Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

За стойкость и актуальность

Итальянский и бразильский архитектор Лина Бо Барди (1914–1992) посмертно награждена «Золотым львом» Венецианской биеннале архитектуры.

«Золотой лев» Венецианской биеннале за жизненный вклад в архитектуру входит в число высших мировых профессиональных наград, наряду с Притцкеровской премией и Золотой медалью RIBA. Но всех их присуждают, как правило, ныне живущим мастерам, поэтому случай Лины Бо Барди – из ряда вон выдающийся. Однако прецедент все же был: в 2010 куратор биеннале Кадзуё Сэдзима «рекомендовала» (такова официальная формулировка для выбора лауреата) отметить Кадзуо Синохару (1925–2006), значительно повлиявшего на следующие поколения японских архитекторов. После заявления куратора кандидатуру утверждает совет директоров фонда La Biennale di Venezia, но это, конечно, почти формальный процесс.
 
Хашим Саркис, куратор 17-й венецианской биеннале, которую планировали открыть в мае 2020-го, а теперь надеются провести с конца мая по ноябрь 2021-го, «рекомендовал» Бо Барди, потому что считает ее произведения, карьеру, жизненный путь чрезвычайно актуальными для сегодняшнего дня. Тема этой биеннале звучит «Как мы будем жить вместе», а в работе Бо Барди очень сильно именно социальное измерение. Кроме того, считает Саркис, она была образцом человеческой и профессиональной стойкости, что важно в наше время, когда один кризис непрерывно сменяет другой.
 
Лина Бо Барди в 1947 году
Фото: Пьетро Мария Барди. Предоставлено Instituto Bardi

Начинала римлянка Акиллина Бо в военные годы в Милане, когда возможностей для практики было мало (а в 1943 она лишилась своей совместной с Карло Пагано мастерской, разрушенной бомбардировками), зато ей удалось поработать редактором и критиком в разнообразных журналах, даже возглавить в паре с Пагано «Домус» в 1944, с ним же она выпустила серию книг. После сложных военных и послевоенных лет она столкнулась с темой эмиграции: хотя сама она участвовала в движении Сопротивления, ее муж с 1946-го, куратор и критик Пьетро Мария Барди, был одним из виднейших культурных деятелей фашистского режима, настолько близким к Муссолини, что в демократической Италии ему места не нашлось.
 
zooming
Музей искусства в Сан-Паулу. 1956–1968
Фото: Wilfredor via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons CC0 1.0 Universal Public Domain Dedication

В 1947 они переехали в Бразилию: Барди возглавил как куратор Музей искусства Сан-Паулу (MASP), для которого Бо Барди спроектировала сначала фасад, а затем и новое здание – приподнятое над землей на красных бетонных опорах. Внутри архитектор продумала новаторские экспозиционные приемы, самый известный, с тех пор распространившийся по миру – вертикальные витрины для картин из прозрачного стекла на основании из бетонных кубов.
 
Бо Барди активно работала в столице штата Баия Салвадоре, где спроектировала музеи и театры, оформила целый ряд спектаклей. Там она соприкоснулась с наследием: часто это были именно проекты реконструкции или же нового строительства в историческом контексте.
 
  • zooming
    1 / 3
    Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986
    Фото: Thomas Hobbs via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic
  • zooming
    2 / 3
    Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986
    Фото: paulisson miura via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic
  • zooming
    3 / 3
    Общественный центр SESC – Fábrica da Pompéia в Сан-Паулу. 1977–1986
    Фото: paulisson miura via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic

Но самые «ярко-социальные» ее произведения созданы в Сан-Паулу, в том числе самая знаменитая ее работа – общественный центр  SESC – Fábrica da Pompéia с образовательной, спортивной, культурной, развлекательной и здравоохранительной функциями (НКО SESC c 1940-х и до нашего дня строит и эксплуатирует такие центры), основой для которого стал бывший завод. Еще более радикальна по своей демократичности ее последняя постройка, завершенная уже после смерти автора: здание театра Oficina, где полностью отвергнута «иерархичность буржуазного театра».
 
zooming
Teatro Oficina в Сан-Паулу. 1980–1994
Фото: Igor Marotti via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
zooming
Teatro Oficina в Сан-Паулу. 1980–1994
Фото: Zé Carlos Barretta/Folhapress ILUSTRADA via flickr.com. Лицензия Creative Commons Attribution 2.0 Generic

Бо Барди также издавала журнал Habitat, занималась промышленным дизайном, строила частные дома: в ее окруженном лесом «Стеклянном доме» (Casa de Vidro) сейчас расположен институт Барди, посвященный ей и ее мужу.
 
zooming
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) в Сан-Паулу. 1951
Фото: Lucas Medeiros via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
zooming
«Стеклянный дом» (Casa de Vidro) в Сан-Паулу. 1951
Фото: Igor Marotti via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International

Именно этот Instituto Bardi выступил сейчас «заместителем» Бо Барди, откликнувшись на награждение не только словами благодарности, но и предупреждением: «Мы надеемся, что биеннале 2021 года вместо того, чтобы раздуть ее популярность как иконы архитектуры, поможет еще лучше поместить в контекст и рассказать о глубине критического взгляда на мир Лины Бо Барди – она всегда заботилась о наименее представленных в культуре социальных группах, никогда не забывала о важности [социального, этнического, культурного] разнообразия в искусстве и архитектуре, была сторонницей междисциплинарного подхода к архитектуре, соединяющего людей из самых разных слоев».

10 Марта 2021

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Жизнь на биеннале
Скандинавский павильон на ближайшей венецианской биеннале превратится в экспериментальное жилье-кохаузинг по замыслу норвежских архитекторов Helen & Hard при участии восьми жильцов из их «коммунального» дома в Ставангере.
Куратор в курсе дела
Руководить XVII венецианской биеннале архитектуры в 2020 году будет ливанский и американский архитектор и педагог Хашим Саркис.
Технологии и материалы
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.