Эривань в Ереване

По поводу комментариев Андрея Иванова к проекту Левона Варданяна «Старый Ереван».

mainImg
Ереван основан в 782 году до Р.Х. Но тот период его архитектуры, который мы сейчас обсуждаем, относится к ХIХ – началу ХХ столетий, когда город входил в состав Российской империи.

В 1827 году войска генерала Паскевича занимают ереванскую крепость и отвоевывают Восточную Армению у Персии. В следующем, 1828 году по указу императора Николая I образовывается Армянская область с центром в Ереване, куда входят Ереванское и Нахичеванское ханства, а также Ордубадский округ. В русской транскрипции город именуется Эривань (переименован в Ереван в 1936 году). О сохранении фрагментов эриванского периода и идет разговор в двух комментариях Андрея Иванова ("Трансплантация для «Старого Еревана»" и "Стоит ли уподобляться лососям? Старый Ереван уже есть в центре столицы").

Я достаточно хорошо знаком с проблемой, и, добавив немного истории, хочу поделиться своим мнением. Ближе к концу ХIХ века на месте существующей хаотичной, «азиатской» застройки началось возведение города с регулярным планом (несколько центральных улиц, в том числе и образующие проектируемый квартал, были построены только в 1900 году). Сетка улиц прокладывалась с севера на юг по рельефу вниз и вдоль рельефа с востока на запад. Рельеф понижался в сторону каньона реки Зангу (Раздан), на левом берегу которого располагался город. С правого берега, на одном из холмов которого генерал Паскевич удачно расположил свои орудия и атаковал городскую крепость, начинались сады Араратской долины, которая завершалась бесподобной панорамой библейской горы.

Эриванские дома строились из местного камня — однородного податливого черного туфа, и позже, в антураже розово-кремового Еревана ХХ века они начнут так и именоваться — «черными домами» (редко дома строились из красного туфа или из кирпича). В основном, это были одно- и двухэтажные постройки, с тщательно исполненными фасадами со своеобразной интерпретацией классических форм, редко — модерна. В плане обычно прямоугольные или Г- образные, с открытой в сторону двора галереей, на которую выходили жилые помещения. На внутренней территории участка дома был разбит фруктовый сад (как известно, в Араратской долине растут вкуснейшие фрукты, Ереван всегда был знаменит своими садами и идея строительства города-сада для Таманяна была очевидна также и потому).

Каменные дома главным образом принадлежали армянской элите города. Один из таких домов в 1910 году на Назаровской улице построил дед моей матери, врач при эчмиадзинском престоле Карапет Тер-Хачатрянц. Это был не столь роскошный, но очень добротно построенный дом. В его отделке использовались современные материалы, привезенные из Европы.

В 1923 году дома, принадлежащие ереванской буржуазии, были национализированы. Семье моей матери, к примеру, были оставлены две комнаты, в остальные были заселены новые жильцы (после геноцида 1915 года часть спасшихся от турецкого ятагана людей оказалась в Ереване, и в городе возник острый жилищный кризис; Таманян обращает на это внимание в докладных по генплану).

Советское уплотнение стало миной замедленного действия для эриванской застройки. То, что принадлежало одной семье и бережно содержалось, стало ничьим. Дома бессистемно перестраивались, уродовались, по существу, изнутри разрушались.

По генеральному плану Таманяна (утвержден в 1924 г.), прямоугольная сетка плана в основном сохранена, но, естественно, подчинена новой, значительно более крупной и принципиально иной градостроительной концепции столицы Армении. Некоторые считают, что план Таманяна явился «смертным приговором» для эриванской застройки. Это не совсем так.

В мечтах Таманян, несомненно, представлял себе Ереван целостным, в едином созданном им архитектурном стиле. «Он видел, наверное, солнечный город», — скажет Чаренц в стихах, написанных на смерть архитектора. Но Таманян не успел детально спланировать Ереван, а в своих описаниях города он представлял его застроенным домами всего лишь в два-четыре этажа. Он был реалистом. Совмещая план города с существующей застройкой, он наверняка это делал с целью сохранить ценные и пригодные постройки.

