Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.05.2021

Павильон готов

Юлия Тарабарина
Объект:
Павильон России в Джардини: реконструкция
Адрес:
Италия, Венеция.
Мастерская:
KASA
Авторский коллектив:
KASA. При участии венецианского архитектурного бюро MAP, инженерно-проектной компании TTE (Tecnobrevetti Team Engineering) и студии 2050+.

Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.

Главной темой российского павильона на биеннале архитектуры его комиссар, Тереза Иароччи Мавика, и куратор, Ипполито Пестеллини Лапарелли, сделали реконструкцию здания, построенного по проекту А.В. Щусева в 1914 году. К конкурсу были приглашены молодые архитекторы, выиграл проект Александры Ковалевой и Кея Сато, они же – российско-японское бюро KASA (другие конкурсные проекты представлены здесь). Проект был доработан и реализован при участии бюро 2050+, принадлежащего куратору павильона Ипполито Лапарелли, а также MAP Studio и TTE.

Идея реконструкции как главного сюжета архбиеннале была заявлена в конце 2019 года, планировалось, что прямо на биеннале молодые архитекторы будут проектировать преображение павильона под способствующие раскрытию креативных кластеров в сознании танцы столь же молодых перформансистов, но из-за пандемии проект пришлось разработать удаленно – да и график всех биеннале сдвинулся на год, сейчас вместо биеннале современного искусства проводится архитектурный фестиваль. 

Фасад со стороны аллеи Джардини. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фасад со стороны аллеи Джардини. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

Мы достаточно подробно рассказывали о проекте реконструкции павильона. Повторим вкратце: реконструирован балкон с видом на лагуну, так что его теперь можно смело открывать для посетителей, раскрыты все заложенные в течение XX века окна, в нижней стене северного зала проделан новый вход в виде трех арок, в том же зале пол советского времени заменен на новый балкон с лестницей и возможностью временно разделять пространство на два яруса сборно-разборным полом.
Вид с балкона на лагуну. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Вид с балкона на лагуну. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

В верхнем ярусе стены стали белыми, а пол – паркетным, как у Щусева, в нижнем ярусе, который в имперские времена служил складом и лишь позднее был превращен в дополнительное выставочное пространство, очистили стены до кирпича и раскрыли все возможные проемы, сделав доступным для публики, в числе прочего, пространство под террасой, которое ранее никогда выставочным не было. Фасадам вернули первоначальный зеленый цвет, замененный на желтый после войны. Цвет восстановили по исследованиям остатков краски. 
Вид из двери центрального зала на лагуну. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021 Фотография © Марко Каппеллетти
Вид из двери центрального зала на лагуну. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021 Фотография © Марко Каппеллетти
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

Высоту пола в главном зале, повышенную при советской реконструкции, сохранили, так что ступеньки, разделяющие южный и центральный зал,  сохранились. При главном входе появился лифт, обеспечивший доступ для МГН. 
Первый (южный) зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Первый (южный) зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

Отверстие в центральном зале, по словам кураторского послания, «избавиться от винтовой лестницы 2016 года», но сохранилось как трансформируемый люк, который может полностью слиться с плоскостью пола, может быть закрыт решеткой (как сейчас), а может визуально соединять два яруса между собой. Напомним, что из главного зала теперь можно смело выйти на балкон подышать и полюбоваться лагуной. 
Центральный зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Центральный зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

Авторы проекта, KASA, сопроводили свою реализацию книгой – скорее буклетом, иллюстрированным в духе наивной графики, подобной той, которой ранее была украшена подача проекта. В книге больше 70 страниц, но не так много букв, даже совсем мало, архитекторы представляют ее скорее как эмоциональное осмысление проекта, хотя планы и разрезы присутствуют – все в том же рисованном виде. Плюс рассуждения о свете и тьме, разбитой и склеенной чашке, о дедовском доме в деревне – полный лирический набор. Очень похоже на детскую книжку. Ближе к концу высказывается надежда на то, что когда-нибудь удастся открыть вход в павильон со стороны лагуны (что маловероятно, поскольку вход в Джардини платный, но эта идея озвучивалась в течение всех двух лет подготовки). Часть рисунков опубликована на сайте павильона.
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
© KASA
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
© KASA
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
Рисованная история реконструкции павильона РФ в Джардини / фрагмент
© KASA

