канаде снимают по соображениям экономии многие американские фильмы, в которых она играет как роль США, так других точек планеты). Чтобы проиллюстрировать эту концепцию, канадцы обтянули павильон ярко-зеленой тканью, превратив его в фон для съемки в технологии хромакей, а внутри поместили кинозал, где крутится нарезка из фильмов из ТВ-шоу с участием канадских городов.




Латвия
Это не для тебя! Это для здания / It's not for you! It's for the building

Латвийская команда в своем проекте исследует проблему сопротивления человека технологиям. Возведенная ею инсталляция сначала кажется чужеродным организмом или паразитом, прилетевшим из космоса, однако при более близком рассмотрение в ее чертах можно обнаружить «забавного соседа, говорящего на непонятном, но успокаивающем языке».




  • zooming
    1 / 4
    Павильон Латвии «Это не для тебя! Это для здания» (It′s not for you! It′s for the building)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 4
    Павильон Латвии «Это не для тебя! Это для здания» (It′s not for you! It′s for the building)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 4
    Павильон Латвии «Это не для тебя! Это для здания» (It′s not for you! It′s for the building)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 4
    Павильон Латвии «Это не для тебя! Это для здания» (It′s not for you! It′s for the building)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Литва
Литовское космическое агентство представляет: планета людей / Lithuanian Space Agency: Planet of People

Проект выполнен в жанре архитектурной фантастики: по мысли авторов, когда жизнь на планете Земля станет невозможной, оставшимся в живых придется отправиться на искусственную планету, состоящую из человеческих тел. В центре экспозиции находится 3D-сканер, который снимает участников эксперимента и «отправляет» их в космос. Всю неделю (кроме понедельника) проводятся 20-минутыне экскурсии по экспозиции. Зарегистрироваться можно по ссылке.




Люксембург
Дома для Люксембурга / Homes for Luxembourg

Архитектурный проект Gesamtwerk!, придуманный мастерской Studio SNDCA, призван решить жилищный кризис в Люксембурге. Предполагается, что возводить каркасные дома можно будет на любых свободных участках этой небольшой, но чрезвычайно дорогой страны.


  • zooming
    1 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    12 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    13 / 13
    Павильон Люксембурга «Дома для Люксембурга» (Homes for Luxembourg)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Северные страны
Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга / What we share. A model for cohousing
 
Павильон, который делят между собой Норвегия, Швеция и Финляндия, на время биеннале превратился в жилье-кохаузинг. Проект с открытым кодом был разработан норвежским бюро Helen & Hard. Мы подробнее писали об их замысле здесь.




  • zooming
    1 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    12 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    13 / 13
    Павильон Северных стран «Чем мы делимся друг с другом. Модель кохаузинга» (What we share. A model for cohousing)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Польша
Проблемы в раю / Trouble in paradise

Большую часть территории Польши (93%) занимает сельская местность, однако живет там всего 40% населения. Авторы проекта обеспокоены будущим польской деревни и ее нынешним полным предрассудков маргинальным положением.




Португалия
В конфликте / In conflict

История, рассказанная в павильоне Португалии, берет начало в 1974, когда страна после Революции гвоздик столкнулась с серьезной нехваткой жилья, однако отголоски этого сложного периода не утихают до сих пор.




Республика Корея
Школа будущего / Future school

Корейский павильон на время фестиваля превратился в «инкубатор радикального мышления», предназначенный  для обмена идеями о построении лучшего будущего. Кампус в Венеции соединен с другими станциями сети Future School, а также с одноименной онлайн-средой. На период с июня по октябрь запланированы семинары, темы и расписание можно найти здесь.


  • zooming
    1 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 8
    Павильон Республики Корея «Школа будущего» (Future school)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Сингапур
Собирать (ся): архитектура отношений / To gather: the architecture of relationships

В основе проекта – 16 архитектурных историй, иллюстрирующих разнообразие культур и сообществ, существующее в государственном массовом жилье.  На 10 июня организаторами запланирована презентация проектов, посвященных культуре уличной торговли едой; ее, кстати, включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.




США
Каркас по-американски / American framing

Инсталляция из деревянного каркаса отсылает к американской истории градостроительства. Тип строений, изобретенный в XIX веке, остается популярным и сегодня: более 90% односемейных домов в США все еще имеют деревянный каркас.




Турция
Архитектура как мера / Architecture as measure 
 
Команда позиционирует архитектуру как критерий, который позволяет оценить место человечества на Земле, а также роль отдельно взятого человека в глобальном сообществе.




  • zooming
    1 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    11 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    12 / 12
    Павильон Турции «Архитектура как мера» (Architecture as measure)
    Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции


Финляндия
Новые стандарты / New standards

Выставка посвящена истории и наследию финского промышленного предприятия Puutalo Oy, основанного в 1940 для производства и продвижения сборных деревянных домов. На сайте павильона опубликована запись панельной дискуссии о стандартизации деревянных домов. К участию к беседе были приглашены представители павильонов США и Северных стран.




  • zooming
    1 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    7 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    8 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    9 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    10 / 10
    Павильон Финляндии «Новые стандарты» (New standards)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Франция
Сообщества за работой / Communities at work

В работе архитектора Кристофа Ютена значение архитектурных объектов показано через опыт непосредственного проживания: в серии видеороликов загадочный дух путешествует по квартирам, принадлежащим разным людям.






  • zooming
    1 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    2 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    3 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    4 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    5 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
  • zooming
    6 / 6
    Павильон Франции «Сообщества за работой» (Communities at work)
    Фото © Francesco Galli. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Швейцария
Oræ – опыт на границе / Oræ – Experiences on the Border

Проект связывает физическую границу государства с ее политическим и социальным значением, создавая новое понимание территории Швейцарии.






Эстония
Площадь! определенно уменьшается / Square! positively shrinking
 
Выставка ставит во главу угла проблему малых городов, столкнувшихся с оттоком населения. Программа павильона посвящена теме улучшения городской среды с акцентом на реконструкцию центральных площадей.










Павильон Эстонии «Площадь! определенно уменьшается» (Square! positively shrinking)
Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции
Павильон Эстонии «Площадь! определенно уменьшается» (Square! positively shrinking)
Фото © Andrea Avezzù. Предоставлено дирекцией архитектурной биеннале в Венеции



Бонус:
OMA / Рейнир де Грааф
«Больница будущего» / Hospital of the future

Партнер OMA показал, какой видит больницу будущего: автономной, похожей на театр и, по всей видимости, «удаленной». На биеннале также состоялась премьера одноименного короткометражного фильма.
  • zooming
    1 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © DSL Studio. Предоставлено OMA
  • zooming
    2 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © DSL Studio. Предоставлено OMA
  • zooming
    3 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © DSL Studio. Предоставлено OMA
  • zooming
    4 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © DSL Studio. Предоставлено OMA
  • zooming
    5 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    6 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    7 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    8 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    9 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA
  • zooming
    10 / 10
    Проект Рейнира де Граафа/OMA «Больница будущего» (Hospital of the future)
    Фото © Riccardo de Vecchi. Предоставлено OMA

07 Июня 2021

Похожие статьи
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Куратор в курсе дела
Руководить XVII венецианской биеннале архитектуры в 2020 году будет ливанский и американский архитектор и педагог Хашим Саркис.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.