Картинная галерея как военный мемориал

Старая Пинакотека Мюнхена – пример монумента-реконструкции за полвека до Нового музея Чипперфильда.

Автор текста:
Елизавета Эбнер

mainImg
Архи.ру продолжает серию публикаций об «историческом облике» здания, вариантах его сохранения, восстановления и трактовки.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Старая Пинакотека Мюнхена – уникальное здание с потрясающей историей. С начала ее строительства в 1826 судьба богатейшего музея Баварии и одной из старейших публичных картинных галерей Европы была не такой, как у других музеев того времени.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Начнем с того, что в Баварии было принято строить картинные галереи исключительно при дворцах и замках, и публика была поражена, когда король Людвиг I выбрал для новой галереи слабо населенный мюнхенский район Максфорштадт – сейчас, кстати, один из самых престижных в баварской столице. Стиль здания Пинакотеки – неоренессанс, подражающий Высокому Возрождению – архитектурный манифест, подчеркивающий, что музей не только «дом истории искусства», но и «история искусства» сам по себе.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Во главе проекта Старой Пинакотеки стояли два человека: архитектор Лео фон Кленце и ее будущий директор Йоханн Георг фон Диллис. И многие принципы, которые сегодня кажутся очевидными для любого специалиста музейной сферы, тогда были придуманы и применены впервые именно этими людьми: деление на большие экспозиционные пространства и небольшие выставочные кабинеты, достаточно яркое естественное освещение интерьера, верхний свет, который подчеркивает красоту картины, но падает так, чтобы не ослеплять зрителя. Другие безусловно новаторские для того времени идеи, которые были учтены при проектировании Пинакотеки – это постоянные климатические условия и защита экспонатов от пыли.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Людвиг I считал, что искусство принадлежит не только ему, но и всему народу, поэтому галерея, что тоже было необычно, сразу была сделана общественной с бесплатным входом в воскресенье (эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня). Горожане, впрочем, не сразу оценили великодушие монарха: поначалу их самый большой интерес вызывал небольшой сад с лужайками вокруг Пинакотеки, куда семьи приходили на пикник. Запрещать пикники не стали, надеясь что люди со временем обратят внимание и на музей, пойдут именно туда и приобщаться, наконец, к «высокому».
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
 
Прошло много времени после эпохи короля Людвига I, Кленце и Диллиса, когда, после конца Второй мировой войны, здание оказалось полуразрушенным. Надо отдать должное немцам: они предполагали подобное развитие событий, и еще в самом начале войны профессор Отто Мейтингер начал делать подробные чертежи всех зданий в Мюнхене, чтобы впоследствии потомки могли в точности воспроизвести историческую застройку. Так что, когда архитектор Ханс Дёльгаст начал реконструкцию Пинакотеки и предложил показать «шрамы войны», выделив реконструированные части фасадов и интерьера галереи стилистически и материалом, то архитектурные власти Баварии были очень недовольны и настаивали на критическом подходе к сохранению исторического наследия. С их точки зрения, Старая Пинакотека была «…историческим событием сама по себе и должна быть оставлена потомкам в том виде, в котором была изначально задумана».
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Впрочем, были и другие мнения, как например то, что «…предложения заменить реставрацию Дёльгаста оригинальной версией напоминают трусливые попытки закрыть для публики Дахау потому, что это, якобы, наносит ущерб туризму в стране» или «…должно ли все действительно выглядеть так, как будто ничего не произошло после катастрофы, от которой мы только что с трудом освободились?».
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

В конце концов, реконструкция Дёльгаста стала свершившимся фактом и, как позже признался архитектор, его лучшей работой. Память об исторических событиях была сохранена, несмотря на все попытки обойти острые вопросы прошлого или скрыть их. В 1957 Старая Пинакотека была открыта для посетителей после реконструкционных работ, длившихся 4 года. Разрушенные войной части фасадов были подчеркнуты, но не нарочито, а очень корректно, показывая разницу между двумя разными историями: архитектурной и той, к которой принадлежала разрушившая здание страшная бомбардировка.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Стоит отметить, что Дёльгаст выполнил не только проект реконструкции фасадов, но и интерьера пинакотеки. Он стал автором прекрасной парадной лестницы, которая, кажется, вернула былое величие зданию и, в тоже время, стала символом демократической открытости. Историки архитектуры оценивают Старую Пинакотеку как прекрасный пример классической немецкой архитектуры периода послевоенного восстановления.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

Старая Пинакотека сегодня входит в музейный комплекс, состоящий также из Новой Пинакотеки и Пинакотеки Современности. Невооруженным глазом нелегко заметить разницу между реконструированной частью и той, что была изначально, и в большинстве случаев туристы ее не видят. И, не умаляя архитектурных достоинств проекта Дёльгаста, стоит подчеркнуть: как важна была эта реконструкция как шаг, продемонстрировавший, что прошлое, даже если оно не так красиво, как бы хотелось, нельзя скрывать, и что для потомков значительно важнее тщательной исторической реставрации – помнить об ошибках прошлого и не допускать подобного в будущем.
 
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

У одного из боковых фасадов музея стоит не сразу обращающая на себя взгляд скульптура юноши, держащего под уздцы коня. Она, изрешеченная пулями, была оставлена напоминанием о страшной войне – так же, как и Старая Пинакотека.
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
zooming
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова
Старая Пинакотека в Мюнхене. Фото © Елизавета Клепанова

28 Мая 2014

Автор текста:

Елизавета Эбнер
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
«Работа с сопротивлением»
Публикуем отрывок из книги Ричарда Сеннета «Мастер» о постижении сути мастерства – в градостроительстве, инженерном искусстве, стрельбе из лука. Книга вышла на русском языке в издательстве Strelka Press.
Крепости «Красной Вены»
Многочисленные дома для рабочих, построенные в Вене социал-демократическими бургомистрами в 1923–1933, положили начало ее сильной традиции муниципального жилья. Массивы «Красной Вены» – в фотографиях Дениса Есакова.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.