Новодельные фасады

В Берлине определился архитектор нового Городского дворца - Штадтшлосса.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Конкурс на проект сооружения для культурно-общественной организации «Гумбольдт-Форум», которое должны с трех сторон оформлять выстроенные заново фасады барочного дворца Штадтшлосс, завершился победой итальянца Франческо Стелла, последователя Альдо Росси. Его проект получил единогласное одобрение жюри; чтобы подчеркнуть соответствие этого варианта заданию конкурса, второго призового места присуждено не было. Вместе с тем, четыре участника поделили третье место, а еще два проекта были приобретены организаторами.
zooming
Дворец Штадтшлосс. Фото начала 20 в.
zooming
Франческо Стелла. Комплекс «Гумбольдт-Форума»


Следует отметить, что не все архитекторы, представившие свои работы на конкурс, согласились с постановлением Бундестага о том, что новое здание должно иметь фасады, имитирующие исторические (кроме восточного), а также – воспроизводить общую конфигурацию старого здания и часть оформления внутренних дворов, выполненного в начале 18 века по проекту Андреаса Шлютера. Такие «оппозиционные» варианты были выделены жюри в специальную группу, лучшим в которой был признан проект бюро Kühn Malvezzi, получивших за него специальную премию.
zooming
Франческо Стелла. Комплекс «Гумбольдт-Форума»


Объявление результатов конкурса почти совпало по времени с окончанием сноса Дворца Республики – здания Народной палаты, парламента ГДР. Он был выстроен на месте снесенного в 1950 Штадтшлосса во 2-й половине 1970-х, а с 1990 потерял былое значение. Яркий памятник «ост-модернизма», он стал яблоком раздора для властей, архитектурного сообщества и широкой публики. Идея выстроить на его месте дворец-новодел многим казалась неоправданно дорогой и неуместной: художественная и историческая ценность такой постройки была бы сомнительна. Вместе с тем, речь идет об очень масштабных зданиях, определяющих облик всего прилегающего района. Находились сторонники сохранения Дворца Республики, отмечавшие его значение как памятника истории и архитектуры; для других он был ненавистным символом тоталитарного режима. Дополнительными доводами в пользу сноса были как плохое состояние этой постройки (в частности, при ее возведении широко использовался асбест) и сложности с ее приспособлением под новую функцию (хотя недостатка в подобных проектах не было).
zooming
Франческо Стелла. Комплекс «Гумбольдт-Форума»


В итоге, Дворец Республики был за 2006-2008 разобран, а в будущем на его месте должно появиться нечто, напоминающее новую гостинцу «Москва»: за фасадами в стиле барокко будут находиться современные выставочные залы для Государственных музеев Берлина и Университета Гумбольдта, помещения Центральной и региональной библиотеки Берлина, а также пространства для общественных мероприятий. Согласно проекту Стелла, «старинные» фасады будут соседствовать и снаружи, и во дворе с новыми: сдержанными аркадами, колоннадами и расчлененными профилями стенами. Благодаря строгости новых форм стилистического диссонанса не возникает, чего нельзя сказать об идейной стороне дела. Некоторые жители бывшие ГДР старшего поколения видят в сносе Дворца Республики попытку принизить историческое значение этой переставшей существовать страны. А что будет олицетворять для немцев новый Штадтшолосс, пока неясно.
zooming
Франческо Стелла. Комплекс «Гумбольдт-Форума»


Впрочем, в условиях экономического кризиса нельзя быть уверенным в том, что планы германских властей – в 2010 начать строительство комплекса «Гумбольдт-Форума» – будут вообще осуществлены, полностью или частично.
zooming
Kuehn Malvezzi. Конкурсный проект. Специальная премия
zooming
Ханс Колльхофф. Конкурсный проект. 3-я премия
zooming
Kleihues+Kleihues. Конкурсный проект. 3-я премия
zooming
Дворец Штадтшлосс. Фото 1900 г.


02 Декабря 2008

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.