В сталинский период, когда взамен национального плана Таманяна был разработан тоталитарный план города (1949 г.), разрушениям подверглись целые улицы. К примеру, была расширена улица Амирян (бывш. Назаровская) и вся левая сторона застройки была снесена (в том числе и дом врача Тер-Хачатрянца).

Сильный удар по эриванской застройке был нанесен в период модернистской реконструкции Еревана, когда был раскрыт Главный проспект, и на значительных пространствах между двумя параллельными улицами было разрушено много «черных домов». Проспект был оформлен в виде бульвара с фонтанами (арх. А. Зарян). На одном из его отрезков сейчас и предполагается осуществить проект «Старого Еревана», собрав здесь по существу все, что осталось от эриванской застройки .

Высказавшись «за» или «против» этого проекта, я на этом поставил бы точку. Но вопрос в том, что вне этого пространства еще остаются старые, полуразрушенные, но несомненно представляющие историческую и художественную ценность дома, которые также предполагается перенести. Т. е. сломать и собрать заново.

Отношение к наследию в целом изменилось в 1980-е год. Наряду с древними памятниками, стали обращать внимание на рядовую застройку городов недавнего прошлого. Был образован исторический заповедник Кумайри (советский город Ленинакан; арх. С. Калашян, С. Григорян), с рядовой застройкой того же периода. В Ереване в первую очередь усилиями М. Гаспарян (исследователь архитектуры ХIХ – нач. ХХ вв.) и Л.Варданяна (автора нынешнего проекта) «черным домам» был придан охранный статус. В список памятников входило, если мне не изменяет память, 172 сооружения, главным образом жилые дома, но в том числе и несколько общественных построек (здание парламента Первой республики, несколько гимназий и др). Это было весьма значимое мероприятие. Но далеко не все в обществе были готовы к восприятию ценности этих построек. Ведь процесс их ветшания и саморазрушения только усиливался, как и контраст с окружающей советской многоэтажной застройкой.

Вспоминаю, я оказался на приеме у известного врача, который узнав, что я работаю в системе охраны памятников, попросил аргументировать ценность «черных домов» и целесообразность их сохранения. Тогда для многих это было совсем не очевидно. Это сейчас каждый старый домик на фоне современных гигантских бездушных построек кажется изящной арабеской. Или опять нет?

Охранив «черные дома» от разрушения, следовало дать градостроительный ответ по поводу их интеграции в контекст ставшей еще более крупной (до 10-11 этажей) застройки. К концу десятилетия по поручению Академии наук я разработал теоретическую концепцию соединения двух пластов города — старого и нового. В основу был положен проект известного модерниста, автора знаменитого летнего зала ереванского кинотеатра «Москва» Спартака Кнтехцяна (в проекте участвовал молодой архитектор Ов. Гурджинян). Это также был проект кинотеатра — для детей. Под его строительство был отведен участок на Главном проспекте, где находилось три «черных дома». По проекту они должны были быть сохранены, отреставрированы, приспособлены для использования, а кинотеатр предлагалось «подвесить» над ними, опирая основной объем в виде перевернутой арки на четыре пилона-«ноги». Таким образом, создавалась двумасштабная композиция. Кинотеатр, вставая вровень с окружающей застройкой, составлял верхний современный масштаб центра Еревана, тогда как внизу своей естественной жизнью продолжал существовать староэриванский слой города.

Это был правильный ход (по этому сценарию были разработаны и другие проекты), но реализация откладывалась. Я много раз выступал в печати в поддержку проекта Кнтехцяна, обобщая его методику и обосновывая необходимость сохранения «старой Эривани». В каком-то году за эти публикации я удостоился награды Союза архитекторов СССР. Но ситуация не менялась (правда, и «черные дома» не рушились, они лишь все более ветшали).