Эмоционально-подкупающие картинки из книги вывешены лентой в центральном зале и образуют, таким образом, ядро экспозиции, указывая, что обновление павильона само по себе служит ключевой частью его выставки. 
Центральный зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Центральный зал. Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

Третий зал, претерпевший наибольшие изменения, получил лестницу-балкон из светлого металла, трансформируемое перекрытие и одну новую опору из архбетона. Авторы подчеркивают, что в этом пространстве теперь целых три уровня, поскольку часть балкона примыкает к выходу из главного зала, а часть – к окну с видом на лагуну. 
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

«Брутальный» кирпич нижних залов призван напоминать об их прагматической природе. Сейчас в них размещены три видеоигры, поскольку содержательная часть экспозиции посвящена не только реконструкции, но и, по словам организаторов, отвечая на вопрос куратора всей биеннале Хашима Саркиса «Как мы будем жить вместе?», – исследованию новых форм культуры и, в частности, игрового виртуального пространства.
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

«Программа этого года предлагает несколько направлений размышления о новых способах существования культурных институций – в связи с трансформацией самого здания павильона, виртуальными мирами, с которыми нам постоянно приходится иметь дело, и населяющими их  сообществами людей. Проект продолжит развивать достигнутое цифровой платформой Open?, выходя за традиционные временные рамки биеннале с помощью онлайн-программы, которая с мая 2020 года идет в цифровом представительстве павильона, на сайте pavilionrus.com, и будет продолжаться вплоть до следующей Биеннале, постоянно расширяя горизонты и вовлекая новых участников, находящихся далеко за пределами садов Джардини», – говорится в апрельском пресс-релизе павильона.

Что ж, неплохой получился ответ, учитывая и особенности прошедшего года, и специфику подхода, заявленного комиссаром и куратором. Как мы будем жить вместе? – С закрытыми границами, практической невозможностью поехать в Венецию, все больше погружаясь в пространство виртуального общения и видеоигр? А может, так и надо? Немного передергивает. А кого-то нет.
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

Ну да исследование есть исследование, хотя чудится за всеми этими заявлениями, также как и (предположим, что намеренно) диковато-неудобным дизайном сайта то ли ирония, то ли сарказм, – впрочем, поймать его за хвост, вывести на чистую воду никак не получается... Что нормально, если не сказать почти обязательно, для современного искусства. Не все высказываются так ясно, как Pussy Riot, демонстрация в защиту которых, помнится, проходила в 2012 году перед русским павильоном. Многие высказываются иначе: то ли есть, то ли нет, что на поверхности – очевидно, а что хотели сказать – не всегда так ясно, и даже неясно, есть ли они там, эти слои, под простым обязательством реконструировать павильон страны на деньги фонда V-A-C небедного человека Леонида Михельсона. 
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Реконструкция павильона России на биеннале в Венеции, 2020-2021 / реализация / 05.2021
Фотография © Марко Каппеллетти

Заметно, как павильон в появлением нового комиссара Мавики, по совместительству директора V-A-C, эволюционировал в сторону повестки современного искусства: все эти два года с хвостиком он, фактически, готовится к следующей биеннале, – делает реконструкцию, «чистит перья», да и повестка экспозиции, все эти видео-медиа, много ближе арту. Даже смысловые аллюзии, сопровождавшие проект реконструкции, связаны именно с биеннале совриска, а не архитектуры. Поневоле напрашивается вывод, что архитектурные экспозиции не справились с трансляцией правильного образа страны на международной арене – то Сколково покажут как общее пространство, то линию фронта проведут через ВДНХ, и их укрепили итальянским комиссаром от арта и итальянским же куратором. Уж они-то вам построят дворец Трезини, полдюжины окон на запад, полдюжины на восток ©. Впрочем, и не привыкать.

Обзор экспозиции доступен на сайте павильона