Мимесис* для архитектора

Несколько тенденций прошлогоднего конкурса архитектурной графики: эскиз против пейзажа, жюри против зрителей, интеллектуалы против времени.

mainImg
*Ми́месис, или мимезис,
(др.-греч. μίμησις – подобие, воспроизведение, подражание) –
один из основных принципов эстетики,
в самом общем смысле –
подражание искусства действительности.
Wikipedia

Объявлены результаты конкурса архитектурного рисунка, проведенного проектом Archplatforma.ru при поддержке СМА и фонда Музея архитектурной графики Сергея Чобана. В конкурсе участвовал 271 автор; прежде чем попасть к жюри, работы прошли двухступенчатый отбор: сначала модераторы выбрали из всего присланного на конкурс 435 рисунков, опубликованных на электронной выставке, после чего высказал свои предпочтения экспертный совет, и только затем начало работать жюри, у которого было право предложить любое произведение, отвергнутое экспертами. В результате столь сложносочиненной фильтрации получилось три победителя, по одному в каждой номинации: рисунок с натуры, рисунок к проекту и архитектурная фантазия. Победители получили по 50 тысяч рублей. Судьи, впрочем, не удержались и присудили еще 19 special mentions, почетных дипломов без премий.

Нет сомнений – конкурс на тему, которая волнует архитекторов давным-давно (думаю не ошибусь если скажу что с 70-х годов точно) проведен качественно и профессионально, срез получился представительным хронологически и жанрово, да что там – простое ремесленное качество большинства рисунков делает рассматривание электронной выставки очень увлекательным. Очень многие рисунки чудо как хороши – после такого конкурса очевидно, что архитектурная графика и не думала умирать. Между тем, не умирая, она немного мутирует. Конкурсные работы хорошо показывают – как.

Прежде всего бросается в глаза несовпадение мнения жюри и людей, голосовавших за рисунки на сайте. Даже если мы возьмем за скобки вероятность некоторых дружеских накруток счетчика (если они и есть, то небольшие – программная часть выставки, по-видимому, сделана хорошо, или же ставки были невысоки – интернет-голосование жюри не учитывало), – так вот, даже помимо цифр по числу и тональности комментариев очевидно, что публика ценит одно, а эксперты другое. Зрителям (большинство которых, что достаточно очевидно, профессиональные архитекторы и дизайнеры) нравится классическая, отрисованная до мелочей, миметическая консервативная графика. Жюри выбирает полет фантазии и нефигуративную экспрессию. Которую среди конкурсных работ требуется еще поискать.

Рисунок с натуры
Особенно сложно было обнаружить полет абстракции в номинации рисунок с натуры: на то он и с натуры, чтобы быть миметическим. Логично, что здесь абсолютное большинство работ скрупулезны, некоторые до фотореализма, передача объема кое-где приближается к натюрморту из художественной школы, но это редко, в основном – уверенный штрих, твердая рука, тонкое чувство светотени, легкий романтический флер акварельных оттенков – засмотришься. Определенно лидирует академический импрессионизм с более или менее сильной романтической ноткой. Главные темы: европейские соборы и улочки, шедевры архитектуры, древнерусские церкви, реже – деревенские избы. Жанр – «портрет памятника», реже пейзаж, сюжетный «Самолетик над городом» Анастасии Кузнецовой-Руф (почти что «шарик улетел») выглядит исключением. Но главное – этот джентельменский набор туриста очень тщательно нарисован; в графику вложено много труда и умения, эмоции же, напротив, сдержаны. Восторг перед объектом выражается в самом факте его рисования.
zooming
Abu Dhabi Guggenheim Biennale Park Pavilion, 2007. 5 зрительских голосов в номинации Рисунок для проекта © Юрий Аввакумов
Самолетик над городом. Special mention, 97 голосов © Анастасия Кузнецова-Руф

Жюри, однако, удалось найти в этом пиршестве памятников нечто непохожее на всех и премию получила серия «Свет/тень» архитектора Рубена Аракеляна, посвященная Конду, району трущоб города Еревана. Серия остроумно выполнена на грани абстракции и фотореализма: Аракелян берет тень – впадину случайных очертаний и тщательно рисует все, что оказалось там внутри – доски, ступеньки, старательно игнорируя то, что снаружи, что мотивировало появление тени. Обрывки странной жизни в случайных контурах – клякса на белом листе, в которой глаз постепенно считывает детали, – скрытый сюжет придает рисункам смысла, так что выбор жюри не удивляет.
Серия «Ереван» [свет / тень]. Победитель в номинации «Рисунок с натуры», 57 голосов © Рубен Аракелян
Серия «Ереван» [свет / тень]. Победитель в номинации «Рисунок с натуры», 57 голосов © Рубен Аракелян

