С самого начала своего существования «Арх Москва» вручала грамоты участникам. Так делает всякая уважающая себя крупная выставка: тем, кто стремится превратить свой стенд в нечто особенное, вручают дипломы. Надо сказать, что награды «Арх Москвы» котируются достаточно высоко – во всяком случае, многие украшают ими стены. И качество награжденных экспозиций тоже как правило достаточно высокое – еще бы, все-таки выставка архитектурная. Герои награждений, правда, все как-то одни и те же, некоторым из них пора уже не на стены грамоты вешать, а в стопку складывать. Так что прав Григорий Ревзин, который сказал, что по составу главных привычных участников выставка должна называться не ‘next’, а ‘previous’.
Впрочем, молодым и новым в этом году была посвящена вся специальная программа Барта Голдхорна (собственно ‘Next’). О ее победителях и вообще о лауреатах, связанных с этой программой – немного позже, а пока – о «традиционных» лауреатах.
В этом году награждение проходило в вестибюле ЦДХ, перед лестницей, которая показала себя как неплохая разновидность амфитеатра – многие из поколения next уселись на ступеньках. Получилось удачно – микрофоны развернули в эту сторону, и привычные участники-лауреаты «Арх Москвы» обращали все свои речи к этому импровизированному зрительному залу, смиренно называя себя старичками и вообще уверяя окружающих, что им, мол, пора на пенсию. Не без лукавства, признаться – пройдясь по выставке нового поколения и обратив внимание на вывешенные там CV молодежи, несложно убедиться, что почти все поколение ‘next’ работает в бюро тех самых смиренных «старичков», сорока- и пятидесятилетних. Так что сказанным на церемонии словам Александры Павловой («Меганом»), что молодое поколение скоро «вышибет» старое, пока что верится с трудом. Скорее наоборот – все логично: талантливая молодежь работает и учится у лидеров, и одновременно участвует в конкурсах, подобных Next. Классикам жанра, честное слово, нечего опасаться.
Мы уже говорили о том, что в этом году, очевидно из-за кризиса, экспозиция стала легче и лаконичнее. Список дипломов тоже сократился и был приведен к знаменателю начала 2000-х. В нем остались: стенды архитектурных мастерских, коммерческие стенды и некоммерческая экспозиция.
Первое место за архитектурный стенд жюри «Арх Москвы» присудило бюро «Цимайло Ляшенко & партнеры». Он встречает нас при входе в основной зал второго этажа, слева. Если не считать МАО, в архитектурной части этот стенд самый просторный. И, очень, очень лаконичный. Поэтому первая мысль, которая в наше время приходит в голову при взгляде на этот стенд – его авторы демонстрируют, что кризис им не страшен, раз уж выкупили так много места и использовали его с таким роскошным размахом.
На стенде выставлен один проект, подмосковный спа-центр площадью 21 000 кв. метров. Спа-центры бывают разные, но кажется, что это очень большая площадь для такого здания. С таким размахом, а может быть даже и чуточку меньшим, строились их дальние предшественники, римские термы.
Видимо, памятуя о родстве с термами, авторы сделали проект сдержанно-классическим. По меткому замечанию главного редактора «Архитектурного Вестника» Дмитрия Фесенко, он похож на простые колоннады Дэвида Чипперфильда. Впрочем, диплом давали не за проект, а за стенд, то есть за подачу. На макете здания закопаны в обширный игрушечный ландшафт из потрескавшейся глины. Если уж продолжать зарубежные аналогии – заметно, что авторы побывали на венецианской биеннале и уж во всяком случае видели инсталляцию Фрэнка Гери из похожей глины. Гери плюс Чипперфильд. Жюри все это очень понравилось.
Чего нельзя сказать о простых посетителях. Во все дни работы выставки у входа в зал наблюдалась любопытная картина: перед награжденным стендом с растрескавшейся глиной – пусто, ни человека, как будто посетители специально стараются побыстрее пройти мимо. Зато напротив – маленький по площади, перенасыщенный стенд Дмитрия Пшеничникова (четыре макета в разных стилях с подсветкой). Там посетители буквально толпились, что-то их туда притягивало. Вот оно, различие между мнением непрофессионалов и жюри.
Диплом второй степени вполне справедливо получил стенд «Меганома». Он, кстати говоря, по площади почти что не уступал стенду Цимайло и Ляшенко, и тоже выставлял один проект – новую сцену театра на Таганке. Два года назад авторы показывали ее же в «Арх каталоге», но на бумаге. Теперь – макет. Красивый, оранжевый и светится. Он «держит» центр зала и притягивает к себе посетителей. Надо признать, это более удачный способ показать одну вещь – вполне лаконичный, и в то же время увлекательный, не отталкивающий посетителей. Дети были без ума от множества человеческих фигурок и моделей грузовиков в подземных зонах. Как известно, «Меганом» – верный и активный участник «Арх Москвы». В 2007 году они были «архитекторами года», их бессменно приглашали в «Арх каталог», пока его не сменило поколение next, да и собственные стенды «Меганом» постоянно устраивал и как правило получал за них какие-нибудь грамоты.
Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина поздравили с юбилеем мастерской «Поле-дизайн» (ей 10 лет) и наградили дипломом третьей степени за собственный стенд «Поля», состоящий из прозрачных пластиковых скульптур с изображениями их самых известных работ: например, николо-ленивецкого «Уха» и недавней «этажерки». Эти авторы на «Арх Москве», наверное, активнее всех. Сейчас они: авторы идеи ‘next-a’ и эксперты выставки; члены жюри программы ‘next’; а также авторы четырех, в общей сложности, стендов на втором этаже – своего собственного, стенда «Арх-баб» (в виде трех цветных баб, верх которых спрятан в коробку с дырками), стенда «Кориана» (они его не первый год оформляют) и, наконец, стенда компании «Мир паркета».
Этот последний, украшенный вполне натуральным паркетным глобусом, также получил диплом II степени в номинации коммерческих стендов.
Первое место в этой номинации присудили «Садам из камня» от итальянского Института внешней торговли – это большая и сильно надушенная экспозиция, последовательно изображающая все провинции страны. Все вместе рекламировало итальянский камень и выглядело внушительно, хотя и несколько тяжеловесно.
Зато дипломов третьей степени здесь оказалась три: стенду компании «Астарта», на котором из офисных перегородок выстроили проект дизайнера Сергея Скачкова «Блуждающий город», похожий на корабль из какого-нибудь романтического фильма. Еще два третьих места поделили красные стенды с фотографиями очков для плавания от Expoproject – и засаженный живой травкой стенд компании Ante.
И наконец, из некоммерческих экспозиций наградили целиком всю Данию, показавшую два проекта: Моменты архитектуры, посвященную моднейшей, но труднопереводимой теме sustainability архитектуры. Эти устойчивые моменты, как говорилось раньше, были заключены внутри коридора из фанерных ящиков из-под яблок. Вторая экспозиция, показавшаяся многим более забавной, была посвящена внедрению велосипедного движения в городе. Действительно хотелось бы, чтобы в Москве его когда-нибудь «внедрили»… Таким образом, Дания приехала нас поучить, а Италия – у нас подзаработать, продать камня, учитывая любовь русских заказчиков к солидным решениям. Впрочем, это первый опыт «Арх Москвы» по организации национальных «дней», раньше были только тематические.
Помимо традиционных дипломов, появилось несколько, связанных с программой Next - правда, там, где жюри награждало помимо конкурса, оно предпочло наградить всех и никого не выделить. Дипломы вручили всем трем архитектурным школам, представленным на выставке, и авторам всех выставленных (предварительно отобранных для выставки) дипломных работ.