Картинная галерея как военный мемориал

Старая Пинакотека Мюнхена – пример монумента-реконструкции за полвека до Нового музея Чипперфильда.

Автор текста:
Елизавета Эбнер

mainImg
Архи.ру продолжает серию публикаций об «историческом облике» здания, вариантах его сохранения, восстановления и трактовки.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Старая Пинакотека Мюнхена – уникальное здание с потрясающей историей. С начала ее строительства в 1826 судьба богатейшего музея Баварии и одной из старейших публичных картинных галерей Европы была не такой, как у других музеев того времени.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Начнем с того, что в Баварии было принято строить картинные галереи исключительно при дворцах и замках, и публика была поражена, когда король Людвиг I выбрал для новой галереи слабо населенный мюнхенский район Максфорштадт – сейчас, кстати, один из самых престижных в баварской столице. Стиль здания Пинакотеки – неоренессанс, подражающий Высокому Возрождению – архитектурный манифест, подчеркивающий, что музей не только «дом истории искусства», но и «история искусства» сам по себе.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Во главе проекта Старой Пинакотеки стояли два человека: архитектор Лео фон Кленце и ее будущий директор Йоханн Георг фон Диллис. И многие принципы, которые сегодня кажутся очевидными для любого специалиста музейной сферы, тогда были придуманы и применены впервые именно этими людьми: деление на большие экспозиционные пространства и небольшие выставочные кабинеты, достаточно яркое естественное освещение интерьера, верхний свет, который подчеркивает красоту картины, но падает так, чтобы не ослеплять зрителя. Другие безусловно новаторские для того времени идеи, которые были учтены при проектировании Пинакотеки – это постоянные климатические условия и защита экспонатов от пыли.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Людвиг I считал, что искусство принадлежит не только ему, но и всему народу, поэтому галерея, что тоже было необычно, сразу была сделана общественной с бесплатным входом в воскресенье (эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня). Горожане, впрочем, не сразу оценили великодушие монарха: поначалу их самый большой интерес вызывал небольшой сад с лужайками вокруг Пинакотеки, куда семьи приходили на пикник. Запрещать пикники не стали, надеясь что люди со временем обратят внимание и на музей, пойдут именно туда и приобщаться, наконец, к «высокому».
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
 
Прошло много времени после эпохи короля Людвига I, Кленце и Диллиса, когда, после конца Второй мировой войны, здание оказалось полуразрушенным. Надо отдать должное немцам: они предполагали подобное развитие событий, и еще в самом начале войны профессор Отто Мейтингер начал делать подробные чертежи всех зданий в Мюнхене, чтобы впоследствии потомки могли в точности воспроизвести историческую застройку. Так что, когда архитектор Ханс Дёльгаст начал реконструкцию Пинакотеки и предложил показать «шрамы войны», выделив реконструированные части фасадов и интерьера галереи стилистически и материалом, то архитектурные власти Баварии были очень недовольны и настаивали на критическом подходе к сохранению исторического наследия. С их точки зрения, Старая Пинакотека была «…историческим событием сама по себе и должна быть оставлена потомкам в том виде, в котором была изначально задумана».
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Впрочем, были и другие мнения, как например то, что «…предложения заменить реставрацию Дёльгаста оригинальной версией напоминают трусливые попытки закрыть для публики Дахау потому, что это, якобы, наносит ущерб туризму в стране» или «…должно ли все действительно выглядеть так, как будто ничего не произошло после катастрофы, от которой мы только что с трудом освободились?».
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

В конце концов, реконструкция Дёльгаста стала свершившимся фактом и, как позже признался архитектор, его лучшей работой. Память об исторических событиях была сохранена, несмотря на все попытки обойти острые вопросы прошлого или скрыть их. В 1957 Старая Пинакотека была открыта для посетителей после реконструкционных работ, длившихся 4 года. Разрушенные войной части фасадов были подчеркнуты, но не нарочито, а очень корректно, показывая разницу между двумя разными историями: архитектурной и той, к которой принадлежала разрушившая здание страшная бомбардировка.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Стоит отметить, что Дёльгаст выполнил не только проект реконструкции фасадов, но и интерьера пинакотеки. Он стал автором прекрасной парадной лестницы, которая, кажется, вернула былое величие зданию и, в тоже время, стала символом демократической открытости. Историки архитектуры оценивают Старую Пинакотеку как прекрасный пример классической немецкой архитектуры периода послевоенного восстановления.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Старая Пинакотека сегодня входит в музейный комплекс, состоящий также из Новой Пинакотеки и Пинакотеки Современности. Невооруженным глазом нелегко заметить разницу между реконструированной частью и той, что была изначально, и в большинстве случаев туристы ее не видят. И, не умаляя архитектурных достоинств проекта Дёльгаста, стоит подчеркнуть: как важна была эта реконструкция как шаг, продемонстрировавший, что прошлое, даже если оно не так красиво, как бы хотелось, нельзя скрывать, и что для потомков значительно важнее тщательной исторической реставрации – помнить об ошибках прошлого и не допускать подобного в будущем.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

У одного из боковых фасадов музея стоит не сразу обращающая на себя взгляд скульптура юноши, держащего под уздцы коня. Она, изрешеченная пулями, была оставлена напоминанием о страшной войне – так же, как и Старая Пинакотека.
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

28 Мая 2014

Автор текста:

Елизавета Эбнер
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Сейчас на главной
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».