Удивительно, как этим акварелям удается балансировать на грани фигуративности: это единственная серия в номинации, где с первого взгляда нельзя понять, что именно нарисовано. Зрительских голосов – 57, в интернет-рейтинге серия Аракеляна располагается где-то посередине ближе к концу. Максимальное количество голосов в этой номинации – 170, набрала серия акварелей готических соборов Инны Диановой-Клоковой (фурор, восторг, специальное упоминание жюри; действительно красивая серия). Если же рассматривать зрительское голосование в целом, то в конце рейтинга расположились рисунки, рука авторов которых нетверда, где еще чувствуется ученическая неуверенность линий. Становится понятно, что зрители голосуют прежде всего за ремесленное мастерство.
Серия «Соборы. Франция». Special mention, лидер голосования (170 голосов). © Инна Дианова-Клокова
zooming
Cерия «Деревенские мотивы». Special mention, 80 голосов © Динара Нуримова
Серия «Архитектурные шедевры мира». 81 голос © Валерий Кочетов
Ростов Великий. Солнечный день. 52 голоса. © Марина Романова (Фасоляк)
zooming
Серия «Шедевры архитектуры». 44 голоса © Ирина Якушева
zooming
Департамент здоровья в Бильбао. 38 голосов © Ксения Федорова
New St. Petersburg. 27 голосов © Евгения Булатова

Рисунок для проекта
С номинацией рисунок для проекта получилось сложнее, ее с самого начала неправильно придумали, включив туда несколько разных жанров. Сейчас рисунок для проекта бывает двух видов: представительский, для подачи – в наше время он служит необязательным декоративным дополнением к трехмерным визуализациям, намекающим заказчику, что его архитектор еще и художник, artist, а не только проектная организация. Второй вид – эскизы, помогающие архитектору думать. Есть еще третий вид, ручные чертежи – дело трудоемкое и сейчас очень редкое; архитектор Владислав Платонов в бюро Олега Карлсона работает именно так.

Так вот, если мы возьмем два основных вида проектной графики, живой в наше время – рисунки-подачи и рисунки-эскизы, – несложно увидеть, что один из них бывает в начале проектирования, а другой в конце, как последняя стадия полировки. Эскизная графика интереснее всего: именно там видно, как рождается мысль; но она редко подлежит экспонированию: как любой рабочий материал, эскизы «пережевываются и перевариваются», их сминают, выбрасывают и рвут. Они редко красивы. Отсюда родился смешанный жанр рисунков «на тему проекта», то есть фактически рисунков, сделанных для подачи, но не аккуратных и красивых, а вольных и имитирующих эскизы. Мне неоднократно приходилось видеть, как архитекторы рисуют эти миниатюры после сдачи проекта – иллюстрации, достающие икону смысла из уже сделанной работы. Могу ошибаться, но мне кажется, что моду эту ввел Ле Корбюзье. Так что объединяя жанры рисунка-подачи и рисунка-эскиза, устроители были не то чтобы неправы. Но, столкнув два жанра неравной весовой категории, они получили быструю и безусловную победу первого: красивой отмывки, рисунка-для-подачи-проекта, о котором все так скучают с тех пор, как закончилась сталинская архитектура.