В последнее годы ситуация резко ухудшилась. Самоценность старой застройки подменена ценой земли в центре Еревана. Очень много «черных домов» было
снесено. К примеру, на месте предполагаемого детского кинотеатра построены огромные (даже по отношению к современному Еревану) жилые дома. При этом, сушествуют редкие примеры, когда отдельные, еще существующие старые постройки оказались удачно приспособлены под популярный ресторан и магазин сувениров (показан на фото в материале А. Иванова).
 
Левон Варданян сделал попытку спасти оставшееся, собрав их на едином пространстве. Это идея понравилась бывшему мэру: ведь в этом случае, как говорится, будут «и овцы целы, и волки сыты». Мне не нравится такой подход. В первую очередь, методологически. Он прост и излишне прагматичен. Сориентирован на конкретного или гипотетического застройщика. На его выгоду: понравилось место — можно убрать старую постройку, освободить площадку. Что создает, соответственно, и возможности для коррупции. Но, главное, упрощает само понятие «город». Превращает его в новостройку.

Именно исходя из такого упрощенного отношения к городу тем же бывшим мэром было допущено разрушение предназначенного под музей дома народного архитектора СССР Рафо Исраеляна. Между тем, в квартале художников, где он был расположен, можно было заказать намного более тонко продуманный и многосложный проект, который, я уверен, заключал бы в себе не только большую ценность, но и большую выгоду.
Может показаться, что я противоречу самому себе, когда не ставлю знака равенства между методом Таманяна и действиями современных градостроителей. Однако, это действительно понятия трудносравнимые. Таманян создавал совершенную по пространственному решению модель национального города, можно сказать, разыгрывал сложную шахматную партию, где на пути к победе «шахматист» допускает сознательные жертвы. То, что делается сейчас — это простая игра в шашечки, когда одна фигура «съедает» другую и занимает ее место (или что-то аналогичное современной компьютерной игре).

Почему-то ереванские градостроители идут (или их ведут) по самой простой дороге, заставляя выбирать меньшее из зол (как в данном случае, когда и сам Л. Варданян утверждает, что вынужден заниматься переносом старых зданий). Но это путь очень далекий от современных методов развития старой среды города и фактически ведет к уничтожению старых пластов города. (Правда, это не только «ереванский» путь, а можно сказать: «постсоветский»; он есть в разных формах, в зависимости от конкретной ситуации, во многих бывших советских городах, и, думаю, было бы не бесполезно обсудить эту общую для всех проблему на научной конференции или за круглым столом).

Что я поддерживаю в данном случае — это восстановить все то, что было разрушено. Если, конечно, хотя бы камни фасадов, как нас уверяют, сохранились. Что же касается еще существующих построек, то сохранять все, что осталось на месте. Восстанавливать и приспосабливать к использованию. Как можно было убедиться на примере проекта Кнтехцяна, вполне реально проектировать современные крупные постройки, не растаптывая старые. Но для работы по такой методике нельзя ограничиваться отдельными точечными решениями, пусть даже талантливыми. Необходимо разработать целостный концепт для всего исторического центра, где в единое понимание среды города сольются его старые исторические фрагменты и новые включения. Сегодня в формировании нового градостроительного мышления нуждается и город, и его жители, и профессиональное сообщество. Пока же этого нет, главным условием остается наличие выгодной для застройщика свободной площадки. Либо необходимость ее создания.

Не разрушайте старые здания.

Карен Бальян, профессор МААМ
zooming
Вид Оперного театра в Ереване после превращения района вокруг в парковую зону. Фото предоставлено Кареном Бальяном
Вид района вокруг Оперного театра в Ереване до реконструкции. Фото предоставлено Кареном Бальяном

29 Февраля 2012

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Технологии и материалы
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
Сейчас на главной
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.