02.03.2009

Архитектурное полотно исторического жанра

В Берлине закончена реконструкция Нового музея.

информация:

Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция

Позднеклассическое здание, построенное в середине XIX в. учеником Шинкеля Фридрихом Штюлером, очень сильно пострадало во время Второй мировой войны – гораздо сильнее, чем любая другая постройка «Музейного острова». Поэтому оно и не было восстановлено в 1950-е годы, как Пергамский или Старый музеи. Но комплексная реконструкция всего ансамбля музеев на острове Шпрееинзель, задуманная в 1990-е годы, потребовала восстановления и этой руины. В проведенном в 1997 конкурсе на проект реконструкции Музейного острова» (и в его составе – Нового музея) победил вариант Дэвида Чипперфильда и архитектора-реставратора Джулиана Харрапа (Julian Harrap), предложивших отреставрировать все, что возможно, но воздержаться от воссоздания несохранившихся частей постройки Штюлера в первоначальном виде.
Новый музей - реконструкция. Фото: Janericloebe via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2
Новый музей - реконструкция. Фото: Janericloebe via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2

Такая позиция нашла своих противников в среде политиков, ученых, неравнодушных к судьбе своего города берлинцев, желавших видеть Новый музей тщательно восстановленным во всем великолепии: с восхваляющими прусского короля иероглифическими надписями на копиях колонн Карнака, с рельефным фризом «Гибель Помпей», с позолотой и фресками. Но архитектору удалось убедить своих оппонентов в том, что бездумное копирование прошлого ничего не даст обновленному Музейному острову и всему Берлину. Напротив, под новенькой гладкой штукатуркой и восстановленными по оригинальным картонам росписями будет погребена настоящая история, сохранение следов которой ставит себе целью любой музей.
Новый музей - реконструкция. Фото: Janericloebe via Wikimedia Commons. Фото находится в общем доступе
Новый музей - реконструкция. Фото: Janericloebe via Wikimedia Commons. Фото находится в общем доступе

В 1999 ЮНЕСКО включило Музейный остров в список Всемирного наследия, и проект Чипперфильда был переработан в соответствии с более жесткими международными правилами; также его радикальность была смягчена в ходе дискуссий с представителями общественности. Впрочем, архитектор, всегда признававший, что любит работать в Германии, видит в активности немцев (в отличие от более равнодушных, по его мнению, британцев) положительный фактор, служащий конечному улучшению проекта.
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция

В ходе работы над планом реконструкции конкретное решение приходилось принимать практически по каждому из помещений: хотя интерьеры пострадали от бомбежек, вызванного ими пожара и последовавших десятилетий воздействия дождя и ветра, немалую часть удалось отреставрировать. Вместе с тем, некоторые части здания были почти уничтожены в войну и позже их снесли во избежание дальнейших разрушений, и поэтому северо-западное крыло и юго-восточный купольный зал были сейчас возведены заново – в характерных для Чипперфильда лаконичных формах с отзвуком классики. Также полностью новое оформление получил центральный вестибюль и два внутренних двора – бывшие Греческий и Египетский. Но даже то, что сохранилось, решено было ни в коем случае не поновлять: целью архитектора и реставраторов было четко показать посетителю, что осталось от постройки Штюлера, а что – дополнение XXI века. Такой подход ясно виден на пятнистом главном фасаде: там сочетаются подлинная каменная облицовка и штукатурка новой кирпичной кладки. Такая же штукатурка покрывает фасад возведенного по современному проекту северо-западного крыла: он повторяет ритм и пропорции членений исторической части постройки, но не пытается ее копировать.
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция

Главный вестибюль лишился росписей, и в пространство его кирпичных стен помещена монументальная парадная лестница из бетона с покрытием из белой мраморной крошкой, а открытые фермы перекрытий напоминают потолки раннехристианских базилик. Единственные сохранившиеся части его оригинального оформления – это ионические колонны, копии опор Эрехтейона. Они оставлены почти нетронутыми – со следами пожара и воздействия природных стихий – и выглядят как экспонаты коллекции музея, пострадавшие от времени, но от этого еще более ценные. Подобного принципа придерживались везде, поэтому не слишком удачные росписи XIX века «под Помпеи» или «а-ля романика» кажутся теперь подлинными произведениями античности или средних веков, которые ничуть не портят значительные утраты.
Новый музей в Берлине - реконструкция
Новый музей в Берлине - реконструкция

В том же стиле, что и главный вестибюль, решены Греческий и Египетский дворы (в последнем также установлена «арт-терраса» для размещения экспозиции) и интерьеры нового крыла. К будущей осени в здание переедут Египетский музей (в коллекции которого – знаменитый бюст царицы Нефертити и другие находки раскопок в Амарне), собрание папирусов и Музей истории первобытного общества.
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция

Превращение здания, отразившего историю Германии последних двух столетий, в аутентичный памятник двух эпох, обладающий при этом несомненными эстетическими достоинствами – это большое достижение не только автора проекта, но немецкого общества в целом. То, что ни чиновники от культуры, ни городские власти не пошли по легкому пути бездумного повторения – или фальсификации – давно утраченных и потерявших изначальный смысл форм – свидетельствует об их смелости и остроте видения. В XIX веке, когда создавался ансамбль Музейного острова, он должен был стать новым Акрополем, не имеющим себе подобных по красоте и пышности храмом культуры. Пруссия ориентировалась на имперское будущее и застраивала Берлин согласно своим амбициям. Последующие полтора столетия изменили многое – или почти все – и стершаяся позолота и потрескавшийся мрамор Нового музея, напоминающие о «нулевом годе», даже более ценны, чем расположенные рядом неплохо сохранившийся Старый музей или тщательным образом отреставрированные Старая Национальная галерея и Музей Боде. Пройдя испытание временем, сооружение Германской империи приобрело то благородство, которое обычно связывают с постройками другой империи – Римской. При этом в проекте Чипперфильда нет романтического увлечения руинами или желания сохранить «шрамы войны», хотя в этом его обвиняли сторонники документально точного воссоздания. Эта постройка – своего рода произведение исторического жанра, но не в академическом духе, а в более современном и многозначном смысле; она вступает с историей в живой диалог, в который оказывается втянут и посетитель музея, она не дает забыть прошлое, не дает повернуться к нему спиной – но самим фактом своего существования она открывает путь в будущее.

Официальное открытие Нового музея в Берлине состоится 16 октября 2009 года.
Новый музей в Берлине - реконструкция Дэвида Чипперфильда
Новый музей в Берлине - реконструкция Дэвида Чипперфильда
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей - реконструкция
Новый музей. Восточный фасад. Проект Ф. Штюлера
Новый музей. Восточный фасад. Проект Ф. Штюлера
Новый музей. Восточный фасад. Фото 1964 г.
Новый музей. Восточный фасад. Фото 1964 г.
Новый музей. Западный фасад с обрушившимся крылом. Слева - Пергамский музей. Фото 1964 г.
Новый музей. Западный фасад с обрушившимся крылом. Слева - Пергамский музей. Фото 1964 г.
Новый музей. Вестибюль. Фото 1985 г.
Новый музей. Вестибюль. Фото 1985 г.
«Музейный остров». Проект реконструкции. Общий вид
«Музейный остров». Проект реконструкции. Общий вид

comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Дом Рачофски
Ричард Майер, 1991 – 1996
Дом Рачофски

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
другие статьи