Фантасты
Зрители проголосовали за тщательное: Ильнар и Резеда Ахтямовы, «Платформа», градостроительная концепция района «Танковое кольцо» в Казани. 140 голосов, натюрмортный карандашный рисунок, фантастические дырчатые башни, которые сделали бы честь компьютерной игрушке, хотя и не дотягивают до голливудского космического кино. Изгибы Захи Хадид, ромбы Нормана Фостера. Трудоемко. Много штриховки. Похожее находим и в номинации архитектурная фантазия: Айсылу Валиуллина, серия «Каньон», 130 голосов. Возвращаемся к проектам: рядом, хотя и ниже по рейтингу – градостроительный узел, Алмаз Валиуллин, 62 голоса, те же фантастические искривления, но меньше штриховки, больше линии. Это какой-то восточный заговор с целью овеществления орнамента… Впрочем, карандашная штриховка придает множеству изгибов консервативную простоту, возвращая в семидесятые, туда, где два мегабайта на диске были доступны только академикам, и то не архитектуры, а остальные работали карандашом. Но выходит более насыщенно и натуралистично, объемно и активно, чем в 1970-е, где было больше обобщения и самокритики, что ли. Интересно почему.
Платформа. Казань. 140 голосов © Ильнар Ахтямов, Резеда Ахтямова
Cерия «Каньон». Special mention, 130 голосов © Айсылу Валиуллина
Градостроительный узел. 62 голоса © Алмаз Валиуллин

Реставраторы
На другом полюсе графика для реставраций и реконструкций, она выглядит органичнее прочих, и ее прототипы еще понятнее, чем у «отроков»-фантастиков. Памятная часовня в честь церкви Успения на Покровке Александры Савенковой – в духе отмывок, которых ох как много в фондах Музея архитектуры. Рисунок тушью Марии Уткиной, дочери Ильи Уткина, в стилистике ранних офортов отца. Красивый лист сделан к проекту реконструкции деревянной колокольни из музея Малые Корелы в рамках проекта возрождения деревянных церквей «Общее дело» – это наполняет его смыслом лучше, чем любой другой сюжет. Но реставрационная графика стоит особняком, держится на крепких ~50 голосах, заметили ее зрители в меру, а жюри не заметило совсем. Не тот жанр.
Часовня. 52 голоса © Александра Савенкова
Возрождение деревянных храмов Русского Севера. 52 голоса © Мария Уткина

Победитель
Серия, победившая в номинации рисунок к проекту в народном голосовании располагается еще ниже – 37 голосов. Рисунки «Пространство музея геологии» Романа Фаерштейна сделаны в 1990 году по мотивам архитектурной концепции, над которой автор работал в конце 1980-х. Иными словами, им больше 20 лет. Роман Фаерштейн родился в 1926 году, ему сейчас 87 лет, он – заслуженный художник РФ, и представитель отнюдь не молодого поколения; он настоящий архитектор-художник 1960-х–1970-х, носитель их стилистики (как бывают носители языка). Его графика отличается. Она – пример жанра «эскиза постфактум», экспрессивного рисунка, чья задача поймать основную мысль уже случившегося проекта и средствами графики объяснить его суть; такой рисунок – знак, иконический слой, то ли помогающий в дешифровке авторского замысла, то ли запутывающий дополнительными смыслами (как и текст описания может объяснить, а может и нарочно запутать). Тему знака поддерживает и любовь Фаерштейна к буквам, в которые он часто вписывает свои композиции. В премированной серии тоже можно найти, хотя и не вполне очевидные, очертания массивных литер-буквиц.
Серия «Пространство Музея геологии». Победитель в номинации «Рисунок к проекту», 37 голосов© Роман Фаерштейн
Серия «Пространство Музея геологии». Победитель в номинации «Рисунок к проекту», 37 голосов © Роман Фаерштейн

Такие ненастоящие эскизы, как рисованное сопровождение-объяснение своих проектов придумали, как уже говорилось, ранние модернисты, ценившие живость свободных линий и пятен, интуитивность случайного росчерка рукой мастера. Подобную графику росчерка используют многие современные звезды, а вот в России она в наше время не распространена; здесь даже первый, подсобный эскиз частенько замучивают светотенью. Сложно сказать, хотелось ли жюри возродить жанр, повернуть сосредоточенных на фигуративности современных рисовальщиков к свежей экспрессии или почтить известного мастера. Но факт – жюри нашло работу, каких мало; точнее даже, выбрало победителем такую серию, которой и на конкурсе-то не должно было быть – ей место в музее, удивительно соревноваться недавним выпускникам и студентам с вещами, сделанными 20 лет назад.

Модернисты
Еще показательнее другой пример: самый настоящий, сделанный до проектирования, эскиз моста Красная горка, нарисованный живым классиком бумажной архитектуры Юрием Аввакумовым в 1997 году на упаковке палочек для еды в японском ресторане, зрители почтили всего лишь 11 голосами – а жюри, перпендикулярно, утешительным special mention. Другой, тоже настоящий эскиз того же классика для проекта павильона в Абу-Даби, публика отметила лишь пятью (!) голосами. «Аэроклуб» Сергея Миненко – тремя, а ведь он тоже получил special mention от жюри.

