Ответы нужны срочно: выставка закрывается, участники группы НЭР неумолимо уходят от нас. В процессе подготовки выставки мы потеряли возможность спросить о чем-то важном троих участников НЭРа – Станислава Садовского, Валентина Скачкова и Илью Лежаву, незримое присутствие которого почти физически ощущалось в «Руине» всеми, кто был с ним знаком.
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Обложка
Предоставлено авторами
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами
К радости исследователя сегодняшнего и пользе исследователя будущего, осталась книга. Она издана к выставке, но это не каталог. В книге собраны тексты историков архитектуры – Жана-Луи Коэна и Марии Пантелеевой, сокуратора выставки Александры Гутновой и важнейших непосредственных участников НЭРа, в том числе ушедших в лучший мир Алексея Гутнова и Ильи Лежавы.
Конечно, это не первая книга о НЭРе. Первая – «Новый элемент расселения: на пути к новому городу»– была написана самими архитекторами и издана еще в 1966 году, когда НЭР находился в своей первой, столь же яркой, сколь и не проработанной относительно дальнейшего развития, фазе. Она была быстро переведена на итальянский, английский и испанский языки. НЭР стал частью мировой истории градостроительной мысли. За первой публикацией десятилетие спустя последовала вторая – в 1977-м вышла книга Лежавы и Гутнова «Будущее города». В ней концепция НЭРа дозрела до полноценной градостроительной теории.
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами
Вышедшее к выставке издание «НЭР. Город будущего» – безусловно, отдельное и значимое событие. Собранные в ней тексты раскрывают НЭР из сегодняшнего дня, из времени, когда авторы, с одной стороны, уже знают, чем все закончилось, с другой – беспрепятственно могут рассматривать «большое – на расстояньи», без того идеологического давления, которому постоянно подвергались сами НЭРовцы и которое им удавалось столь успешно оставлять за периметром своего творческого и интеллектуального процесса.
Эссе Жана-Луи Коэна «НЭР – отрывки из истории и воспоминаний» – очень личный текст, но оттого не становящийся менее научным. Коэн наконец-то дает ответ на один из первых вопросов о НЭРе – что же они знали, на кого опирались, какие книги лежали у них на столах, где их корни? Как они связаны со своими предшественниками и современниками? Перемежая личные воспоминания о встречах и беседах с участниками НЭРа, первая из которых состоялась в 1974 году, с анализом развития теории западного градостроительства в XX веке, Коэн точно встраивает НЭР в международный контекст, отдавая должное его уникальности.
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами
Поэтапная история НЭРа изложена в главе «Новый лексикон города» Марии Пантелеевой. Отдельное внимание куратор выставки уделяет темам, почти не представленным в экспозиции – социальной составляющей идей НЭРа и отношению проектов группы к проблемам экологии, которой не было принято уделять внимание в Советском Союзе и которая уж точно была темой из далекого будущего в 1960-70-е годы.
Мария Пантелеева подробно разворачивает весь процесс эволюции идей НЭРа. Трансформация теоретических предложений и параллельная работа над новыми визуальными образами на протяжении всей жизни НЭРа наконец-то подробно изучены и «разложены по полочкам» для читателя, получившего возможность в сжатом виде проследить всю логику обширного и протяженного по времени процесса.
В эссе подробным образом анализируется методологические подходы группы НЭР – то, что не было сделано ранее никем хоть сколько-нибудь системно, и то, что составляет главную сущность этого явления.
Мария Пантелеева, Саша Гутнова. НЭР: Город будущего. Турин, Италия, 2018. Разворот
Предоставлено авторами
Три последних текста в книге принадлежат перу непосредственных участников НЭРа – Илье Лежаве и Алексею Гутнову, стоящим у его истоков, и Александру Скокану, присоединившемуся к группе в конце 1960-х. Лежава подробно объясняет идею русла – одну из центральных для НЭРа, которую он продолжал разрабатывать вплоть до последних лет, а через идею русла – всю концепцию формирования линейных систем расселения, придуманную членами группы НЭР в конце 1960-х и применимую, в первую очередь, к странам с огромными территориями – таким, как бывший СССР или сегодняшняя Россия.
Написанный в середине 1980-х годов и ранее не публиковавшийся текст Алексея Гутнова читается почти как сегодняшний. Он посвящен экологическому городу – теме, которую НЭРовцы подняли и осмыслили едва ли не первыми в СССР в конце 1950-х годов. И они же первыми в Советском Союзе стали рассматривать город и шире – мир – как единую систему, повлиять на все составляющие которой может даже взмах крыльев бабочки. Здесь невольно вспоминается графическое изображение «бабочки» – план застройки НЭРа 1968-го года, одного из центральных экспонатов выставки. Именно этот рисунок, по воспоминанию куратора выставки Александры Гутновой, стал отправной точкой для всей проделанной работы по возвращению НЭРа в сегодняшний мир актуальных дискуссий. Возвращение прошло успешно.