Среди почти пятисот работ конкурса «настоящих» эскизов-размышлений, рисунков на салфетках оказалось всего только три: меньше процента. А ведь такой рисунок – душа архитектуры, момент личного творчества, его начальная точка. Теоретически предварительных почеркушек здесь должно было быть штук сто, если не больше. Но то ли архитекторы постеснялись их выставлять (что вероятно), то ли модераторы отсекли как халтуру, но на конкурс попала в основном законченная, самоценная графика, графика как произведение. Собственно архитектурный рисунок, подсобный, быстрый и не всегда красивый оказался в абсолютном меньшинстве, и, хотя жюри его нашло и отметило, но зрительское презрение к такого рода вещам надо признать очень показательным. Эскиз, след первого вдохновения автора – оказался никому не нужен, вытеснен пейзажным рисованием, – графикой, строго говоря, не вполне архитектурного свойства, архитекторским хобби.

Можно сказать и иначе. Сroquis как след авторского озарения был королем модернистского проектирования, помешанного на личности. До XX века архитекторы, конечно, делали эскизы, но не показывали их. Тогда главным пунктом архитектурного рисунка «до проектирования» было рисование руин и антиков, помогающее усвоить, перелить в себя пластический язык и знание о форме. Осмелюсь заметить, что этот конкурс даже схемой своих номинаций ориентирован именно на классическую архитектуру, где в начале работы находится рисование образца (номинация рисунок с натуры), в конце – чертеж, фасад (номинация рисунок для проекта). Нечего и удивляться, что «гениальных почеркушек» почти нет. И зрители, и участники радостно подхватили именно классическую схему архитектурного рисунка, отвернувшись от модернистского индивидуализма. В самый последний момент жюри нашло, подняло, отряхнуло от пыли и удостоило своего упоминания пару завалявшихся в углу архитектурных croquis.
zooming
Krasnaya Gorka Bridge, 1997. Special mention, 11 голосов © Юрий Аввакумов
zooming
Cерия «Аэроклуб». 3 голоса, special mention, 3 голоса © Сергей Миненко
zooming
Ле Корбюзье. Эскиз капеллы в Роншане, который Юрий Аввакумов упоминает в аннотации к своим эскизам, предсавленным на конкурс: «Известны эскизы Ле Корбюзье к капелле Роншан – они выглядят так, будто выполнялись с натуры, между тем как сам Корбюзье утверждал, что замысел капеллы возник в его голове сразу, оставалось зарисовать». © fondationlecorbusier.fr

Жюри
Возникает эффект противоположных течений, точнее даже островков, небольших прибрежных скал эскизного, лаконичного, экспрессивного модернизма, и захлестывающей их волны консервативного старательного рисования, поднимающейся приливом и ценимой народом. Замечательное международное (Фуксас, Беркель, Атаянц, Филиппов, Чернихов) жюри с трудом, борясь, уступают, отступают перед волной, фиксируя премиями «пики» – редкие оставшиеся кусочки близкой им модернистской графики.

Впрочем заметим, что собственная графика председателя жюри Сергея Чобана вполне миметична (как и у Сергея Кузнецова, который тоже вошел в жюри); как и листы других русских членов жюри Филлипова и Атаянца (последний своим рисованием антиков прямо наследуют классицистическую традицию рисования руин). Фуксас и Бен ван Беркель – наоборот, рисуют как Нимейер; они же и иностранцы. Из русских рисовальщиков в том же модернистском духе – Левон Айрапетов, он вошел в экспертный совет, который работал прежде жюри. Даже интересно себе представить, каким образом разделились голоса членов жюри. Мы этого не знаем.
zooming
Слева рисунок Массимилиано Фуксаса, слева Бена ван Беркеля / www.moleskine.com, scandinavian-architects.com
zooming
Слева рисунок Максима Атаянца, справа Михаила Филиппова / orlova.cih.ru, nevsepic.com.ua

Архитектурная фантазия
Номинация архитектурная фантазия неожиданно стала точкой примирения жюри с народом: приз получил Сергей Мишин за метафизический город из ящиков на тонких ножках, прорезанных прямоугольными дырами с ведущими в никуда лестницами, он же набрал рекордное для призера число интернет-голосов – 148. Впрочем надо признать, что жюри и тут удалось выбрать одну из самых абстрактных работ в море убедительно-объемной змеистой футурологии, инкрустированном интервенциями арок с колоннами. От настойчиво-пестрых и от энергично-объемных иллюзорных конструкций глаз отдыхает в венецианском тумане Андрея Ноарова (special mention), потихоньку решая для себя, где же там фантастика. Жюри же, даже для своих special mention выбирает вещи пометафизичнее, из нижней части зрительского рейтинга, правильные, многозначительные; арки приемлет только от Артура Скижали-Вейса и Анатолия Белова.

Впрочем надо признать, что в архитектурной фантазии (пиком которой в русском XX веке была «бумажная архитектура») все устроено несколько иначе, чем в архитектурном проектировании: здесь нет того противоречия между эскизом и подачей, которое есть во второй номинации. Архитектурная фантазия живет внутри листа, она сама себе замысел и воплощение. Для более органично и естественно стремление быть убедительной, выстраивание собственного пространства и стремление завлечь зрителя внутрь, приводящее к некоторой агрессивности пространства и формы (пространство проваливается в трехмерность, как Алиса в колодец, а форма, наоборот, оказывается нарочито выпуклой, гиперреальной).
City of towers. Победитель в номинации «Архитектурная фантазия», 148 голосов © Сергей Мишин
Cерия «Каньон». Special mention, 130 голосов © Айсылу Валиуллина
Барокко. Special mention, 103 голоса © Андрей Ноаров
Серия «Образы идеальных городов». Special mention, 100 голосов © Артур Скижали-Вейс
Urban Pattern. Special mention, 68 голосов © Семен Москалик
Один город и три виллы. Special mention, 23 голоса © Александр Рябский

Вокруг сдержанного, «метафизического» выбора профессионалов жюри расцветает пир фигуративности: формы, детали, орнаменты, соскучившиеся быть преступлением и вырвавшиеся на волю. Неомодернистские фантасмагории, арки с колоннами, домики старых городов и бревенчатые срубы а-ля-рюса – все они толпятся, громоздятся и переполняют пространство одинаково энергично. Радость миметического рисования – как радость узнавания, слегка наивна, но сильна и кажется, что жюри со своими поисками тщетно хочет остановить время, как школьная учительница с томиком Пастернака перед классом, который читает Пелевина и Сорокина.
Архитектура наших правнуков. Cерия. Лидер голосования (169 голосов). © Ольга Хураскина
Движение в пространстве. 108 голосов © Евгений Краснов
Куполки. 36 голосов © Дмитрий Сухин
Санкт-Петербургу быть пусту: Арка. 35 голосов © Кирилл Рожков
Атлантида (город под водой). 32 голоса © Диана Суханова
Серия «Сюрреализм архитектуры». 18 голосов © Денис Годына

Богатство натуралистического рисования похоже на впечатление от барочного храма или картины академической школы: «Последний день Помпеи», «Коронование Жозефины», их сотни были написаны в XIX веке на высшей точке мастерства рисовальщика: любой ракурс убедителен, число точно нарисованных тел может быть бесконечным. Вскоре великолепие надоело, и XX век пустился на поиски новых ощущений, тем, образов, индивидуального почерка.

Сейчас мы как будто бы наблюдаем ту же картину с обратной стороны: академическая многодельность отвоевывает позиции; лихой росчерк, вольный и неточный, становится историей. Само по себе это не новость, но за последние 10 лет с развитием компьютерной графики для игр и кино внезапно вновь стало востребовано академическое рисование: люди, способные изобразить орка с топором или космический корабль со всеми деталями вполне натуралистично, для оцифровки, чтобы был реальней, чем в жизни. Рисовать убедительно снова в моде, а эгоистов-индивидуалистов все чаще считают халтурщиками. Волна фигуративности, поддержанная зрительским восторгом от мастерства рисовальщика, от большого количества проделанной работы, захлестывает редкие примеры тонкачества и самовыражения. Ну и пусть. Радость от обретения множества хороших, увлеченных и умелых рисовальщиков – дело важное, как и полный спектр освоенных приемов. Остается ждать, что вырастет на этой плотной, насыщенной почве.
 

22 Января 2014

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...